Введение
Глава I. Метод контент-анализа и его применение в отечественной социологии
Глава II. Исследование программ политических партий, объединений, блоков, движений методом контент-анализа
I. Экономика
· собственность (частная, государственная, другие виды собственности)
· ВВП, ВНП (валовой)
· промышленность
· агро-, сельск-
· инвестиции (российские, иностранные)
· налог
II. Общеполитические вопросы
· государство
· регион
III. Институциональное измерение
· президент
· парламент
· дума
· федерация
· правительство
· суд
· органы
· армия
· милиция
· прокуратура
· внутренний
· силовой
IV. Отношение к правлению
· республика
· монархия
V. Формы государственного устройства
· унитарное
· федеративное
VI. Социальная политика
· субсидия
· дотация
· льгота
· пенсия
· стипендия
· пособие
VII. Образование, наука, культура
· образование
· наука, научный
· культура
· вуз
· школа
· религия
· церковь
КПРФ
Экономика
Собственность госуд
Общеполитические вопросы | |||
Государство | + | 0 | - |
30 | 15 | 1 | |
регион | 2 | 1 | |
социалистический | 10 | 5 |
Институциональное измерение | |||
президент | + | 0 | - |
1 | 2 | ||
парламент | 1 | 1 | |
дума | |||
федерация | 3 | 7 | |
правительство | 1 | 3 | |
суд | 1 | ||
орган | 5 | 1 | |
армия | |||
милиция | 1 | ||
прокуратура | 1 | ||
внутренний | 1 | 2 | 1 |
силовой | 1 |
Отношение к правлению | |||
республика | + | 0 | - |
2 | |||
монархия |
Формы государственного устройства | |||
Унитарное | + | 0 | - |
федеративное |
Социальная политика | |||
Субсидия | + | 0 | - |
дотация | |||
льгота | |||
пенсия | 2 | ||
стипендия | 1 | ||
пособие | 2 |
Образование, наука, культура | |||
образование | + | 0 | - |
5 | 2 | ||
наука | 7 | 11 | |
культура | 11 | 3 | |
вуз | |||
школа | 1 | ||
религиозный | 3 | ||
церковный |
Международные проблемы | |||
США/Америка | + | 0 | - |
Европа Центр/Вост | |||
Европа Зап | |||
Англия/Великобр | |||
Франция | |||
ФРГ/Германия | |||
араб | |||
Китай | |||
Индия | |||
НАТО | |||
СБСЕ | |||
Европарламент | |||
ООН |
Единство
Экономика
Собственность госуд
Общеполитические вопросы | |||
Государство | + | 0 | - |
14 | 6 | 5 | |
регион | 7 | 2 |
Институциональное измерение | |||
президент | + | 0 | - |
2 | 1 | ||
парламент | |||
дума | 6 | 1 | |
федерация | 2 | 1 | |
правительство | 1 | ||
суд | |||
орган | 2 | 2 | |
армия | 1 | ||
милиция | 1 | ||
прокуратура | |||
внутренний | |||
силовой | 1 |
Отношение к правлению | |||
республика | + | 0 | - |
1 | |||
монархия |
Формы государственного устройства | |||
Унитарное | + | 0 | - |
федеративное | 1 |
Социальная политика | |||
Субсидия | + | 0 | - |
дотация | |||
льгота | |||
пенсия | 2 | 1 | |
стипендия | |||
пособие |
Образование, наука, культура | |||
образование | + | 0 | - |
2 | |||
наука | 4 | 1 | |
культура | 5 | 1 | |
Вуз | |||
школа | |||
религиозный | |||
церковный |
Международные проблемы | |||
США/Америка | + | 0 | - |
Европа Центр/Вост | |||
Европа Зап | |||
Англия/Великобр | |||
Франция | |||
ФРГ/Германия | |||
