Синтетический и аналитический учет поступления и созданиянематериальных активов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по счету04 «Нематериальные активы» по первоначальной стоимости на основанииакта о приеме-передаче нематериальных активов по форме согласнозаконодательству. Синтетический учет поступления нематериальных активовосуществляют на счетах 08 «Вложения в долгосрочные активы» субсчет«Приобретение и создание нематериальных активов», 04 «Нематериальныеактивы», 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам,работам, услугам», субсчет 2 «НДС по приобретенным нематериальнымактивам», и счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 04 активный, предназначен для получения информации о наличии идвижении нематериальных активов, принадлежащих организации на вещныхправах. Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют впервоначальной оценке. По некоторым видам нематериальных активов сосчета 04 списывают на счета затрат начисленную амортизацию по этимактивам.

При наличии в организации нескольких видов нематериальных активовзначительной стоимости возможно для каждого вида активов открыватьсубсчета в соответствии с классификацией нематериальных активов,принятой в организации, в частности:

04-1 «Объекты интеллектуальной собственности»;

04-2 «Отложенные затраты»;

04-4 «Прочие объекты».

Расходы по приобретению и созданию нематериальных активовотносятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08«Вложения в долгосрочные активы» с кредита расчетных, материальных идругих счетов. После принятия на учет приобретенных или созданныхнематериальных активов они отражаются по дебету счета 04«Нематериальные активы» с кредита счета 08.

Поступление нематериальных активов в порядке исполнения сделкимены (обмена) также первоначально отражают на счете 08 с кредита счета 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами» с последующим учетом по дебету счета 04 скредита счета 08.

Нематериальные активы, внесенные учредителями или участниками всчет их вкладов в уставный капитал, отражаются на счете 08 (по аналогии сосновными средствами).

Нематериальные активы, полученные по договору дарения или инымобразом безвозмездно, необходимо учитывать по рыночной стоимости всоставе доходов организации.

Безвозмездно полученные нематериальные активы приходуются подебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» с кредита счета 98«Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления».

Со счета 08 первоначальная стоимость нематериальных активов списываетсяна счет 04 «Нематериальные активы».

Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов, учтеннаяна субсчете 98-2 «Безвозмездные поступления», в дальнейшем списываетсяежемесячно в размере начисленных сумм амортизационных отчислений пообъекту в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По приобретенным нематериальным активам организации уплачиваютНДС по установленным ставкам.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с Налоговымзаконодательством НДС по приобретенным нематериальным активамучитывается в общеустановленном порядке по дебету счета 18, субсчет«НДС по приобретенным нематериальным активам», в корреспонденции скредитом счетов 60 и 76.

Аналитический учет нематериальных активов осуществляют в карточкеучета нематериальных активов. Карточка применяется для учета всехвидов нематериальных активов. Открывается она на каждый объект вотдельности.

На лицевой стороне карточки указывают полное наименование иназначение объекта, первоначальную стоимость, срок полезногоиспользования, норму и сумму начисленной амортизации, дату постановкина учет, способ приобретения, документ о регистрации и основные сведенияпо выбытию объекта (номер и дата документа, причина выбытия, суммавыручки от реализации).

На оборотной стороне карточки изложена характеристика объектанематериальных активов.

 

41. Учет амортизации нематериальных активов.

Нематериальные активы используются длительное время, и в течениеэтого времени их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится напроизводимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги путемначисления по ним амортизации.

Амортизация как процесс перенесения стоимости объектовнематериальных активов на стоимость производимых (оказываемых) с ихиспользованием в процессе предпринимательской деятельности товаров,работ, услуг включает в себя:

- распределение амортизируемой стоимости объектов нематериальныхактивов между отчетными периодами, составляющими в совокупностирасчетный (ожидаемый) срок службы, рациональным способом, выбранныморганизацией самостоятельно;

- систематическое включение организацией (за исключениембюджетной) относящейся к данному отчетному периоду части стоимостииспользуемых объектов нематериальных активов:

· в затраты на производство с отражением в бухгалтерском учете по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (при условии обособленного учета их коммерческой деятельности) в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»;

· в расходы на реализацию с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов»;

· в прочие расходы по текущей деятельности с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» либо прочие расходы с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с кредитом счетов 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амортизация нематериальных активов».

Разрешенные способы начисления амортизации нематериальныхактивов:

- линейный;

- нелинейный (метод суммы чисел лет и метод уменьшаемого остатка);

- производительный.

По объектам нематериальных активов, не используемым впредпринимательской деятельности, может применяться только линейныйспособ начисления амортизации.

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе — исходя из амортизируемой стоимости объектаи нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезногоиспользования объекта;

при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимостиобъекта на начало года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срокаполезного использования объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) — исходя из натурального показателя объема продукции (работ) вотчетном периоде и соотношения первоначальной стоимостинематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весьсрок полезного использования нематериального актива.

Применение одного из способов начисления амортизации по группеоднородных нематериальных активов производится в течение всего их срокаполезного использования.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают вбухгалтерском учете двумя способами:

а) накоплением начисленных сумм на отдельном счете;

б) путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

При первом способе при начислении амортизации по нематериальнымактивам дебетуют счета издержек производства или обращения (23«Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» идр.) и кредитуют счет 05 «Амортизация нематериальных активов».

 

42. Учет выбытия нематериальных активов.

Основными причинами выбытия нематериальных активов являются ихпродажа, списание вследствие непригодности, безвозмездная передача,передача нематериальных активов в счет вклада в уставные капиталы другихорганизаций.

При выбытии нематериальных активов в результате их продажи,списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизациисписывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» скредита счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимостьнематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочиедоходы и расходы». В дебет счета 91 списываются также все расходы,связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданными безвозмездно переданным нематериальным активам. По кредиту счета 91отражается сумма выручки от продажи или другого дохода от выбытиянематериальных активов.

