Основные процедуры контент-анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

По Мангейму Д. и Ричу Р., “контент-анализ – систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника. Контент-анализ снабжает нас методом - вернее, серией методов, - с помощью которого мы можем обобщать те или иные материальные проявления поведения и отношений различных типов политических субъектов”[25].

По Девиду и Джулии Джери, “контент-анализ – методика объективного количественного и систематического изучения содержания средств коммуникации”[26]. Эта методика включает в себя составление диаграмм или подсчет выпадения либо совпадения частных величин, относящихся к совокупности предопределяемых категорий. Она использовалась, например, в исследовании политического баланса и влияния в средствах коммуникации посредством подсчета числа ссылок или распределения эфирного времени между политическими группами.

Контент-анализ относится к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста. С помощью этого метода исследователь может сравнить содержание множества текстов и анализировать его с помощью количественной методики (например, диаграмм, таблиц). Контент-анализ может документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать, являются ли наши смутные ощущения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными. Он поставляет воспроизводимые, точные результаты на основании исследования текста.

Контент-анализ используется уже около ста лет, и сфера его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, политические науки, образование, психологию. Так, на первом заседании Германского Социологического общества в 1910 г. Макс Вебер предлагал его для анализа газетных текстов.[27]

Классический контент-анализ состоит из совокупности определенных процедур, выполнение которых уменьшает возможность ошибки исследователя. Исследование начинается с выявления смысловых единиц анализа. В качестве таковых могут выступать самые разные элементы. В.А.Ядов дает следующую классификацию единиц анализа[28]:

1. Понятия, выраженные в отдельных терминах

2. Тема, выраженная в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.

3. Имена исторических деятелей, политиков, выдающихся ученых и деятелей искусства, организаторов производства, лидеров движений и партий, наименования общественных институтов, организаций и учреждений

4. Целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай и т.п.

5. Смысл апелляций к потенциальному адресату.

Такая классификация достаточно полно отражает возможные смысловые единицы анализа текстов документов, но, как уже было сказано выше, не упоминает о возможности анализа графической информации. Между тем, и в фотографиях и рисунках можно найти достаточное количество единиц анализа, часто сходных с текстовыми.

Таковыми могут быть:

1. Смысл процессов и явлений, описанных в графической работе. Например, количество картин, созданных в советское время и посвященных деревенской жизни в сравнении с картинами, созданными до 1917 года.

2. Пункт 3 классификации В.А.Ядова применимо к графической информации. Например, количество шаржей в газетах на известных политиков.

3. Сюжет графической работы применимо к результатам, от нее ожидаемым. Например, соотношение сюжетов предвыборной фотографии с результатами избирательной кампании.

По всей вероятности, этот список неполон и может быть продолжен. Выделение единиц анализа должно проводится исследователем в соответствии с содержанием своего исследования, на основе его целей, задач и выдвинутых гипотез. После определения единиц анализа необходимо также выделить единицы счета. Они могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В случае совпадения процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, на основании чего делаются дальнейшие выводы.

Во втором случае исследователь на основании анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета. В.А.Ядов выделяет следующие возможные варианты:

· физическая протяженность текстов

· площадь текста, заполненная смысловыми единицами

· число строк

· число абзацев

· число знаков

· число колонок текста

· длительность трансляции по радио или телевиденью

· метраж пленки при магнитофонных записях

Естественно, это далеко не полный перечень единиц счета. Эти данные могут быть трансформированы и видоизменены так, как это удобно исследователю. После определения единиц анализа и счета проходит непосредственно процедура подсчета. В общем виде она сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Для упрощения процедуры применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ. Возможно применение и специальных формул, таких как "формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста", статистические расчеты доходчивости текста, его интересности для читателя[29].

       Выше было упомянуто понятие «категория». В качестве категории может выступать набор слов, объединенных по определенному основанию. Можно сказать, что посредством категорий в контент-анализе представлены определенные концептуальные образования. В качестве реального примера можно привести анализ президентских посланий стране, с которыми обратился Б.Клинтон в 1994 и 1995 годах. Эти послания содержат от 7000 до 10000 слов. Были сформированы категории слов, относящихся к экономике, бюджету страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи и др. По изменению относительных частот в посланиях 1994 и 1995 годов были сделаны выводы об изменении политики государства в различных областях. Т.е. все эти темы нашли отражение в обоих посланиях, но в одном из них некоторым темам уделялось больше внимания, а в другом меньше. Например, в послании 1995 года больше внимания было уделено вопросам образования, семьи, но меньше внимания - преступности, международным делам, социальной помощи. Это дало основания для того, чтобы судить о приоритетах правительства США. Изучая послания Б.Клинтона исследователи образовали категорию ЭКОНОМИКА, в которую входили слова - экономика, безработица, инфляция. В категорию СЕМЬЯ входили слова - ребенок, семья, родители, мать, отец. Именно учет частот встречаемости категорий, а не отдельных слов, позволяет судить о внимании, уделенном в послании тем или иным вопросам.  

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.