Выбор целевого рынка и позиции фирмы на нем
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Документ №17.

Определение целевого рынка. Индивидуальные клиенты составляют примерно 40% от общего числа абонентов сети МТС.

Таблица 13.

Целевой рынок Возраст покупателей (года) Пол Размер семьи Количество взрослых в семье Район проживания Национальность
1 2 3 4 5 6 7
Молодежь 18-29

ж/м

2-3 2

вся зона радиопокрытия МТС

для фирмы не имеет значения

Взрослые 30-60 2-5 2
Пожилые 61 и выше 1-5 1-3

 

Таблица 14.

Целевой рынок Уровень образования Ориентировочный доход (руб.) Социальное положение
1 2 3 4

Молодежь:

учащиеся неполное высшее 3 500-4 000 Среднее
не учащиеся неполное высшее, среднее от 2 500 Нижи среднего

Взрослые:

бюджетник высшее, неполное высшее от 5 000 Среднее
предприниматель высшее, неполное высшее от 15 000 Выше среднего
менеджер высшее, неполное высшее от 6 000 Выше среднего
ИТР высшее, неполное высшее от 6 000 Среднее, выше среднего
и прочие высшее, неполное высшее, среднее, специальное от 4 000 Ниже среднего, среднее, выше среднего

Пожилые:

пенсионеры

высшее, неполное высшее, среднее, специальное

от 1 500 Ниже среднего
работающие пенсионеры от 3 000 Ниже среднего

 

 

Таблица 15.

Целевой рынок

Как часто клиенты пользуются услугами Вашей фирмы

часто умеренно редко никогда
1 2 3 4 5

Индивидуальные:

Молодежь *      
Взрослые   *    
Пожилые     *  

Корпоративные:

Крупные *      
Средние   *    

 

Таблица 16.

Целевой рынок Численность персонала предприятия (чел.) Объём реализации (млн. долл. США) Место расположения предприятия Отрасль
1 2 3 4 5
Крупные от 20 000 от 300

вся зона радиопокрытия МТС

нефтяная, газовая, медицина, торговля и др.

Средние от 500 от 0,5

 

Таблица 17.

Целевой рынок или название организации

Как часто предприятия-клиенты пользуются услугами Вашей фирмы

Средний объём покупок (тыс. долл. США)
Часто Умеренно Редко Сезонно  
1 2 3 4 5 6
РАО "ЕЭС России" *       201,34
ТНК *       187,5
"ЛУКОЙЛ" *       215,2
Альфа-банк *       150,0
"ЮКОС" *       150,5
Холдинговая компания "Интеррос" *       81,1
Концерн «Силовые машины» *       46,89
Пробизнесбанк *       50,0
Банк Москвы   *     69,4
«Информтехника и связь»   *     2
«Телмос»   *     2,5
АО «Медицина»   *     3,8

Индивидуальные клиенты составляют примерно 40% от общего числа абонентов сети МТС, а корпоративные примерно 60%. Анализ социально-демографических характеристик показывает, что среди пользователей МТС преобладает молодежь в возрасте до 29 лет, пожилые люди в основном пользуются сотовой связью, когда нет доступа к стационарному телефону (составляют 1% от индивидуальных клиентов). Корпоративные клиенты (крупные и средние компании) часто пользуются услугами, предоставляемые МТС.

 

Документ №18.

На сегодняшний день позиция фирмы на рынке сотовой связи устойчивая, так как доля МТС составляет 37%. Рейтинги отражают тот факт, что, являясь ведущим провайдером услуг мобильной телефонной связи в России, ОАО "МТС" смогло добиться постоянного роста абонентской базы и уровня доходов. Рейтинг также принимает в расчет относительно консервативный подход общества к управлению финансами.

В будущем планируется улучшить позицию на рынке за счет введения новых более дифференцированных тарифных планов, повышения качества предоставляемых услуг, расширения зоны радиопокрытия и др. Для этого фирма проводит более четкую маркетинговую политику: появление практически каждого тарифного плана поддерживается новым телевизионным рекламным роликом, а иногда даже несколькими (расходы на рекламу и продвижение услуг составляют около 30 млн. долл. США ежегодно). «Мобильные ТелеСистемы» готовят к выводу на рынок prepaid-продукты – самое мощное оружие привлечения массовых клиентов.