араб | |||
Китай | |||
Индия | |||
НАТО | |||
СБСЕ | |||
Европарламент | |||
ООН |
Яблоко
Экономика
Собственность госуд
Общеполитические вопросы | |||
Государство | + | 0 | - |
20 | 29 | 11 | |
регион | 13 | 15 | 10 |
Институциональное измерение | |||
президент | + | 0 | - |
4 | |||
парламент | 1 | 3 | |
дума | 1 | 2 | |
федерация | 17 | 19 | 1 |
правительство | 1 | 6 | 3 |
суд | 17 | 5 | 1 |
орган | 8 | 13 | 2 |
армия | 5 | 1 | |
милиция | 2 | ||
прокуратура | 2 | ||
внутренний | 1 | ||
силовой | 2 | 6 |
Отношение к правлению | |||
республика | + | 0 | - |
1 | 2 | ||
монархия | 1 |
Формы государственного устройства | |||
Унитарное | + | 0 | - |
федеративное | 4 | 1 |
Социальная политика | |||
Субсидия | + | 0 | - |
дотация | |||
льгота | 8 | ||
пенсия | 6 | 1 | |
стипендия | 1 | ||
пособие | 1 |
Образование, наука, культура | |||
образование | + | 0 | - |
15 | 2 | ||
наука | 13 | 1 | |
культура | 10 | 2 | |
вуз | 1 | ||
школа | 3 | 1 | |
религиозный | 2 | 1 | |
церковный | 1 |
Международные проблемы | |||
США/Америка | + | 0 | - |
1 | 1 | ||
Европа Центр/Вост | 4 | 1 | |
Европа Зап | |||
Англия/Великобр | |||
Франция | |||
ФРГ/Германия | |||
араб | |||
Китай | |||
Индия | |||
НАТО | 2 | ||
СБСЕ | |||
Европарламент | |||
Евросоюз | 1 | ||
ООН | 3 |
СПС
Экономика
Собственность госуд
Общеполитические вопросы | |||
Государство | + | 0 | - |
16 | 32 | 13 | |
регион | 2 |
Институциональное измерение | |||
президент | + | 0 | - |
3 | 2 | 2 | |
парламент | 2 | 2 | 5 |
дума | 4 | ||
федерация | 4 | 3 | |
правительство | 11 | 2 | |
суд | 8 | 1 | |
орган | 2 | 3 | |
армия | |||
милиция | 1 | ||
прокуратура | 1 | ||
внутренний | |||
силовой |
Отношение к правлению | |||
республика | + | 0 | - |
1 | |||
монархия |
Унитарное | + | 0 | - | |||
федеративное | 2 | 5 |
Социальная политика | |||
Субсидия | + | 0 | - |
1 | 1 | ||
дотация | 1 | ||
льгота | 2 | 4 | |
пенсия | 7 | 5 | |
стипендия | |||
пособие | 1 |
Образование, наука, культура | |||
образование | + | 0 | - |
4 | |||
наука | 4 | ||
культура | 3 | ||
вуз | |||
школа | |||
религиозный | |||
церковный |
Международные проблемы | |||
США/Америка | + | 0 | - |
1 | |||
Европа Центр/Вост | |||
Европа | 1 | 1 | 1 |
Европа Зап | |||
Англия/Великобр | |||
Франция | |||
ФРГ/Германия | |||
араб | |||
Китай | |||
Индия | |||
НАТО | |||
СБСЕ | |||
Европарламент | |||
ООН |
Глава III. Подготовка и интерпретация результатов проведенного исследования политических программ
Полевой этап исследования
Каждое социологическое исследование венчается результатом. Но ему предшествует огромная работа, собственно социологическое «поле» - сбор информации, обработка, и только после этого – написание отчета. Чаще всего именно последняя стадия становится известной широкой научной общественности и лишь отдельные фрагменты предшествующей работы попадают в поле ее зрения. Поэтому, на мой взгляд, необходимо остановиться на столь важном и мало освещаемом этапе социологического исследования контент-аналитика.
