ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА.
Кафедра «Банковское Дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема «Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года ».
Выполнила : студентка 4 курса группы 2417
Института Финансов
Грибовская Надежда Васильевна
Научный руководитель: Богатырев
Владимир Ильич
МОСКВА
2000
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение…………………………………………………………….………………………3
II..Предпосылки возникновения кризисной ситуации………………………………........4
1.1. Банковская система в преддверии кризиса………..………………………………..4
1.2. Неявный этап кризиса ( январь – апрель 1998 г. )...………………………………..6
1.3. Усиление кризисных явлений (май – июль )……………………………………….8
2. Крушение сложившейся системы ( конец июля – сентябрь ) …………….…….10
3. Первые результаты системного кризиса……………………….………………….14
4. Потери банковской системы……………………………………..…………………15
5. Оперативные антикризисные меры Банка России………………..………………15
6. Возможные причины банковского кризиса в России…………….………………16
III. Состояние банковской системы в 1999 году…………………….……………………..18
3.1. Меры по реструктуризации банковской системы после кризиса……….……….18
3.2. Год спустя после кризиса……………………………………………………...……21
3.3. Качество капитала российских банков…………………………………………….22
IV. Состояние банковской системы в 2000 году…………………………………….. 24
4.1. Общие положения……………………………………………………………….…..24
4.2. Виртуальные доходы……………………………………………………….……….26
4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса……………….…28
4.4. Неэффективный надзор……………………………………………………...………28
4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы………………………….29
4.6. Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг………………………………………………………………………………30
4.7. Итоги работы АРКО……………………………………………..…………………..31
4.8. Кому мешает агентство……………………………………………………...………33
V. Заключение………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………..36
I. Введение.
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих банков.
С 1993 г. в России началось интенсивное развитие финансовых рынков, в первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на внутреннем финансовом рынке. Коммерческие банки снизили практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и начали проводить активную политику процентных ставок по депозитам физических лиц. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.
Однако 17 августа 1998 года в банковской системе произошел третий по счету банковский кризис, который, в принципе, был закономерным следствием политики, проводимой государством. Августовский кризис мгновенно отразился на положении российских коммерческих банков. Иммобилизация государственных ценных бумаг и фактическая остановка рынка межбанковского кредитования резко подорвали ликвидность банковской системы. Последовавший затем отток средств клиентов, прежде всего физических лиц, с банковских счетов и нарушение работы платежной системы, происшедшие за короткий срок вслед за решениями от 17 августа, наглядно показали, что банковский кризис приобрел системный характер. Очевидные потери российских банков прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности.
Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многофилиальным банкам в силу специфики структуры их операций, включающих значительные вложения на рынках ГКО—ОФЗ, большой объем срочных сделок на валютном рынке, активную работу с вкладами населения. Потери, понесенные крупными многофилиальными банками, предопределили также возникновение сложностей с обслуживанием бюджетных средств банковской системой и стали одной из основных причин замораживания операций на рынке межбанковских кредитов.
II. Предпосылки возникновения кризисной ситуации.
1.1. Банковская система в преддверии кризиса.
Основные качественные параметры банковской системы на 1.01.98 г. выглядели следующим образом. Совокупные чистые активы составляли 620,3 млрд. руб. по методологии МВФ и 762,4 млрд. руб. по методологии ЦБР, из них активы Сбербанка России равнялись 188,3 млрд. руб. Суммарный капитал российских банков на начало года достигал 112,3 млрд. руб., в том числе 16,4 млрд. руб. - капитал Сбербанка. В целом по стране действовало 1 697 кредитных организаций, с учетом всех филиалов -8 050, включая 1 928 филиалов Сбербанка России и 1 199 филиалов Агропромбанка. В среднем на 18 500 человек приходилось одно кредитное учреждение (головной банк или филиал).
Для сравнения: в Бельгии один банк приходится на 800 человек, в США - на 4700 внутри страны. Ведущие коммерческие банки смогли достаточно оперативно переключиться на привлечение иностранных кредитов, большая часть которых (порядка 80%) имела срок возврата до 1 года. При гарантированном ЦБР стабильном валютном курсе и повышенной доходности на внутреннем рынке банки конвертировали значительную часть валютных активов в рубли для дальнейшего инвестирования в государственные облигации.
К началу 1998 г. банки вышли на значительный объем кредитования предприятий и регионов, успешно заимствуя ресурсы на внешнем рынке. При этом официальная доля просроченных кредитов без учета просроченных процентов в среднем по банковской системе не превышала 6% от объема выданных ссуд. С 1996 г. начали стремительно увеличиваться масштабы использования банками внешних источников пополнения ресурсной базы. Уже к 1997 г. в условиях затяжного кризиса реального сектора практически исчерпались возможности расширения банковских пассивов
В целом разница между валютными пассивами и активами коммерческих банков составляла порядка 40% от объема валютных обязательств, что свидетельствовало о наличии структурных диспропорций в проводимых банками операциях и повышенной уязвимости банковской системы от валютного риска. К началу 1998 г. доля в пассивах обязательств российских банков перед банками нерезидентами по кредитам в иностранной валюте в пересчете по действовавшему валютному курсу достигла 12,7%, сохранившись на том же уровне и в первой половине 1998 г.
Значительные размеры финансовых средств, предоставленных в 1997 г. иностранными институтами крупнейшим российским банкам, свидетельствовали о сравнительно высокой степени их доверия. Однако за короткий период сотрудничества с иностранными инвесторами, который совпал с финансовыми потрясениями в Юго-Восточной Азии, российские банки смогли привлечь в основном краткосрочные ресурсы. Это подталкивало их к наращиванию кредитной "пирамиды" и заимствованию все больших объемов средств в валюте для обслуживания погашаемых кредитов.
Рассматривая данные официальной статистики, следует учитывать, что в совокупные балансовые обязательства банковской системы перед нерезидентами не попали данные о выпусках еврооблигаций, осуществленных зарубежными дочерними компаниями российских банков под их гарантии. Список российских банков, выпустивших еврооблигации с использованием дочерних иностранных структур, включал: Альфа-банк (объем -175 млн. долл., купон - 10,375%, срок погашения - 07.2000 г.), Внешторгбанк (200, трехмесячный LIBOR+2,2%, 09.1999 г,), ОНЭКСИМбанк (два выпуска: 250, 9,875%, 08.2000 г.; 50, шестимесячный LIBOR+3%, н.д.) и СБС-Агро (250,10,25%, 07.2000 г.). Еврооблигации были также выпущены банком "Российский кредит" (200, 10,25%, 09.2000 г.).
Большинство крупных коммерческих банков являлись акционерными обществами, но ни один из них за исключением Сбербанка России не обладал ликвидными акциями и достаточным уровнем рыночной капитализации. С точки зрения основных групп собственников, российская банковская система была крайне неоднородна. В то же время практически каждый российский банк и в первую очередь банки-лидеры полностью контролировались группой связанных лиц/организаций или государством. По типам собственников и характеру проводимых операций действовавшие банки подразделялись на несколько основных групп.
Прежде всего следует выделить группу банков, находящихся под контролем государства (Сбербанк России, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Росэксимбанк, Международный московский банк, Еврофинанс, Моснарбанк), которые привлекли более 80% рублевых и порядка 40% валютных депозитов частных лиц, были глубоко вовлечены в операции с государственными ценными бумагами и наряду с бывшими совзагранбанками ( Донау-банк ( Вена ), Евробанк ( Париж ), Ист-Вест Юнайтед банк ( Люксембург ), Московский народный банк (Лондон ) , Ост – Вест Хандельсбанк (Франкфурт – на – Майне ) обслуживали внешнеэкономическую деятельность государства.
В сложном финансовом положении находились банки второй группы, образованные в результате приватизации бывших специализированных госбанков. К их числу относились такие крупные кредитные организации, как Агропромбанк, входящий в банковскую группу СБС-Агро, "Возрождение", Московский индустриальный банк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк России, Уникомбанк, на долю которых приходилось около 8% суммарных активов банковской системы (или 10% без учета Сбербанка). Основной проблемой, с которой сталкивались банки данной группы, была тесная исторически сложившаяся связь с депрессивными отраслями российской экономики (сельским хозяйством, тяжелым машиностроением, ВПК, металлургией), проявлявшаяся в неуклонном наращивании уровня невозвращаемых кредитов и постепенном ограничении доступа к рынку межбанковского кредитования. Единственной чертой банков этой группы, несколько повышавшей их привлекательность, служила развитая многофилиальная структура.