Основными конкурентами МТС на данный момент являются Би Лайн и МегаФон. Би Лайн опережает МТС по количеству клиентов по Москве, за счет более выгодных условий обслуживания (отсутствие абонентской платы, низкие цены на ряд дополнительных услуг, тариф ночного времени и др.).

Название фирмы (МТС – «Мобильные ТелеСистемы») соответствует выбранной деятельности.

 

Документ №19.

Задачи фирмы, распределенные по целевым рынкам представлены в следующей таблице:

Задачи Целевые рынки
1 2
Удержание лидирующей позиции на рынке сотовой связи Молодежь, взрослые, пожилые
Планирует продолжить политику агрессивной экспансии в регионах Молодежь, взрослые
Эффективная рекламная кампания Молодежь, взрослые
Уделение большего внимания работе с более платежеспособными абонентами Взрослые

 

Любая из поставленных задач может потребовать корректировки в зависимости от политической, экономической, социальной ситуации в стране, а также в зависимости от положения фирмы на рынке сотовой связи.

Таблица 18.

Первичная постановка задачи Поправка
1 2
Увеличение абонентской базы расширение сферы предоставляемых услуг улучшение системы оплаты
Исследование новых районов обслуживания оценить потребность конкретного района в сотовой связи, и в соответствии с этим применять ту или иную стратегию развития связи
Разработка рекламной стратегии появление каждого тарифного плана должно поддерживаться новым телевизионным рекламным роликом, а иногда даже несколькими
Ввод новых брендов (тарифов) появление новых более дифференцированных тарифных планов (отсутствие абонентской платы, посекундная тарификация), рассчитанных на массового пользователя, а также ввод новых тарифов для крупных корпоративных клиентов и предоставление им выгодных систем скидок

Поставленные задачи ориентированны на все целевые рынки, но в большей степени учитывают интересы и предпочтения молодежи и взрослых. Следует отметить, что ОАО "МТС" уделяет больше внимания работе с более платежеспособными абонентами, чем наращиванию числа абонентов на массовом сегменте рынка, поскольку последние приносят более низкий средний доход на одного абонента и чаще меняют операторов. МТС намерена брать качеством, а не дешевизной. Исследования показали, что абоненты готовы платить за высокое качество в среднем на 15% больше.

 

Маркетинговая стратегия.

Документ №20.

МТС занимает устойчивую позицию на рынке сотовой связи, и поэтому в будущем фирма продолжит тенденцию улучшения качества предоставляемых услуг. Повысить лояльность пользователей к торговой марке «МТС». Фирма собирается увеличить количество и улучшить качество дополнительных услуг, ввести новые тарифы, ориентированные на разные целевые рынки. Это приведет к увеличению доли фирмы на рынке.

Таблица 19.

№ п.п.

Критерии оценок

Шкала оценок

мало много средне
1 Необходимые финансовые ресурсы   *  
2 Потенциальный рынок   *  
3 Конкуренция     *
4 Необходимые исследования и разработки   *  
5 Денежные и временные затраты     *
6 Проблемы, связанные с продажей     *
7 Проблемы периодического характера *    

Перед тем как начинать внедрение новых тарифных планов аналитики МТС изучили рынок сотовой связи, оценили предпочтения потенциальных клиентов и учли возможную реакцию основных конкурентов. По результатам этого анализа 14 февраля 2003 г. МТС перешла на единую систему тарифов. Новая система ориентирована на средних и крупных клиентов, она предоставляет им удобную и выгодную систему скидок и оплаты услуг. Для массового пользователя появился новый бренд «Джинс» (отсутствие абонентской платы, посекундная тарификация), а с первого апреля появился тариф «Джинс Тоник».

 

Документ №21.

Ценовая политика изменилась 14 февраля 2003 г. с введением новой тарифной системы. В будущем цена на тарифы возможно будет увеличена. МТС намерена брать качеством, а не дешевизной. Исследования показали, что абоненты готовы платить за высокое качество в среднем на 15% больше. Кроме того, политика МТС по привлечению абонентов заключается в предоставлении низких тарифов внутри сети. Изменение ценовой политики МТС зависит от общего экономического состояния России, от повышения мобильности населения.

Скидки предоставляются абонентам-юридическим лицам при одновременном соблюдении следующих условий:

· 4 и более телефонных номеров, оформленных на один контракт;

· Ежемесячные платежи за услуги связи на сумму не менее 1000 у.е.(включая НДС), при этом средний платеж за один телефонный номер — не менее 50 у.е.(включая НДС);

· Сотрудничество с МТС не менее шести месяцев и своевременная оплата счетов за все телефонные номера.

