В церкви V в. хранятся цепи, в которые апостол был закован в Палестине, чудесным образом слившиеся с теми, в которые его заковали в Риме. Но своей известностью церковь в наибольшей степени обязана шедевру Микеланджело - статуе Моисея, установленной на незаконченном надгробии папы Юлия II.
Часто вызывают вопросы небольшие рожки, которые выглядывают из-под волос Моисея. Возможно, причиной этому стал перевод Священного писания. В тексте говорилось, что, когда Моисей нес скрижали, «лучи исходили от его головы». По-древнееврейски слова «лучи» и «рога» пишутся одинаково. Поэтому Моисея и стали изображать с рожками, почитая за символ божественной мудрости.
Фигуры Лии и Рахили, начатые самим Микеланджело, закончил его ученик Рафаэлло Канталуппо. Остальные фигуры также выполнены учениками.
Пантеон
Храм, посвященный всем богам (греч. pan - все, theos - бог), уникален вдвойне: кажется чудом и что зодчие древности сумели построить такой храм, и то, что он дошел до нас не в руинах. Выдающийся памятник древнеримской архитектуры сооружен в 27 г. до н.э. Марком Агриппой. При императоре Адриане (118-128 гг.) круглый храм был перестроен предположительно по проекту Аполлодора Дамасского. Храм представляет собой ротонду, перекрытую полусферическим кессонированным куполом (диаметр свыше 43 м), имеющим наверху круглое отверстий (диаметр 9 м.), через которое освещается и проветривается помещение. Толщина стен - 6 м. Нетипичное для римской архитектуры того времени здание должно было явить всему миру незыблемость Римской империи.
Под сводами Пантеона человеку легко ощутить себя в центре вселенной благодаря огромному куполу с круглым отверстием - «оком Пантеона» на вершине свода. Возведение купола такого размера - задача, над решением которой и в последующие века бились величайшие зодчие.
В 609 г. храм был переделан под христианскую церковь Санта-Мария-ад-Мартирес. В XIV в. здание использовали как крепость.
В XVII в. по распоряжению папы Урбан VIII с крыши Пантеона сняли бронзу для отливки балдахина в соборе Петра. Ныне Пантеон является национальным мавзолеем.
Первым желанием быть похороненным в Пантеоне высказал в своем завещании Рафаэль Санти. Вслед за ним сюда поместили прах и других знаменитых личностей, в т.ч. представителей Савойской королевской династии. Со временем название «Пантеон» стало нарицательным и обозначает место погребения достойных граждан Отечества. В районе Пантеона много кафе, которые славятся своим кофе и мороженым (Giolitti, La Palma, San Eustacio)
Площадь четырех фонтанов
Церковь Борромини стоит на крошечной пл. Куаттро-Фонтане, Четырех Фонтанов, похожей на перекресток, который легко проскочить. Отсюда видны три обелиска: у Квиринала и у церквей Санта-Мария-Маджоре и Тринита-деи-Монти. На четырех углах площади помещены фонтаны с изображениями Арно, Тибра, Юноны и Дианы. От площади via delle Quatro Fontane ведет мимо дворца Барберини, в котором размещается Национальная галерея древнего искусства (Galleria Nazionale d'Arte Antica) к p. Barberini (пл. Бернини). Бернини украсил площадь двумя фонтанами - фонтан Тритон (1643) в центре, а на углу via Veneto (ул. Венето) - фонтан Пчелы. Пчелы были геральдическим знаком рода Барберини.
На площадь есть выход из м. Barberini, однако даже самым усталым не стоит завершать здесь свою прогулку. Лучше немного пройти либо по via Sistina к знаменитой Испанской лестнице (придется идти все время в гору, но зато можно увидеть дом № 125, где долгое время жил Гоголь), либо по via Vittorio Veneto (ул. Витторио-Венето) до парка Вилла-Боргезе (Villa Borghese), где можно отдохнуть.