Финансовый результат от выбытия нематериальных активовформируется на счете 91 и затем списывается со счета 91 на счет 99«Прибыли и убытки». При этом если сумма выручки от продажинематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы,связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 и кредит счета99. Если же остаточная стоимость выбывших нематериальных активов невозмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списываютс кредита счета 91 в дебет счета 99.

При передаче нематериальных активов в счет вклада в уставныекапиталы других организаций и в счет вклада в общее имущество подоговору простого товарищества остаточная стоимость нематериальныхактивов списывается с кредита счета 04 в дебет счета 06 или 58. Суммаамортизации по переданным нематериальным активам списывается в дебетсчета 05 с кредита счета 04.

Превышение согласованной стоимости над остаточной стоимостью попереданным нематериальным активам отражают по дебету счета 58 икредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Обратная разницаучитывается по дебету счета 91 и кредиту счета 06 или 58.

При выявлении недостачи нематериальных активов в результатеинвентаризации накопленные по ним за весь период эксплуатации суммыамортизации и обесценения отражаются по дебету счета 05 «Амортизациянематериальных активов» и кредиту счета 04 «Нематериальные активы».

Остаточная стоимость недостающих нематериальных активов отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» икредиту счета 04 «Нематериальные активы».

Сумма числящегося по недостающим нематериальным активамдобавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенныхпереоценок данных нематериальных активов, отражается по дебету счета 83«Добавочный капитал» и кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)».

Стоимость переданных организацией обособленным подразделениямнематериальных активов, по которой они числились в бухгалтерском учетеорганизации на счете 04 «Нематериальные активы», отражается по дебетусчета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и кредиту счета 04«Нематериальные активы». Накопленные по переданным нематериальнымактивам суммы амортизации и обесценения отражаются по дебету счета 05«Амортизация нематериальных активов» и кредиту счета 79«Внутрихозяйственные расчеты».

Стоимость переданных вверителем доверительному управляющему вдоверительное управление нематериальных активов, по которой оничислились в бухгалтерском учете вверителя на счете 04 «Нематериальныеактивы», отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами икредиторами» (субсчет 76-6 «Расчеты по договору доверительногоуправления имуществом») и кредиту счета 04 «Нематериальные активы».

Накопленные по переданным нематериальным активам суммыамортизации и обесценения отражаются по дебету счета 05 «Амортизациянематериальных активов» и кредиту счета 76 «Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами» (субсчет 76-6 «Расчеты по договорудоверительного управления имуществом»).

 

43. Учет поступления материальных ресурсов.

Для учета запасов применяют следующие синтетические счета:

10 «Материалы»;

11 «Животные на выращивании и откорме»;

15 «Заготовление и приобретение запасов»;

16 «Отклонение в стоимости запасов»;

41 «Товары»;

43 «Готовая продукция»;

забалансовые счета 002 «Имущество, принятое на ответственноехранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары,принятые на комиссию».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

1 «Сырье и материалы»;

2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и

детали»;

3 «Топливо»;

4 «Тара и тарные материалы»;

5 «Запасные части»;

6 «Прочие материалы»;

7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

8 «Временные сооружения»;

9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»;

10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;

11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».

На малых предприятиях все производственные запасы можно учитыватьна одном синтетическом счете 10 «Материалы».

Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценностиподразделяются на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждомунаименованию, сорту, размеру присваивают краткое числовое обозначение изаписывают их в специальный реестр.

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут пофактической себестоимости или по учетным ценам. При учете материалов пофактической себестоимости в дебет материальных счетов относят затраты поих приобретению.

Синтетический учет движения материалов ведется на счете 10«Материалы», к которому открываются субсчета, и зависит от источникапоступления материалов в организацию.

Учет поступления материалов:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Отражено поступлениематериалов от поставщиков насумму без НДС 10 60
2 Отражен НДС, указанный вдокументах поставщика 18 60
3 Учтены транспортно-заготовительные и прочиезатраты по приобретениюматериалов 10 60, 76
4 Отражено поступлениевозвратных отходов изпроизводства 10 20
5 Отражено поступлениематериалов, полуфабрикатовиз вспомогательногопроизводства 10 20, 23
6 Отражено поступлениематериалов от подотчетныхлиц 10 71
7 Принята к учету стоимостьматериалов, полученных отсобственника имущества(учредителей, участников) всчет вклада в уставный фондорганизации 10 75
8 Принята к учету стоимостьматериалов, полученныхорганизацией безвозмездно 10 98
9 Списаны доходы будущихпериодов на доходы по мересписания стоимости материалов на счета учетазатрат на производство,расходов на реализацию 98 90
10 Отражено поступлениематериалов, полученных впроцессе модернизации,реконструкции,дооборудования, достройки,иных работ по капитальнымвложениям 10 08
11 Отражена фактическаясебестоимость материалов,поступивших на склад отбракованных изделий 10 28
12 Отражено поступлениематериалов от списания ипрочего выбытия основныхсредств 10 91
13 Отражена сумма излишковматериалов, выявленных приинвентаризации 10 90

 

44. Классификация материальных ресурсов.

Для правильной организации учета ресурсовважное значение имеют ихклассификация.

Классификация запасов. В зависимости от той роли, которую играютразнообразные ресурсы в процессе производства, их подразделяют наследующие группы:

• сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты икомплектующие изделия, горюче-смазочные материалы, запасные части,тара;

• инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка иприспособления, сменное оборудование, специальная (защитная), форменнаяи фирменная одежда и обувь, временные (нетитульные) сооружения иприспособления;

• животные на выращивании и откорме;

• незавершенное производство;

• готовая продукция;

• товары.

Сырье и основные материалы — предметы труда, предназначенныедля использования в процессе производства продукции и представляющиесобой материальную (вещественную) основу при изготовлении продукции(выполнении работ, оказании услуг).

Покупные полуфабрикаты — это те же сырье и основные материалы,прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще готовойпродукцией.

Комплектующие изделия — это изделия организации поставщика,приобретаемые для комплектования продукции, выпускаемой организацией-изготовителем.

