Статья 8. Руководство бухгалтерским учетом в организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Руководство бухгалтерским учетом в организации осуществляют главный бухгалтер организации, руководитель организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

2. Прием и сдача дел оформляются актом в случае:

назначения на должность и освобождения от должности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона;

передачи по договору ведения бухгалтерского учета и составления отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

3. На должность главного бухгалтера организации (за исключением общественно значимой организации, Национального банка Республики Беларусь) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

наличие высшего или среднего специального образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее трех лет;

отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

4. На должность главного бухгалтера общественно значимой организации (за исключением банков, страховых организаций) назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

наличие сертификата профессионального бухгалтера;

отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

5. На должность главного бухгалтера страховой организации назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

наличие сертификата профессионального бухгалтера;

отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

6. На должность главного бухгалтера Национального банка Республики Беларусь назначается лицо, отвечающее требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

На должность главного бухгалтера банка назначается лицо, отвечающее следующим требованиям:

наличие сертификата профессионального бухгалтера банка;

соответствие иным требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь.

7. Сертификат профессионального бухгалтера выдается Министерством финансов Республики Беларусь по результатам аттестации.

За выдачу сертификата профессионального бухгалтера взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Физическое лицо, претендующее на получение сертификата профессионального бухгалтера, должно отвечать следующим требованиям:

наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее пяти лет;

отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности.

Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.

Сертификат профессионального бухгалтера аннулируется в случае:

подачи физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, заявления об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера;

установления факта получения физическим лицом сертификата профессионального бухгалтера с использованием подложных, поддельных или недействительных документов, а также недостоверных сведений;

вступления в законную силу решения суда о признании физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, виновным в совершении преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

несоблюдения физическим лицом, имеющим сертификат профессионального бухгалтера, обязанности подтверждения квалификации, установленной частью четвертой настоящего пункта.

Решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера принимается Министерством финансов Республики Беларусь.

Физическое лицо, сертификат профессионального бухгалтера которого аннулирован (за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым части пятой настоящего пункта), вправе обжаловать решение об аннулировании сертификата профессионального бухгалтера в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения этим лицом такого решения.

Аннулирование сертификата профессионального бухгалтера по заявлению физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, производится Министерством финансов Республики Беларусь в течение десяти дней со дня получения заявления физического лица, имеющего сертификат профессионального бухгалтера, с приложением сертификата профессионального бухгалтера.

8. Сертификат профессионального бухгалтера банка выдается и аннулируется Национальным банком Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

За выдачу сертификата профессионального бухгалтера банка взимается государственная пошлина в порядке и размере, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Физическое лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера банка, обязано начиная с года, следующего за годом получения сертификата профессионального бухгалтера банка, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию.

9. Организация, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должна обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пунктах 3 - 6 настоящей статьи.

Индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в зависимости от того, какой организации оказываются услуги, должен отвечать требованиям, указанным в пунктах 3 - 6 настоящей статьи, или обеспечить оказание этих услуг не менее чем одним работником, с которым заключен трудовой договор, отвечающим требованиям, указанным в пунктах 3 - 6 настоящей статьи.

10. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Требования главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации.

Требования организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, в пределах их компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации, которой оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.

11. В обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят:

формирование учетной политики организации;

постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;

составление и своевременное представление отчетности организации;

иные обязанности в области бухгалтерского учета и отчетности.

12. В случаях возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций, их оформления первичными учетными документами и отражения в бухгалтерском учете документы по этим хозяйственным операциям должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером, организацией или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, по письменному распоряжению руководителя организации. В таких случаях руководитель организации единолично несет ответственность за совершение этих хозяйственных операций, их оформление первичными учетными документами и отражение в бухгалтерском учете.

 

27. Оценка и калькуляция как элемент метода бухгалтерского учета.

Оценка – это способ стоимостного измерения объекта учета в денежном выражении.В основе правильности оценки имущества в денежном выражении лежат два основных принципа:реальность оценкии единство оценки.