Ватикан
На правом берегу Тибра возвышаются кирпичные стены, окружающие территорию самого маленького государства на свете. Это - Ватикан, государство-карлик (0,44 км население - около 400 чел.). Здесь находится резиденция Римского папы, преемника Петра и наместник Христа. Каждый христианин испытывает почтение к хранящимся соборе Св. Петра религиозным святыням, а грандиозное здание собора и собранная в нем и в Ватиканских музеях коллекция шедевров скульптуры и живописи не оставляют равнодушным человека любого вероисповедания. Все входы на его территорию охраняют швейцарские гвардейцы, одетые в форму, придуманную еще Микеланджело. Для посещения открыты площадь и собор св. Петра и Ватиканские музеи. По Латеранским соглашениям 1929 г. между Италией и Ватиканом, помимо собора Св. Петра, Ватикану принадлежат несколько экстерриториальных церквей в Риме: Сан-Джовани-ин-Латерано, Сан-Паоло Сатна-Мария-Маджоре, некоторые дворцы и резиденция папы вне Рима - знаменитый Кастель-Гандольфо.
Осмотр Ватикана стоит начать с посещения музеев Ватикана. Лучше всего прийти к открытию в утренние часы меньше народа. Заканчивается осмотр Сикстинской капеллой, затем вы выходите во внутренний дворик, откуда начинается подъем на крышу и купол собора.
Подъем на купол собора Св. Петра состоит из двух этапов: до уровня основания барабана - на лифте/по лестнице (4/3 ?), а далее только пешком (380 ступеней) по довольно узкой, крутой и неудобной спиральной лестнице внутри барабана и купола. Вид с купола (136 м.) просто восхитительный. С крыши тоже открывается неплохая панорама, но впечатление гораздо слабее. На крыше сувенирный магазин (очень хорошие цены), таксофон (самый высокий в Риме, можно позвонить, например, Богу). Посетив купол или крышу, на лифте (или по лестнице) спускаетесь в собор. В соборе стоит сразу посетить крипту. Если вы входите в собор с площади, нужно пройти через пункт контроля (металлоискатель и досмотр вещей), очереди немаленькие. Будьте внимательны! Если вы случайно выйдете из собора, то попасть обратно можно будет снова через пункт контроля. Придется отстоять очередь заново. Для посещения Ватикана необходима одежда, закрывающая плечи и ноги (шорты, короткие юбки, открытые майки недопустимы).
Римские катакомбы
Религиозной святыней являются расположенные у Аппиевой дороги катакомбы, где сохранились рисунки первых христиан, использовавших подземные выработки как помещения для молитв и погребения усопших.
До катакомб можно доехать автобусом от p. di San Giovanni in Laterano. Большая часть катакомб расположена вдоль via Appia Antica (древней Аппиевой дороги). Дорога покидает Старый город через ворота Porta San Sebastiano и ведет на юго-восток, заканчиваясь в городе Бриндизи.
Сразу за Аврелианскими стенами начинается череда захоронений, расположившихся вдоль дороги, самое известное из них - гробница Цецилии Метеллы.
О судьбе Цецилии почти ничего не известно, но ее отец и муж были патрициями и полководцами в эпоху республиканского Рима. В 1302 г. папа Бонифаций VIII отдал гробницу своим родственникам Каэтани и те включили ее в свой укрепленный замок. Мраморная облицовка гробницы сделана в конце XVI в.
Дальше расположены катакомбы Сан-Каллисто (via Appia Antica, 110). Они проложены в 4 уровнях и еще мало исследованы. Кельи и переходы вырублены в вулканическом туфе. По предположению, длина тоннеля в катакомбах составляет около 20 км, и здесь могли быть похоронены до 50 000 чел. Некоторые помещения украшены фресками. В катакомбах есть Крипта пап, где покоится прах многих первых пап, а также Крипта Св. Цецилии (Чечилии) - там в 820 г. были обнаружены останки святой. Позже ее мощи перенесли в церковь в Трастевере.