МТС предоставляет льготные тарифы на разговоры для прямых номеров («Корпорация I», «Корпоративный»), для федеральных номеров («Корпорация I», «Корпоративный+»), более низкая абонентская плата или ее отсутствие, бесплатный пакет наиболее актуальных услуг делают привлекательной корпоративную программу для современного бизнеса. Кроме того, для корпоративных абонентов, использующих федеральные номера, компания МТС предлагает тарифный план «Корпоративный Актив». Минимальная плата за трафик составляет 50 у.е. в месяц и включает 500 минут местных соединений. Стоимость всех местных звонков с 501-й минуты круглосуточно составляет 0,09 у.е. (тарифы приведены без учета НДС). Для компаний, суммарные платежи которых за услуги связи по всем номерам превышают 5000 у.е.(включая НДС), подготовлены еще более выгодные предложения.

 

Документ №22.

Для создания благоприятных условий по продвижению услуг на рынке ведется активная рекламная кампания (разработка рекламной стратегии, грамотная ее реализация, оптимальное составление рекламного бюджета). Появление каждого тарифного плана поддерживается новым телевизионным рекламным роликом, а иногда даже несколькими, распространяются рекламные проспекты и брошюры, используется наружная реклама (щиты). Также введены новые способы оплаты услуг. Для корпоративных абонентов предусмотрена возможность сочетания авансового и кредитного методов оплаты в рамках единого корпоративного контракта, что позволяет оптимизировать расходы компаний на мобильную связь. Кредитный метод оплаты предоставляется корпоративным абонентам без внесения гарантийного взноса. Эти способы доведения информации до клиента являются эффективными. Из СМИ клиент своевременно узнает о появлении новых дополнительных услуг (рекламный ролик выходит за две недели), и он может выбрать тариф, который будет удовлетворять его запросам и финансовым возможностям. В настоящее время МТС пользуется услугами дизайн-студии Юрия Грымова. Затраты компании на маркетинг составляют ежегодно около 30 млн. долл. США.

 

Документ №23.

Задачи фирмы, распределенные по целевым рынкам представлены в следующей таблице:

Целевые рынки Задачи
1 2
Молодежь расширение спектра дополнительных услуг (SMS, голосовая почта, переадресация вызова); развитие собственных WAP-ресурсов, используя которые, абонент получает не только наиболее полную информацию о деятельности и услугах МТС, но и доступ к ресурсам ведущих информационных агентств; ввод новых более дифференцированных тарифных планов; эффективная рекламная кампания.
Взрослые улучшение качества связи; расширение спектра дополнительных услуг (конференц-связь, запись сообщения в почтовый ящик); ввод тарифов для корпоративных клиентов (предусмотреть льготы и скидки); эффективная рекламная кампания.
Пожилые ввод тарифа без абонентской платы, с посекундной тарификацией.

Стратегия МТС: введение удобных и легкодоступных способов обслуживания, переход к системам подвижной связи третьего поколения (интеллектуальная сеть, интегрированная в сеть МТС, позволит сделать такой переход наиболее эффективным), расширение дилерской сети.

Затраты на осуществление стратегии и ожидаемая себестоимость указаны в таблице.

Затраты (тыс. долл. США) 2002 г. Ожидаемые за 2003 г.
Операционные расходы 202,264 289,238
Коммерческие расходы 154,053 177,161
Амортизация 210,822 295,151

Себестоимость:

Плата за подсоединение к сетям общего пользования и аренда линий 128,275 150,082
Себестоимость абонентского оборудования 82,773 97,672

Возможно увеличение численности и улучшение квалификации персонала, а также уделяется большое внимание общению персонала с клиентами. В МТС в настоящий момент внедряется комплексная система индивидуального сервиса, включая персонального менеджера, который будет решать весь спектр вопросов, связанных с обслуживанием конкретного абонента. Это приведет к улучшению сервиса обслуживания клиентов и возрастанию их доверия.

 

Документ №24.

