Развитие конкуренции в Украине
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специальное законодательство, которое устанавливает кон­троль за соблюдением условий конкуренции, не­обходимое в сферах, где рыночное саморегулирование не в состоянии обеспечить конкуренцию. В случае природных монополий конкуренции на этих рынках п­репятствует большой объём начальных инвестиций и явление постоянного уменьшения расходов на единицу продукции за счёт увеличения объёмов производства. Процедуры государственных закупок через открытые тендеры образуют условия конкуренции на рынках, где главным потребителем является правительство. ВР установи­ла законы о природных монополиях и государственной закупки. Антимонопольное законодательство является одним из самых старых в Украине, но для его воплощения необходимо определить полномочия и регламен­тировать работу уполномоченных лиц антимонопольных ор­ганов.

Закон «Про природные монополии» от 20 апреля 2000 года даёт определение природных монополий и устанавливает принципы их регулирования. Закон определяет природные монополии как рынки, на которых конку­ренция не приводит к эффективному результату, поскольку затраты на производство единицы продукции всегда уменьшаются с увеличением объёма производства.

К природным монополиям закон относит рынки услуг трубопроводного транспорту, передачу и рас­пределение электрической энергии, инфраструктуру железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, связи общего пользования, централизованно­го водоснабжения и водоотведения.

Предметом регулирования являются цены на товары, которые производят субъекты природных монополий, и доступ потребителей этих товаров.

Для регулирования деятельности субъектов природных мо­нополий закон предусматривает образование соответствующих национальных комиссий. Таким образом, в добавок к Национальной комиссии по вопросам регулирования электро­энергетики должны быть основаны еще хотя бы две комиссии - по вопросам регулирования транспорта и связи.

Задание комиссий - осуществлять регулирования цен на принципах самоокупаемости субъектов природных монополий и защиты прав потребителей. Комиссии также должны раз­рабатывать и внедрять механизмы соревнования между субъектами природных монополий, которые бы заменяли конкуренцию.

Важным фактором успеха регулирования природных монополий является независимый статус комиссий. Регулирования природных монополий заключается в том, чтобы сбалансирова­ть интересы потребителей и субъектов природных моно­полий. Комиссии смогут добиться этого баланса, если не одна со сторон не будет иметь привилегий во влиянии на решение комиссии.

Согласно с законом комиссии являются центральными органами исполнительной власти со специальным статусом. Главу и членов комиссии назначает Президент Украины по представлению премьер-министра. Срок полномочий главы и членов комиссии составляет шесть лет. Такие условия способствует независимости комиссий с регулированием природ­ных монополий.

.

Что касается государственных закупок, которые также влияют на развитие конкуренции, то принятый 22 февраля 2000 года Верховной Властью Закон Ук­раины „Про закупку товаров, работ и услуг за государственный счёт» будет обеспечивать разграничение бюджетного и частного секторов через развитие контрактных отношений между организациями, которые финан­сируют исключительно государство, и частными предприятиями. Закон составлено в соответствии с директивами ЄС и Соглашения про государственные закупки Мировой организации торговли.

Воплощение закона будет способствовать большей конкуренции за счёт введения таких процедур:

1. предоставлять предпочтение открытым торгам как основного способа осуществления государственных закупок. В откры­тых торгах берут участие все заинтересованные предприятия, которые знакомы с объявлением про прове­дения закупок. Государственная организация - заказчик обязана опубликовать объявление в «Вестнике государственных закупок”, и др. средствах массовой информации;

2. подготовка тендерной документации. Бюджетная ор­ганизация — заказчик объявляет тендерные условия и критерии оценки тендерных пропозиций. Такими кри­териями является самая низкая цена, срок поставки, качество, обслуживание после продажи, условия расчётов и т.д. По мере возможности критерии должны быть представлены в количественном измерении;

3. оглашение результатов тендера подачи ежегодного отчёта про государственные закупки.

Закон, провозглашая одинаковые условия участия отечественных и иностранных исполнителей в государственных за­купках, одновременно опускает льготы для отечественных исполнителей при условии, если стоимость закупок не превышает установленную границу. Для товаров эта граница составляет 200 тис. евро. для услуг - 300 тис. евро, для работ - 4 млн. евро. Такая практика не противоречит Соглашению про государственные закупки Мировой Организации  торговли.

