Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Предлагаемые Центробанком механизмы концентрации капиталов, их укрупнения, слияния не привлекают региональные КБ. Они считают, что процедура слишком сложна, юридически плохо обеспечена (есть соответствующие инструкции, но нет
полновесных законов). Объединять ресурсы провинциальные кредитные организации предпочитают простым присоединением. Это намного быстрее и здесь уже накоплен практический опыт. Иные формы консолидации используются крайне осторожно, через определенную дорожку шагов: взаимодействие на договорной основе, постепенное объединение операций и услуг, создание банковских групп и холдингов. Причем на каждом этапе сохраняется возможность выхода из союза.

Банки хотят кредитовать реальный сектор, однако до сих пор не могут решить две проблемы: краткосрочность ресурсной базы и свою правовую незащищенность в отношениях с заемщиком. При невозврате ссуд государство, действующая система судопроизводства, законодательство провинциальным КБ — не помощники. По установленному порядку при недостаточности средств на расчетных счетах предприятий погашение кредитов банкам производится в последнюю очередь. А ведь эти деньги принадлежат не КБ, а их вкладчикам и клиентам.

Процедура регистрации залога неимоверно громоздка и неработоспособна. Оформление банком прав собственности на заложенное имущество при активном сопротивлении этому со стороны заемщика может растянуться на годы. Еще хуже обстоит дело с рассмотрением требований кредитной организации в арбитражных судах, в исполнительном производстве. Любое затягивание сроков означает не просто простаивание средств, а прямой убыток для КБ, так как им все равно приходится платить.

Что касается сроков удлинения пассивов, добиться этого реально лишь в неблизкой перспективе, когда экономика в целом обретет устойчивый рост, повысится доверие к российским кредитным организациям, появится надежная система гарантирования вкладов, когда. наконец, восстановится нормальное денежное обращение. Пока сохраняются платежные суррогаты, бартер, неплатежи, КБ не могут выполнять свои основные функции — расчетную, кредитную, инвестиционную.

В России не созрели предпосылки для долгосрочных накоплений. Ни один банк не пойдет на риски длительных капвложений без государственных гарантий. Синдикация кредитных ресурсов с соответствующим распределением рисков не получила широкого распространения из-за плохой законодательной базы. Поэтому большинство региональных банков сокращает кредитование, укорачивает активы, размещая их на финансовых рынках, в торговле (главным образом розничной), в экспортно-импортных операциях.

Совершенствование банковского права далеко отстает от потребностей кредитных институтов. Огромные масштабы приобрело ведомственное нормотворчество. Многие важнейшие вопросы не решены законодательно, а переданы министерствам и другим инстанциям. Отсутствие необходимого юридического фундамента остается одним из основных тормозов в развитии российской банковской системы.

 


Итоги работы АРКО.

В июле Агентство по реструктуризации кредитных организаций подвело полугодовые итоги своей работы. Число реализуемых проектов достигло 15 по 20 санируемым банкам в двенадцати регионах России, общий объем финансирования — 9,44 млрд. руб., из них было реально выделено 5,07 млрд. руб. Чтобы временно свободные ресурсы не простаивали, АРКО размещает их в надежные, высоколиквидные инструменты, утверждаемые Советом директоров. Суммарные активы Агентства выросли до 12,97 млрд. руб., их средняя доходность — до 19% годовых (выше, чем в целом по банковскому сектору и во многих отраслях экономики).
За январь-июнь получена прибыль41,6 млн. руб.

Понимая, что каждое решение и шаг АРКО рассматриваются в лупу, его руководство сделало Агентство максимально открытым и прозрачным для общественности. Баланс ведется по международным стандартам. К сотрудничеству привлечены 30 компаний по аудиту (общему и банковскому), страхованию, оценочной деятельности, по операциям на фондовом рынке. Сотрудничество с ними АРКО считает важным, так как это снижает его расходы, гарантирует независимую объективную оценку активов и финансового положения банков, лучше защищает интересы вкладчиков и кредиторов.

За полгода Агентство вывело на прибыльную работу семь из двадцати санируемых КБ: АвтоВАЗбанк, Вятка-банк, банк «Евразия», Инвестбанк, Кузбассугольбанк, банк «Петр Первый», Челябкомзембанк. Они полностью погасили просроченную задолженность перед бюджетом, другими кредиторами и с помощью АРКО улучшили организацию, менеджмент,
бизнес. Это позволило нарастить объем привлеченных средств на 39%, кредитный портфель — на 44%, получить операционную прибыль 53,4 млн. руб.