Сразу хочу оговориться, что моя работа не требует применения некоторых нижеописываемых методик, поскольку я применяю простую программу для подсчета единиц измерения. А речь пойдет о составлении кода и инструкции к нему. Эти документы разрабатываются в тесном взаимодействии со специалистом, который будет осуществлять обработку полученной информации на ЭВМ. Чем в большей степени построение документа, на котором будет фиксироваться исходная информация, будет соответствовать правилам ввода информации в компьютер, а также правилам ее дальнейшей агрегации, тем меньше затрат потребуется на этой стадии.
После составления кода требуется специальная стадия – проверка кода на соотносительность результатов (reliability). Как правило, эта стадия состоит в том, что исследователь предлагает для анализа по данному коду один и тот же текст нескольким кодировщикам и проверяет, однообразно ли они используют код и насколько сходяться их результаты[31]. Другой вариант проверки – повторно дать закодировать этот же текст нескольким кодировщикам по истечении определенного промежутка времени. Цель в данном случае та же: посмотреть на идентичность анализа, так сказать, во времени и в пространстве.
Все необходимые поправки и изменения, которые еще можно будет предусмотреть в коде и в инструкции к нему, следует делать именно на этой стадии. Здесь же происходит коллективное обсуждение реальной кодировки, оттачиваются примеры, которые должна содержать инструкция. Так, в исследовании российской прессы на предмет ее отношения к лидерам и фракциям Госдумы, инструкция содержала примеры конкретных текстов из реальных газет, содержащих разные оценки: «Пока же преимущество в искусстве ведения судебного спора явно на стороне президентско-правительственной команды. Во-первых, она хорошо подобрана и в ней четко распределены роли. Впереди официальные представители – Сергей Шахрай, Юрий Батурин и Олег Кутафин. Все трое – юристы со степенями, хорошо освоившие приемы публичного спора. И психологическая уравновешенность у них тоже на высоте.»[32]- позитивная оценка С. Шахрая, как лидера определенной фракции.
«Кроме Егора Гайдара, предстоящие выборы могут принести большое разочарование и Жириновскому, и его ЛДПР. Некогда мощнейшей партии сегодня симпатизирует лишь 6,6 процента голосов. Очевидно, имиджу Жириновского не помог пролитый в сражении с Б. Немцовым апельсиновый сок. Да и в целом скандальностью наших людей теперь удивить крайне трудно, хотя тяга к ярким личностям остается.»[33] - негативная оценка Жириновского и его фракции.
Эти примеры приведены здесь неслучайно – установки руководителя исследования здесь недостаточно и некоторые кодировщики оценили второй пример как сбалансированную оценку В. Жириновского.
Вот только начало инструкции к данному исследованию: «Кодировщик читает всю газету целиком, чтобы не пропустить упоминание интересующих исследование Субъектов/Объектов анализа, которые перечислены на карточке для кодировки. Кодировка начинается с того, что выписывается дата и номер газетного выпуска и число материалов с упоминаниями. После того, как на отдельном листке выписаны заголовки всех материалов, где встретились эти упоминания, - чтобы не упустить ни одного из них, - приступаем к анализу каждого из этих материалов. Для этого требуется более скрупулезное, внимательное, чем на первой стадии, чтение каждого их этих материалов».И далее подробно объясняется каждая характеристика, даются примеры, объясняются способы фиксации результатов (если обработка результатов ручная) и т.д.
Если пробный анализ покрывает недостаточную степень совпадения (американские авторы допускают в некоторых случаях степень совпадения в 60%), следует выяснить причины – это могут быть как механические ошибки (пропустил, не отметил и т.д.), так и содержательные расхождения – закодировано неправильно. Поэтому пилотажный анализ должен предусмотреть проверку каждого материала.
