В целях получения полного представления о качестве продукции, необходимо, прежде всего, количественно выразить все ее свойства, а значит, нужно рассчитать принятые для данного товара единичные и групповые показатели. Значения этих показателей позволяют оценить различные стороны товара. Однако изучение его качества будет незаконченным и неполным, если не дать совокупную, обобщенную и однозначную оценку всех свойств одновременно, не оценить его качество в целом. В то же время найти конкретные пути повышения уровня качества, можно только рассчитав единичные и групповые показатели качества и определив их отставание или опережение по сравнению с показателями ЛМО.
При оценке уровня качества используют три метода: 1) дифференциальный; 2) комплексный; 3) смешанный.
Дифференциальный метод основан на непосредственном использовании единичных показателей. Дифференциальный метод прост и, главное, позволяет выявить отставание или опережение по каждому свойству, составляющему качество, а отсюда - определить пути дальнейшего улучшения качества товара.
Вместе с тем этот метод не дает однозначного ответа на вопрос о преимуществе того или иного товара, т. к. практически всегда по одним качественным параметрам лучше одна из них, а по другим – другая. Однозначный ответ можно получить только тогда, когда все показатели оцениваемого товара лучше или хуже базовых. В остальных случаях необходимо дальнейшее исследование уровня качества другими методами.
Комплексный метод основан на расчете комплексного показателя, может быть представлен главным средневзвешенным или интегральным показателями. Комплексный показатель обобщает все или часть единичных показателей.
Главный показатель характеризует основное или одно из основных сложных свойств товара, зависящее от ряда его важных простых свойств.
Получаемая с помощью главного показателя характеристика качества имеет реальный смысл, отражает, как правило, основные технико-эксплуатационные свойства товара и дает важнейшую оценку ее качества. Однако практически невозможно свести к главному показателю все свойства, составляющие качество. Поэтому при таком измерении уровня качества обеспечивается лишь частичная оценка качества машины.
Средневзвешенный показатель основан на использовании математических методов определения средней величины единичных показателей.
Средневзвешенные показатели применяются в тех случаях, когда качество характеризуется большим числом разнообразных показателей. Если в средневзвешенный показатель входит только часть единичных показателей качества, то это групповой средневзвешенный показатель, а если все — то обобщающий.
Основным преимуществом комплексного метода с использованием средневзвешенных показателей, обеспечившим ему довольно широкое применение, является возможность одновременного учета любых и в любом количестве единичных показателей.
Однако этот метод имеет ряд существенных недостатков, снижающих точность и достоверность получаемой оценки.
Во-первых, имеет место субъективизм в установлении коэффициентов весомости. Во-вторых, взаимообусловленность ряда единичных показателей приводит к многократному учету одних и тех же свойств в комплексном показателе.
Наиболее полную оценку качества товара обеспечивает показатель, учитывающий всю совокупность затрат на его создание и эксплуатацию и сопоставляющий эти суммарные затраты с результатом их осуществления - полученным за весь период ее использования полезным эффектом. Таким показателем является интегральный показатель качества продукции.
Интегральный показатель качества – это отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление), или обратное соотношение. Однако на формирование этих свойств израсходованы определённые средства. Значит, косвенно и они влияют на экономичность. Поэтому интегральный показатель обеспечивает однозначную экономическую оценку качества. Важно, что оценка производится по уровню экономической эффективности машины. Такой подход полностью соответствует роли улучшения качества машин как одному из наиболее результативных направлений непосредственного повышения эффективности производства.
Все это убедительно свидетельствует о необходимости рассматривать интегральный показатель качества как наиболее важный для измерения уровня качества машины.
ГЛАВА 2
Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.