Среди частных банков выделялись организации, которые были основателями крупных банковско-промышленных групп (БПГ), так называемые "олигархические банки" - ОНЭКСИМбанк, Инком банк, Менатеп, “Российский кредит”, Альфа-банк, Мост-банк, СБС-Агро. Эти банки, составлявшие ядро частного финансового сектора, специализировались на обслуживании денежных потоков контролируемых ими предприятий. Ведущими источниками дополнительных ресурсов для них служили межбанковские кредиты, внешние заимствования и вклады населения. Конкуренцию данной группе среди негосударственных банков составляла растущая группа "родственных" банков российской промышленной элиты, среди которых стоит отметить Газпромбанк, НРБ, Империал, Гута-банк, МАПО-банк. Их отличали высокая зависимость от средств материнской компании, подчиненный характер деятельности, вовлеченность в обслуживание внешнеторговых операций и низкий уровень развития розничного бизнеса.
Немаловажную роль в банковской системе играли банки, контролировавшиеся местными органами власти. Характерными представителями данного класса являлись Банк Москвы, Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург), Башкредитбанк, которые строили свою деятельность на основе финансовых ресурсов местных администраций, включая средства региональных бюджетов.
Особое место в банковской системе принадлежало кредитным организациям с высокой долей иностранного капитала. Такие банки, как Автобанк, Токобанк, Диалогбанк, представляли лицо российской банковской системы на Западе и наиболее полно соответствовали облику "классического" банка. Их деятельность носила более специализированный характер с уклоном в проведение сравнительно низкорискованных операций с государственными ценными бумагами.
Среди оставшейся группы частных банков наиболее активную роль играли 16 дочерних банков иностранных кредитных учреждений. Эти банки можно было отнести к российской банковской системе с определенной натяжкой, поскольку они обслуживали преимущественно иностранные компании, работающие в России, и не проводили операций с российскими физическими лицами. Однако в период либерализации внутреннего рынка государственных ценных бумаг им стала принадлежать значительная часть выпущенных ГКООФЗ, ими заключалось достаточно большое количество срочных сделок, и практически каждый из них проводил операции на рынке рублевых и валютных межбанковских кредитов.
Удельный вес иностранного капитала в суммарных банковских активах не превышал 5%, что свидетельствовало о невысокой степени интернационализации российской банковской системы.
Наконец, мелкие и средние банки, которые не являлись дочерними структурами крупных банков или "карманными" банками предприятий и региональных администраций, как правило, принадлежали небольшой группе частных лиц, не имели тесных связей с промышленностью и играли незначительную роль в банковской системе.
Потери банковской системы.
В результате финансового кризиса банковская система понесла значительные потери. Так, по активной части потери вследствие решений правительства от 17 августа составили:
110-120 млрд. руб. вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными на неопределенный срок, т.е. фактически 17% чистых активов банков из ликвидных мгновенно превратились в просроченную задолженность. (Сбербанк на 17 августа имел пакет рублевых гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб., остальные коммерческие банки - 33-34.5 млрд. руб.);
6.2-6.3 млрд. руб. вложений в муниципальные бумаги, которые также можно квалифицировать как неликвидные активы, поскольку после 17 августа обязательства по своим облигациям смогли выполнять немногие местные органы власти;
23.2 млрд. руб. - прирост просроченной задолженности за август-сентябрь 1998г. по предоставленным кредитам (предприятиям, банкам и местным органам власти).
Кроме того, уровень достаточности капитала (рассчитываемый как отношение капитала к чистым активам) банковской системы сократился с почти 20%(на 1 августа 1998 г.) до 10%(на 1 ноября 1998 г.).
Изъятие средств из банковской системы (или уменьшение пассивной части банковских балансов) в кризисный период составило:
5 млрд. руб. - уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;
7.8 млрд. руб. (1.3 млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных средств юридических лиц;
17.5 млрд. руб. - сокращение за период кризиса (с июня по декабрь) рублевых депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд. руб., в остальных коммерческих банках - 16.4 млрд. руб.);
23.4 млрд. руб. (3 млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных депозитов физических лиц (в том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в остальных коммерческих банках - 2 млрд. долл.).
Таким образом, суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало августа в 1.1 трлн. руб., за один день, 17 августа, фактически сократились на 140-150 млрд. руб. (или на 12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1 августа примерно в 700 млрд. руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550 млрд. руб.).
Год спустя после кризиса.
В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между необходимостью восстановления капитала, связанного с увеличением объема «работающих» активов ( кредиты, вложения в ценные бумаги) и требованиями к повышению надежности банков и снижению рисков, что должно вести к увеличению объема ликвидных, но одновременно неработающих или низкодоходных активов. В результате 1999 г. произошли существенные изменения в структуре совокупных банковских активов. Доля ликвидных активов (касса, средства на корреспондентском счете в ЦБ РФ и средства на корреспондентских счетах у нерезидентов) возросла с 10% на начало 1999 г. до 13,7% декабрю 1999 г., тогда как доля "работающих" активов снизилась декабрю 1999 г. до 60% по сравнению с 68-70% в докризисный период. Скорее всего, банки не стремятся повышать свою доходность и предпочитали минимизировать риски, хотя рост ликвидных активов мог быть связан и с образованием "денежного навеса". Из-за неуверенности в устойчивости рубля и значительной непогашенной задолженности перед нерезидентами банковская система наращивала валютную ликвидность. К декабрю 1999 г. величина остатков на счетах в банках-нерезидентах достигла 4,6 млрд. долл. сравнению с 2 млрд. долл. на начало года. За этот период 30 крупнейших банков сократили объем задолженности перед нерезидентами с 3,3 млрд. до 2,1 млрд. долл., а величина остатков на счетах в банкам нерезидентах почти вдвое превысила чистую задолженность перенерезидентами по межбанковским кредитам. Международная инвестиционная позиция банковской системы за три квартала 1999 г. возросла с -0,17 млрд. до 4,1 млрд. долл.
Повышение ликвидности явилось естественной реакцией банков на кризис платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то же время в среднесрочном плане была заложена ориентация банков на повышение ликвидности (особенно валютной, которая может рассматриваться как мягкая форма оттока капитала) , что вступает в противоречие с потребностями восстановления капитала: чем выше ликвидность активов, тем меньше их доходность. В результате обесценения государственных облигаций и переоценки валютных активов банковская система внешне стала более активным кредитором реального сектора. Объем кредитов экономике возрос 9,4% ВВП в начале 1998 г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом уровне[1]. Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в течение 1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность, банки сократили валютные кредиты экономике, что было вызвано как снижением объемов импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так и высокими рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной задолженности по валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис 1998 г. можно рассматривать в основном как кризис пассивов, в определенной мере его породили и "плохие" долги предприятий, которые обусловили низкую ликвидность валютных активов банков. Переориентация банков с кредитования государства на кредитование реального сектора выразилась в устойчивом росте объема рублевых кредитов экономике - в течение 1999 г. он возрос почти на 30% в реальном выражении. Доля рублевых кредитов в общем объеме выданных банками кредитов к концу года превысила 50% (на начало года - около 30%). При этом качество кредитного портфеля, оцениваемое долей просроченной задолженности в общем объеме выданных кредитов, заметно повысилось, хотя и осталось ниже докризисного уровня (около 8% по сравнению с 5-5,5%). Учитывая, что доля просроченных кредитов, выданных в иностранной валюте, почти не уменьшилась в 1999 году , а сроки кредитования в валюте заметно удлинились, можно предположить, что существенная часть валютных кредитов, являющихся по сути безнадежными, не отражалась банками как просроченные, а пролонгировалась в надежде на улучшение ситуации в будущем.
Доля межбанковских кредитов не превышала 3% суммы чистых активов банковской системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с 19 до 14%, вложения в иные ценные бумаги в течение прошлого года оставались на уровне 7-7,5% чистых активов.
Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты предприятий. Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы реального сектора экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению с 1,5% на начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской системы поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.).
Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на 30% и кризис доверия к коммерческим банкам резко сузили возможности наращивания банковских пассивов путем привлечения средств населения. Частные депозиты населения в рублях возросли за год на 10%, но практически исключительно благодаря вложениям в Сбербанке, который увеличил рублевые депозиты населения на 25% по сравнению с серединой 1998 г. Валютные же вклады населения не превышали 50% докризисного уровня. Можно полагать, что процесс возрождения доверия населения к банковской системе и восстановления организованных сбережений до докризисного уровня потребует как минимум 3-4 года.
В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств нерезидентов сократился за 1999 г. - на 1/3 в валютном эквиваленте. Старые кредиты погашались, новые, если и предоставлялись, то на короткие срок и в меньших масштабах.
Общие положения.