Вспомогательные материалы — материалы, которые используют длявоздействия на сырье и основные материалы, для придания продукцииопределенных потребительских свойств (пищевые красители, вкусовые добавки) или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегченияпроцесса производства (смазочные и обтирочные материалы и т. п.).

Животные на выращивании и откорме — это принадлежащиеорганизации животные: молодняк; взрослые животные, находящиеся наоткорме и в нагуле; птицы; звери; кролики; семьи пчел; служебные собаки;взрослый скот, выбракованный из основного стада для реализации (безпостановки на откорм); скот, принятый от населения для реализации.

Под незавершенным производством понимается продукция, непрошедшая всех стадий и операций обработки, предусмотренныхтехнологическим процессом, а также испытаний и технической приемки.

Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностьюзаконченные обработкой, соответствующие действующим стандартам илиутвержденным техническим условиям, в том числе по комплектности,принятые на склад или заказчиком и снабженные сертификатом или другимдокументом, удостоверяющим их качество.

Товары — это товарно-материальные ценности, приобретенные вкачестве товаров для реализации.

Производственный инвентарь — рабочие столы, верстаки, шкафы,сбруя, орудия лова и др.

Хозяйственный инвентарь — конторская и другая мебель, обстановка(столы, стулья, шкафы и др.), противопожарный инвентарь и др.

Прочие инвентарь и хозяйственные принадлежности — этостоловая посуда и принадлежности, инвентарь социально-культурныхмероприятий, спортивный и туристский инвентарь и др.

К инструментам и приспособлениям общего пользования относятрежущий, абразивный, слесарно-монтажный и подобные им инструменты,измерительные приборы и приспособления.

Временные (нетитульные) сооружения и приспособления — этоприобъектные конторы и кладовые; складские помещения и навесы приобъекте строительства; настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики,ходовые доски, обноски при разбивке здания; сооружения, приспособления иустройства по технике безопасности и т. п.

Специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь— это специальная одежда, предназначеннаядля предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и(или) опасных производственных факторов, а также для защиты отзагрязнения и неблагоприятных температурных условий.

Специальная оснастка и приспособления — это специальныеприспособления, специальное оборудование, которые обеспечивают условия для производства строительных работ, конкретных видов продукции,специфических технологических операций. К ним относят штампы, стапели,деревянную и металлическую опалубку и др. В зависимости от стоимости исрока службы такие специальные средства могут учитываться как в составеосновных средств, так и в составе оборотных активов.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам иделят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы и др.

Указанные классификации ресурсов используются для построениясинтетического и аналитического учета, а также составления статистическогоотчета об остатках, поступлении и расходе сырья и материалов впроизводственно-эксплуатационной деятельности.

 

45. Учет расчетов с поставщиками.

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов (какодно из условий заключаемой сделки) за поставленную продукцию илиоказанные услуги.

На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующиематериальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующихрасходов (20,26,97 и др.).

На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. Приобнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям,несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибоксчет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты попретензиям».

Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета наоплату и отражается у покупателя по дебету счета 18 «Налог на добавленнуюстоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту счета 60.Затраты на оплату процентов по кредитам поставщиков и подрядчиков заприобретенные ценности, выполненные работы и оказанные услугиотражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета60.

Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебетусчета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитовбанка (66,67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженностиперед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.

Помимо указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками иподрядчиками» отражают выданные авансы под закупаемое имущество,суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.

Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учетаденежных средств (51, 52 и др.).

Разницы, возникающие при погашении обязательства в валюте,отличной от валюты обязательства по приобретенному имуществу послеего оприходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счете91 «Прочие доходы и расходы» в качестве доходов или расходов пофинансовой деятельности в зависимости от значения таких разниц.

Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам)также отражают на счете 91 в качестве доходов и расходов по финансовойдеятельности в зависимости от значения курсовых разниц.

Прекращение обязательств (помимо надлежащего исполнения) можетосуществляться по следующим основаниям: при зачете взаимныхтребований, новации, прощении долга, ликвидации юридического лица (ст.378-389 ГК РБ).

Прекращение обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Прощение долга по существу является одним из видов дарения.Прощенная сумма долга является внереализационным доходом для целейналогообложения, но в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 60 икредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

При прекращении обязательств новацией происходит замена одногообязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается;осуществляются отметки в аналитическом учете.

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица ипри списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковойдавности, учитывают по дебету счета 60 и кредиту счета 90 «Доходы ирасходы по текущей деятельности». Списание кредиторской задолженности,по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатампроведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказаруководителя организации.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленномусчету, а расчетов в порядке плановых платежей—по каждому поставщику иподрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечиватьполучение данных о задолженности поставщикам: по расчетным документам,срок оплаты которых не наступил; по не оплаченным в срок расчетнымдокументам; по неотфактурованным поставкам; авансам выданным; повыданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченнымвекселям; по полученному коммерческому кредиту и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группывзаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляетсябухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

 

46. Учет расхода материалов по средней себестоимости и методу ФИФО.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов,списываемых на производство, разрешается производить следующимиметодами оценки запасов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретения запасов (способФИФО).

Применение одного из этих методов по виду (группе) запасовпроизводится исходя из допущения последовательности применения учетнойполитики.

По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке(драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые немогут быть обычным образом заменены на другие.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасовкак частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на ихколичество, соответственно складывающихся из себестоимости и количествапо остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.

Первый и второй способы оценки материальных ресурсов являютсятрадиционными для белорусской учетной практики. В течение отчетногомесяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, поучетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долюотклонений фактической себестоимости материальных ресурсов отстоимости их по учетным ценам.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход —первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партияматериалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене(себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии ит.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материаловза месяц.