Первый принцип требует отражения в денежном измерителе реальной величины стоимости хоз. средств и их источников, а второй принцип требует измерения стоимости средств на протяжении длительного периода.

Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала,доходов, расходов организации применяются:

- первоначальная стоимость – стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

- приведенная (дисконтированная) стоимость – текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

- переоцененная стоимость – стоимость актива или обязательства после их переоценки;

- другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.

Калькуляция– способ группировки затрат и определения себестоимости приобретенных материальных ценностей, изготовленной продукции и выполненных работ.Таким образом, посредством калькуляции определяют стоимость единицы приобретенных ценностей, а также произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Обычно под калькуляцией понимают исчисление затрат в расчете на одну единицу продукции, работ, услуг либо иных материальных ценностей. С помощью калькуляции определяют величину вложений финансовых ресурсов в материальные затраты, а также выявляют полученные при этом финансовые результаты от хозяйственной деятельности как разность между затратами и доходами от операции.

Калькуляция служит основой для оценки хозяйственных средств и установления цен на продукцию или услуги. Обычно в начале составляется калькуляция в целом на весь объем полученной продукции, работ, услуг или на один вид изделия, работ (услуг). Калькуляционные расчеты производят в бухгалтерии в специально разработанных калькуляционных таблицах на основе данных аналитического учета о фактической себестоимости калькулируемых продукции, работ, услуг.

Объект калькулирования– продукт производства, технологическая фаза, стадия и пр., то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Данные калькуляции фактической (полной) себестоимости продукции (работ, услуг) широко используются для управления организацией, контроля за соблюдением принятой организацией плановой (нормативной) себестоимости продукции, рентабельности хозяйственной деятельности, выявления резервов и путей дальнейшего снижения затрат труда, финансовых и материальных ресурсов.

 

28. Виды калькуляций.

Прогнозная калькуляция составляется на основе прогнозных норм и нормативов для характеристики предполагаемых затрат на выпуск продукции (работ, услуг) в нескольких вариантах. Наилучший из них служит основой для составления проектных, плановых, сметных и нормативных калькуляций.

Проектная калькуляция предназначается для экономического обоснования нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий,

Плановая калькуляция составляется на основе прогнозных, допустимых прогрессивных норм и экономических нормативов на год и по кварталам и представляет собой задание предприятию и его подразделениям по предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, работ и услуг.

Сметная калькуляция является разновидностью плановой калькуляции. Она составляется на изделия и работы, выполняемые в разовом порядке. Сметная калькуляция используется для установления цен, расчетов с заказчиками и обоснования затрат на изготовление продукции.

Фактическая калькуляция — это расчет фактической себестоимости изготовленной продукции. Она составляется по данным бухгалтерского учета затрат по калькуляционным статьям расходов, предусмотренных планом. В ней отражаются также расходы и потери, не предусмотренные плановой калькуляцией.

 

29. Методы калькулирования себестоимости продукции.

В промышленных организациях применяется четыре основных метода учетазатрат – простой (попроцессный), попередельный, позаказный, нормативный.

Простой (попроцессный) метод калькуляционного учета себестоимости используется преимущественно в добывающей промышленности (торфяная, угольная, нефтяная, железорудная), и в некоторых обрабатывающих отраслях, производящих простую однородную продукцию (электростанции, производство пластмасс, шелка-сырца, кирпичное и шиферное производство). Сущность этого метода заключается в учете затрат на весь выпуск продукции. Незавершенное производство, как правило, отсутствует или незначительно, в связи с чем затраты напроизводство и себестоимость продукции в основном равны между собой. Себестоимость единицы продукции исчисляется прямым счетом, то есть простым делением затрат на объем производства в натуральных или условно-натуральныхизмерителях.

Попередельный метод калькуляционного учета себестоимости используетсяв тех производствах, где продукт изготавливается на основе физико-химическихпреобразований исходного сырья в условиях кратковременного технологическогоцикла и последовательных стадий обработки (переделов). Переделом называетсякомплекс технологических операций, завершаемый выходом полуфабриката илиготовой продукции. Так, например, в текстильной промышленности существуетподготовительный, прядильный, крутильный, ткацкий и отделочный передел.