В 2000 году в российской банковской системе продолжался процесс саморазрушения. В первом квартале количество действующих кредитных организаций уменьшилось с 1349 до 1338. Число коммерческих банков (КБ) с уставным капиталом (УК) до 500 тыс. руб. сократилось с 49 до 45, с УК от 500 тыс. до 2 млн. руб. - со 116 до 108, с УК от 2 млн. до 5 млн. руб. — со 160 до 148, с УК от 5 млн. до 10 млн. руб. — с 270 до 253, с УК от 10 млн. до 20 млн. руб. — с 213 до 208. Всего прекратили существование 48 КБ. У двадцати из них были отозваны лицензии за нарушение законодательства и норм ЦБ, два — в связи с реорганизацией, один преобразован в филиал другого банка, два поглощены без образования филиалов. Общее количество последних по стране сократилось с 3923 до 3875, в том числе Сбербанк лишился двадцати. Меньшими темпами увеличивалось количество крупных по российским меркам банков: с УК от 20 млн. до 40 млн. руб. — с 246 до 256, с УК от 40 млн. руб. и выше — с 295 до 320, то есть всего на 35 больше. Другими словами, спустя полтора года после августовского кризиса Россия остается страной преимущественно малых кредитных организаций, составляющих 57,4% от общего числа. В некоторых районах совсем не стало банковских учреждений, включая филиалы Сбербанка. Зато в РФ расширилось присутствие КБ с иностранным участием (132), доля которых в совокупном уставном капитале выросла вдвое —с 6,4% до 14%. Было бы странно утверждать , что это является положительной тенденцией , поскольку, в сущности это ведет все к тому же оттоку капитала, которое происходит уже на территории Российской Федерации. Безусловно , августовский кризис подорвал доверие к российским банкам, однако политика хранения денег в коммерческих банках с иностранным участием благоприятствует развитию банковской системы России.
Качественное улучшение российской банковской системы замедлилось, а в ряде сфер деятельности наблюдалась деградация. В 1999 году активы выросли более чем в полтора раза — с 1038 млрд. до 1583 млрд. руб., а у региональных банков — в два раза. В реальном исчислении с учетом пятикратно обесценившегося рубля активы еще не достигли докризисного объема ($55,5 млрд. против $150-155 млрд. в 1997 году). Собственные средства КБ (без Сбербанка) составили 11,3 млрд. руб. в номинальном выражении. Реально же сектор не восстановился до предавгустовского уровня ($3,9 млрд. против $33-35 млрд. в 1997 году). Капитал наращивали примерно тысяча кредитных организаций, но лишь у менее четырехсот этот рост опережал темпы инфляции. В январе-марте 2000 года сохранились фактически все негативные тенденции, которые привели к краху 1998 года. К ним добавилось
немало новых. Рост собственных средств региональных КБ отставал от вложений в экономику, которые уменьшились до 3,5% ВВП против 15% ВВП в 1997 году. Отношение капитала к активам сократилось с 31% (лето 1998 года) до менее 9%, если учитывать недосформированные резервы на возможные потери по ссудам и на обесценение ценных бумаг, активы в виде недвижимости, пакетов акций, паев. Аналогичный показатель у банков Москвы снизился примерно до 8%.На этом фоне по меньшей мере странными выглядят заявления о том, что российская банковская система находится в состоянии развития. На самом же деле это состояние можно охарактеризовать как критически стабильное. Все еще остается на плаву , однако может в любой момент утонуть…
Большинство КБ по-прежнему не может, не хочет и не умеет кредитовать реальный сектор. Почти половина активов размещается внутри самой банковской системы, где оборачиваемость средств и надежность возврата ссуд гораздо выше,чем в материальном производстве. За год доля таких вложений подскочила с 30 до 46% (без учета Сбербанка). У столичных она составила 45,5%, у провинциальных — 46,5%. Из них остатки средств в кассе и на корсчетах в ЦБ составили около 10% (против 4% в США, например). Кредитование небанковского сектора сворачивалось, как и в 1999 году. Его доля в активах региональных КБ снизилась с 45 до 32%, причем ссуды в СКВ уменьшились на 29%, рублевые выросли на 33%. В Москве соответственно — на 19 и 40%. Никакого воодушевления эти факторы , безусловно не вносят, поскольку полноценный рынок ценных бумаг невозможно представить без акций и других ценных бумаг, выпущенных российскими компаниями. Однако, в функционировании предприятии немаловажную роль играет кредитование. Материальное производство, его рост и качественное развитие целиком и полностью сопряжено с кредитом. Но, исходя из рационалистических предположений, для банковской сферы кредитование данной сферы представляется невыгодным. Таким образом, наша многострадальная экономится «топчется на месте», не находя решения на такие . казалось бы элементарные вопросы.
Более половины российских предприятий вообще не пользуются банковскими ссудами. Одни — из-за дороговизны кредитов, потери рынков, которые они не могут вернуть, так как изношено оборудование, плохой менеджмент. Другие обходятся без заемных средств, финансируясь с помощью бартера, денежных суррогатов, взаимозачетов, «инвестиций издержек» (то есть расходования амортизации, неплатежей работникам, партнерам, бюджетам). Третьи, особенно экспортеры, имеют собственные крупные резервы в виде уведенной за рубеж валютной прибыли.
В России сложилась парадоксальная ситуация, когда именно те предприятия, которые не прибегают к кредитам, лучше реализуют продукцию, обеспечивают занятость, портфель заказов, капвложения, внедрение инноваций, сохраняют финансовую стабильность. В основном это ТЭК, черная и цветная металлургия. Ссудами пользуются преимущественно компании в машиностроительной, легкой, пищевой отраслях, не имеющие оборотных средств, ресурсов для выживания и эффективной работы. В отличие от других стран наши банки перераспределяют деньги не от слабых производств к сильным, а от конкурентоспособных к депрессивным.
Изменение валютной структуры кредитов вызвано девальвацией и скачком инфляции после августа 1998 года. Поскольку рубль пятикратно обесценился, предприятию нужно заработать в пять раз больше российских денег, чтобы вернуть ссуду в СКВ. С другой стороны, рублевые кредиты формально стали доступней, так как Неглинная увеличила эмиссию, чтобы скупать доллары и обслуживать внешние долги. Полегчавший рубль, устойчивое недоверие к политике властей заставили банки уводить капиталы за границу. Так происходило и в 1999 году, когда доля иностранных активов почти удвоилась — с 10 до 19% у региональных КБ, а у московских составила 34%. Все настойчивее звучат призывы расширить участие государства в банковской сфере в форме увеличения капиталов действующих КБ, создания специализированных инвестиционных институтов, предоставления гарантий, поощрения слияний(например, Внешэкономбанка и Росэксимбанка). Сами по себе эти меры мало что дадут, учитывая масштабы упадка промышленности и сельского хозяйства в пост советские годы Реформы привели к тому, что многие предприятия не могут вернуть кредиты из-за изношенности основных фондов, неплатежей, засилья бартера и денежных суррогатов, утраты рынков Даже по заниженным оценкам объем пролонгированных ссуд в 7-8 раз превышает официальную «просрочку» (7,6%) В 2000 году до конца не восстановился ни один из финансовых сегментов, на которых до августовского кризиса банки привыкли легко и помногу зарабатывать Нет больше прежних рынков государственных и корпоративных бумаг, межбанковских кредитов, валюты Последний жестко регулируется административными мерами ЦБ Относительная стабильность рубля, низкие текущие темпы инфляции лишили банки возможности обогащаться на спекуляциях.
Виртуальные доходы.