Отражение в бухгалтерском учете:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Отражено поступлениематериалов от поставщиковна сумму без НДС 10 60
2 Отражен НДС, указанный впервичном документепоставщика 18 60
3 Перечислено поставщику заматериалы 60 51
4 Списаны материалы,отпущенные на производство 20, 23,25 10

Если учет материалов ведется на счете 10 «Материалы» по учетнымценам, то для учета отклонений фактической себестоимости от учетнойиспользуются счета 15 «Заготовление и приобретение запасов» и 16«Отклонение в стоимости запасов».

В качестве учетных цен на материалы применяются:

• цены приобретения. В этом случае другие затраты, входящие вфактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составетранспортно-заготовительных затрат;

• фактическая себестоимость материалов по данным предыдущегоотчетного периода. В этом случае отклонения между фактическойсебестоимостью материалов отчетного периода и их учетной ценойучитываются в составе транспортно-заготовительных затрат;

• планово-расчетные цены. В этом случае отклонения ценприобретения от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных затрат;

• средняя цена группы. В этом случае разница между фактическойсебестоимостью материалов и средней ценой группы учитывается в составетранспортно-заготовительных затрат. Средняя цена группы устанавливаетсяв тех случаях, когда производится укрупнение номенклатурных номеровматериалов путем объединения в один номенклатурный номер несколькихразмеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительныеколебания в ценах;

• средняя цена каждого наименования материалов. В этом случаевеличина отклонения (разница между фактическими затратами поприобретению материала и его ценой) распределяется пропорциональностоимости списанных (отпущенных) материалов по средним ценам.

Сумма отклонений распределяется пропорционально стоимостиизрасходованных материалов на производство.

Отражение в бухгалтерском учете:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Отражено поступление материалов от поставщиков по фактической себестоимости 15 60
2 Отражена учетная стоимость поступившихматериалов 10 15
3 Списание отклонений в стоимостиматериалов 16 15
4 Отражен расход материалов напроизводство по учетным ценам 20, 23, 25 10
5 Списание отклонений фактическойсебестоимости от учетной цены на производство 20, 23, 25 16

Метод ФИФО, или метод оценки запасов по себестоимости первых повремени закупок, — это метод, при котором независимо от того, из какихзакупок запасы отпущены в производство, сначала списываются запасы посебестоимости первой по времени закупленной партии (с учетом остатка наначало месяца), затем по себестоимости второй партии и т. д. в порядкеочередности, пока не будет получен общий расход запасов за месяц. В этомслучае в остатке оказываются неиспользованные материальные ресурсы постоимости последних закупок, а в себестоимости реализованных товаров,продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времениприобретений.

Отражение в бухгалтерском учете:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Отражено поступление материалов отпоставщиков на сумму без НДС 10 60
2 Отражен НДС, указанный в первичномдокументе поставщика 18 60
3 Перечислено поставщику за материалы 60 51
4 Списаны материалы, отпущенные напроизводство 20, 23, 25, 44 10

Выбор метода ФИФО позволяет в условиях роста цен показыватьпользователям отчетности максимальную величину прибыли. Однако приэтом при формировании оценки запасов организации остатку запасов даетсяоценка, максимально соответствующая условию роста цен.

 

47. Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей (малоценных и быстроизнашивающихся предметов [МБП]).

К отдельным предметам в составе средств в обороте относятся:инвентарь;хозяйственные принадлежности.

Эти объекты относятся к предметам и инвентарю и учитываются на счете10 «Материалы» по соответствующим субсчетам.

Организации могут списывать стоимость предметов в составе средств вобороте согласно учетной политике. Можно применять любой порядоксписания стоимости, например спецодежды, в том числе без привязки ксрокам службы, предусмотрев это учетной политикой:

• в размере 50 % стоимости предметов — при передаче их со складов вэксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов поцене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации в связис непригодностью; или в размере 100 % — при передаче их со склада вэксплуатацию; или в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметовпо цене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации всвязи с непригодностью;

• стоимость предметов до двух (или трех и т. д.) базовых величинсписывается единовременно на затраты по производству и реализациипродукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачиих в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанныхпредметов осуществляется в количественном выражении.

Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переноситсяна счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в следующем порядке — в соответствии с учетной политикой организации.

Таким образом, если организация предусмотрела в учетной политике,что стоимость активов, учтенных в составе средств в обороте (кроме активов,для которых законодательством уже предусмотрен способ списания),переносится на затраты по производству и реализации продукции, работ,услуг, расходы на реализацию товаров в размере 50 % стоимости предметовпри передаче их со складов в эксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетомстоимости этих предметов по цене возможного использования) при выбытииих из эксплуатации в связи с непригодностью, то такое списание (погашениестоимости) средств в обороте будет правомерным.

По мере износа и непригодности или по истечении сроков службыпредметы и инвентарь подлежат списанию. Списание производит комиссия,которая составляет акт на списание. В акте устанавливается полнаянепригодность, возможность использования возвратных отходов иливозможность реализации этих предметов по пониженной стоимости. Наосновании акта на списание в бухгалтерском учете производятся следующиезаписи:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Списано 50 % или 100 % стоимостипредметов и инвентаря (как предусмотреноучетной политикой организации) за минусомстоимости возвратных отходов 20, 23, 25,26, 44 10-9
2 Отражена стоимость возвратных отходов поцене возможного использования 10-5 10-9

Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться вслучаях, если материалы пришли в негодность по истечении сроковхранения, если материалы морально устарели, выявления недостач, хищенийили порчи и в иных случаях.

 

48. Учет специальной оснастки, специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.

К отдельным предметам в составе средств в обороте относятся: оснастка и приспособления;сменное оборудование;специальная (защитная), форменная и фирменная одежда и обувь.

Эти объекты относятся к предметам и инвентарю и учитываются по дебету счета 10 «Материалы», субсчет «Специальная оснастка и специальная одежда на складе», с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 23 «Вспомогательные производства» и др.