Сущность попередельного метода состоит в том, что учет затрат ведется попеределам, а внутри них – по агрегатам, статьям калькуляции и видам продукции.Прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные – по цеху, производству с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов.

Попередельный метод применяется, как правило, в организациях с массовымвыпуском продукции: в металлургической, текстильной, нефтеперерабатывающей, пищевой и некоторых других отраслях промышленности. Здесь в основномприменяется полуфабрикатный вариант сводного учета производственных затрат.В этом случае движение полуфабрикатов из цеха в цех оформляется бухгалтерскими записями и после каждого передела калькулируется себестоимость полуфабрикатов. При этом бухгалтерские записи на счете 20 «Основное производство» производятся столько раз, сколько фаз обработки проходят переданные впроизводство сырье и материалы, прежде чем превратится в готовый продукт.При этом полуфабрикаты системно отражаются в бухгалтерском учете на дополнительно вводимой статье «Полуфабрикаты собственного производства».

Позаказный метод калькуляционного учета себестоимости применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах (судостроение, турбиностроение,производство автоматических линий, специальных станков), а также в опытно-экспериментальных производствах и на ремонтных работах. Объектом учета затрат и калькулирования себестоимости является отдельный заказ. Прямые затраты относятся на каждый конкретный заказ на основе первичных документов, акосвенные распределяются пропорционально принятой базе распределения. Затемобщая сумма затрат делится на количество изделий в данном заказе и получаетсяфактическая себестоимость одного изделия. В течение срока выполнения заказазатраты учитываются как незавершенное производство.

Сущность нормативного метода калькуляционного учета себестоимости заключается в том, что создается система прогрессивных норм и нормативов и на ееоснове калькулируется нормативная себестоимость. Учет производственных затрат осуществляется по действующим нормам затрат средств производства и живого труда и отклонениям от норм и системный учет изменений норм, а фактическая себестоимость продукции исчисляется как алгебраическая сумма нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм. Нормативный методвначале внедрялся в организациях машиностроения, но затем получил широкоераспространение и в других отраслях.

 

30. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: сущность и состав.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это совокупность показателей, отражающих фактическое состояние стоимости хозяйственных средств и их источников и экономические результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Ее сущность как элемента метода бухгалтерского учета заключается в обобщении данных бухгалтерского учета в виде экономических показателей в определенных формах или таблицах, удобных для восприятия и использования внутренними и внешними пользователями.

Бухгалтерская отчетность необходима для:

• управления хозяйственной деятельностью, в том числе снабженческой, производственной и маркетинговой деятельностью. Отчетность, прежде всего, используется для анализа хозяйственной деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов и долгосрочной перспективы развития;

• контроля за хозяйственной деятельностью предприятия, в части соблюдения его устава, налогового и экологического законодательства, нормативных актов, договорной дисциплины, ценовой политики и др.;

• оценки результатов хозяйственной деятельности и стимулирования работников за эффективную работу.

Реальная значимость бухгалтерской (финансовой) отчетности обеспечивается ее основными принципами (требованиями):

1. Достоверностью отчетных данных, вытекающей из достоверной учетной информации, основанной на строгой документации, инвентаризации, специальной методической обработки первичных документов, сверки аналитического и синтетического учета и обобщения.

2. Полнотой информациио хозяйственной деятельности за отчетный период.

3. Правильностью отнесения доходов и расходов к отчетным периодам,правильностью оценки объектов учета и соблюдения других положений принятой учетной политики.

4. Сопоставимостью фактических и отчетных показателейс аналогичными показателями прошлого отчетного периода, плана, сметы. Эта сопоставимость особенно необходима в условиях инфляции, изменения рыночных цен на средства производства и на произведенную продукцию (работы, услуги).

5. Своевременностью отчетности,от которой непосредственно зависит и своевременность принятия правильных управленческих решений.