За этими катакомбами следуют катакомбы Сан-Себастьяно (via Appia Antica, 136). Над катакомбами на месте прежней базилики сейчас церковь Сан-Себастьяно. У входа в катакомбы раскопан «триклиний» (трапезная), в котором участники похоронных процессий подкрепляли свои силы. Многочисленные рисунки на стенах триклиния изображают сцены поклонения святым Петру и Павлу, чьи останки когда-то были укрыты в местных катакомбах.
Лигурия
Лигурия - небольшой, но красивый регион Италии, занимает узкую полосу побережья Лигурийского моря Средиземного моря на западе Италии. На севере он граничит с Пьемонтом и Эмилией-Романьей, на юго-востоке - с Тосканой и на западе - с Францией. Протяженность Лигурийской, или итальянской Ривьеры, составляет около 300 км (с учетом укромных бухт и скалистых мысов - 450 км).
Генуя
Столица Лигурии Генуя - самый большой порт Италии и один из крупнейших портов Средиземноморья. Даже когда самого города еще не существовало, порт (скорее, причал) уже был. Генуя, как замковый камень, венчает арку Лигурийского моря, будучи точкой отсчета двух Лигурийских Ривьер - Ривье-ры-ди-Поненте (на западе) и Ривьеры-ди-Леванте (на востоке). Первыми на удобную морскую бухту обратили внимание финикийцы, затем римляне. Римляне неплохо заботились о своих провинциях, и для портового города наступил достаточно долгий период благоденствия. После распада Западной Римской империи Геную по очереди захватывали остготы, византийцы, франки. В 774 г. Карл Великий сделал ее главным городом графства. В 958 г. король Италии Беренгар II признал независимость Генуи. Образовалась Генуэзская республика. На ее верфях строились первоклассные корабли, способные преодолеть тысячи миль. В 1016 г. она захватила Сардинию. Затем в Европе начались крестовые походы, на которых генуэзцы неплохо заработали. Республика стала обладательницей солидного состояния. В то время даже Венеция опасалась влиятельной морской соперницы. После открытий Вест-Индии Генуэзская республика потеряла значительную часть доходов, но еще долго сохраняла высокое положение в Европе. В1746 г. республика стала зависимой от Австро-Венгерской империи. Затем ею заинтересовался Наполеон Бонапарт, а после его низвержения в 1814 г. эти земли вошли в состав Сардинского королевства. После объединения Италии Генуя стала столицей одной из областей молодой страны.
Исторический центр Генуи занимает самую большую площадь в Европе (4 км2).
До XVIII в. торгово-политическим и светским центром Генуи считалась p. Banchi (пл. Банки). Самое интересное здание на ней - Лоджия-деи-Мерканти (Loggia dei Mercanti, XVI), в которой в XIX в. была открыта первая в Италии товарная биржа.
К главному городскому собору Сан-Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) от p. Banchi ведут via San Luca (ул. Сан-Лука) и via San Lorenzo (ул. Сан-Лоренцо). По легенде, храм на этом месте заложил в III в. св. Лаврентий, принявший мученическую смерть в римскую эпоху. Нынешняя постройка датирована 1118 г. В XIII в. храм перестраивали. Мастера из Франции, возводившие собор, взяли за образец знаменитые готические соборы в Шартре и Руане. Общее мажорное настроение несколько ослабевает при взгляде на барельефы с изображением казни святого Лаврентия. Согласно преданию, когда святого поджаривали на раскаленной решетке, он сказал своим мучителям: «Один бок поджарен, переверните меня и ешьте». Картины мученичества высечены с характерным для готики правдоподобием.
Главной достопримечательностью собора Сан-Лоренцо считается капелла Сан-Джованни (Сарpella San Giovanni, 1450-1465), в которой хранятся мощи Иоанна Крестителя, двоюродного брата Иисуса Христа, вывезенные во время одного из крестовых походов. В сокровищнице есть блюдо, на котором Соломея получила голову Иоанна Крестителя.
