Церковь Санта-Мария-делле-Грацие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Церковь доминиканского монас­тыря Санта-Мария-делле-Грацие, строившаяся между 1465 и 1490 гг., - пример зодчества переходно­го от поздней ломбардской готики к Возрождению.

С 1492 г. синьором Милана стал Лодовико иль Моро. По его поручению новым оформлением архитектурного пространства за­нялись лучшие мастера итальян­ского Возрождения. Над алтарной частью, например, трудился Дона-то Браманте. Строительные рабо­ты завершились в 1497 г., и Лодо­вико перенес в храм прах своей жены Беатриче д'Эсте. В 1496 г. Моро поручил Леонардо да Винчи расписать храм и прилегающий к ней монастырь с рефекторием.

Главное художественное со­кровище Санта-Мария-делле-Гра­цие - фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» — занимает се­верную стену монастырской тра­пезной (итал. cenacolo), где также проходили заседания суда Инкви­зиции. Неутомимый экспериментатор, Леонардо решил сделать роспись, сочетая масло (масля­ные краски только-только ввели в обиход нидерландские живопис­цы) и темперу. Время достаточно быстро показало, как ошибся ве­ликий мастер - уже в 1568 г. Дж. Вазари увидел вместо яркой фрески «тусклое пятно».

Не лучшим образом сказалось на состоянии живописных шедев­ров и то, что в 1796 г. солдаты ге­нерала Бонапарта в нарушение его приказа устроили здесь ко­нюшню. Наполеон I по-своему пытался спасти «Тайную вечерю». Он решил перенести ее вместе с частью стены во Францию, где реставраторы готовы были попы­таться вернуть работе гения пер­воначальный облик, а чтобы Ми­лан не остался без Леонардо, он распорядился изготовить копию фрески, выполненную в технике флорентийской мозаики. Пол­ностью замысел реализовать не удалось, но на мозаику-копию (худ. Джакомо Рафаэли) можно полюбоваться в Вене в церкви Ор­дена миноритов (подробнее см. путеводитель «Австрия» серии «Вокруг света»).

Во время Второй мировой войны лишь чудо, в виде мешков с песком, спасло шедевр, когда 16 августа 1943 г. восточную стену и свод тра­пезной снесла американская бомба. Причиной последней реставрации, окончившейся в 1999 г., стал губи­тельный городской смог.

Противоположную стену тра­пезной занимает отличное «Рас­пятие» Донато Монторфано, на­писанное одновременно с шедев­ром Леонардо да Винчи, но в тра­диционной технике фресковой живописи.

Четвертую капеллу правого не­фа церкви Санта-Мария-делле-Гра­цие украшают неважно сохранив­шиеся фрески Гауденцио Феррари.



Базилика Сант-Амброджо

 

Базилика Сант-Амброджо, изна­чально базилика Мучеников (Basilica Martyrum, по имени му­чеников Гервазия и Протасия) - одна из трех древнейших церквей Милана, образующих идеологиче­ски связанную группу. Другие две - церковь Сан-Симпличано (San Simpliciano, в древности ба­зилика Девственниц (Basilica Vir-ginum), и Сан-Надзаро-Маджоре (San Nazaro Maggiore, бывшая ба­зилика Апостолов (Basilica Apos-tolorum).

Все три базилики основаны Амвросием Медиоланским, желав­шим, чтобы Милан (его кафедра и резиденция императора) мог вы­держать сравнение с Римом -древней столицей мира, вокруг ко­торой на кладбищах вдоль дорог император Константин располо­жил храмы во имя римских муче­ников: апостолов Петра, Павла, св. Агнессы, Лаврентия, дьяконов Петра и Марцеллина.

Так в предместьях Медиолана возникло святилище местных страстотерпцев Гервазия и Прота­сия, а две другие церкви возвели, из-за нехватки медиоланских мучеников, над принесенными мо­щами. Кольцо храмов, стоявших на дорогах, ведших из города, опо­ясало Медиолан.

Сант-Амброджо и Сан-Надзаро окончены в 386 г. Сан-Симплича­но, вероятно, спроектирована при жизни св. Амвросия. После всех перестроек древнейшая кладка стен Сан-Симпличано все еще до­стигает высоты в 12 м, а Сан-Над­заро лишь замаскирована переде­лками XII в.

Современную Сант-Амброджо легко принять за раннехристиан­скую базилику. На самом деле, су­ществующее здание построено го­раздо позже - между 1080 г. и се­рединой XII в. Тем не менее она по праву считается шедевром роман­ской архитектуры и прообразом всех романских церквей и поража­ет редким стилевым единством.

Перед входом в базилику нахо­дится просторный атрий, образо­ванный портиками конца XI в. В их аркадах находит реплику не­обычный фасад в виде двух по­ставленных друг на друга лоджий. Строгая, ничем не украшенная ко­локольня (IX), стоящая справа от фасада, называется Моначи (итал. monachi - монахи), а рас­положенная слева от фасада эле­гантная и праздничная звонница (1144), выполненная по законам ломбардского стиля, - Каноничи (итал. cannochi - каноники).

На левом портале можно уви­деть дороманский рельеф, изобра­жающий св. Амвросия. Архитрав косяк и люнет центрального порт­ала датируются VIII-X вв.

По справедливости знаменит покров главного алтаря Сант-Амброджо. Алтарь мастера Вульвина - один из самых блес­тящих памятников каролингско­го искусства. Это вообще един­ственная металлическая оправа церковного алтаря, сохранивша- яся со времени Каролингов. Ли­цевую часть шедевра украшает изображение Христа на троне и 12 сцен Нового Завета. Задняя стенка алтаря значительно инте­ресней. Большинство средневе­ковых произведений искусства анонимны. Осознание смертного греха гордыни не позволяло ав­торам оставлять имена на рабо­тах, по сути принадлежавших не им, а божественному вдохнове­нию. Тем удивительней пример самосознания, продемонстриро­ванный мастером Вульвином. Он не только изобразил себя, полу­чающим корону из рук Амвросия Медиоланского, в одном из ме­дальонов задней стенки алтаря, но и подписал автопортрет. В другом медальоне такую же точ­но корону из рук небесного по­кровителя Милана получает ар­хиепископ Ангильберт II (824-859) - заказчик алтаря. Кроме медальонов задняя стенка алтаря украшена 12 сценами из жизни св. Амвросия.

Капелла Сан-Вииторе (San Vittore in Ciel d'Oro) в правом трансепте примечательна мозаи­ками V в., в том числе древней­шим изображением Амвросия Медиоланского. За всех милан­цев Бога просит пожилой толсто­губый человек с мудрым, чуть усталым взглядом и большими оттопыренными (левое сильнее, чем правое) ушами.

Другим украшением интерьера служит замечательное ограждение хора XII в., соединяющее в себе черты византийского и романско­го искусства. В крипте в прозрач­ных реликвариях хранятся мощи Гервазия, Протасия и Амвросия Медиоланского. Через левую часть трансепта можно пройти в портик Браманте.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 179.