Кроме того, очень часто в инструкциях кодировщикам используется такое требование-объяснение: «Оценка формируется как с помощью «сильных» оценочных эпитетов, обнаруженных в тексте, так и самим содержанием ситуаций, в связи с которыми появляется в тексте интересующий нас субъект или группа: это могут быть как положительные ситуации, с которыми традиционно, в массовом сознании ассоциируется «благо», так и ситуации, с которыми ассоциируется «зло».
Когда мы говорим, что подсчет частоты появления каждой характеристики будет лишь первичным анализом текстов, мы отнюдь не хотим умалить самоценность количественно выраженных результатов исследования. Наоборот, для социолога, автора исследования, эти результаты – важный этап в работе. Тем мне менее, цифры – это, конечно, не самоцель. Они начинают новую жизнь в комментариях. Наиболее простой путь для комментатора – это найти возможность сравнить полученные им результаты. Здесь встает резонный вопрос: а с чем их сравнивать? В социологической практике применяются различные виды сравнений:
· сравнение характеристик текстов разных каналов
· сравнение характеристик текстов разных средств информации
· сравнение характеристик текста с установками издателя
· сравнение деятельности источника в динамике
· сравнение характеристик текста с данными исследований других составных частей коммуникативной цепи
· сравнение характеристик текста с теоретическими представлениями автора-исследователя
Я же хочу сравнить результаты своего исследования с разработанными Грачевым М.Н. схемами многопартийности[34] и поместить каждую из рассматриваемых мной партий соответственно ее местоположению на семантической шкале. Это будет сделано в следующей главе.
Социальная политика
Пожалуй, наиболее полно (по сравнению с другими рассматриваемыми мной программами партий) вопрос об образовании, науке и культуре рассмотрен именно у Яблока. Планируется создание эффективной, общедоступной школы (3 (+), 1 (0)), строгое распределение финансовых потоков на нужды образования («образование» употребляется 15 раз в положительном аспекте, 2 – в нейтральном), реализация культурных запросов всех народов России («культура» - 10 положительных упоминаний, 2 нейтральных), увеличение расходов на науку, поддержка предпринимательства в научной деятельности, развитие программы интеграции науки («наука» - 13 положительных упоминаний, 1 нейтральное).
В сфере международных проблем можно проследить достаточно нейтральное отношение к США (два упоминания, одно с плюсом, другое с минусом), желание сотрудничать с Европой (4 положительных, 1 нейтральное упоминание), осторожное отношение к НАТО (желание противостоять, а не заискивать или искать пути к сближению: «НАТО» упоминается 2 раза в негативном аспекте), интересы России связываются с повышением роли ООН (всего 3 положительных упоминания).
Однако задачей данного исследования не является сравнение программ партий между собой. Необходимо определить местоположение каждой партии на семантической шкале. Для этого мне хотелось бы воспользоваться схемой многопартийности. Но перед этим несколько слов о семантической шкале.
Революционным для гуманитарных наук стал разработанный Чарльзом Осгудом в 1957 году метод семантического дифференциала, который представляет собой измерительную технику, основанную на применении факторного анализа к исследованию значений. По словам его создателя, семантический дифференциал является в основном комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методике семантического дифференциала процесс описания исследуемого объекта заключается в помещении его в экспериментальный континуум, определяемый парой антонимичных терминов, например, "хорошо-плохо", "тепло-холодно", "север-юг", "добро-зло" и т.п.
Развитием семантического дифференциала в области контент-анализа явилась семантическая шкала, которую обычно определяют как алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему. С помощью семантической шкалы каждому понятию ставится в соответствие число, называемое шкальным значением объекта. Примерами семантических шкал, ориентированных на моделирование политической реальности, могут служить пятибалльные шкалы политической ориентации "левые(1) — левоцентристы(2) — центристы(3) — правоцентристы(4) — правые(5)" или "реакционеры(1) — консерваторы(2) — умеренные(3) — либералы(4) — радикалы(5)".