Via San Lorenzo выходит на p. Matteotti (пл. Маттеотти), к которой обращен главный фасад Герцогского дворца (Palazzo Ducale). Комплеке сооружений занимает площадь. 35 тыс. м2. Сначала он служил резиденцией правительства Генуэзской республики. После избрания » 1339 г. дожем Симона Бокканегри статус дворца изменился в соответствии со званием главы городского управления. После реставрации, завершенной в 1992 г., здесь открыли Дворец культуры (Palazzo del la Cultura). В настоящее время в залах и внутренних двориках Дворца устраиваются самые большие выставки в городе.
От Герцогского дворца по уютной средневековой via Porta Soprani (ул. Порта-Сопрана) можно пройти к воротам Порта-Сопрана (Porta Soprana). Двухбашенные ворота представляют собой остатки крепостной стены XII в., некогда служившей надежной защитой жителям Генуи. Слева по ходу движения в окружении деревьев белеют колонны галереи Сант'Андреа (Galleria di Sant'Andrea, Xll). Сразу за галереей приютился неприметный домик, увитый плющом, здесь в 1451 г. родился Христофор Колумб. Фасад домика Колумба выходит на p. Dante (пл. Данте) современную площадь, от которой во все стороны разбегаются лучами транспортные магистрали.
От домика Колумба всего несколько минут ходьбы по via Dante (ул. Данте) до p. Ferrari (пл. Феррари), в центре которой установлен большой фонтан. Здесь же расположены бронзовый памяти Джузеппе Гарибальди и главный городской Театр «Карло-Феличе» (Teatro Carlo Felice, арх. К. Барабино, 1828). Во время Второй мировой войны театр был почти полностью разрушен бомбежками союзных войск, но затем восстановлен.
В каждом городе есть одна улица, которая выделяется среди других. В Генуе такая улица носит имя великого борца за объединение Италии Джузеппе Гарибальди (via Garibaldi). Прокладывать улицу в старой части города начали еще во 2-ой пол. XVI в., но прежде для распределения земельных участков в этом престижном районе были проведены аукционы, в которых приняли участие самые богатые семейства Генуи. Все земли достались лишь пяти. Из множества дворцов особого внимания заслуживают два: Палаццо-Россо (Palazzo Rosso, via Garibaldi, 18) и Палаццо-Бьянко (Palazzo Bianco, via Garibaldi, 11, открыт в те же часы, что и Палаццо-Россо), в которых размещены богатейшие коллекции живописи.
Для того чтобы посетить все генуэзские дворцы и осмотреть все музеи, потребуется не один день. Если время ограниченно, нужно хотя бы ненадолго заглянуть в королевский дворец (Palazzo Reale)
Лигурийская Ривьера
Она делится на две части - Ривьера-ди-Поненте (Riviera di Ponente) и Ривьера-ди-Леванте (Riviera di Levante).
Ривьера-ди-Поненте с плавной береговой линией, просторными заливами и широкими песчаными пляжами протянулась от Генуи до Вентимильи. Здесь находится Сан-Ремо (San Remo) - столица цветов. Нигде в Италии не встретишь такого количества и разнообразия красиво цветущих растений, как в здешних садах, теплицах, на террасах и вдоль улиц.
Алассио
Алассио в провинции Савона (Savona) - один из прекраснейших пляжных курортов на горном Лигурийском побережье. На приморском бульваре оставляют автографы знаменитые люди и можно отыскать подписи Эрнеста Хемингуэя и Тура Хейердала.
На границе с Пьемонтом, в горах, расположен город Сасселло (Sassello), сохранивший средневековый облик. Там есть старинный мост и церковь Сан-Джованни (Chiesa di San Giovanni, XII). Курортный поселок Диано-Марина (Diano Marina) после землетрясения 1887 г. почти полностью выстроен заново. Здесь много гостиниц, дискотек, ресторанов и магазинов. Море в заливе Диано необыкновенно чистое, и курорту присужден голубой флаг - знак чистой морской воды. На ж/д станции в Diano Marina открывается великолепный вид на морское побережье.