Организации могут списывать стоимость предметов в составе средств вобороте согласно учетной политике. Можно применять любой порядоксписания стоимости, например спецодежды, в том числе без привязки ксрокам службы, предусмотрев это учетной политикой:

• в размере 50 % стоимости предметов — при передаче их со складов вэксплуатацию и 50 % стоимости (за вычетом стоимости этих предметов поцене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации в связис непригодностью; или в размере 100 % — при передаче их со склада вэксплуатацию; или в размере 100 % (за вычетом стоимости этих предметовпо цене возможного использования) — при выбытии их из эксплуатации всвязи с непригодностью;

• стоимость предметов до двух (или трех и т. д.) базовых величинсписывается единовременно на затраты по производству и реализациипродукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров по мере передачиих в эксплуатацию. Материально ответственными лицами учет указанныхпредметов осуществляется в количественном выражении.

Стоимость отдельных предметов в составе средств в обороте переноситсяна счета учета затрат на производство, расходов на реализацию в следующемпорядке:

• по специальным инструментам и специальным приспособлениям(инструменты и приспособления целевого назначения, штампы, пресс-формыи подобные им предметы) — в соответствии с нормативными ставками,которые рассчитываются исходя из сметы расходов на их изготовление(приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;

• стоимость специальных инструментов и специальныхприспособлений, предназначенных для индивидуальных заказов, погашаетсяв момент передачи их в производство данного заказа;

• по приспособлениям целевого назначения, изготовленным из сплавов драгоценных металлов, — всоответствии с нормативными ставками, которые рассчитываются исходя изчасти стоимости приспособлений, приходящихся на экономическиобоснованные технологические потери драгоценных металлов, в течениенормативного срока их службы. При выбытии данных приспособлений врезультате непригодности оставшаяся часть их стоимости относится нафинансовые результаты. Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы,принимаются к бухгалтерскому учету в порядке, установленномзаконодательством;

• по остальным предметам — в соответствии с учетной политикой организации.

При списании стоимости переданной в производство специальной оснастки используют два способа: пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг); линейный способ.

Первый способ применяют для специальной оснастки, срок использования которых непосредственно связан с объемом производства авторой способ - для видов специальной оснастки, физический износ которых непосредственно не связан с объемом производства

По мере износа и непригодности или по истечении сроков службыпредметы и инвентарь подлежат списанию. Списание производит комиссия,которая составляет акт на списание. В акте устанавливается полнаянепригодность, возможность использования возвратных отходов иливозможность реализации этих предметов по пониженной стоимости. Наосновании акта на списание в бухгалтерском учете производятся следующиезаписи:

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Списано 50 % или 100 % стоимостипредметов и инвентаря (как предусмотреноучетной политикой организации) за минусомстоимости возвратных отходов 20, 23, 25,26, 44 10-9
2 Отражена стоимость возвратных отходов поцене возможного использования 10-5 10-9

Списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться вслучаях, если материалы пришли в негодность по истечении сроковхранения, если материалы морально устарели, выявления недостач, хищенийили порчи и в иных случаях.

 

49. Учет расчетов по претензиям.

Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" предназначен для обобщения информации о расчетах с разными дебиторами и кредиторами по имущественному и личному страхованию, по претензиям, по суммам, удержанным из заработной платы работников в пользу других лиц, о других расчетах.

На субсчете 76-3 "Расчеты по претензиям" учитываются расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по присужденным судом или признанным должником неустойкам (штрафам, пеням) и другим видам санкций за нарушение условий договоров.

Суммы предъявленных претензий, а также присужденных судом или признанных должником неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров отражаются по дебету субсчета 76-3 "Расчеты по претензиям" и кредиту счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов. Поступление соответствующих платежей отражается по дебету счетов 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета" и других счетов и кредиту субсчета 76-3 "Расчеты по претензиям". Не подлежащие взысканию суммы отражаются на тех счетах, на которые они были приняты к бухгалтерскому учету по дебету субсчета 76-3 "Расчеты по претензиям".

Аналитический учет по субсчету 76-3 "Расчеты по претензиям" ведется по каждому дебитору и отдельным претензиям.

 

50. Формы, системы и виды оплаты труда.

Различают основную и дополнительную оплату труда. К основнойотносится оплата, начисляемая работникам за отработанное время,количество и качество выполненных работ: оплата по сдельным расценкам,тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам, доплатыв связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночноевремя, за сверхурочные, за бригадирство, оплата простоев не по винерабочих и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты занепроработанное время, предусмотренные законодательством по труду:оплата очередных отпусков, перерывов в работе кормящих матерей,льготных часов подростков, за время выполнения государственных иобщественных обязанностей, выходного пособия при увольнении и др.

Формы и системы оплаты труда персонала организаций устанавливаются нанимателем, а размер минимальной оплаты труда – Правительством РБ илиуполномоченным им органом. Минимальная заработная плата (месячная ичасовая) — государственный минимальный социальный стандарт в областиоплаты труда за работу в нормальных условиях при выполненииустановленной (месячной или часовой) нормы труда. Размер минимальнойзаработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством,является обязательным для нанимателя в качестве низшей границы оплатытруда работников.

Формы оплаты труда представляют собой способы установлениязависимости размера заработной платы работников от затраченного имиобщественно необходимого труда с помощью совокупных показателей,отражающих результаты труда и фактически затраченное время.

Основными формами оплаты труда являются повременная и сдельная.Эти две формы оплаты труда имеют свои системы: простая повременная,повременно-премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, косвенно-сдельная. Субъектам предпринимательскойдеятельности предоставлено право самостоятельно принимать решение овыборе любой системы оплаты труда работников.

При повременных формах оплата производится за определенноеколичество отработанного времени независимо от количества выполненныхработ.

Заработок рабочего определяют умножением часовой или дневнойтарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней.Заработок других категорий работников определяют следующим образом:если эти работники отработали все рабочие дни месяца, то их оплатусоставят установленные для них оклады; если же они отработали неполноечисло рабочих дней, то их заработок определяют делением установленнойставки на календарное количество рабочих дней и умножением полученногорезультата на количество оплачиваемых за счет организации рабочих дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда к суммезаработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте ктарифной ставке или к другому измерителю. Первичными документами поучету труда работников при повременной оплате являются табели.