Конкретные данные по доходным и расходным частям бюджета предоставлены в таблице (в млн. долл. США):

  31 декабря 2001

30 сентября 2002

Текущие активы:

Денежные средства 219,629

107,625

Краткосрочные инвестиции 85,304

Дебиторская задолженность, нетто 24,258

46,697

Дебиторская задолженность аффилированных лиц 2,377

7,858

Товарно-материальные ценности, нетто 26,184

43,240

Расходы будущих периодов 22,712

30,706

НДС к возмещению 82,216

149,369

Активы по отложенным долгам 12,040

16,306

Прочие текущие активы 8,374

10,347

Итого текущие активы 483,094

412,148

Основные средства 856,056

1,241,530

Прочие нематериальные активы 84,245

107,056

Лицензии 276,949

390,494

Гудвилл 22,411

533

Капитализированная стоимость затрат на получение долгосрочных кредитов 3,997

3,338

Инвестиции и авансы аффилированным лицам 740

22,212

Итого активы 1,727,492

2,177,311

Текущие обязательства:

Кредиторская задолженность аффилированным лицам $6,142

$8,027

Задолженность поставщикам и подрядчикам 106,068

105,147

Доходы будущих периодов за подключение 21,419

22,082

Предоплата абонентов и депозиты 63,741

100,889

Краткосрочная задолженность по займам 18,245

32,801

Краткосрочная задолженность по векселям 580

Расходы будущих периодов на краткосрочную аренду 14,401

16,073

Задолженность по налогу на прибыль 23,078

21,250

Резервы по обязательствам 51,626

75,570

Прочие текущие обязательства 3,357

6,492

Итого текущие обязательства 308,657

388,331

Долгосрочные обязательства:

Задолженность по долговым обязательствам, основная сумма 248,976

308,584

Задолженность, за вычетом краткосрочной задолженности по займам 30,150

71,276

Расходы будущих периодов на долгосрочную аренду 7,696

9,487

Выплаты по векселям 5,792

Отложенная часть доходов будущих периодов за подключение 25,993

21,753

Отложенные налоги 67,505

100,358

Итого долгосрочные обязательства 386,112

511,458

Итого обязательства 694,769

899,789

Реализация:

Выручка от продажи услуг, нетто 592,024 891,186
Плата за подключение 15,026 18,720
Продажа оборудования 27,706 42,544
Операционные расходы 85,423 146,968
Коммерческие расходы и расходы на маркетинг 80,580 109,424
Амортизация 93,547 150,750
Чистая операционная прибыль 238,391 340,638

Прочие расходы (доходы):

Доходы по процентам 10,466 6,789
Расходы по процентам, за вычетом капитализированных сумм 5,959 31,322
Прочие расходы (доходы) 3,238 2,734
Итого прочие расходы (доходы), нетто 1,269 27,267
Налог на прибыль 74,619 94,100
Чистая прибыль 144,622 191,944

Возможный бюджет маркетинга на 2003 г. составит около 31,9 млн. долл. США; на распространение информации и продвижение предполагается израсходовать 21,7 млн. долл. США; административные расходы составят около 10,2 млн. долл. США.

 

Документ №25

Затраты компании на маркетинг составляют ежегодно около 30 млн. долл. США, из них затраты на рекламу составляют до 20 млн. долл. США.

Бюджет маркетинга предоставлен в таблице:

Таблица 20.

Действие Дата проведения Описание действия/что конкретно будет осуществляться Затраты времени Затраты денежных средств (тыс. долл. США) Статья бюджета
1 2 3 4 5 6
Рекламные ролики: оптима; бизнес; VIP; Джинс-Тоник с 1 февраля 2003 г. Студия "ЮГ" закончила очередную оригинальную рекламную работу по продвижению новых тарифов. В эфире ролики будут появляться постепенно, но уже сейчас можно встретить некоторые из них. Планируется выпустить 6-7 роликов за год. месяц на один ролик 100-150 за ролик

расходы по распространению информации об услуге

Радио: оптима; бизнес; VIP; Джинс-Тоник с 10 февраля 2003 г. (Джинс-Тоник – с 1 апреля 2003 г.) На радиостанциях: «Русское радио», «Динамит» и др. идет реклама этих тарифов, их сильных сторон и чем они выгодны. 13 дней 200 за рекламу всех тарифов в месяц
Наружная реклама (щиты) с 10 февраля 2003 г. (Джинс-Тоник – с 1 апреля 2003 г.) Установка рекламных щитов на центральных улицах, на самых оживленных дорогах г. Москвы. 10 дней 10 за один щит расходы на рекламу
Интернет с 20 февраля 2003 г. (Джинс-Тоник – с 1 апреля 2003 г.) Расположение рекламы на самых популярных сайтах и ее частое обновление. 14 дней 150-200 за рекламу всех тарифов расходы на рекламу
Публичные выступления (Интернет, телевидение и радио каждый квартал Участие в форумах, ответы на интересующие потенциальных клиентов вопросы. 3 дня подготовка материалов для публичных выступлений

 

Документ №26.