Частичной финансовой подпиткой стала переоценка валютных средств, хотя не в таких размерах, как в 1998 году Тогда это принесло КБ чистый доход в объеме 2,4% активов и составило 49% дохода-нетто. Год спустя показатели снизились соответственно до 1,5 и 22% без учета Сбербанка Главным источником прибыли для
кредитных организаций была разница в стоимости размещения и привлечения ресурсов Средняя реальная доходность ссуд в рублях составила 15,5%, валютных (в рублевом эквиваленте) — 70% Ресурсная база сформировалась в основном благодаря депозитам юридических лиц, которые по объему на 80% превысили вклады населения В 1999 году каждый рубль, привлеченный от предприятий и организаций, обходился КБ в семь копеек (против 16 копеек до августа 1998 года), из бюджета—десять копеек, от граждан — сорок две копейки Для частных лиц, однако, при объявленной средней ставке 40,5% годовых реальная доходность рублевых депозитов была минус 5%, валютных (при ставке 9,5%) — плюс 7,6% Суммируя все процентные и непроцентные поступления (от операций на фондовом рынке, переоценки валютных средств, комиссий, гарантий) общий чистый доход банков не превышал 6,6% Причины : огромные отчисления в фонд обязательного резервирования, в резервы на возможные потери, высокая ставка рефинансирования и налог на прибыль 38% (против 30% для предприятий) Эти меры помогают стерилизовать избыточную ликвидность в результате рублевой накачки Центробанком экономики (тем самым снижая инфляцию), но одновременно уменьшают возможности банков зарабатывать прибыль. Безусловно, резервы под возможные потери в разрезе событий 17 августа 1998 года оказались бы вовсе не лишними, однако, следует ли оставлять такие суммы незадействованными, если проблему возможного уже четвертого по счету обвала российского рубля следует решать совершенно другими методами. Однако сейчас руководству Центрального Банка, видимо, представляется верным лишь этот сомнительный путь , поскольку никаких радикальных мер по восстановлению и развитию банковской системы России по сей день не предпринято. Особое недовольство вызывает механизм обязательного резервирования привлекаемых ресурсов. Изъятие средств в ФОР должно быть более гибким и не подрывать ликвидность банков, не лишать их возможности финансировать экономику. В данной сфере ЦБ РФ должен действовать в соответствии с международной практикой Например, большинство центральных банков в экономически развитых странах считают данный метод вообще устаревшим, малоэффективным Он носит административно-фискальный характер, который увеличивает издержки КБ, поэтому АРБ призывает Неглинную отказаться от него либо свести к минимуму. Почему Неглинная в своих нормативных указаниях не ориентируется на методологию Европейского Центробанка (ЕЦБ), как это делается при применении рекомендаций Базельского комитета Скажем, размер нормативов ФОР Банка России в пять раз больше, чем требует ЕЦБ Разве российские кредитные организации более мощные?
Неглинная все время увеличивает отчисления в ФОР, поспешно, даже за прошедший период. А Европейский Центробанк использует запаздывающий метод формирования резервов с лагом в два месяца и не изымает у кредитных организаций средства, как поступает ЦБ РФ, оставляя их в обороте банков. Причем проверка выполнения КБ резервных требований осуществляется в Европейском союзе исключительно на основании данных общей статистики без сбора специализированных форм отчетности Неоднократные обращения АРБ и банков об изменении порядка изъятия средств в ФОР отклоняются сводным экономическим департаментом ЦБ РФ с порога, даже с раздражением. Этот важный инструмент денежно-кредитной политики используется в одностороннем порядке — в интересах Банка России. В условиях тотальных неплатежей предприятий и КБ вряд ли есть основания говорить об излишней ликвидности кредитных организаций По сути ее создает сам ЦБ, производя крупные
рублевые эмиссии вместо того, чтобы стимулировать направление средств в экономику. Неглинная конфисковала в январе 2000 года крупную сумму с корсчетов банков, увеличив отчисления в ФОР
Вот почему намечаемое ЦБ РФ дополнительное расширение резервов на возможные потери на основе общей оценки уровня риска не вызывает оптимизма , так как это увеличит издержки банков, усилит произвол со стороны надзорных работников. В проекте Положения предусматривается введение четырех новых видов резервов вложения в долговые обязательство РФ, в ценные бумаги, приобретенные по операциям РЕПО ; средства, размещенные на корсчетах в других КБ, срочные сделки.
Очень плохой симптом — снижение операционной маржи у большинства кредитных организаций Если не брать в расчет нерегулярные доходы и расходы банков, то в
1999 году маржа по текущим операциям была отрицательной (минус 1,5% совокупных активов), хотя общее сальдо оставалось положительным Все операционные убытки банковской системы пришлись на двести КБ, у которых расходы в среднем на 23% превышали доходы Около 90% последних получены с помощью переоценки валютных активов Поскольку переоценивались и пассивы в СКВ, доход-нетто оказался отрицательным (минус 1,7% активов) По другим операциям траты двухсот банков опережали доходы на 16,6% суммарных активов В итоге операционная маржа ровнялась минус 18,3% активов Совокупный капитал данной группы тоже был отрицательным Настоящую агонию, затянувшуюся почти на два года, переживают около 35 олигархических кредитных организаций, чьи активы были в пять раз больше, чем в среднем по банковскому сектору. В марте 2000 года самыми убыточными стали СБС-Агро (потери 6,1 млрд. руб. ), «Российский кредит» (1,2 млрд. руб.), Внешторгбанк (518 млн. руб.), Банк Москвы (177 млн. руб.), Росбанк (88,8 млн. руб.), «Возрождение» (83,9 млн. руб.), «Зенит»(69,4 млн. руб. ), «Золото-платина»(49,6 млн. руб.), Московский индустриальный банк (46,8млнруб), Промрадтехбанк (43,6 млн. руб.).Среди кредитных организаций с наибольшим отрицательным капиталом в первом квартале лидировали СБС-Агро (минус 41 млрд. руб.), «Российский кредит» (минус 9,8 млрд. руб.), ОНЕКСИМбанк (минус 5 млрд. руб.), Межкомбанк (минус 2,9 млрд. руб. ), КОПФ (минус 2,2 млрд. руб.), Совфинтрейд (минус 1,5 млрд. руб.),МАПО-банк (минус 1 млрд. руб.), Внешэкономбанк (минус 750 млн. руб. без учета долгов Парижскому клубу), Сберинвест (минус 262,5 млн. руб. ) Важно подчеркнуть, что не августовский кризис привел к таким результатам Трудности этих КБ носят генетический характер, на который наложили отпечаток менталитет, этические нормы олигархов, мало изменившиеся после катастрофы 1998 года.
4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса.
Примечательно, что до лета 1998 года убыточными были преимущественно мелкие и микроскопические КБ, а самыми доходными — тяжеловесы. В 2000 году ситуация поменялась на прямо противоположную Наибольшую рентабельность показали малые кредитные организации, не вошедшие в число первых двухсот по размеру активов Провинциальные банки работали чуть эффективней (соотношение прибыль/активы составило у них 2,4%), чем московские (минус 1,9%) В регионах КБ ближе к реальному производству, не столь обременены долгами, особенно перед нерезидентами, как крупные. Среди легковесов много банков с положительной операционной маржой, а их результаты меньше зависят от переоценки валютных средств. Процентные доходы таких КБ достигали 20% от совокупных против 6,4% у кредитных организаций с отрицательной маржой по текущим операциям и держащихся на плаву лишь благодаря переоценке ресурсов в СКВ Возможность нового (четвертого по счету) системного кризиса банковской сферы остается исключительно высокой. Восстановившись за
счет средств предприятий, кредитные организации в 2000 году полностью исчерпали данный источник роста, не создав других. В активах слишком велика доля просроченных кредитов, замаскированных под пролонгированные, которые заемщики рефинансируют с помощью новых ссуд (кредитные пирамиды) В пассивах приток вкладов пока значительно превышает отток средств в виде процентных выплат по депозитам Для привлечения дополнительных ресурсов КБ (особенно Сбербанк) поддерживают повышенные ставки по вкладам, строят депозитные пирамиды, то есть отвечают по обязательствам перед одними вкладчиками за счет денег других.Устойчивость пирамид зависит от качества кредитного портфеля. Он должен гарантировать такой доход, которого хватит для платежей по вкладам, если приток средств замедлится, а также для компенсирования невозвратов ссуд. Развернувшаяся в 2000 году война за очередной передел собственности и финансовых потоков в газовой, нефтяной, металлургической, нефтехимической, телекоммуникационной, военно-промышленной, лесной, деревообрабатывающей отраслях, высокие мировые цены на энергоносители и сырье еще приносят банкам необходимые ресурсы. Когда дележ закончится, а нефть и металлы подешевеют, новый банковский коллапс неизбежен Действия ЦБ РФ по преодолению последствий августовского банковского кризиса ограничиваются лишь отдельными стабилизационными шагами. Реструктуризация и санация проводятся крайне медленно и непоследовательно. Рекапитализация почти полностью возложена но сами банки В целом власти пытаются спасти только единичные; кредитные институты.
Неэффективный надзор.
Российская банковская система остается пока маломощной, поэтому для нее непосильны нормативы по минимизации рисков, которые уже применяются. Следует сделать анализ более основательным и отсрочить принятие каких-либо новых мер в области снижения рисков до 2001 года, поскольку дополнительные расходы по созданию резервов сократят рентабельность и увеличат убытки .Банки должны иметь возможность выбирать, каким способом обеспечить выданную ссуду с учетом финансового положения заемщика. Недовольство вызывает система надзора ЦБ РФ, которая рассчитана на единые экономические нормативы для всех типов кредитных организаций и территорий. В Москве, Заполярье, на Камчатке, в Сибири и Санкт-Петербурге действуют одинаковые требования для банков с капиталом свыше 100 млн. руб. и небольших КБ с капиталов полмиллиона рублей Устойчивость кредитной организации определяется простой арифметикой, чисто формально Работа надзорных органов сводится к механическому штрафованию, без анализа причин невыполнения нормативов, качества менеджмента, ошибок в управлении активами и пассивами Изданием документов по надзору и регистрации деятельности банков занимается аж 1 5 департаментов ЦБ РФ, действия которых никак не скоординированы.
