География промышленности и ремесла в позднее средневековье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Промышленность вступила в новый этап, поднялась на новый качественный уровень развития — этап мануфактурной промышленности. Вместе с тем во многих районах сохраняли прежнее значение и старые промыслы, организованные по цеховому принципу. Соответствующие сдвиги произошли и в размещении производства. В Средиземноморье наиболее развитым экономическим районом продолжала оставаться Северная и Средняя Италия, четырехугольник Венеция — Милан — Генуя — Флоренция. В этих городах сохраняли свое значение прежние отрасли производства — металлообработка и изготовление оружия (теперь вплоть до тяжелой артиллерии) в Милане, шерстяное дело во Флоренции, судостроение и производство стекла в Венеции и ее окрестностях и т. д. Однако монополия этих городов на производство традиционных товаров стала исчезать, а их производство — сворачиваться. Миланское оружие даже на итальянских рынках стало вытесняться немецким; кроме того, у Милана появился еще один серьезный соперник — Феррара, опиравшаяся на капиталы и рынки купцов Дубровника. В тяжелом положении оказался и венецианский Арсенал. Для строительства кораблей не хватало леса (в 1520 г. сенат издал постановление о монопольном праве Арсенала на лес, растущий во владениях республики, но его можно было пускать только на постройку государственных судов). Выпускаемые венецианцами галеры устарели, да и новый тип судов (кар-раки) не удовлетворял потребностям судоходства, вышедшего за границы Средиземноморья. Шерстяные ткани в той же Италии заменялись смешанными (шерсть с хлопком или льном), привозимыми из Южной Германии или производимыми в итальянских городах (фустаньи, пиньо-лати): шерстяное производство падает. Милан, в 80-х годах XVI в. насчитывавший около 70 суконных предприятий, к 20-м годам XVII в. имел их всего 15. Показательна судьба шерстяной промышленности Флоренции. Вершиной сукноделия города были 30-е годы XIV в., когда в нем существовало около 200 мастерских, производивших до 100 тыс. кусков сукна.

Сокращение производства традиционных изделий еще не означало полного экономического упадка этого района. Тот же Милан увеличивает выпуск фустаньи, переходит к изготовлению дорогостоящих поделок из металла, в Генуе развивается производство бумаги, в Венеции — книгопечатание, во Флоренции — художественное изготовление дорогих кожаных вещей. Начинается бурное развитие во всех городах новой отрасли — шелкоткачества.

Шелк в позднее средневековье становится одним из самых ходовых и дорогих видов товаров. Наиболее тонкие шелка поступали в Европу с Востока — Китая, Индии, Сирии, но основная масса потребителей довольствовалась средиземноморскими тканями. В Сицилии шелковое дело было основано еще арабами, позже оно из Сицилии распространилось на полуостров (Лукка, Неаполь). В позднее средневековье его главными центрами становятся Неаполь (где, по словам современника, четыре пятых населения жило изготовлением и продажей шелка), сицилийские города и города Южной Италии, затем Флоренция, Генуя, Лукка, Модена, Болонья, Павия, Венеция, Милан и многие другие североитальянские города. Во Флоренции, например, шелкоткачество в 70—80-х годах XVIв. (т. е. время относительного подъема сукноделия) занимало второе место в экономике города, ненамного уступая шерстяному производству; в 1588 г. флорентийских сукон было продано на сумму полтора миллиона скуди, шелка — один миллион.

Помимо этих отраслей производства, в отдельных областях полуострова были развиты местные промыслы, также рассчитанные на международный рынок: изготовление майолики в Ферраре и Савоне, добыча соли в окрестностях Трапани (Сицилия), квасцов в Тольфе (район Чивитавеккья, Средняя Италия),кораллов (побережье Лигурийского моря), добыча и обработка мрамора (Каррара в Тоскане).Однако экономический кризис, черты которого стали заметны уже в XVI в., все более усиливался, и в XVII в. промышленность итальянских государств пришла в полный упадок.

В XVI в. крупнейшим экономическим центром Испании был Толедо. Здесь производилось оружие, ткани, посуда, ювелирные изделия, известные всей стране. Сукноделие было распространено в Сеговии, Куэнке, Барселоне, Валенсии, Севилье и Гранаде. В городах Южной и Юго-Восточной Испании вырабатывались шелковые ткани (ремесло осталось в наследство от арабов), в Арагоне выделывались изделия из кожи, в первую очередь винные мехи, широко используемые в быту и при транспортировке жидкостей; там же было распространено ковровое дело.