Прогнозируемый бюджет маркетинга на 2003 г.

Таблица 21.

Расходы по маркетингу

Всего за год (млн. долл. США)

В том числе по кварталам

I II III IV
1 2 3 4 5 6
Распространение информации о данном товаре или услуге: 21,7 6,13 5,39 5,12 5,06
Телемаркет
Подготовка материалов для публичного выступления (конференции, выставки, форумы и др.) 4,3 1,1 1,3 0,92 0,98
Реклама 13,6 3,8 3,25 3,45 3,1
Другое 3,8 1,23 0,84 0,75 0,98
Административные расходы: 10,2 2,564 2,594 2,238 2,787
Расходы на содержание основного персонала 3,4 0,86 0,84 0,85 0,86
Расходы на содержание обслуживающего персонала 0,79 0,198 0,197 0,199 0,196
Телефонные расходы 1,5 0,369 0,366 0,357 0,381
Командировки 2,1 0,54 0,561 0,369 0,63
Другое 2,41 0,597 0,63 0,463 0,72

Контроль за выполнением принятых решений осуществляет начальник отдела маркетинга.

В отделе маркетинга каждая группа сотрудников отвечает за рекламные ролики на телевидении, за рекламу на радио и в Интернете, за наружную рекламу, за публичные выступления.

 

Документ №27.

В настоящее время рынок сотовой связи постоянно расширяется. Все большее и большее количество человек начинает пользоваться услугами мобильной связи. МТС занимает устойчивую позицию на рынке сотовой связи (доля на российском рынке равна 37%, доля на московском рынке равна 43%). Главной целью МТС является удержание и дальнейшее улучшение позиции на рынке сотовой связи. Планируется продолжить политику агрессивной экспансии в регионах России (строительство сети в рамках имеющихся лицензий в регионах, приобретение региональных операторов), укрепление позиции на рынке мобильной связи в странах СНГ.

Для достижении поставленной цели компанией МТС была применена следующая стратегия – увеличение абонентской базы. Сегодня абоненты МТС могут воспользоваться разнообразными сетевыми, сервисными и дополнительными услугами Однако спектр услуг не ограничен только этим. Стандарт GSM необычайно перспективен с точки зрения развития обслуживания абонента, в особенности с использованием интеллектуальных сетей. Компания активно работает над развитием собственных WAP-ресурсов, используя которые, абонент получает не только наиболее полную информацию о деятельности и услугах МТС, но и доступ к ресурсам ведущих информационных агентств, различной коммерческой информации, справочным службам, мобильному банкингу и т.д. Применяя технологию GPRS, МТС создает условия для скорейшего внедрения сетей связи третьего поколения на платформе GSM.

МТС будет продолжать инвестиции в развитие новых услуг и платежных систем, проведение комплекса мероприятий в рамках программы лояльности, чтобы максимально удовлетворить потребности абонентов. Такой подход обеспечит МТС возможность предоставлять своим абонентам самые высококачественные услуги по доступной цене, увеличивая лояльность клиентов.

На данный момент абонентская база составила около 7 млн. чел. по сравнению с 3 кварталом 2002 года (5,44 млн. чел.), что свидетельствует о правильности выбранной стратегии и удачно проведенной маркетинговой политики.

За последние три месяца в Московском регионе было привлечено 294 тыс. новых клиентов по сравнению с 300 тыс. чел. которые подключил «ВымпелКом». Это можно объяснить введением новой единой системы тарификации.

МТС намерена брать качеством (исследования показали, что абоненты готовы платить за высокое качество в среднем на 15% больше), а не дешевизной, уделять больше внимания работе с более платежеспособными абонентами, что по прогнозам должно привести к увеличению прибыли.

В планах компании — добиваться максимального комфорта для клиента, сделать так, чтобы мобильный телефон стал для него практичным, полезным и привычным спутником жизни.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.