В 1999 году и в первом квартале 2000 года Центробанк направил более 280 регулирующих указаний и 420 писем. Большое количество этих документов сырые, низкого качества, не вносят существенных изменений, а сводятся лишь к замене отдельных слов и фраз. Публичная отчетность от этого не стала прозрачней, чтобы можно было судить об истинном финансовом положении банка. Однако попытки изменить такое положение вещей пока что не увенчались успехом.. Одной из причин подобной реакции является порядок рассмотрения жалоб на Неглинной: соответствующие поручения даются именно тем подразделениям ЦБ РФ, которые готовили спорные документы, поэтому все инициативы просто отклоняются. Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России не работает. Назрела необходимость повысить значение Национального банковского совета, внести серьезные изменения в закон «О Центральном банке Российской Федерации»
В особенно трудное положение политика властей ставит региональные банки. В 1999 году их число сократилось с 784 до 730 и продолжает убывать в 2000 году. В то же время из 300 крупнейших российских КБ 105 были провинциальными. На них приходилось 15% кредитов экономике (свыше 70 млрд. руб.). С августа 1998 года объем кредитования увеличился на 55%, но в реальном выражении уменьшился, поскольку темпы инфляции превысили 100%.
Подобно столичным банкам, «провинциалы» держат на счетах большие остатки свободных средств. Объясняется это не столько желанием в любую минуту быть готовыми к паническому нашествию вкладчиков и необходимостью обеспечивать текущие расчеты, сколько отсутствием надежных заемщиков. Вместо поиска возможности заработать, создать рынок для клиента и для себя, многие КБ предпочитают омертвлять активы.
Итоги работы АРКО.
В июле Агентство по реструктуризации кредитных организаций подвело полугодовые итоги своей работы. Число реализуемых проектов достигло 15 по 20 санируемым банкам в двенадцати регионах России, общий объем финансирования — 9,44 млрд. руб., из них было реально выделено 5,07 млрд. руб. Чтобы временно свободные ресурсы не простаивали, АРКО размещает их в надежные, высоколиквидные инструменты, утверждаемые Советом директоров. Суммарные активы Агентства выросли до 12,97 млрд. руб., их средняя доходность — до 19% годовых (выше, чем в целом по банковскому сектору и во многих отраслях экономики).
За январь-июнь получена прибыль41,6 млн. руб.
Понимая, что каждое решение и шаг АРКО рассматриваются в лупу, его руководство сделало Агентство максимально открытым и прозрачным для общественности. Баланс ведется по международным стандартам. К сотрудничеству привлечены 30 компаний по аудиту (общему и банковскому), страхованию, оценочной деятельности, по операциям на фондовом рынке. Сотрудничество с ними АРКО считает важным, так как это снижает его расходы, гарантирует независимую объективную оценку активов и финансового положения банков, лучше защищает интересы вкладчиков и кредиторов.
За полгода Агентство вывело на прибыльную работу семь из двадцати санируемых КБ: АвтоВАЗбанк, Вятка-банк, банк «Евразия», Инвестбанк, Кузбассугольбанк, банк «Петр Первый», Челябкомзембанк. Они полностью погасили просроченную задолженность перед бюджетом, другими кредиторами и с помощью АРКО улучшили организацию, менеджмент,
бизнес. Это позволило нарастить объем привлеченных средств на 39%, кредитный портфель — на 44%, получить операционную прибыль 53,4 млн. руб.
Что еще важнее — повысилось значение данных КБ в банковской системе субъектов Федерации, финансово укрепить которые главная цель АРКО. В валюте баланса региональных кредитных организаций (без учета филиалов иногородних) доля Кузбассугольбанка увеличилась с 10 до 1 1,6%, банка «Петр Первый» — с 18,7 до 29%, банка «Евразия» — с 33,1 до 36,4%, Вяткабанка — с 65 до 69,1%. Списание проблемных активов у Инвестбанка и АвтоВАЗбанка снизило удельный вес данных КБ, соответственно, с 26,6 до 22,7% и с 10,8 до 8,6% в первом полугодии. Зато улучшилось качество балансов. Уменьшение доли Челябкомзембанка с 3 до 2,1% объясняется тем, что в области это единственный кредитор сельского хозяйства. Повлияла и длительная конкуренция со стороны «тяжеловесов», финансирующих местную промышленность.
Накопленный Агентством опыт показал: для спасения некоторых банков достаточно очень малых средств. Это побудило АРКО внести в правительство проект закона, о смягчении требований к принудительно санируемым КБ. Для региональных банков предложено снизить долю в совокупных вкладах населения и активах до 5% (вместо прежних 20%), для федеральных — до 0,1% (вместо 1%).
Успешно развивается проект на основе Альфа-банка. Ему, напомню, был выдан кредит (1 млрд. руб. под 30% годовых до 2003 года под залог контрольного пакета) для создания пятнадцати филиалов в регионах, лишившихся после августовского кризиса достаточного банковского обслуживания. Ко второму полугодию восемь филиалов приступили к работе, еще шесть готовятся к открытию.
АРКО восстановило ликвидность банка «Возрождение», выкупив у него один длинный актив — кредит холдингу «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», с которым возникли проблемы. Сегодня у банка нет убытков, просроченной задолженности. Тем самым Агентство помогло Московской области сохранить крупный кредитный институт с развитой филиальной сетью и большим ассортиментом услуг. Вместе с банком «Морган Стенли» АРКО разрабатывает программу по повышению инвестиционной привлекательности холдинга ЧМПЗ.
В Дальрыббанке и банке «Воронеж» Агентство договорилось с кредиторами о заключении мирового соглашения. Под правление АРКО перешли также Амурпромстройбонк и Башпромбанк В Кузбасспромстройбанке начата подготовка к ликвидации.
В СБС-Агро Агентство к 1 мая выкупило 90% требований вкладчиков, имевших в банке до 5 тыс. руб. на своих счетах. В итоге было компенсировано около 1 млн. вкладов, на что истрачено 412 млн. руб. (в Москве — 322 млн. руб., в провинции — 90 млн. руб.). В июне АРКО начало погашать обязательства по счетам с суммой до 20 тыс. руб. общим объемом 250 млн. руб. К сожалению, средства в самом банке оказались разворованными. Чтобы рассчитаться по его обязательствам, решено радикально урезать расходы СБС-Агро, прежде всего на филиальную сеть. За полгода были закрыты 1180 из 1233 подразделений.
Из 71 филиала к октябрю планируется оставить только рентабельные. Реорганизация позволила уменьшить траты с 4 млрд. руб. до 900 млн. руб. Продолжается поиск украденных денег. Составляется реестр сомнительных сделок за последние три года, чтобы опротестовать в судебном порядке. Таких сделок выявлено уже на 1,2 млрд. руб.
Агентство совершенствует свою работу по пяти важнейшим направлениям. Во-первых, технологию мировых соглашений с кредиторами, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, что позволяет значительно уменьшить их потери по сравнению с вариантом банкротства и ликвидации банков. Объем задолженности перед казной, регулируемой подобными соглашениями, превысил 4,2 млрд. руб.
Второе направление — защита интересов рядовых клиентов с помощью выкупа прав их требования к кредитным организациям. В регионах такие программы реализованы в Кузбосспромстройбонке (в первом квартале вкладчикам возвращено 58 млн. руб., к концу июня — 5 4,6 млн. руб.), в Прогресспробанке (60 млн. руб.). Всего на данные цели АРКО истратило 768 млн. руб. При ликвидации банков Агентство становится кредитором пятой очереди. Важным событием стало введение системы гарантирований частных вкладов в кредитных организациях, управляемых АРКО и не имеющих просроченных вкладов: Кузбассугольбанк. Вятка-банк, банк «Евразия», где суммарный объем вкладов достигает 120 млн. руб. Присоединиться к ним решили Инвестбанк, АвтоВАЗбанк и банк «Петр Первый». Для обеспечения вкладов Агентство создало резервный фонд в 500 млн. руб.