При прямой сдельной системе оплата труда рабочих осуществляетсяза число единиц изготовленной ими продукции и выполненных работ исходяиз сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации.Сдельно-премиальная система оплаты труда рабочих предусматриваетпремирование за перевыполнение норм выработки и достижениеопределенных качественных показателей (отсутствие брака, рекламации ит.п.). При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработкусверх нормы. При косвенно-сдельной системе оплата труда наладчиков,комплектовщиков, помощников мастеров и других рабочих осуществляется впроцентах к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.

Расчет заработка при сдельной форме оплаты труда осуществляется подокументам о выработке.

Для более полного учета трудового вклада каждого рабочего врезультаты труда бригады с согласия ее членов могут использоватьсякоэффициенты трудового участия (КТУ).

Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значениеимеет учет отступлений от нормальных условий работы, которыетребуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно кдействующим расценкам на сдельную работу.

Оплата часов ночной работы (с 22 до 6 ч). Час ночной работыоплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективнымдоговором организации, но не ниже размеров, установленных законодательством (20 % часовой тарифной ставки).

Оплата часов сверхурочной работы. Сверхурочной считается работа,выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведомананимателя сверх установленной для него продолжительностью рабочеговремени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядкаили графиком сменности. Привлечение работника к сверхурочным работамоформляется приказом руководителя организации. Сверхурочные работы недолжны превышать для каждого работника четырех часов в течение двухдней подряд и 120 часов в год.

Каждый час работы в сверхурочное время оплачивается: 1) работникамсо сдельной оплатой труда – не ниже двойных сдельных расценок; 2)работникам с повременной оплатой труда, а также получающимдолжностной оклад – не ниже двойных часовых ставок (окладов). Подоговоренности с нанимателем работнику за работу может предоставлятьсядругой день отдыха. За работу в сверхурочное время премия начисляется назаработок по одинарным расценкам или ставку.

Оплата работы в выходные и праздничные дни. Работа в выходные ипраздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере:

а) сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;

б) оплачиваемым по часовым (дневным) ставкам — в размере не менеедвойной часовой (дневной) ставки;

в) получающим месячный оклад — в размере не менее одной часовой(дневной) ставки сверх оклада, если работа проводилась в пределах месячнойнормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой (дневной)ставки сверх оклада, если работа проводилась сверх месячной нормы.

 

51. Порядок начисления в бухгалтерском учете сдельной и повременной заработной платы.

Для начисления и выплат заработной платыиспользуют следующие первичные учетные документы:

Штатное расписание применяется для оформления структуры,штатного состава и штатной численности организации. Штатное расписаниесодержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения околичестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячномфонде заработной платы.

Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу иприказ (распоряжение) о переводе работников на другую работуиспользуются для оформления и учета перевода работника(ов) на другуюработу в организации.

Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику иприказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникамприменяются для оформления и учета отпусков, предоставляемых работнику(работникам) в соответствии с законодательством, коллективным договором,нормативными актами организации, трудовым договором (контрактом).

Приказ (распоряжение) о прекращении действия трудового договора(контракта) с работником и приказ (распоряжение) о прекращениидействия трудового договора (контракта) с работниками применяютсядля оформления и учета увольнения работника (работников).

Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку применяется для оформления и учета направлений работника (работников) вкомандировки. При необходимости указываются источники оплаты суммкомандировочных расходов, другие условия направления в командировку.

Командировочное удостоверение является документом,удостоверяющим время пребывания работника в служебной командировке.

Приказ (распоряжение) о поощрении работника применяется дляоформления и учета поощрений за успехи в работе.

Табель учета использования рабочего времени и расчета заработнойплаты и табель учета использования рабочего времени применяют дляосуществления табельного учета и контроля трудовой дисциплины.

Учет выработки рабочих. Дляучета выработки применяют различные формы первичных документов(наряды на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ и др.).

Оформленные первичные документы по учету выработки и выполненныхработ вместе со всеми дополнительными документами (листками на оплатупростоя, на доплаты, актами о браке и др.) передаются бухгалтеру.

 

52. Порядок расчета и отражения в бухгалтерском учете дополнительной заработной платы (за время отпуска).

Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику предназначена для расчета причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему ежегодного оплачиваемого или иного отпуска.

Оплата очередных отпусков. Работникам предоставляются следующиевиды отпусков:

1) трудовые отпуска:основной отпуск;дополнительные отпуска.

2) социальные отпуска:по беременности и родам;по уходу за детьми;в связи с обучением;в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;по уважительным причинам личного и семейного характера.

Продолжительность отпусков всех категорий работников исчисляетсятолько в календарных днях.

Государственные праздники и праздничные дни, установленныенерабочими днями, приходящиеся на время трудового отпуска, в числокалендарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.

Оплату за время отпуска начисляют на основании Расчета среднемесячного заработка.

Впериод трудового отпуска работнику гарантируется сохранение заработнойплаты. Условия и порядок расчета среднего заработка, сохраняемого за времятрудового отпуска, определяется Правительством РБ.

Средний заработок определяется путем умножения среднедневногозаработка на количество календарных дней отпуска. При этом среднедневнойзаработок определяется путем деления заработной платы, начисленнойработнику за месяцы, применяемые для исчисления среднего заработка,сохраняемого за время отпуска, и для выплаты денежной компенсации занеиспользованный трудовой отпуск, на число этих месяцев и насреднемесячное количество календарных дней, исчисленное в среднем за 5лет и принятое для расчета равным 29,7.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Начислены отпускные за текущий месяц 20, 23,25, 26 70
2 Начислены отпускные за будущие периоды 97 70
3 Отнесены суммы отпускных за будущие периоды на себестоимость продукции (работ, услуг) 20, 23, 25, 26 97
4 Начислены отпускные за счет резерва предстоящих расходов 96 70
5 Отнесены суммы отпускных на себестоимость продукции (работ, услуг) 20, 23, 25, 26 96

 

53. Учет отчислений по государственному социальному страхованию.