В провинции Савона есть интересные музеи. В Бардино-Нуово, Тово-Сан-Джакомо (Bardino Nuovo, Tovo San Ghacomo) это Музей башенных часов С. Бергалло. Он открыт в 1992 г. по инициативе муниципальной администрации местечка Тово-Сан-Джакомо. Экспозиция размещена в старом муниципальном дворце Бардино-Нуово. Здесь выставлены часы, их части и детали, созданные часовых дел мастерами из известной семьи Бергалло и другими часовщиками.
В населенном пункте Алтаре (Altare) есть Музей стекла и стекольного искусства, где выставлено более 2000 предметов: произведения искусства, бытовые изделия, стеклянная посуда для химии и фармакологии, инструменты и формы для ручной обработки стекла. Большинство экспонатов местного производства из города Алтаре.
Милан
Город основали кельты в Паданской низменности на пути, соединяющем Апеннинский полуостров с землями франков. В III в. до н.э. римляне назвали его Медиоланум (стоящий посреди равнины) и сделали административным центром. В 313 г. император Константин провозгласил в Милане эдикт о свободе исповедания христианской веры. После основания Константинополя и разделения Римской империи на Восточную и Западную Милан стал столицей последней, однако вскоре столицу перенесли в Равенну, и город на время утратил прежнее политическое значение. Милан захватывали остготы, лангобарды, франки. После смерти Карла Великого Милан возродился и стал городом-коммуной. Одновременно он распространил свое влияние на окружающие города - Комо, Лоду, Павию, Пьяченцу и Тортону. В 1158 г. войска Фридриха I Барбароссы захватили Милан. Жители оказали упорное сопротивление. И в марте 1162 г. император, уже полностью подчинивший север Италии сровнял непокорный город с землей. В 1167 г. для согласованного сопротивления захватчикам был создан союз городов - Ломбардская лига, во главе с Миланом. В 1176 г. в битве при Леньяно войска Лиги одержали победу - Фридриху пришлось знать независимость коммун Ломбардии. Позже Милан стал столицей достаточно сильного и влиятельного территориального образования - Миланского герцогства (1385). Город достиг наивысшего расцвета в период правления Jlюдовика Моро, который привлек многих выдающихся деятелей культуры и искусства. С 1482 по 1499 г. в Милане работал Леонардо да Винчи. С 1535 по 1713 г. Миланским герцогством владели испанцы, затем австрийские Габсбурги, от власти которых Милан освободил Наполеон Бонапарт в 1796 г. Он провозгласил Милан столицей Цизальпинской республики, подчиненной Франции, но имеющей право на развитие собственной политики и культуры. После падения империи Наполеона в 1814 г. Ломбардию вновь присоединили к Австро-Венгерской империи. Непрекращающиеся восстания против захватчиков и помощь Франции привели к созданию нового итальянского королевства летом 1859 г., частью которого стали миланские земли. Несмотря на то, что Италия была союзником Германии во время Второй мировой войны, немцы оккупировали ее северную часть, и Милан стал центром Сопротивленния (1943-45). После войны миланцы –направили все усилия на развитие городской экономики и культуры и произошло «миланское чудо» возник симбиоз промышленности искусства.
Миланский собор
Миланский собор посвящен рождеству Богоматери, но называют его чаще просто Дуомо (il Duomo) или по-милански — el Domm. Первый городской собор (IV), освященный во имя св. Теклы (Феклы), располагался на том месте, где теперь разбита p. del Duomo. Во время строительства подземки археологи обнаружили его фрагменты, которые можно осмотреть, спустившись на станцию метро Duomo. Базилику раннехристианского времени и современный собор роднят гигантские размеры. Пятинефный храм Медиолана своими геометрическими параметрами (80x45 м) лишь немного уступал главному христианскому собору Средних веков — Сан-Джован-ни-ин-Латерано (100x53 м).
Длина современного Миланского собора — 157 м, ширина в трансепте - 92 м (в интерьере соответственно 148 и 91 м). Он третий по величине в Европе (после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне). Одних статуй в нем насчитывается 3 400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился целую вечность: первые блоки в фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного к 1813 г., утвердил Наполеон I в 1805 г.