Воплощение закона будет стимулировать лучшее планирование и использование бюджетных ресурсов.

Антимонопольное законодательство является одним из самых старых в Украине. Законы «Про ограничение монополизма и не допуске недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и «Про Антимонопольный комитет» были приняты в 1992-1993 годах. Поло­жения этих законов касательно полномочий Антимонопольного комитета (АМК) противоречили Конституции и действующему законодательству.

Парламент Украины принял Закон «Про внесение изменений к Закону Украины «Про Антимонопольный комитет Украины». Изменения привели нормы Закона «Про Антимо­нопольный комитет» в соответствие со статьёй 92 и 106 Конституции Украины. В соответствии со статьёй 92 Конституции Украины правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования с этих пор должны быть установлены исключительно законами Украины.

 

Заключение

Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения.

Улучшение качества обеспечивается путем комплексных, взаимосвязанных, постоянно осуществляемых мер управление качеством. Применяемые на предприятиях системы управления качеством направлены на установление, обеспечение и поддержания необходимого уровня качества продукции при её проектировании, изготовлении, обращении и потреблении (эксплуатации).

Основным средством конкурентной борьбы служит именно качество продукции, улучшение которого повышает её конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта, дает возможность повышать цену продукции, обеспечивая при этом выгоду потребителю.

Оценка качества изделий представляет собой всестороннее исследование их свойств. Система показателей качества позволяет охарактеризовать каждое из них и оценить качество в целом. Измерение уровня качества необходимо как для оценки конкурентоспособности изделий, так и для выбора наилучших из ряда альтернативных.

Конкурентоспособ­ность является интегральным показате­лем развития экономики на уровне госу­дарства, отраслей, регионов, предпри­ятий, экономических, научно-техни­ческих, качественных, экологических характеристик товаров (продукции, ус­луг) на международных и внутренних рынках. Нормальным является состоя­ние, когда товары (продукция, услуги), поставляемые на внутренние рынки, со­ответствуют международным стандар­там и являются конкурентоспособными на международных рынках. В этих во­просах необходимо тесное сотрудничест­во органов государственного управления и предприятий (корпораций, организа­ций, фирм). Конкурентоспособность на внутренних рынках не всегда совладает с конкурентоспособностью на междуна­родных рынках. Это общеизвестно. Вме­сте с тем, возможны случаи, когда това­ры (продукция, услуги), конкурентоспо­собные на мировом рынке, могут быть либо не востребованы, либо неконкурен­тоспособны на внутреннем рынке из-за его неразвитости, ограниченной плате­жеспособности, несовершенства системы ценообразования, низкого общего тех­нического уровня обрабатывающих про­изводств и т.д. Особенно это касается интеллектуальной деятельности, тесно связанной с экономической и социаль­ной безопасностью государства.

Список использованной литературы

1. Экономика предприятия: Учебн. пособие. (П.А. Орлов и др.); Под общей ред. П.А. Орлова. – Х.: РИО ХГНУ, 2000. – с. 401.

2. Чепінога В.Г., Основи економічної теорії: Навч. посіб. – К.: Юринком Інтер, 2003. – 456 с.

3. Афанасьев Н.В., Гончаров А.Б., Экономика предприятия: Учебн. пособие. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2004. – 528 с.

4. ХГЭУ, Научный журнал «Вісник» сент. 1999г. № 3 (11)

5. В. Г. Голубєва, Вісник Вінницького політехнічного інституту, № 6, 2001 р.

6. В.В. Дементьєв, Наукові праці Донецького державного технічного університету, серія: економічна. Випуск – 46. – Донецьк, Дон. НТУ, 2002. – 216 с.

7. Ю. Коваленко, жур. „Економіст”, № 9. – К., 2001.

8. Ю.Б. Иванов, Конкурентоспособность предприятия в условиях формирования рыночных отношений, - Х.: РИО ХГЭУ, 1997. – 246 с.       

Дата: 2019-05-29, просмотров: 204.