6. Экономичностью отчетности,которая должна быть краткой и оптимальной для удовлетворения в учетной информации внутренних и внешних пользователей с минимальными затратами труда.

7. Доступностью отчетности,показатели которой должны быть просты и понятны ее пользователям. Министерством финансов Республики Беларусь ежегодно разрабатывается Инструкция по составлению годовой отчетности.

8. Обязательностью и единством форм отчетностии методики ее составления для всех субъектов хозяйствования.

Важным элементом системы нормативного регулирования бухгалтерскогоучета и отчетности в нашей стране является «Инструкция о порядке составлениябухгалтерской отчетности» (утверждена постановлением Министерства финансовРеспублики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111).

Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. Отчетность состоит из двух форм: «Бухгалтерского баланса» и «Отчета о прибылях и убытках».

Основными формами годовой бухгалтерской отчетности являются «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет об изменении капитала», «Отчет о движении денежных средств» и пояснительная записка.

 

31. Порядок составления и сроки представления бухгалтерской отчетности.

Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должна быть проведена следующая подготовительная работа:

• инвентаризациявсех видов хозяйственных средств и их источников и отражение в учете результатов инвентаризации;

• переоценка основных средстви других материальных ценностей (по распоряжению правительства);

• проверка полноты отраженияза отчетный период всех хозяйственных операций,

• проверка равенстваданных аналитического учета данным синтетического учета;

• подсчет оборотов и сальдоза декабрь и за весь год по синтетическим счетам, т. е. составление оборотно-сальдовой ведомости;

• изучение инструкций,методических указаний по заполнению форм отчетности и их взаимной сверки.

«Бухгалтерский баланс» – это форма отчетности, в которой отражается состав и размещение активов, собственного капитала и обязательств на отчетную дату в денежном измерителе.

«Отчет о прибылях и убытках» позволяет установить основные элементы, из которых сложилась прибыль (убыток) организации за отчетный период, дать сравнительную оценку их изменений, сопоставив с аналогичным периодом прошлого года.

По статье «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» показывается такая выручка, учитываемая по кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», за вычетом скидок, премий, бонусов, предоставленных покупателю к цене, указанной в договоре, стоимости возвращенной продукции, товаров, а также налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

По статье «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг» показывается себестоимость продукции, работ, услуг без сумм управленческих расходов и расходов на реализацию.

Показатель «Валовая прибыль» рассчитывается как разница между показателем статьи «Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг» и показателем статьи «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг».

Прибыль (убыток) от реализации определяется в этом отчете как разница между показателем «Валовая прибыль» и показателями статей «Управленческие расходы» и «Расходы на реализацию».

В «Отчете о прибылях и убытках» определяется прибыль (убыток) от текущей деятельности, то есть от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также от прочих доходов и расходов по текущей деятельности, определяемая на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности».

Далее в «Отчете о прибылях и убытках» в соответствующих строках приводится информация о суммах доходов и расходов по инвестиционной деятельности, доходов и расходов по финансовой деятельности, иных доходов и расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации и учитываемых на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Прибыль (убыток) до налогообложения организации включает в себя прибыль (убыток) от текущей деятельности, а также прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности.

Если из этой прибыли отчетного периода вычесть налоги и сборы, производимые из прибыли, отразить изменение отложенных налоговых активов и изменение отложенных налоговых обязательств, то получится чистая прибыль (чистый убыток) отчетного периода, которая отражается в бухгалтерском балансе в составе собственного капитала.

В «Отчете об изменении капитала» отражаются остатки на начало и конец года, а также поступление и использование слагаемых собственного капитала.

«Отчет о движении денежных средств» предусматривает указание их остатка на начало и конец года, поступление денежных средств по видам деятельности (текущая деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность), направления использования денежных средств по видам деятельности, результаты движения денежных средств по видам деятельности и всего за отчетный период.

По учетным данным некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли, формируется также «Отчет о целевом использовании полученных средств». В этом отчете приводится информация об источниках поступления средств в некоммерческую организацию и направлениях их расходования в течение отчетного года, а также остатках средств на конец отчетного года.