В-третьих, чтобы улучшить структуру балансов и качество кредитных портфелей в санируемых банках, АРКО совершенствует операции с проблемными активами. В первом полугодии их доля в балансах сократилась с 22 до 15%. Агентство достигло этого с помощью переоформления прав собственности на недвижимость, сдачи ее в аренду, кредитования на покупку. За шесть месяцев на торгах было реализовано проблемных активов на 1,1 млн. руб., готовится продажа еще на 25 млн. руб., а также 9 объектов недвижимости. Проведен конкурс среди агентов по работе с нестандартными активами.
Четвертым направлением является улучшение планирования в банках, управляемых АРКО. Для выработки стратегии составляются бизнес-планы на среднесрочную перспективу, квартальные и полугодовые бюджеты на основе рекомендаций Агентства. Для оперативного планирования и контроля вводится ежедневный мониторинг над прибылью и убытками, доходами и расходами, структурой активов и пассивов. АРКО разработало систему отчетности и показателей эффективности банков, в том числе в расчете на одного сотрудника. Аналогичная система внедрена в самом Агентстве, что позволяет контролировать состояние источников финансирования, направление вложения средств, состояние активов АРКО.
Наконец, важное место занимает взаимодействие с международными финансовыми организациями — Всемирным банком (технологическое и методологическое обеспечение), ЕБРР (финансирование реструктуризации АвтоВАЗбанка, Вяткабанка, Челябкомзембанка), а также с Казначейством США (методология) и Правительством Японии (совершенствование менеджмента).
4.8. Кому мешает агентство.
Достижения Агентства были бы больше, если бы ему дали нормально работать. К сожалению, действовать приходится в одиночку, в крайне агрессивной политической обстановке, раздираемой конфликтами между ведомствами, влиятельными
группировками, которые ведут нескончаемую войну друг с другом и пытаются использовать в ней АРКО. Сначала ему дали банковскую лицензию, потом отобрали, что де-юре лишило его статуса кредитной организации, сильно ограничив возможности. Выполняя самую грязную, неблагодарную работу по санированию и ликвидации банков, Агентство в то же время сидит на голодной финансовой диете. Это сделано умышленно, чтобы добиться абсолютной управляемости и послушания АРКО. В проекте бюджета-2001 пока даже не предусмотрены ассигнования но Агентство.
Реструктуризацию, возврат и гарантирование вкладов граждан, погашение задолженности АРКО вынуждено оплачивать из своих крайне скромных ресурсов. Предлагаемые Агентством схемы компенсации ему откровенно саботируются. Например, предложения о возвращении из бюджета средств, которые АРКО использовало на погашение фискальной задолженности реструктурируемых банков Предложение завязло в Минфине Самофинансирование Агентства за счет выпуска им облигаций на 4 млрд. руб. фактически сорвано, так как правительство до сих пор не решило вопрос о гарантиях АРКО было вынуждено просить у Кабинета на 2001 год хотя бы 4,5 млрд. руб. (вместо 10 млрд. руб. ), рассчитывая, что их хватит на санацию небольших банков, готовых перейти под его управление
Забуксовала санация «Российского кредита» Решение заключить с кредиторами мировое соглашение было принято еще 19 апреля и 16 мая направлено на утверждение Арбитражного суда Но тут начались сюрпризы Суд потребовал, чтобы разъяснения ЦБ РФ по применению закона о реструктуризации были оформлены как нормативные акты и зарегистрированы в Минюсте. Для полного расчета по обязательствам «Роскреда» все активы, включая имевшиеся у дочерей, были консолидированы в единый пакет($312 млн.) Однако в Министерстве по антимонопольной политике начались проволочки с согласованием пакета За всем этим стоит кучка лиц, владеющих особо крупными вкладами и крайне недовольных условиями мирового соглашения Парализуя усилия АРКО, они пытаются получить все свои деньги с «заднего хода» В итоге из запланированных на санацию 2,5 млрд. руб. на 1 июня истрачено всего 540 млн. руб.
Упоминавшиеся выше оперативные разъяснения Центробанка о порядке применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» были большим подспорьем для АРКО По статье 46 данные комментарии имеют обязательную силу на всей российской территории, что облегчает заключение мировых соглашений, обеспечивает равную защиту прав кредиторов Это не устраивает облеченных властью богатых клиентов, влиятельные кланы Они через Верховный суд не только добились признания
юридически недействительными разъяснения ЦБ РФ, но с помощью региональных и высших судебных инстанций умело ставят палки в колеса Агентству, когда оно мешает проедать и разворовывать активы санируемых банков Продолжается чехарда в руководстве АРКО В сентябре 1999 года «семья» заставила В Геращенко уступить премьеру кресло главы Агентства С тех пор в нем сменился уже третий представитель Кабинета В аппарате Белого дома и Кремля есть немало желающих погреть руки на финансировании и ликвидации проблемных банков Они рассматривают АРКО как тесак для разделки банковских туш Эти люди профессионально вбивают клинья между Центробанком и Агентством, как показали похороны инициативы АРКО использовать его в качестве официальной структуры по гарантированию частных вкладов Неглинной сумели внушить, будто А. Турбанов намерен забрать себе функции надзора над банками, чтобы обеспечить сохранность сбережений граждан. Стравливая, сея подозрительность и недоверие между ЦБ РФ АРКО, можно сделать покорными обоих.
V. Заключение .
Одна из главных проблем российской банковской системы – ее несоответствие масштабам и потребностям экономики в целом. Восстановление банковского сектора возможно только на базе достаточно высоких требований к качеству капитала, которое можно измерить следующими показателями:
- отношение размера фондов банков к возможным потерям;
- отношение размера фондов банков к размеру обязательств дка, определяемому объемом привлеченных средств и внебалансовых обязательств;
- степень иммобилизации активов.
Назрела необходимость серьезной корректировки денежно-кредитной политики Неглинной. Основной целью должно стать укрепление банковской системы, расширение ее кредитной активности. Для этого нужно восстановить и расширить рефинансирование Банком России кредитных организаций, улучшить экономическую поддержку ими реального сектора. Серьезной помехой остается запрет со стороны ЦБ РФ предоставлять целевые ссуды предприятиям непосредственно со ссудных счетов на оплату материальных ценностей и услуг. Банки и товаропроизводители лишены права самостоятельно решать вопрос, как использовать кредиты для неотложных и высокоэффективных проектов.
Разделяя мнение Виктора Геращенко о том, что главной задачей ЦБ РФ является не изъятие временно свободных средств банков, а их использование в материальном производстве, следует отметить, что слова руководителя Банка России расходятся с делами Неглинной, повысившей отчисления в фонд обязательного резервирования (ФОР)
Банк России заявляет о необходимости переориентировать денежные потоки на кредитование товаропроизводителей Но в своей денежно-кредитной политике предусматривает лишь регулирование макроэкономических процессов через управление монетарной массой, чтобы не допустить роста инфляции. Об активизации ссудной и процентной политики Неглинная ничего не говорит. Поэтому меры ЦБ РФ должны быть направлены не на стимулирование поддержки банками реального сектора, а на откачку из обращения излишней ликвидности административным способом, чтобы сократить спрос на валюту.
Следует расширить рефинансирования кредитных организаций, чтобы они увеличили оборотные средства предприятий.
Наболевшим остается вопрос о снижении просроченной задолженности комерческих банков, которые еще не вышли из кризиса Международный опыт показывает, что в программы реструктуризации банков обязательно входят выкуп их низколиквидных активов государственными органами, чтобы снизить резервы КБ по ссудам, улучшить ликвидность, а для рекапитализации банков осуществляется покупка их обязательств государством, которые затем обмениваются на доли в акционерном капитале К сожалению, эти формы поддержки КБ в России не применяются.
Список литературы :
1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепетиков Д.
« Российские банки после кризиса »
« Вопросы Экономики » № 4, 2000 год.
2. Астапович А, Сыромолотов Д.
« Российские банки в 1998 году : развитие системного кризиса »
« Вопросы Экономики » № 5, 1999 год.
3. Макаревич Л.
«2000 год:узел проблем затягивается все туже (Цикл из трех статей. Часть третья)»
«Аналитический Банковский Журнал» № 10 ( 65 ), 2000
[1] Рост произошел исключительно из-за переоценки, объем кредитов в долларовом выражении снизился к середине 1999 г. на 60 % по сравнению с докризисным уровнем.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА.
Кафедра «Банковское Дело»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема «Состояние банковской системы России после кризиса 17 августа 1998 года ».
