Письменными носителями христианских идей были книги Ветхого и Нового заветов, богослужебные книги, Жития святых (особенно любимое на Руси народное чтение), а позднее, в ХIХ-ХХ веках, периодические издания, в первую очередь, церковные календари (например, «Крестовый календарь» А. А. Гатцука).
Однако письменные источники были доступны не всем, и даже грамотные крестьяне не всегда имели в домах необходимые для целей воспитания и самовоспитания книги православной ориентации. Восприятие христианских идей только через устную традицию (на слух) могло приводить к путанице в обстоятельствах Священной истории, искажениям смысла, ошибкам в понимании текстов.
Тем не менее, потребность в осмыслении христианского вероучения и приложении его принципов к практике семейного и общественного воспитания всегда была достаточно велика в русской крестьянской среде. Это было связано с глубоко укоренившейся в русском народе традицией почитания предков, и родителей в частности. Поэтому в русской народной традиции сформировался целый комплекс фольклорных произведений, способствовавших обеспечению нравственного отношения к родителям в соответствии с христианским учением.
Облеченные в изящную, часто рифмованную, форму, фольклорные средства воспитания были широко распространены в русской крестьянской среде и эффективно использовались в целях воспитания и обучения подрастающего поколения. Применение фольклора было основано на важных психологических особенностях его восприятия воспитуемым. Обращаясь к воспитаннику с фольклорными поучениями, воспитатель высказывал не только свое собственное мнение, но выступал от имени целого народа. Безымянные авторы пословиц, поговорок, притч, имевших широкое хождение в русской народной среде, были выдающимися педагогами и психологами, тонко понимавшими мотивы поведения человека в той или иной ситуации.
Фольклорная иллюстрация могла, быть подобрана опытным воспитателем к любому поступку ребенка или взрослого, содержала в себе анализ и оценку происходящего, тонкую иронию по отношению к провинившемуся, демонстрировала нравственные отклонения в поведении человека и способствовала самоанализу воспитуемого.
Воспитуемым адресовались не просто упреки и замечания, но обличения в форме народной мудрости. Совершенные произведения фольклора, выступавшие в качестве универсальных средств воспитания, оказывали глубокое воздействие на слушателей. Применение для решения воспитательных задач произведений фольклора снимало претензии воспитуемого по отношению к воспитателю. Если возможно обидеться на строгого воспитателя, то можно ли обижаться на весь народ?
Пословицы и поговорки часто высказывались как бы между прочим, «не в осуждение, а — в рассуждение». При использовании фольклорных средств народный педагог использовал косвенные приемы воспитательного воздействия: намек, ободрение, подсказку, предостережение, совет, увещевание, укоризну, иронию, насмешку. Такие косвенные приемы позволяли избежать навязывания воспитуемому чужого мнения, что часто вызывает явный или скрытый протест. Поставленный с помощью фольклорного средства в ситуацию самооценки, воспитуемый зачастую вынужден был признать справедливость услышанных в свой адрес замечаний и принять соответствующие меры к исправлению положения.
Огромные воспитательные возможности русского фольклора охватывали всевозможные отклонения от общепринятых норм поведения. Однако воспитание уважительного отношения к собственным родителям имело определенные трудности. С одной стороны, самим родителям было не очень удобно напрямую требовать от детей уважения к себе. С другой стороны, родители часто допускали следующую ошибку: они полагали, что дети, видя, как много для них делают родителя, легко смогут проникнуться к ним должным уважением.
Практика русской народной педагогики показывает, что далеко не всегда столь очевидные для окружающих родительские добродетели становились для детей основанием для почтительного отношения к отцу и матери. Очень часто дети рассматривали заботы родителей о себе как нечто само собой разумеющееся и не торопились воздать им должное.
Всякое чувство и знание должны быть воспитаны соответствующими методами, приемами и средствами. Древние мудрецы хорошо понимали, что любовь и благодарность по отношению к собственным родителями должны быть воспитаны, поэтому в книгах Священного Писания и в произведениях русского фольклора мы находим так много указаний на вечный долг детей по отношению к родителям.
В русской народной педагогике каждой из заповедей ставилось в соответствие значительное количество пословиц и поговорок, которые можно рассматривать в качестве расшифровки, толкования, интерпретации. Во многих случаях тексты заповедей дополнялись новыми аспектами, которые находились в традиционном русле православного воспитания и способствования более глубокому осмыслению и усвоению данных постулатов.
Сформировавшись на отечественных реалиях, русский фольклор был легко доступен для восприятия воспитуемых, облегчал понимание сложных древних текстов. Коллективный разум народа за столетия упорных размышлений над нравственным законом, предлагаемым христианством, находил все новые нюансы толкований, расшифровывая, уточняя и углубляя лаконичный текст заповедей.