В пояснительной записке приводятся краткая характеристика деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, то есть финансовая информация, необходимая для получения более полной и объективной картины об ее имущественном и финансовом положении.

В пояснительной записке также подлежит раскрытию информация о событиях, произошедших после отчетной даты и до даты утверждения бухгалтерской отчетности, существенно повлиявших на сумму активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации. При изменении вступительного баланса на начало года в ней объясняются причины изменений.

В пояснительной записке должны быть раскрыты также избранные при формировании учетной политики отчетного года способы ведения бухгалтерского учета, отличные от предыдущего года.

Аудиторское заключение должно содержать итоговые выводы по результатам проверки достоверности показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный период, проведенной независимой аудиторской организацией.

Бухгалтерская отчетность организации составляется с учетом показателей деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в тысячах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерскомучете и отчетности» организация должна составлять бухгалтерскую отчетность замесяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное неустановлено законодательством Республики Беларусь.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 январяпо 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций – с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90дней по окончании отчетного года.

Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь или другими республиканскими органами государственного управления, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетногопериода, за который составляется такая отчетность.

 

32. Классификация и оценка основных средств.

Основные средства - это часть имущества, имеющая материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условийпризнания:

а) использование их в производстве продукции, при выполнении работили оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезногоиспользования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычногооперационного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данныхактивов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) вбудущем.

д) первоначальная стоимость активов может быть достоверноопределена.

Не относится к основным средствам следующее имущество организации:

а) машины, оборудование и иное аналогичное имущество, числящеесякак готовые изделия (продукция) на складах организаций-изготовителей;

б) имущество, числящееся как товары на складах организаций,осуществляющих торгово-закупочную деятельность.

В организациях применяется единая типовая классификация основныхсредств, в соответствии с которой основные средства группируются последующим основным признакам: секторному, назначению, видам,принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по секторному признаку(промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получитьданные об их стоимости в каждой отрасли.

По назначению основные средства организации подразделяются напроизводственные основные средства основного вида деятельности;производственные основные средства других отраслей; непроизводственныеосновные средства.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующиегруппы: здания, сооружения, передаточные устройства, машины иоборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь ипринадлежности, основные средства прочие, используемые в сельском илесном хозяйстве (включая рабочий, продуктивный и племенной скот,многолетние насаждения и пр.).

К основным средствам относятся также капитальные вложения накоренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другиемелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшениеземель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат,относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо отокончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственностиорганизации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра идругие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу иханалитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются нанаходящиеся:в эксплуатации;в запасе (резерве);в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичнойликвидации;на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средстваподразделяются на:

объекты основных средств, принадлежащие организации на правесобственности (в том числе сданные в аренду);

объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативномуправлении или хозяйственном ведении, т.е. принадлежащие ей по вещномуправу;

объекты основных средств, полученные организацией в аренду инаходящиеся у организации по обязательственному праву.

 

33. Учет поступления основных средств.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их вдействие в результате осуществления сделок строительного подряда(капитальных вложений), безвозмездного поступление основных средств(сделки дарения), аренды, лизинга, а также оприходование неучтенных ранееосновных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннееперемещение.

Перечень первичных документов по учету основных средствустанавливается учетной политикой организации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемаяруководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляетв одном экземпляре "Акт о приеме-передаче объекта основныхсредств" (форма ОС-1) на каждый объект основных средств вотдельности.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпусказаводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость,присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта идругие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают вбухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию,относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

На основании этих документов бухгалтерия производитсоответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, послечего техническую документацию передают в технический или другой отделыпредприятия.

Акт утверждает руководитель организации.

Аналитический учет основных средств. Основным регистроманалитического учета основных средств являются инвентарные карточкиучета объекта основных средств. На лицевой стороне инвентарных карточекуказывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска(постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение,первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифрзатрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации,внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о датеи затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизацииобъекта, выполненных ремонтных работах, а также краткуюиндивидуальную характеристику объекта.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 252.