Выполнила : студентка 4 курса группы 2417
Института Финансов
Грибовская Надежда Васильевна
Научный руководитель: Богатырев
Владимир Ильич
МОСКВА
2000
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение…………………………………………………………….………………………3
II..Предпосылки возникновения кризисной ситуации………………………………........4
1.1. Банковская система в преддверии кризиса………..………………………………..4
1.2. Неявный этап кризиса ( январь – апрель 1998 г. )...………………………………..6
1.3. Усиление кризисных явлений (май – июль )……………………………………….8
2. Крушение сложившейся системы ( конец июля – сентябрь ) …………….…….10
3. Первые результаты системного кризиса……………………….………………….14
4. Потери банковской системы……………………………………..…………………15
5. Оперативные антикризисные меры Банка России………………..………………15
6. Возможные причины банковского кризиса в России…………….………………16
III. Состояние банковской системы в 1999 году…………………….……………………..18
3.1. Меры по реструктуризации банковской системы после кризиса……….……….18
3.2. Год спустя после кризиса……………………………………………………...……21
3.3. Качество капитала российских банков…………………………………………….22
IV. Состояние банковской системы в 2000 году…………………………………….. 24
4.1. Общие положения……………………………………………………………….…..24
4.2. Виртуальные доходы……………………………………………………….……….26
4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса……………….…28
4.4. Неэффективный надзор……………………………………………………...………28
4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы………………………….29
4.6. Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг………………………………………………………………………………30
4.7. Итоги работы АРКО……………………………………………..…………………..31
4.8. Кому мешает агентство……………………………………………………...………33
V. Заключение………………………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………………………………………..36
I. Введение.
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Интенсивное развитие банковской системы России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. На первом этапе, в 1988-1993 гг., активное развитие банковской системы определялось дефицитом банковских услуг, распределением централизованных кредитов, а также высокой инфляцией одновременно с низкой стоимостью привлекаемых средств. В этот период было образовано около 2500 коммерческих банков.
С 1993 г. в России началось интенсивное развитие финансовых рынков, в первую очередь рынка государственных ценных бумаг. И это внесло изменения в направления работы коммерческих банков. Принципиальное значение в связи с этим приобрело увеличение объема привлекаемых банковской системой средств и их размещение на внутреннем финансовом рынке. Коммерческие банки снизили практически до нуля тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и начали проводить активную политику процентных ставок по депозитам физических лиц. Высокая реальная доходность на финансовых рынках вместе с укреплением реального курса рубля обеспечили устойчивое развитие банковской системы.
Однако 17 августа 1998 года в банковской системе произошел третий по счету банковский кризис, который, в принципе, был закономерным следствием политики, проводимой государством. Августовский кризис мгновенно отразился на положении российских коммерческих банков. Иммобилизация государственных ценных бумаг и фактическая остановка рынка межбанковского кредитования резко подорвали ликвидность банковской системы. Последовавший затем отток средств клиентов, прежде всего физических лиц, с банковских счетов и нарушение работы платежной системы, происшедшие за короткий срок вслед за решениями от 17 августа, наглядно показали, что банковский кризис приобрел системный характер. Очевидные потери российских банков прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности.
Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многофилиальным банкам в силу специфики структуры их операций, включающих значительные вложения на рынках ГКО—ОФЗ, большой объем срочных сделок на валютном рынке, активную работу с вкладами населения. Потери, понесенные крупными многофилиальными банками, предопределили также возникновение сложностей с обслуживанием бюджетных средств банковской системой и стали одной из основных причин замораживания операций на рынке межбанковских кредитов.
II. Предпосылки возникновения кризисной ситуации.
1.1. Банковская система в преддверии кризиса.
Основные качественные параметры банковской системы на 1.01.98 г. выглядели следующим образом. Совокупные чистые активы составляли 620,3 млрд. руб. по методологии МВФ и 762,4 млрд. руб. по методологии ЦБР, из них активы Сбербанка России равнялись 188,3 млрд. руб. Суммарный капитал российских банков на начало года достигал 112,3 млрд. руб., в том числе 16,4 млрд. руб. - капитал Сбербанка. В целом по стране действовало 1 697 кредитных организаций, с учетом всех филиалов -8 050, включая 1 928 филиалов Сбербанка России и 1 199 филиалов Агропромбанка. В среднем на 18 500 человек приходилось одно кредитное учреждение (головной банк или филиал).
Для сравнения: в Бельгии один банк приходится на 800 человек, в США - на 4700 внутри страны. Ведущие коммерческие банки смогли достаточно оперативно переключиться на привлечение иностранных кредитов, большая часть которых (порядка 80%) имела срок возврата до 1 года. При гарантированном ЦБР стабильном валютном курсе и повышенной доходности на внутреннем рынке банки конвертировали значительную часть валютных активов в рубли для дальнейшего инвестирования в государственные облигации.
К началу 1998 г. банки вышли на значительный объем кредитования предприятий и регионов, успешно заимствуя ресурсы на внешнем рынке. При этом официальная доля просроченных кредитов без учета просроченных процентов в среднем по банковской системе не превышала 6% от объема выданных ссуд. С 1996 г. начали стремительно увеличиваться масштабы использования банками внешних источников пополнения ресурсной базы. Уже к 1997 г. в условиях затяжного кризиса реального сектора практически исчерпались возможности расширения банковских пассивов
В целом разница между валютными пассивами и активами коммерческих банков составляла порядка 40% от объема валютных обязательств, что свидетельствовало о наличии структурных диспропорций в проводимых банками операциях и повышенной уязвимости банковской системы от валютного риска. К началу 1998 г. доля в пассивах обязательств российских банков перед банками нерезидентами по кредитам в иностранной валюте в пересчете по действовавшему валютному курсу достигла 12,7%, сохранившись на том же уровне и в первой половине 1998 г.
Значительные размеры финансовых средств, предоставленных в 1997 г. иностранными институтами крупнейшим российским банкам, свидетельствовали о сравнительно высокой степени их доверия. Однако за короткий период сотрудничества с иностранными инвесторами, который совпал с финансовыми потрясениями в Юго-Восточной Азии, российские банки смогли привлечь в основном краткосрочные ресурсы. Это подталкивало их к наращиванию кредитной "пирамиды" и заимствованию все больших объемов средств в валюте для обслуживания погашаемых кредитов.
Рассматривая данные официальной статистики, следует учитывать, что в совокупные балансовые обязательства банковской системы перед нерезидентами не попали данные о выпусках еврооблигаций, осуществленных зарубежными дочерними компаниями российских банков под их гарантии. Список российских банков, выпустивших еврооблигации с использованием дочерних иностранных структур, включал: Альфа-банк (объем -175 млн. долл., купон - 10,375%, срок погашения - 07.2000 г.), Внешторгбанк (200, трехмесячный LIBOR+2,2%, 09.1999 г,), ОНЭКСИМбанк (два выпуска: 250, 9,875%, 08.2000 г.; 50, шестимесячный LIBOR+3%, н.д.) и СБС-Агро (250,10,25%, 07.2000 г.). Еврооблигации были также выпущены банком "Российский кредит" (200, 10,25%, 09.2000 г.).
Большинство крупных коммерческих банков являлись акционерными обществами, но ни один из них за исключением Сбербанка России не обладал ликвидными акциями и достаточным уровнем рыночной капитализации. С точки зрения основных групп собственников, российская банковская система была крайне неоднородна. В то же время практически каждый российский банк и в первую очередь банки-лидеры полностью контролировались группой связанных лиц/организаций или государством. По типам собственников и характеру проводимых операций действовавшие банки подразделялись на несколько основных групп.
Прежде всего следует выделить группу банков, находящихся под контролем государства (Сбербанк России, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Росэксимбанк, Международный московский банк, Еврофинанс, Моснарбанк), которые привлекли более 80% рублевых и порядка 40% валютных депозитов частных лиц, были глубоко вовлечены в операции с государственными ценными бумагами и наряду с бывшими совзагранбанками ( Донау-банк ( Вена ), Евробанк ( Париж ), Ист-Вест Юнайтед банк ( Люксембург ), Московский народный банк (Лондон ) , Ост – Вест Хандельсбанк (Франкфурт – на – Майне ) обслуживали внешнеэкономическую деятельность государства.
В сложном финансовом положении находились банки второй группы, образованные в результате приватизации бывших специализированных госбанков. К их числу относились такие крупные кредитные организации, как Агропромбанк, входящий в банковскую группу СБС-Агро, "Возрождение", Московский индустриальный банк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк России, Уникомбанк, на долю которых приходилось около 8% суммарных активов банковской системы (или 10% без учета Сбербанка). Основной проблемой, с которой сталкивались банки данной группы, была тесная исторически сложившаяся связь с депрессивными отраслями российской экономики (сельским хозяйством, тяжелым машиностроением, ВПК, металлургией), проявлявшаяся в неуклонном наращивании уровня невозвращаемых кредитов и постепенном ограничении доступа к рынку межбанковского кредитования. Единственной чертой банков этой группы, несколько повышавшей их привлекательность, служила развитая многофилиальная структура.