Понятно, что эти шкалы могут служить измерительными инструментами в ходе экспертной оценки политической ориентации высказываний политических деятелей. В этом случае, например, политическую ориентацию по результатам анализа высказываний российского политика Владимира Жириновского можно оценить по шкале "левый-правый" как в 4 балла (правоцентристскую), а по шкале "либерал-консерватор" в 2 балла (консервативную).
Очевидно, что использование в ходе моделирования двух или нескольких семантических шкал позволяет создать семантическое пространство. Семантическое шкала или пространство, представляют собой систему признаков, описаний объектной и социальной действительности, определенным образом структурированная.
При геометрическом представлении семантического пространства значение отображается соответственно как точка оси или как вектор с заданными координатами внутри n-мерного пространства, координатными осями которого выступают выделенные категории-факторы.
Схема многопартийности[44]
Левые Правые
|
| |||||
Из этой схемы видно, что чем дальше отходить от центра влево или вправо, тем сильнее желание достичь своей цели (власти) более быстрым способом. Внутри параболы находится реальное идеологическое поле, которое можно разделить на три части (центристы, умеренные, радикалы). Из этого следует и шесть различных идеологий:
1 – Левые радикалы. Стремление к созданию равенства как можно скорее и в как можно более глобальном масштабе. Здесь наблюдается абсолютное доминирование общественного над индивидуальным. Исключительно революционный вариант развития. Идея реформирования отрицается как на практическом, так и на теоретическом уровнях.
2 - Умеренные левые. Могут называться коммунистами парламентского типа, социалистами или демократическими левыми. Их объединяет признание возможности революции в теории. Но у большинства революция рассматривается как возможный, но наименее желательный путь развития. Установка – на приход к власти через демократические выборы. Отдается предпочтение парламентской работе.
3 – Левый центр. Идея равенства уменьшается. Это социал-реформисты. Могут называться социалистами, правыми социалистами. Отрицание революционного пути развития как такового. Революции просто не должно быть. Процесс преобразований должен занять около 10 лет. Главная задача – обеспечить высокий уровень жизни. В условиях высоко развитой экономики действует принцип перераспределения доходов. Идея рабочего контроля на производстве. Коллективная форма собственности – кооператив.
4 – Правый центр. Либералы. Могут быть неолибералы, либерал-демократы. Истоки идеологии – Западная Европа периода Нового Времени. Идеологи: Дж. Локк (каждый должен быть уверен в сохранении своих естественных прав – на жизнь, на свободу, на имущество). Человек должен поступать с другими так, как хочет, чтобы поступали с ним самим. Но это не предполагает безграничности прав. Позднее эти идеи развивали Кант, А. Смит, Дж. Ст. Миль, Кейнс, Дж. Дьюи. От Канта идет идея о государственном регулировании прав и свобод человека. В центре внимания находится идея человека и его защита от негативного влияния. Незначительный приоритет свободы над равенством. Здесь же развиваются идеи государства всеобщего благоденствия. Оно базируется на вкладе каждого человека во всеобщее благо. Отчасти это реализовано в американском варианте.
5 – Умеренные правые. Элемент индивидуализма присутствует еще больше, чем в предыдущей идеологии. Представители данной идеологической мысли могут называться консерваторами, неоконсерваторами. Представители нашей политики предпочитают называть себя радикальными либералами. Здесь наблюдается идея природного неравенства людей. (XVIII в. – Э. Берг «Размышления о революции во Франции») Абсолютное неприятие революционных преобразований. Обществам изначально присуще неравенство (в физической, экономической и интеллектуальной сферах). Признается идея формального равенства всех перед законом.
Концепция современного консерватизма – общество двух третей. (Процветающая часть 2/3 и неблагополучная одна треть общества). Формальное равенство всех перед законом, выдвигается идея равенства стартовых возможностей (заканчивающаяся неравенством в результатах). Те, кто попадает в неудачный третий сегмент – неудачники, которых процветающая часть не будет на себе тащить. Социальные пособия предусматриваются, но по минимуму.