Что еще важнее — повысилось значение данных КБ в банковской системе субъектов Федерации, финансово укрепить которые  главная цель АРКО. В валюте баланса региональных кредитных организаций (без учета филиалов иногородних) доля Кузбассугольбанка увеличилась с 10 до 1 1,6%, банка «Петр Первый» — с 18,7 до 29%, банка «Евразия» — с 33,1 до 36,4%, Вяткабанка — с 65 до 69,1%. Списание проблемных активов у Инвестбанка и АвтоВАЗбанка снизило удельный вес данных КБ, соответственно, с 26,6 до 22,7% и с 10,8 до 8,6% в первом полугодии. Зато улучшилось качество балансов. Уменьшение доли Челябкомзембанка с 3 до 2,1% объясняется тем, что в области это единственный кредитор сельского хозяйства. Повлияла и длительная конкуренция со стороны «тяжеловесов», финансирующих местную промышленность.

Накопленный Агентством опыт показал: для спасения некоторых банков достаточно очень малых средств. Это побудило АРКО внести в правительство проект закона, о смягчении требований к принудительно санируемым КБ. Для региональных банков предложено снизить долю в совокупных вкладах населения и активах до 5% (вместо прежних 20%), для федеральных — до 0,1% (вместо 1%).

Успешно развивается проект на основе Альфа-банка. Ему, напомню, был выдан кредит (1 млрд. руб. под 30% годовых до 2003 года под залог контрольного пакета) для создания пятнадцати филиалов в регионах, лишившихся после августовского кризиса достаточного банковского обслуживания. Ко второму полугодию восемь филиалов приступили к работе, еще шесть готовятся к открытию.

АРКО восстановило ликвидность банка «Возрождение», выкупив у него один длинный актив — кредит холдингу «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», с которым возникли проблемы. Сегодня у банка нет убытков, просроченной задолженности. Тем самым Агентство помогло Московской области сохранить крупный кредитный институт с развитой филиальной сетью и большим ассортиментом услуг. Вместе с банком «Морган Стенли» АРКО разрабатывает программу по повышению инвестиционной привлекательности холдинга ЧМПЗ.

В Дальрыббанке и банке «Воронеж» Агентство договорилось с кредиторами о заключении мирового соглашения. Под правление АРКО перешли также Амурпромстройбонк и Башпромбанк В Кузбасспромстройбанке начата подготовка к ликвидации.

В СБС-Агро Агентство к 1 мая выкупило 90% требований вкладчиков, имевших в банке до 5 тыс. руб. на своих счетах. В итоге было компенсировано около 1 млн. вкладов, на что истрачено 412 млн. руб. (в Москве — 322 млн. руб., в провинции — 90 млн. руб.). В июне АРКО начало погашать обязательства по счетам с суммой до 20 тыс. руб. общим объемом 250 млн. руб. К сожалению, средства в самом банке оказались разворованными. Чтобы рассчитаться по его обязательствам, решено радикально урезать расходы СБС-Агро, прежде всего на филиальную сеть. За полгода были закрыты 1180 из 1233 подразделений.
Из 71 филиала к октябрю планируется оставить только рентабельные. Реорганизация позволила уменьшить траты с 4 млрд. руб. до 900 млн. руб. Продолжается поиск украденных денег. Составляется реестр сомнительных сделок за последние три года, чтобы опротестовать в судебном порядке. Таких сделок выявлено уже на 1,2 млрд. руб.

Агентство совершенствует свою работу по пяти важнейшим направлениям. Во-первых, технологию мировых соглашений с кредиторами, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, что позволяет значительно уменьшить их потери по сравнению с вариантом банкротства и ликвидации банков. Объем задолженности перед казной, регулируемой подобными соглашениями, превысил 4,2 млрд. руб.

Второе направление — защита интересов рядовых клиентов с помощью выкупа прав их требования к кредитным организациям. В регионах такие программы реализованы в Кузбосспромстройбонке (в первом квартале вкладчикам возвращено 58 млн. руб., к концу июня — 5 4,6 млн. руб.), в Прогресспробанке (60 млн. руб.). Всего на данные цели АРКО истратило 768 млн. руб. При ликвидации банков Агентство становится кредитором пятой очереди. Важным событием стало введение системы гарантирований частных вкладов в кредитных организациях, управляемых АРКО и не имеющих просроченных вкладов: Кузбассугольбанк. Вятка-банк, банк «Евразия», где суммарный объем вкладов достигает 120 млн. руб. Присоединиться к ним решили Инвестбанк, АвтоВАЗбанк и банк «Петр Первый». Для обеспечения вкладов Агентство создало резервный фонд в 500 млн. руб.