За пять столетий архитектурная мода в Европе сменилась не раз, но зодчие неуклонно придерживались готического направления, заложенного в проект первым строителем Симоне да Орсениго, мастером из Кампионе. Над возведением собора трудились итальянские, немецкие и французские мастера. Когда же один из приглашенных архитекторов - француз Жан Миньо посмел критиковать архитектуру собора, его отстранили от работ, и после этого собор достраивали только итальянцы. В 1572 г. архиепископ Карло Борромео освятил храм. Однако даже во времена Стендаля, писавшего о том, как он разглядывал с высоты его шпиля город Бергамо, Миланский собор еще не принял современный вид. До 1808 г. над перекрестьем нефа и трансепта возносился лишь один (зато самый высокий) шпиль высотой 108,5 м. Его строили с 1765 по 1769 г., а в 1774 г. на вершине установили позолоченную статую Мадонны (Madonnina, 4 м). Каменный лес из 135 мраморных игл, устремляющихся в небо и с такой силой передающих настроение готической архитектуры, — создание XIX в. Соборная площадь (piazza del Duomo) утратила старые портики, восходившие ко временам Джан Галеаццо Висконти, в 1859 г. Так невообразимо долго строились храмы в других странах Европы, но для Италии это исключительная редкость. На крышу собора (шпал, terrazzi) можно подняться с улицы по лестнице от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды.
Вертикальное членение фасада (высота 56 м, ширина 68 м) архитектурно подчеркивает внутреннюю пятинефную планировку базилики, а в плане собор представляет собой латинский крест. Внутрь базилики ведут пять затейливо орнаментированных входов, расположенных между сложными контрфорсами. Барельеф фронтона, созданный скульптором Г. Висмаром из каррарского мрамора по рисунку Черано, называется «Сотворение Евы».
К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан-Джакомо Медичи (1563) работы Леоне Леони, деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV в., которую используют как крестильную купель.
Надгробный памятник Медичи интересен как совершенный образец владения мастером техникой ваяния: знаменитый кондотьер с детства хромал, и скульптор искусно задрапировал его искалеченную ногу.
Ошеломляет статуя христианского мученика св. Варфоломея (Бартоломео, 1562), с которого живьем содрали кожу. Скульптор Марко д'Аграте, гордясь своей работой, начертал на постаменте: «Не Пракситель создал меня, а Марко д'Аграте» - таким совершенным сделал он этот образец анатомии.
Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV в. - самыми древними в этой базилике.
В левом крыле трансепта не может не привлечь внимание 5-метровый бронзовый канделябр (XIII) французской работы (мастер Никола из Вердена).
В крипте и сокровищнице, куда можно пройти по лестнице, начинающейся справа от главного алтаря, хранится серебряная урна с останками св. Карло Борромео -знаменитого миланского архиепископа, умершего в 1584 г. Кроме того, здесь можно посмотреть на коллекцию изделий церковного прикладного искусства, выполненных из золота, серебра и слоновой кости.
Королевский дворец
Неоклассицистический фасад дворца смотрит на правую (южную) стену собора . За время существования у этого здания не раз менялись владельцы, что изменяло его архитектурный облик. Современный вид дворец приобрел в XVIII в. (арх. Дж. Пьермарини). К сожалению, интерьеры памятника не пережили бомбежку союзной авиации 1943 г. Старинные фрески, скульптура и мебель почти полностью утрачены. Здание дворца занимают Музей собора, Городской музей современного искусства и выставочные залы.
Музей собора
Музей занимает первый этаж Королевского дворца. Один из самых любопытных экспонатов выставки, посвященной истории строительства и реставрации собора — масштабная (1:20) модель Дуомо (итал. modellone), выполненная из дерева. Ее собирали с XVI по XIX в. параллельно с возведением самого храма.
Кроме того, в музее хранится часть убранства мраморной базилики - скульптура, ковры, витражи и великолепное распятие Ариберта 1040 г.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.