Понятие конкурентоспособности продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, соци­альными и политическими факторами устойчивое положение страны или това­ропроизводителя на внешнем и внутрен­нем рынках, которое отражается через показатели, характеризующие такое со­стояние и его динамику. Конкуренто­способность экономики концентриро­ванно выражает экономические, научно-технические, производственные, орга­низационно-управленческие, маркетин­говые и другие возможности предпри­ятий и экономики в целом. Эти воз­можности реализуются в товарах и услу­гах, противостоящих аналогам, сопер­ничающим на внутреннем и внешнем рынках, что является результатом реа­лизации государственного общественно­го строя страны, меру ее способности обеспечить стабильное динамичное раз­витие экономики и уровень благосостоя­ния членов общества.

Различают конкурентоспособность экономики страны, отраслей, предпри­ятий, товаров (продуктов, услуг). Оценивают конкурентоспособность страны по восьми факторам:

1. Внутренний макроэкономический потенциал;

2. уровень участия в международной торговле и потоке инвестиций;

3. степень влияния государственной политики на создание конкурентной среды;

4. качество и эффективность финансо­вой системы;

5. состояние инфраструктуры;

6. уровень управления (с позиций но­вовведений, прибыльности и ответст­венности);

7. научно-технический потенциал (с точки зрения успешности фундамен­тальных и прикладных исследований);

8. состояние и квалификация трудо­вых ресурсов.

Уровень развития экономики опре­деляется удельным весом производимых в государстве конкурентоспособных то­варов (предметов и услуг). Их объем производства и реализации является обобщающим показателем жизнестой­кости предприятия, его умения эффек­тивно использовать финансовый, произ­водственный, научно-технический и трудовой потенциал.

Конкурентоспособность товара можно определить как совокупность по­казателей, обеспечивающих разработку, производство, реализацию и послереа­лизационное обслуживание товара с целью удовлетворения необходимого потребительского спроса и получе­ния целевой прибыли предприятия; либо как совокупность качественных и стоимост­ных характеристик изделия, обеспечи­вающих удовлетворение конкретной по­требности покупателя.

Конкурентоспособный то­вар имеет характеристики лучше сред­них на данном рынке прежде всего по качеству, цене, условиям поставки и оп­латы, сервисному обслуживанию, на­дежности в использовании и эксплуата­ции, экологии. Абсолютно конку­рентоспособный товар - это новый инно­вационный товар, не имеющий аналога на рынке и приемлемый для потребите­ля по качеству, стоимости, удовлетворе­нию общественно полезных потребно­стей потребителей (группы, сегмента рынка), располагающих покупательной способностью.

Конкурентоспособность предпри­ятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прак­тической прибыльной реализации в ус­ловиях конкурентного рынка.

Конкурентоспособность примени­тельно к отрасли промышленного про­изводства – это обладание свойствами, которые формируют ее преимущества в экономическом соревновании с другими отраслями за потребителей (рынки сбы­та) и различные ресурсы, используемые для организации нормального функцио­нирования отрасли. Производственные процессы включают все этапы жизнен­ного цикла продукции от проектно-конструкторской разработки до реали­зации и послеконтрактного обслужива­ния. "Конкурентоспособность ук­раинской продукции (услуг) определяет конкурентоспособность предприятий, а значит, и экономики государства вообще в интерэкономике" - отмечает В. Андрийчук.

Другие утверждают, что ведущая роль в формировании конкурентоспо­собности предприятий, отраслей и соот­ветствующих товаров принадлежит макроэкономическому уровню (уровень государства), на котором -определяются экономические, правовые и другие важ­нейшие условия функционирования всей хозяйственной системы.

Конкурентоспособ­ность – это важнейший обобщающий показатель уровня экономики, своеобразный рейтинг её в соотношении с мировыми лидерами, национальными, региональными, которые характеризуют все стороны социально-экономического функционирования общества

Согласно исследованиям М.Г. Делягина, конкуренция в современных условиях на международных рынках может быть представлена в виде пяти уровневой пирамиды, в которой:

I уровень - конкуренция новых технологических принципов. Данный рынок является пре­имущественно внутренним для трансна­циональных корпораций (ТНК) США и частично Великобритании. Контролиру­ется коммерчески и организационно ТНК и соответствующими правительст­вами и международными организация­ми. Обеспечивает сверхвысокие прибы­ли, по своей природе аналогичные ренте;

II уровень - контроль процесса реа­лизации новых технологических прин­ципов (технологий). Имеют место боль­шие поступления на рынке, но продажи носят неполный характер. Реализуется право использования, но не право на производство и "ноу-хау";

III уровень -уникальные потреби­тельские товары, сложное технологичес­кое оборудование, высокопрофессиональные и высококвалифицированные услу­ги, поступающие на открытый рынок.