Среди частных банков выделялись организации, которые были основателями крупных банковско-промышленных групп (БПГ), так называемые "олигархические банки" - ОНЭКСИМбанк, Инком банк, Менатеп, “Российский кредит”, Альфа-банк, Мост-банк, СБС-Агро. Эти банки, составлявшие ядро частного финансового сектора, специализировались на обслуживании денежных потоков контролируемых ими предприятий. Ведущими источниками дополнительных ресурсов для них служили межбанковские кредиты, внешние заимствования и вклады населения. Конкуренцию данной группе среди негосударственных банков составляла растущая группа "родственных" банков российской промышленной элиты, среди которых стоит отметить Газпромбанк, НРБ, Империал, Гута-банк, МАПО-банк. Их отличали высокая зависимость от средств материнской компании, подчиненный характер деятельности, вовлеченность в обслуживание внешнеторговых операций и низкий уровень развития розничного бизнеса.
Немаловажную роль в банковской системе играли банки, контролировавшиеся местными органами власти. Характерными представителями данного класса являлись Банк Москвы, Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург), Башкредитбанк, которые строили свою деятельность на основе финансовых ресурсов местных администраций, включая средства региональных бюджетов.
Особое место в банковской системе принадлежало кредитным организациям с высокой долей иностранного капитала. Такие банки, как Автобанк, Токобанк, Диалогбанк, представляли лицо российской банковской системы на Западе и наиболее полно соответствовали облику "классического" банка. Их деятельность носила более специализированный характер с уклоном в проведение сравнительно низкорискованных операций с государственными ценными бумагами.
Среди оставшейся группы частных банков наиболее активную роль играли 16 дочерних банков иностранных кредитных учреждений. Эти банки можно было отнести к российской банковской системе с определенной натяжкой, поскольку они обслуживали преимущественно иностранные компании, работающие в России, и не проводили операций с российскими физическими лицами. Однако в период либерализации внутреннего рынка государственных ценных бумаг им стала принадлежать значительная часть выпущенных ГКООФЗ, ими заключалось достаточно большое количество срочных сделок, и практически каждый из них проводил операции на рынке рублевых и валютных межбанковских кредитов.
Удельный вес иностранного капитала в суммарных банковских активах не превышал 5%, что свидетельствовало о невысокой степени интернационализации российской банковской системы.
Наконец, мелкие и средние банки, которые не являлись дочерними структурами крупных банков или "карманными" банками предприятий и региональных администраций, как правило, принадлежали небольшой группе частных лиц, не имели тесных связей с промышленностью и играли незначительную роль в банковской системе.
Неявный этап кризиса (январь—апрель 1998 г.).
До середины 1998 г. масштабы деятельности российской банковской системы продолжали расти прежде всего за счет привлечения вкладов населения и внешних заимствований. Набор инструментов, используемых российскими банками на внешнем рынке, включал выпуск еврооблигаций, синдицированные кредиты, сделки "репо"8 с
государственными евробондами, ОВВЗ, переоформленными долгами Лондонскому клубу кредиторов (нотами Внешэкономбанка – PRIN и IAN) и акциями ведущих нефтяных компаний.
Несмотря на неоднократные проявления надвигающегося финансового кризиса, поведение частных вкладчиков характеризовалось достаточной инерционностью и доверчивостью. Наряду с ростом процентных ставок по рублевым депозитам до уровня 40-50% годовых при инфляции примерно 11% свою роль в этом сыграли заявления правительства о недопустимости девальвации и массированная рекламная кампания
банков. В первые шесть месяцев отмечалось устойчивое увеличение объемов рублевых депозитов физических лиц (см. табл. 1), которые предпочитали сокращать вклады до востребования и краткосрочные вклады (до 90 дней) и переводить свои средства в среднесрочные депозиты (на срок 3-6 месяцев)9. Суммарные объемы валютных депозитов населения росли вплоть до августа. Только в июле стала обнаруживаться тенденция к сокращению рублевых и валютных вкладов до востребования, которая частично объясняется сезонными расходами на отпуска.
В свою очередь, предприятия и организации предпочитали переводить свои капиталы из депозитов в государственные ценные бумаги, поскольку реальные ставки по депозитам предполагали меньшую доходность по сравнению с ГКО. Этим частично объясняется сокращение в I квартале 1998 г. объема рублевых депозитов юридических лиц на 16% в реальном выражении.
Со II квартала 1998 г. начали быстро уменьшаться возможности российских банков по привлечению иностранных ресурсов. Важным моментом стало автоматическое снижение международными агентствами рейтингов кредитоспособности российских банков вслед за агентством Мооdу's, в марте понизившим суверенный рейтинг России. Сумма иностранных кредитов, привлеченных банками во II квартале, оказалась самой низкой за последние два года - всего 0,3 млрд. долл. Практически единственной формой заимствования на Западе остались сделки
"репо" с валютными облигациями, при этом срок большинства кредитов, предоставляемых российским банкам, сократился до 1-3 месяцев.
Существенные изменения происходили и в структуре активов. Так, еще осенью 1997 г. крупные российские банки предприняли попытку диверсифицировать инвестиционный портфель. В преддверии завершения реструктуризации долгов бывшего СССР Лондонскому клубу российские банки скупили около 10% "советских" долговых обязательств, затратив на это около 2,5 млрд. долл. Однако падение цен на российские внешние долги, начавшееся в конце октября и продолжавшееся вплоть до декабря 1997 г., привело к балансовым убыткам в размере не менее 300 млн. долл.
Рис 1.
* Снижение официальных данных о предоставленных кредитах в январе частично объясняется переходом банков на новые стандарты бухучета.
В 1998 г. банки начали пересматривать структуру выдаваемых ими кредитов (см. рис. 1). Рост процентных ставок и угроза девальвации подорвали механизм рублевого кредитования реального сектора. В связи с этим банки изменили структуру кредитного портфеля: если в начале года доля валютных кредитов в среднем по банковской системе составляла 35%, то к лету она достигла 41%, а у отдельных банков - 70%. Суммарная доля кредитов экономике находилась на уровне 32-33% от банковских активов.
Однако основным источником устойчивого дохода для банков оставались операции с государственными ценными бумагами. К маю 1998 г. вложения банков (с учетом Сбербанка) в такие бумаги составили 175 млрд. руб., увеличившись с начала года на 10 млрд. руб.
Второй по значимости сферой финансовых операций для российских банков являлись валютные форвардные контракты. В условиях оттока иностранного капитала с рынка ГКО и увеличивающегося валютного риска суммарные объемы обязательств по исполнению срочных сделок стабильно снижались. Официальная статистика по данному сегменту рынка нерепрезентативна. Более корректная оценка задолженности по форвардным контрактам российских банков перед нерезидентами возможна на основе статистики Банка международных расчетов (Bank for International Settlements). По данным BIS, суммарные внешние обязательства российских банков в декабре 1997 г. оставляли 40,3 млрд. долл. Если из этой суммы вычесть официальные иностранные пассивы российских банков (исходя из методики платежного баланса - 19,2 млрд. долл.), верхняя граница задолженности на начало 1998 г, составит 21,1 млрд. долл. Аналогичные расчеты для июня 1998 г. дают цифру в 18,5 млрд. долл.
О нарастании кризисных явлений в банковской системе говорило и заметное сокращение общей суммы остатков свободных рублевых средств коммерческих банков на корреспондентских счетах в ЦБР. В начале года ежедневные остатки для всей банковской системы составляли в среднем 23,9 млрд. руб. В феврале имело место первое серьезное падение, когда данный показатель снизился до 18,7 млрд. руб. Далее объем незадействованных банковских ресурсов плавно сокращался вплоть до июня, достигнув в первой половине лета 14,9 млрд. руб.
Общее ухудшение состояния финансового сектора отразилось также на показателях прибыльности коммерческих банков по итогам I квартала 1998 г. Средняя прибыль банков (без учета Сбербанка) сократилась на 27% по сравнению со среднеквартальной прибылью предшествующего года. При этом убытки в балансах показали банки, занимавшие верхние строчки в списке крупнейших по размеру чистых активов и капитала: Токобанк (наибольшая сумма показанных убытков - 63 млн. руб.), МФК и Инкомбанк. Следует отметить, что на снижение балансовых показателей прибыли повлияли решения ЦБР о погашении убытков по операциям с ГКО в 1997 г. и вступление в силу с 1 февраля инструкции о формировании резервов на возможные потери по ссудам в размере 40% от расчетной величины.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 244.