В-третьих, чтобы улучшить структуру балансов и качество кредитных портфелей в санируемых банках, АРКО совершенствует операции с проблемными активами. В первом полугодии их доля в балансах сократилась с 22 до 15%. Агентство достигло этого с помощью переоформления прав собственности на недвижимость, сдачи ее в аренду, кредитования на покупку. За шесть месяцев на торгах было реализовано проблемных активов на 1,1 млн. руб., готовится продажа еще на 25 млн. руб., а также 9 объектов недвижимости. Проведен конкурс среди агентов по работе с нестандартными активами.

Четвертым направлением является улучшение планирования в банках, управляемых АРКО. Для выработки стратегии составляются бизнес-планы на среднесрочную перспективу, квартальные и полугодовые бюджеты на основе рекомендаций Агентства. Для оперативного планирования и контроля вводится ежедневный мониторинг над прибылью и убытками, доходами и расходами, структурой активов и пассивов. АРКО разработало систему отчетности и показателей эффективности банков, в том числе в расчете на одного сотрудника. Аналогичная система внедрена в самом Агентстве, что позволяет контролировать состояние источников финансирования, направление вложения средств, состояние активов АРКО.

Наконец, важное место занимает взаимодействие с международными финансовыми организациями — Всемирным банком (технологическое и методологическое обеспечение), ЕБРР (финансирование реструктуризации АвтоВАЗбанка, Вяткабанка, Челябкомзембанка), а также с Казначейством США (методология) и Правительством Японии (совершенствование менеджмента).

4.8. Кому мешает агентство.

Достижения Агентства были бы больше, если бы ему дали нормально работать. К сожалению, действовать приходится в одиночку, в крайне агрессивной политической обстановке, раздираемой конфликтами между ведомствами, влиятельными
группировками, которые ведут нескончаемую войну друг с другом и пытаются использовать в ней АРКО. Сначала ему дали банковскую лицензию, потом отобрали, что де-юре лишило его статуса кредитной организации, сильно ограничив возможности. Выполняя самую грязную, неблагодарную работу по санированию и ликвидации банков, Агентство в то же время сидит на голодной финансовой диете. Это сделано умышленно, чтобы добиться абсолютной управляемости и послушания АРКО. В проекте бюджета-2001 пока даже не предусмотрены ассигнования но Агентство.

Реструктуризацию, возврат и гарантирование вкладов граждан, погашение задолженности АРКО вынуждено оплачивать из своих крайне скромных ресурсов. Предлагаемые Агентством схемы компенсации ему откровенно саботируются. Например, предложения о возвращении из бюджета средств, которые АРКО использовало на погашение фискальной задолженности реструктурируемых банков Предложение завязло в Минфине Самофинансирование Агентства за счет выпуска им облигаций на 4 млрд. руб. фактически сорвано, так как правительство до сих пор не решило вопрос о гарантиях АРКО было вынуждено просить у Кабинета на 2001 год хотя бы 4,5 млрд. руб. (вместо 10 млрд. руб. ), рассчитывая, что их хватит на санацию небольших банков, готовых перейти под его управление

Забуксовала санация «Российского кредита» Решение заключить с кредиторами мировое соглашение было принято еще 19 апреля и 16 мая направлено на утверждение Арбитражного суда Но тут начались сюрпризы Суд потребовал, чтобы разъяснения ЦБ РФ по применению закона о реструктуризации были оформлены как нормативные акты и зарегистрированы в Минюсте. Для полного расчета по обязательствам «Роскреда» все активы, включая имевшиеся у дочерей, были консолидированы в единый пакет($312 млн.) Однако в Министерстве по антимонопольной политике начались проволочки с согласованием пакета За всем этим стоит кучка лиц, владеющих особо крупными вкладами и крайне недовольных условиями мирового соглашения Парализуя усилия АРКО, они пытаются получить все свои деньги с «заднего хода» В итоге из запланированных на санацию 2,5 млрд. руб. на 1 июня истрачено всего 540 млн. руб.

