Оценивая причины системного кризиса российской банковской сферы, следует выделить четыре их основные группы. Первая из них связана с неблагоприятным состоянием экономики и особенностями развития финансовых рынков; вторая - с политикой ЦБР и правительства; третья - с недостаточным профессиональным уровнем банковского менеджмента; четвертая - с последствиями мирового финансового кризиса прежде всего в странах Азии. Для каждой из указанных групп причин можно назвать следующие характеристики.
К особенностям развития банковского сектора относятся: политизированность ведущих банков; чрезмерно высокая зависимость банков от рынка ГКО; специфическая структура собственности, позволявшая полностью контролировать деятельность банка одной связанной группе лиц (организаций); низкий уровень капитализации банковской системы; тяжелое положение ряда ведущих банков, ранее входивших в систему спецгосбанков СССР; крупные начальные затраты при развитии стандартных банковских услуг; демонетизация операций реального сектора, ограничившая возможности расширения ресурсной базы коммерческих банков и снижавшая спрос на банковские кредиты; вынужденный переход ведущих банков на заимствования за рубежом; негативные последствия конкуренции в условиях снижения процентных ставок; высокий уровень кредитного риска, усиливавшегося в результате роста неплатежей в российской экономике.
К недочетам в области политики банковского регулирования следует отнести: ошибки стратегического планирования ЦБР; недостаточную жесткость в установлении надзорных требований и оздоровлении банковской системы, обусловленную, в частности, внутренним конфликтом интересов; отсутствие законодательства в таких важных областях банковского регулирования, как становление ответственности менеджеров банков и акционеров за принимаемые решения, создание системы страхования депозитов, определение процедуры банкротства и санирования кредитных организаций; запоздалые изменения в системе банковского контроля и надзора, которые оказались не в состоянии предотвратить масштабный банковский кризис; недооценку возможных последствий финансового кризиса в странах ЮВА и Латинской Америки; недостаточную проработанность решений 17 августа, прежде всего о замораживании выплат по ГКО и введении моратория на выплату иностранных долгов.
Банковскому менеджменту также были присущи определенные негативные черты: ошибки и просчеты высших менеджеров отдельных ведущих банков; слабое развитие системы управления инвестиционными рисками; повышенные расходы на универсализацию деятельности, поддержание многофилиальной сети, многочисленного штата сотрудников и строительство офисных зданий; высокий уровень операционного риска ( выдача льготных кредитов, проведение операций в личных целях с нарушением интересов кредиторов, частных вкладчиков и мелких клиентов - юридических лиц), растущего по мере усиления кризисных явлений в банковской системе; операции в рамках банковско-промышленных групп, приведшие к существенному снижению надежности банков.
Особую группу причин составляют глобализация экономики и последствия мирового финансового кризиса, обусловившие: включение России в общемировые экономические процессы; рост влияния на поведение международных инвесторов кризисных процессов на развивающихся рынках; снижение цен на мировых товарных рынках, ограничившее возможности российских экспортеров поддерживать банки в составе БПГ; масштабный отток иностранного капитала; жесткие требования иностранных кредиторов.
В сложившихся экономических условиях системные ошибки сделали кризис неизбежным. О том, что политика регулирования банковской системы имела определенные недостатки, говорят первые последствия кризиса. Сильнее всего пострадали ведущие банки, составлявшие основу системы и за деятельностью которых предполагался наиболее тщательный контроль. Реализация в целом правильной идеи создания ОПЕРУ-2 не дала ожидаемого эффекта, поскольку: лоббироваие интересов отдельными банковскими группами и разногласия внутри ЦБР позволили оставить значительное количество крупных банков под контролем ГУ ЦБР по г. Москве, а ужесточенный контроль не спас большинство обслуживаемых в ОПЕРУ-2 банков от фактического банкротства. В середине сентября 1998 г. сразу после прихода в ЦБР нового руководства контроль за ОПЕРУ-2 был передан ГУ ЦБР по г. Москве. Поспешность принятых в августе решений, их неподготовленность и недооценка возможных негативных последствий обусловили дальнейшую несогласованность в действиях властей и реальные потери. Давление на резервы с конца июля и изменение ситуации на межбанковском валютном рынке требовали кардинального пересмотра правил торговли на ММВБ. В тот момент практически не было оснований ожидать улучшения финансового состояния ведущих банков как результата предоставления новых кредитов. На повестке дня стоял вопрос о временном прекращении операций ряда банков, об отстранении от руководства высших менеджеров, оценке трудностей и оказании целевой поддержки на выплату вкладов. Стремительного коллапса банковской системы не произошло лишь потому, что далеко не все банки имели возможность проводить масштабные операции с государственными ценными бумагами.
Вместе с тем следует отметить, что в самый острый период кризиса ЦБР осуществил серьезные денежные "вливания" в качестве помощи последней надежды". Объемы выдаваемых кредитов свидетельствовали как о масштабах кризиса, так и о попытках ЦБР таким способом как-то исправить просчеты регулирования и предупредить крах крупнейших банков.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 252.