Главным во взаимодействии с родителями было послушание детей, поскольку послушание всегда рассматривалось как главная детская добродетель. Долг родителей — воспитывать детей в соответствии с нравственными заповедями, содержать их «в послушании со всякою честностью» (I Тим. 3, 4).
В русском фольклоре существует целый ряд пословиц и поговорок, которые подчеркивают значимость пятой заповеди и направлены на ее твердое усвоение детьми и молодежью.
Расшифровки пословиц и поговорок, связанных с пятой заповедью, прежде всего, отвечают на вопрос: «Почему следует делать именно так?». Почему долг ребенка состоит в том, чтобы чтить своих родителей? В древности говорили так: «Держи матерь свою во чти и в матерстве». Традиция почитания предков, как уже указывалось, была наиболее глубоко укоренена в русской народной культуре. Православная церковь установила в течение года особые дни для поминовения умерших предков, которые получили красноречивое название «родительские субботы». Кроме того, каждый христианин должен был включать в свое ежедневное молитвенное правило специальные поминальные молитвы, которые носили наименование «О усопших».
Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты, подчеркивающие и расширяющие представления о незаменимой роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «При солнце тепло, а при матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка», «Слепой щенок и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме)» и др.
Благоговейное отношение детей к родителям должно строиться на следующих соображениях, касающихся нравственной стороны жизни: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» (Лев. 19, 3). Причем глагол «бояться» в данном случае целесообразно расшифровывать следующим образом: «Бойтесь огорчить своих родителей».
Тем не менее, отношения родителей и детей не могут складываться только из одних радостей. Часто поведение детей заставляет родителей прибегать к наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага детей. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 7). Причем Ветхий Завет стоял за применение строгих физических наказаний к детям: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13, 24).
Аналогичные изречения находим и в русской народной традиции: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». Со своей стороны, дети должны были покорно сносить любые наказания от своих родителей. Детям, огорченным наказанием, полученным от родителей, напоминали: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11).
Когда же сын продолжал бесчинствовать, нарушать общепринятые нормы и правила поведения и не прислушивался к увещеваниям своих родителей, то они могли прибегнуть к суду общественности: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют: его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Вт. 21, 18-21).
Если же непокорный ребенок осмеливался поднять руку свою на родителей, то совершил преступление, которое могло искупиться только смертью: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Ис. 21, 15). Такому же наказанию должен был подвергнуться и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Ис. 21, 17). Очень интересно в этой связи отметить отношение к нарушителям пягой заповеди, бытовавшее в среде русских крестьян на рубеже ХIX-ХХ веков. «Особенно тяжким нарушением Закона Божья считалось оскорбление родителей. Если же кто поднимал руку на своих родителей, того общество считало «поганым». С ним не водились. Его принимали с опаской «на улицу», т. е. в собрание молодежи, которая танцевала и пела по вечерам». Таким образом, можно констатировать, что в таких случаях в качестве методов восгштатель-ного воздействия против нарушителя пятой заповеди использовались общественное мнение, осуждение, порицание.
В Новом завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» (Тит. 2, 4) и знаменитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. б, 4). Каждый родитель должен помнить о своей ответственности перед детьми, которых ему «дал Бог» (Евр. 2, 13).
Дитя воспринималось в соответствии с этими представлениями как «дар Божий», в русской народной традиции «дети в супружестве именовались Божьим благословением», а также — «благодать Божья». Современный богослов отмечает, что ребенок — это «чудо Божие, это величайший дар, которым Бог может наградить человека». Народный опыт воспитания показывает, что не только малые дети нуждаются в помощи и совете самых близких людей — родителей. Чем старше становится человек, тем на более высокий уровень поднимается его общение с родителями. Священное Писание обращает внимание детей на то, что родители передают детям приобретенный ценой собственных ошибок жизненный опыт: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Пр. 1, 8).
В русском фольклоре находим аналогичное замечание: «Родительское слово мнмо (на ветер) не молвится».
Причем одновременно предвосхищаются попытки взрослеющих детей пренебречь опытом родителей и приобрести свой собственный опыт, пусть даже ценой горестей и бед. Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что воспитательное воздействие осуществляется мягко, когда добрые советы подаются родителями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5), «Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Пр. 15, 5).
В русском фольклоре встречаем аналогичные пословицы и поговорки: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «На что отец, коли сам молодец». Хотя в данном случае можно отметить, что в русской народной традиции более заметна насмешка над непутевыми детьми.
В другом месте Ветхого Завета встречаем прямой призыв к детям: «Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму» (Пр. 4, 1).
Советы и наставления родителей — драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь в жизни» (Пр. 6, 20 - 23).