Объектом обложения для исчисления отчислений в фонд социальнойзащиты населения признаются выплаты, вознаграждения и иные доходы,начисляемые нанимателями в пользу работников по всем основаниям.

Детальный перечень объектов обложения, облагаемая база, доходы, неподлежащие обложению, налоговые льготы определены действующимзаконодательством.

Банк не вправе выдавать своему клиенту-плательщику средства на оплатутруда, если последний не представил платежных поручений на перечислениеналога.

Плательщики должны вести учет отдельно по каждому работнику осуммах выплаченных им доходов и суммах отчислений, относящихся к этимдоходам.

Для учета расчетов по взносам на социальное страхование используетсяпассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».Этот счет имеет следующие субсчета:

1 «Расчеты по социальному страхованию»;

2 «Расчеты по пенсионному обеспечению».

Начисленные суммы в Фонд социальной защиты населения относят вдебет тех счетов, на которые отнесена начисленная оплата труда, и в кредитсчета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». При этомсоставляют следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 20 «Основное производство»;

Дебет других счетов производственных затрат (23,25,26 и др.);

Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Следует отметить, что отчисления на социальное страхование производятот сумм оплаты труда не только работников, занятых производствомпродукции (работ, услуг), но и работников непроизводственной сферы.

Начисленную оплату труда работников непроизводственной сферы иуказанные отчисления на нее относят на счета целевых источников,предусмотренных сметами на содержание соответствующих объектов.

Обычно начисленную оплату труда и отчисления на социальные нуждыотражают по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (скредита счетов 70,69). По окончании месяца учтенные на счете 29 затратысписывают в зависимости от имеющихся источников финансирования вдебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» или счета 86«Целевое финансирование» и др.

 

54. Учет пособий по временной нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности не назначаются:

- в случае умышленного причинения вреда своему здоровью в целях уклонения от работы или от других обязанностей;

- при временной нетрудоспособности, наступившей вследствие травмы, при совершении преступления;

- за время, в течение которого за лицом сохранялся полностью или частично средний заработок в случаях, предусмотренных законодательством, кроме простоя с выплатой заработной платы;

- за период отпуска без сохранения заработной платы и в других случаях.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают лицам, накоторых в соответствии с законодательством распространяетсягосударственное социальное страхование. Основанием для назначения ивыплаты пособия является листок нетрудоспособности. В соответствии сзаконодательством пособие по общему правилу выплачивается в размере80% среднедневного (среднечасового) заработка за первые 12 календарныхдней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднедневного(среднечасового) заработка за последующие дни (часы) нетрудоспособности. Законодательство также устанавливает, что пособие вразмере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни(часы) нетрудоспособности выплачивается в следующих случаях: побеременности и родам; инвалидам ВОВ и другим инвалидам, приравненнымк ним по льготам; и др. случаях.

Пособие выплачивается в размере 50% при временнойнетрудоспособности от заболеваний или травм, причиной которых явилось употребление алкоголя, наркотических и иных веществ, и в другихпредусмотренных законодательством случаях.

Пособие начисляется из среднедневного (среднечасового) заработка зашесть календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступиланетрудоспособность. В заработок для исчисления пособия включаются всевиды оплаты труда, на которые по действующим правилам начисляютсястраховые взносы. При этом в заработок для исчисления пособия невключаются выплаты, право на которые работник утрачивает в связи с временной нетрудоспособностью.

В бухгалтерском учете производятся следующие записи.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 Начислено пособие по временной нетрудоспособности 69 70
2 Выплачено пособие по временной нетрудоспособности 70 50
3 Начислено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием 76 70

 

55. Учет обязательных удержаний из заработной платы: подоходный налог, взносы в пенсионный фонд, алименты.

Из начисленной работникам организации заработной платы, оплатытруда по трудовым соглашениям, договорам подряда и по совместительствупроизводят различные удержания, которые можно разделить на две группы:обязательные удержания и удержания по инициативе организации.

Обязательными удержаниями являются налог на доходы физическихлиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользуюридических и физических лиц.

Плательщиками подоходного налога признаются физические лица,являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь, а такжефизические лица, получающие доходы от источников, расположенных вБеларуси, не являющиеся налоговыми резидентами Беларуси.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика,полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право нараспоряжение которыми у него возникло, а также доходы в видематериальной выгоды.

Если из дохода плательщика по его распоряжению, по решению суда илииных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания неуменьшают налоговую базу.

Помимо налоговых вычетов плательщики имеют право на социальные,имущественные и профессиональные вычеты.

Удержания по исполнительным листам. Порядок удержанияалиментов определен Кодексом о Браке и семье РБ.

В соответствии с Кодексом о браке и семье алименты выплачиваются наосновании следующих документов:

а) соглашения об уплате алиментов, которое заключается между лицом,обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособностиуказанных лиц — между их законными представителями.

б) решения суда по исполнительному листу (при отсутствии соглашенияоб уплате алиментов);

в) заявления плательщика алиментов, если он изъявил добровольноежелание добровольно платить алименты (без решения суда или указанногоранее соглашения) и подал заявление об уплате алиментов в бухгалтерию поместу своей работы.

Поступившие в бухгалтерию организации исполнительные листы илизаявления плательщика регистрируют в специальном журнале или карточке ихранят как бланки строгой отчетности. О поступлении исполнительныхдокументов бухгалтерия сообщает судебному исполнителю и взыскателю.

В письменных заявлениях работников организации о добровольнойуплате алиментов они обязаны указать следующие данные: фамилию, имя,отчество заявителя и получателей алиментов, дату рождения детей илидругих лиц, на содержание которых взыскиваются алименты, адрес лица,которое будет получать алименты, размер алиментов (на содержаниенесовершеннолетних детей в твердой денежной сумме или в размере: на 1ребенка — 1/4, на 2 детей — 1/3, на 3 детей и более — 50% заработка(дохода), но не менее суммы, установленной законодательством, а насодержание нуждающихся в помощи родителей, супругов, других лиц — втвердой денежной сумме).

