ПЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Еще одним принципиально важным направлением инвестиций на протяжении последних двух десятилетий, была перестройка энергетического хозяйства, в котором центральное место заняла проблема энергосбережения. Главная идея этой политики заключалась в том, что "экономия энергии - новый энергетический источник". При этом справедливо считалось, что политика, направленная на разработку энергосберегающих технологий, способна отодвинуть момент исчерпания не возобновляемых энергетических ресурсов и дать выигрыш во времени, необходимый для создания и проверки технологий, основанных на использовании практически не исчерпываемых энергоресурсов.

Беспрецедентный рост цен на энергоносители в начале 70-х годов предельно обострил проблему энергосбережения хозяйства и, в частности промышленности, на долю которых приходилось в среднем 35-40% общего потребления энергии в экономике промышленно развитых стран. Возникла необходимость в проведении комплекса мероприятии, способных повысить эффективность использования энергии, обеспечить в отдельных случаях переход на более экономичные, альтернативные энергоносители, а в перспективе - к широкому освоению нетрадиционных источников энергии. В современных условиях именно экономия энергии оказалась наиболее очевидным, относительно легко доступным и, весьма существенным источником энергосбережения.

Большую роль в этом сыграло государство, которое прибегло к решительным мерам для обеспечения экономии энергии, топлива, путем введения жестких стандартов энергоэффективности на некоторые виды оборудования, аппаратуры, бытовой техники; субсидий и налоговых стимулов; ассигнований на проведение соответствующих НИОКР. Важную роль в реализации программы экономии энергии играли власти штатов, муниципалитеты, администрация электроэнергетических систем.

Частный сектор направлял капиталовложения преимущественно на расширение зон разведки и масштабов добычи нефти за рубежом. Американские монополии не пошли на увеличение добычи нефти из собственных недр. В обстановке мировых цен на нефть энергетические компании использовали капиталовложения преимущественно для упрочения своих финансовых позиций, расширение объема разведанных запасов, внедрения в новые сферы, осуществления экспериментальных проектов в области альтернативных источников энергии, повышения энергоэкономичности производства.

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

 

Активизируя структурные сдвиги в американской экономике, нельзя не отметить важную и активную роль государства в этом процессе. Функции государства в данном случае определяются целями и задачами проводимой им промышленной политики.

Главные направления и конечные цели государственной промышленной политики в странах с современной высокоразвитой экономикой во многом совпадают. Однако формы и методы ее проведения в США по сравнению с аналогичной практикой ведущих стран Западной Европы и особенно Японии, отличаются немалым своеобразием.

Цели и задачи. Глобальная стратегическая направленность промышленной политики США определяется стремлением к сохранению и упрочению лидирующих позиций страны, в идеале, общего американского превосходства в мировой экономике. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преимуществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или выпуске той или иной продукции, а на приоритетном всемерном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, новых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, энергоресурсов и методов энергосбережения, технических средств связи, освоение космоса и океана и т.п.). Материальную основу этого стратегического курса составляют дальнейшее укрепление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и освоение нововведений во всех сферах материального и нематериального производства.

Необходимо также отметить, что используемые ныне методы реализации государственной политики США, призванным, в частности, стимулировать структурные изменения в экономике страны и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках, присущи и весьма существенные недостатки.

По мнению американских экономистов, к основным недостаткам современной государственной политики следует отнести отсутствие концептуального стержня, явно недостаточную комплексность отдельных мероприятии. В ряде случаев эта политика не носит упреждающего характера, а ограничивается лишь защитными функциями, запоздалой реакцией на сдвиги, уже происходящие в национальной и мировой экономике. Поэтому на протяжении последних 10-20 лет, особенно после кризисных потрясений середины 70-х годов, представители деловых и научных кругов, профсоюзы все настойчивее выступают с требованиями совместной разработки государством и частным сектором единой, комплексной и скоординированной промышленной политики, основанной на новых подходах.

Все отмеченные выше и многие другие изменения в материальной базе американской экономики были достигнуты на протяжении всего полутора - двух десятилетий, без какого либо существенного "сверхнормативного" инвестиционного напряжения. Не был повышен исторически сложившийся в США и весьма низкий по международным меркам уровень нормы накопления (12-14% ВВП). Наоборот, весьма привычными были жалобы на "перенакопление" капитала.

Процессы изменения структуры хозяйства США на всех его уровнях свидетельствуют о том, что в современных условиях, в эффективно организованной экономике отсутствует жесткая связь между глубокими преобразованиями и наращиванием материальных капиталовложений. Разделительный контраст между размахом и глубиной качественных сдвигов в народном хозяйстве и в образе жизни населения, с одной стороны, и долговременной стабильностью нормы материального накопления - с другой представляет собой фундаментальную характеристику современной эффективной экономики. Это обстоятельство, имеющее принципиальное значение, позволяет сделать вывод, что глубинным и наиболее мощным движущим фактором послевоенного экономического роста в США было выдвижение в центр хозяйственной практики и экономической политики человеческого фактора, т. е. качества профессиональной и творческой деятельности кадров, уровня их подготовки, а также новых, эффективных социальных и экономических механизмов и рычагов государственного регулирования экономических процессов.

Необходимо сказать, что в первая половина 90-х годов охарактеризовалась достаточно высокими и устойчивыми темпами реального ВВП (1992-2,7%, 93-2,2%, 94-3,5%) и низкими показателями инфляции (соответственно 2,7%, 2,6%, 2,3%). Однако уже в 1995 г. хозяйственный рост в США замедлился до 1,5%, что вызвало ряд пессимистических прогнозов о перспективах развития американской экономики.

Таблица 3.6.1.

Использование производственных мощностей в промышленности США, в %

 

Годы     Обрабатывающая промышленность                             Добывающая промышленность               Всего

1991      78,0                  87,4                 79,2

1992      79,5                  86,9                 80,3

1993      80,6                  87,0                 81,4

1994      83,3                  89,6                 83,9

1995      83,0                  89,1                 83,7

 

В первой половине 90-х уровень использования производственных мощностей в обрабатывающей и добывающей промышленности и сфере услуг имел тенденцию к увеличению, расширение инвестиций в производство с целью увеличения объема продаж становилось все более привлекательным.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 222.