IV уровень - менее уникальные то­вары, технологии, услуги, поступающие в открытые рынки;

V уровень -  (основание пирамиды) -сырьевые товары или продукция перво­го передела. Рынки контролируются по­требителями. Он наиболее подвижен и наименее стабилен. Обладает высоким стратегическим риском. Здесь сосредо­точены товары сферы быта, социальной сферы, потребительские товары.

Особой, относительно новой сферой жесткой конкуренции является инфор­мация, мировой рынок финансов. По мнению зарубежных и отечественных исследователей, информацион­ные поля монополизируются корпора­циями, обладающими современными информационными технологиями, вы­сокоразвитыми средствами массовой информации (СМИ). Финансовые рынки монополизируются крупнейшими фи­нансовыми группами мирового масшта­ба, имеющими поддержку правительст­ва своих стран, где они являются рези­дентами.

Экспортный потенциал

Конкурентоспособность создает предпосылки для форми­рования экспортного потенциала. Одна­ко с позиции нормального развития рыночной экономики целесообразно и необходимо вначале наполнить внутрен­ний рынок конкурентоспособными това­рами (продукцией, услугами), а их из­лишек предложить на мировые между­народные рынки, где конкурентоспособные по мировым стандартам товары вступают в конкуренцию со своими ана­логами или их заменителями и выигры­вают. Нельзя относить к экспортному потенциалу товары, которые поставля­ются на международные рынки при ус­ловии их дефицита на внутренних рын­ках

Приоритетными государствен­ными мерами по увеличению экспорт­ного потенциала должны стать:

1. Совершенствование нормативной и правовой базы регулирования внешне­экономической деятельности;

2. Структурная перестройка народного хозяйства, его ориентация на "высокие технологии";

3. Развитие законодательства в ин­формационной сфере;

4. Защита отечественного товаропро­изводителя от экономической интервен­ции иностранных корпораций;

5. Обязательная экспертиза торгово-промышленной палатой Украины всех импортируемых товаров;

6. Создание на коммерческой основе при министерствах и ведомствах цен­тров отраслевых и межотраслевых ис­следований конъюнктуры соответст­вующих видов товаров на мировых рын­ках, разработка и реализация мероприя­тий, создание межотраслевых центров информации;

7. Введение выдачи государственных гарантий на кредиты по участию в меж­дународных тендерах;

8. Введение в действие финансово - экономического механизма освобожде­ния отечественных товаропроизводителей в течение двух-трех лет от налога на прибыль, полученную от прироста объе­ма экспортной продукции, обеспечение возмещения экспортно-импортного НДС в месячный срок;

9. Разработка и внедрение антидем­пингового кодекса Украины;

10. Заключение договоров наибольшего благоприятствования в торговле с сосед­ними государствами, с высокоразвитыми странами;

11. Разработка и внедрение гибкого ме­ханизма государственного регулирования реэкспорта продукции в третьи страны с использованием методов та­рифного и нетарифного регулирования;

12. Разработка и реализация целевых программ создания и поддержки науко­емких производств и "высоких техноло­гий";

13. Разработка и реализация системы мер - таможенных, налоговых, инвести­ционных, которые способствуют увеличению критического импорта техноло­гий, а не устаревшего оборудования;

14. Поддержка формирования конку­рентоспособных корпораций, кластеров, сетей;

15. Реализация транспортной политики путем использования единых железно­дорожных тарифов на грузоперевозки с сопредельными государствами бывшего Союза ССР на отечественные товары и экспортно-импортные товары

Приоритетными отраслевыми направлениями наращивания экспорт­ного потенциала должны стать:

1. Высокотехнологические наукоемкие отрасли машиностроения;

2. Черная и порошковая металлургия;

3. Производство сверхтвердых мате­риалов;

4. Электросварочное производство;

5. Информатика и связь;

6. Научно-технические разработки, "ноу-хау", патентно-лицензионная тор­говля;

7. Легкая и пищевая промышленность;

8. Продукция конверсионных пред­приятий оборонного комплекса, а также производство вооружения на экспорт;

9. Производство продукции художест­венных промыслов, народных ремесел, изобразительного искусства;

10. Международные транспортно-экспедиционные услуги и транзитные пере­возки;

11. Система программирования и стра­тегической информации;

12. Лечебно-рекреационные услуги.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.