Взыскание алиментов производится со всех видов дохода идополнительного вознаграждения как по основной, так и по совмещаемойработе, с дивидендов, пособий по государственному социальномустрахованию, сумм, выплачиваемых в возмещение ущерба в связи с утратойтрудоспособности вследствие увечья или иного повреждения здоровья.

Алименты не взыскивают с сумм материальной помощи, единовременных премий, компенсационных выплат за работу во вредных иэкстремальных условиях и иных выплат, не носящих постоянного характера.

Удержания из начисленной заработной платы отражают по дебету счета70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов:

68 «Расчеты по налогам и сборам» (на сумму налога на доходыфизических лиц);

28 «Брак в производстве» (на суммы удержаний с виновников брака);

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (на суммы за товары,проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным займам, насуммы, взысканные в возмещение недостач, уплаченных штрафов);

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на суммы поисполнительным документам), других счетов.

Погашение задолженности перед бюджетом по удержаниям отражают подебету счетов 68 с кредита счета 51 «Расчетные счета», а по алиментам — подебету счета 76 с кредита счетов 50 «Касса» (при выдаче удержанных суммиз кассы), 51 «Расчетные счета» (при переводе по почте или зачислении насчет получателя в коммерческих банках).

 

56. Учет не обязательных удержаний из заработной платы: перерасход подотчетных сумм, возмещение материального ущерба.

Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и по совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные удержания и удержания по инициативе организации.

По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в межрасчетный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам;

Удержания за причиненный материальный ущерб. Материальнаяответственность работников за ущерб, причиненный организации,предусматривается Трудовым кодексом РБ.

Различают полную и ограниченную материальную ответственность.

Полная материальная ответственность возникает при заключениидоговора о полной материальной ответственности между организацией иработником, отвечающим за сохранность соответствующего имущества(состоящим в штате организации, совместителем, временным сезоннымрабочим). Договор заключается в двух экземплярах, один из которыххранится у организации, а второй - у работника.

Полная материальная ответственность возникает при полученииработником какого-либо имущества по разовой доверенности или другимразовым документам под отчет в случае, когда ущерб причинен недостачей,умышленным уничтожением или порчей какого-либо имущества и когдаущерб причинен в состоянии наркотического опьянения или он явилсяследствием преступных действий работника, установленных приговоромсуда.

Материалы по недостачам, порче и уничтожению имущества передают вследственные органы в течение пяти дней после их выявления, а на суммунедостач и потерь предъявляют гражданский иск.

Ограниченную материальную ответственность несут работники запорчу или уничтожение по небрежности материалов, полуфабрикатов,готовых изделий, инструментов, специальной одежды и других предметов,выданных в личное пользование, если ущерб причинен в ходе трудовогопроцесса. Данная ответственность не может превышать среднего месячногозаработка виновного работника на день выявления ущерба. Материальнаяответственность свыше среднего месячного заработка допускается в случаях,предусмотренных законодательством.

Размер причиненного ущерба определяют по фактическим потерям поданным бухгалтерского учета. При хищении, недостаче, умышленной порчеразмер ущерба определяют исходя из рыночных цен на соответствующиевиды имущества, а по импортным материальным ценностям — потаможенной стоимости с учетом уплаченных таможенных пошлин,налоговых платежей и других затрат.

Ущерб в пределах среднего месячного заработка работника возмещаетсяпо распоряжению администрации, которое должно быть сделано не позднее 2 недель со дня обнаружения причиненного ущерба и обращено к исполнениюне ранее 7 дней со дня сообщения работнику. Если работник отказался отдобровольного возмещения ущерба, то администрация предъявляет иск в суд.

Учет расчетов по возмещению материального ущерба осуществляют на активном счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

В дебет счета 73 относят суммы, подлежащие взысканию с виновных лиц, с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (на балансовую стоимость недостающих и испорченных ценностей), счета 98 «Доходы будущих периодов» (на разницу между балансовой стоимостью указанных ценностей и суммой, взыскиваемой с виновных лиц, — как правило, рыночной стоимостью), счета 28 «Брак в производстве» (за потери от брака продукции) и др.

По кредиту счета 73, субсчет 2, отражают погашение сумм материального ущерба в корреспонденции со счетами:

50,51 — на сумму внесенных платежей;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму удержаний из заработной платы;

90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» — на суммы, которые по решению суда не могут быть взысканы с виновного лица из-за его неплатежеспособности.

 

57. Учет вычетов из заработной платы: по предоставленным займам, договорам добровольного страхования.

Из заработной платы кроме удержаний могут осуществляться вычеты, которые в отличие от удержаний производятся по просьбе работника, по его письменному заявлению.

К числу вычетов относятся: вычеты в погашение кредитов, полученных в банке или у организации; страховые платежи по индивидуальному страхованию и т.д.

Для обобщения информации и отражения всех видов расчетов с работниками организации, кроме расчетов по оплате труда и подотчетными лицами, предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», к которому предусмотрены 2 субсчета:

1 «Расчеты по предоставленным займам»

2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

На субсчете 73-1 отражаются расчеты с работниками организации по предоставлению займа и в бухгалтерском учете формируется следующая корреспонденция: Дебет 73-1 Кредит 50, 51, 52.

Если по выданному займу предусмотрен процент, в бухгалтерском учете формируется следующая корреспонденция: Дебет 73-1 Кредит 91-1.

Заемщик обязан возвратить полученную сумму в срок:

на сумму возврата долга наличными в кассу (на расчетный счет): Дебет 50 Кредит 73-1

на сумму ежемесячных удержаний из заработной платы: Дебет 70 Кредит 73-1

Дата: 2019-04-23, просмотров: 262.