Упоминавшиеся выше оперативные разъяснения Центробанка о порядке применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» были большим подспорьем для АРКО По статье 46 данные комментарии имеют обязательную силу на всей российской территории, что облегчает заключение мировых соглашений, обеспечивает равную защиту прав кредиторов Это не устраивает облеченных властью богатых клиентов, влиятельные кланы Они через Верховный суд не только добились признания
юридически недействительными разъяснения ЦБ РФ, но с помощью региональных и высших судебных инстанций умело ставят палки в колеса Агентству, когда оно мешает проедать и разворовывать активы санируемых банков Продолжается чехарда в руководстве АРКО В сентябре 1999 года «семья» заставила В Геращенко уступить премьеру кресло главы Агентства С тех пор в нем сменился уже третий представитель Кабинета В аппарате Белого дома и Кремля есть немало желающих погреть руки на финансировании и ликвидации проблемных банков Они рассматривают АРКО как тесак для разделки банковских туш Эти люди профессионально вбивают клинья между Центробанком и Агентством, как показали похороны инициативы АРКО использовать его в качестве официальной структуры по гарантированию частных вкладов Неглинной сумели внушить, будто А. Турбанов намерен забрать себе функции надзора над банками, чтобы обеспечить сохранность сбережений граждан. Стравливая, сея подозрительность и недоверие между ЦБ РФ АРКО, можно сделать покорными обоих.

 






V. Заключение .

 

Одна из главных проблем российской банковской системы – ее несоответствие масштабам и потребностям экономики в целом. Восстановление банковского сектора возможно только на базе достаточно высоких требований к качеству капитала, которое можно измерить следующими показателями:

- отношение размера фондов банков к возможным потерям;

- отношение размера фондов банков к размеру обязательств дка, определяемому объемом привлеченных средств и внебалансовых обязательств;

- степень иммобилизации активов.

Назрела необходимость серьезной корректировки денежно-кредитной политики Неглинной. Основной целью должно стать укрепление банковской системы, расширение ее кредитной активности. Для этого нужно восстановить и расширить рефинансирование Банком России кредитных организаций, улучшить экономическую поддержку ими реального сектора. Серьезной помехой остается запрет со стороны ЦБ РФ предоставлять целевые ссуды предприятиям непосредственно со ссудных счетов на оплату материальных ценностей и услуг. Банки и товаропроизводители лишены права самостоятельно решать вопрос, как использовать кредиты для неотложных и высокоэффективных проектов.

Разделяя мнение Виктора Геращенко о том, что главной задачей ЦБ РФ является не изъятие временно свободных средств банков, а их использование в материальном производстве, следует отметить, что слова руководителя Банка России расходятся с делами Неглинной, повысившей отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР)

Банк России заявляет о необходимости переориентировать денежные потоки на кредитование товаропроизводителей Но в своей денежно-кредитной политике предусматривает лишь регулирование макроэкономических процессов через управление монетарной массой, чтобы не допустить роста инфляции. Об активизации ссудной и процентной политики Неглинная ничего не говорит. Поэтому меры ЦБ РФ должны быть направлены не на стимулирование поддержки банками реального сектора, а на откачку из обращения излишней ликвидности административным способом, чтобы сократить спрос на валюту.

Следует расширить рефинансирования кредитных организаций, чтобы они увеличили оборотные средства предприятий.

Наболевшим остается вопрос о снижении просроченной задолженности комерческих банков, которые еще не вышли из кризиса Международный опыт показывает, что в программы реструктуризации банков обязательно входят выкуп их низколиквидных активов государственными органами, чтобы снизить резервы КБ по ссудам, улучшить ликвидность, а для рекапитализации банков осуществляется покупка их обязательств государством, которые затем обмениваются на доли в акционерном капитале К сожалению, эти формы поддержки КБ в России не применяются.

 

Список литературы :

1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепетиков Д.

« Российские банки после кризиса »

« Вопросы Экономики »  № 4, 2000 год.

 

 

2. Астапович А, Сыромолотов Д.

« Российские банки в 1998 году : развитие системного кризиса »

« Вопросы Экономики »  № 5, 1999 год.

 

3. Макаревич Л.

«2000 год:узел проблем затягивается все туже (Цикл из трех статей. Часть третья)»

«Аналитический Банковский Журнал» № 10 ( 65 ), 2000

 


[1] Рост произошел исключительно из-за переоценки, объем кредитов в долларовом выражении снизился к середине 1999 г. на 60 % по сравнению с докризисным уровнем.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 159.