Такое образное сравнение наставлений и заповедей отца и матери с путеводными нитями в русской народной традиции ассоциируется с волшебным клубочком, полученным от мудрого старичка. Этот клубочек ведет юного героя сказки сквозь все препятствия к заветной цели и помогает ему победить всех врагов.
Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший из-под защиты родительского дома, хорошо помнит отцовские и материнские наставления, поскольку ему советовали «зарубить их на носу» (в древности так делали зарубки на бирке для памяти). Очевидно, что тот, кто отвергает мудрые советы, никак не может быть назван разумным. Русская народная педагогика с мягкой иронией напоминает в этой связи: «Умный учится на чужих ошибках, а все остальные — на своих».
Добронравные и разумные дети и внуки становятся источником счастья для своих родителей: «Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем» (Пр. 23, 24). Нет большей радости для родителей, чем дождаться от добрых детей внуков и благословить их. Встретив после долгой разлуки любимого сына, со слезами радости говорит отец: «Не надеялся я видеть твое лице; но вот Бог показал мне и детей твоих» (Быт. 48, 11).
С другой стороны, достойные родители — предмет восхищения и радости детей: «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр. 17, 6).
Собственный жизненный опыт повзрослевших детей проверяется и обогащается советами родителей. Русская народная педагогика вторит советам Библии: «Хорошо, как и при старости отец» (2, т. 1, 301). Народная мудрость обращает внимание взрослых детей на выпавшее им счастье — общение с родителями на протяжении долгих лет. Именно такое общение позволяет детям (при сохранении почтительности к родителям) с высоты прожитых лет почувствовать себя в роли единомышленников своих родителей, пережить радость общения на равных по мудрости и опыту.
Однако не всегда общение с престарелыми родителями доставляет детям только радости. Часто это общение омрачено болезнями и немощами родителей, которые требуют такого же тщательного ухода, который оказывали много лет назад своим малолетним детям. Указание на это встречаем в книге Притчей Соломоновых: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет» (Пр. 23, 22).
Тем самым, русская народная педагогика не ограничивалась применением в целях воспитания самых кратких фольклорных форм — пословиц и поговорок. Очень широко применялись в практике народного воспитания и более крупные фольклорные формы. Предоставляемые притчей или сказкой возможности использовались для оказания на слушателей более сильного воздействия. Указанная притча содержит многочисленные жизненные реалии, живописует жизнь крестьянской семьи знакомыми слушателям красками, делает слушателей почти участниками происходящих событий.
В более доступной форме, с соответствующими бытовыми подробностями, такая притча раскрывала смысл употреблявшихся в аналогичных случаях пословиц и поговорок: «Детиотца бьют, на себя запас пасут», «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына (из сказки: дурачок отца на лубочке под гору в овраг спустил)» и др.
Смерть родителей во всех культурах традиционно воспринимается как величайшее горе. Не случайно еще древние говорили, что человек может ощущать себя счастливым только до тех пор, пока живы его родители. Для описания сильного горя Псалтирь применяет красноречивое сравнение: «Я ходил скорбный, с поникшей головою, как бы оплакивающий мать» (Пс. 34, 14). Особенно сильно ощущается горе от потери родителей осиротевшими детьми. Русская народная педагогика с горечью констатирует невосполнимость такой утраты: «В сиротстве жить — слезы лить», «Пчелки без матки — пропащие детки».
Даже став взрослыми, встав на ноги, обзаведясь собственным хозяйством, с грустью говорят осиротевшие дети, что «На свете все найдешь, кроме отца и матери», «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Все купишь, а отца-матери не купить» и др.
Подводя итоги рассмотрения воспитания уважительного отношения к родителям в русской народной традиции, можно сделать вывод, что и в традициях православной педагогики, и в русской народной педагогике почитание родителей рассматривалось как первостепенный долг детей. При равном уважении обоих родителей традиция отдает предпочтение матери, так как узы, связывавшие мать и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети обязаны почитать родителей не только из благодарности за свое рождение, но и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей на протяжении всей своей жизни Советы и опыт родителей — бесценный дар детям. Они должны не только принимать его с радостью, но и стараться по мере сил отблагодарить родителей. Взаимная радость от общения добрых детей и родителей продлевает годы тех и других, делает их жизнь счастливой и благополучной.
Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также произведения русского фольклора приводились русскими народными педагогами в целях воспитания у детей должного уважения к родителям. Причем в зависимости от обстоятельств, выбирались наиболее подходящие методы, приемы и средства воспитания. Если проступок ребенка по отношению к родителям был незначителен и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались применить мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка перед родителями была очевидной, применяли достаточно жесткие методы, вплоть до изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных направлений воспитания в русской народной педагогике было привитие детям почтения к родителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой сложной задачи широко привлекались как библейская традиция, так и сформированные на ее основе фольклорные произведения русского народа. [9]
Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.