Нидерланды в XVI в. представляли собой наиболее развитый экономический район континентальной Европы. Огромная роль принадлежала здесь производству шерстяных тканей, однако в позднее средневековье характер его меняется, во-первых, в связи с изменением сырьевой базы. Если раньше шерстяные цехи Фландрии, Брабанта и Голландии базировались на английской шерсти, то в XVI в. экспорт шерсти из Англии почти прекращается и нидерландская промышленность переходит на испанскую шерсть, что усложняет и удорожает производство. Во-вторых, на европейских рынках в больших масштабах появляется английское сукно, хотя и менее качественное, но значительно более дешевое.

До XVII в. в Голландии были относительно развиты шерстяное производство, маслоделие, пиво- и мыловарение, рыболовство, судостроение и смежные с ним "отрасли производства — канатное дело, изготовление парусов и т. д. В XVII в. голландская промышленность делает резкий скачок, и это несмотря на почти полное отсутствие в стране ремесленного и сельскохозяйственного сырья. На первое место выходят отрасли хозяйства, связанные с торговлей, — судостроение, рыболовство, пивоварение, переработка колониальных товаров. Крупнейшими центрами судостроения и связанных с ними побочных промыслов были Амстердам, Энкхёйзен, Хоорн, Заандам. Здесь строились корабли самых разнообразных типов — от мелких речных до крупных торговых, предназначенных для далеких плаваний. Масштабы кораблестроения были таковы, что они удовлетворяли потребности самой Голландии, крупнейшей морской державы того времени, и многочисленные заказы других стран. Так, например, во второй половине XVII в. четверть английского флота была построена на голландских верфях. Что же касается флота самой Голландии, то за два столетия (XVI—XVII в.) он вырос в десять раз. Сырьевой базой голландского судостроения были восточноевропейские лес, пенька, французская парусина, шведское железо и другие изделия, доставлявшиеся из разных стран.

Не менее важной отраслью хозяйства было рыболовство. До сих пор у голландцев бытует поговорка, что Амстердам построен на костях селедок. Сельдь добывалась главным образом в Северном море, западных водах Балтики, позже — в Атлантике и арктических районах. Особого размаха рыболовный промысел достиг во второй четверти XVII в., когда голландские рыбаки стали применять засолку сельди прямо на борту и поточную организацию промысла — одни суда занимаются ловом, другие отвозят улов в порт. В результате масштабы рыболовства выросли до невиданных в те времена размеров: в первой половине XVII в', голландский сельдяной флот насчитывал от 2 до 3 тыс. судов и общий доход от рыболовства превышал 20 млн. гульденов. Крупнейшими портами рыболовства и центрами по переработке сельди были Амстердам, Заандам, Брил, Энкхёйзен, Дортрехт, Хаарлем, Хоорн и Хардвик. Соль для этого промысла доставлялась морем с Пиренеев, из Западной Франции, сушей — из Южной Германии; частично она шла даже из Исландии и Северной Америки.

Расширилась построенная на мануфактурной основе шерстяная и суконная промышленность. Плюш, вельвет, саржа, льняные и хлопчатобумажные ткани голландского производства получили признание во всем мире. По самой дорогой цене шли амстердамские полотна. Текстильные мануфактуры Лейдена в начале XVII в. производили свыше 100 тыс. кусков ткани в год; выросло производство текстиля в Утрехте, Кампене, Гауде и других городах.

Возросла добыча каменного угля в Нортумберленде и Глостершире: в начале XVIГ в. из Ньюкасла было вывезено свыше 200 тыс. т угля, в середине века — свыше 350 тыс. Всего за столетие (с середины XVI до середины XVII в.) добыча угля в Англии увеличилась в восемь раз. Уголь вывозился морем в Нидерланды, Францию, Германию, откуда и его название — see coal (морской уголь). В середине XVII в. Англия производила 4/s сего добывавшегося в Европе угля; в этой отрасли горного дела было занято до 30 тыс. шахтеров. Несколько меньшим был масштаб добычи железа, однако она компенсировалась начавшимся импортом железа из Швеции. На этой сырьевой базе развернулась обрабатывающая промышленность новых центров, Шеффилда и Бирмингама, не обремененных цеховыми ограничениями. Судостроение было развито в Лондоне, Плимуте, Гулле, Бристоле. В портах восточного побережья (Лондон, Гулль, Ипсвич и др.) имел стоянки сельдяной флот Северного моря; позже получили значение рыболовные центры, ориентированные на Северную Атлантику (Бристоль, Плимут и др.)

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 182.