В этой идеологии наблюдается снижение вмешательства государства в экономику (снижение социальных льгот, налогообложения).
6 – Правые радикалы. Идея неравенства возведена в абсолют. Свобода для сильного. Ответвление от консерватизма. Такие идеологи как Ницше «Доктрина фашизма», Гитлер «Национал-социализм». Присутствует идея расизма. Сейчас представители данной идеологии любят называть себя «новыми правыми».
Картина из шести секторов является не вполне адекватной существующей политической действительности. Раскол культуры при Петре I дошел и до наших дней. Спор о том, стоит ли России перенимать западный образ жизни, ведется до сих пор и во многом находит отражение в идеологиях различных партий. Поэтому необходимо добавить третье измерение, культурно-мировоззренческое. После построения схем разместим на них 4 вышеупомянутые организации.
Из нарисованных схем видно, что «Единство» попадает в промежуток между 3а и 3б. То есть здесь мы находимся в области левого центра, социал-реформистов. Не совсем понятна их позиция «западники-незападники», поэтому мы их расположили посередине.
СПС располагается в правом умеренном крыле. Это современные консерваторы, ориентированные на Запад - 5б.
Заметное смещение в идеологии наметилось (по результатам анализа) у КПРФ. Они находятся в левом умеренном крыле. Коммунисты парламентского типа, игнорирующие Запад – 2а.
И, наконец, Яблоко занимает четкую позицию в левом центре, ориентированном на западные ценности – 4б.
3. Выводы и заключение
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах компьютерных технологий контент-анализа. Вряд ли нужно доказывать, что наличие современной вычислительной техники, средств связи является важным средством политики, то есть средством получения, удержания и использования власти.
Думается, понятно, что наличие, например, у кандидатов на пост президента или депутата средства, которое позволяло бы собирать, хранить, быстро разыскивать материалы СМИ и другие немаловажные документы, оперативно анализировать их, получать экспертные оценки высказываниям политиков и журналистов, агрегировать эти оценки в гибких компьютерных моделях, дало бы претендентам на кресло главы государства или же парламентского деятеля важное, а возможно и подавляющее преимущество над конкурентами. Действительно, наличие возможности оценивать вероятные изменения в расстановке сил и распределении интересов, прогнозировать возможные последствия тех или иных предвыборных шагов, предсказывать ответные действия оппонентов, отслеживать возможные противоречия в их публичных выступлениях, определять отношение различных СМИ к кандидату, предлагать варианты политических решений, - все это является важными инструментами предвыборной борьбы.
Более точно знаменитое выражение великого английского гуманиста Фрэнсиса Бэкона "Знание есть сила" следовало бы переводить как "Информация есть власть". Использование семантических инструментов контент-анализа, информации средств массовой коммуникации не только позволяет человеку-кандидату в президенты и т.п. делать системные оценки политической реальности, но и дает возможность узнать "добро и зло", то есть стать "как один из Нас"[45]. Другими словами, контент-анализ является важным инструментом стратегического планирования президентской и других предвыборных кампаний, позволяющий получить важную информацию, необходимую для распределения материальных и людских ресурсов, определения событийного ряда, создания медиа-планов, разработки информационной и рекламной кампаний. Кроме того, это и один из способов манипуляции общественным сознанием.
Итак, какие же возможности предоставляет исследователю метод социологического анализа текстов? Если у исследователя имеется текст, значит он многое может сказать об его авторе и даже об адрессате. В любой момент можно проследить, что объединяет два или более текстов, что в них различного, проявляется ли какая-нибудь тенденция. Как уже было показано в данной работе, незаменимым является контент-анализ в политической сфере. Анализ материалов, регулярно выходящих в эфир, дает возможность увидеть, какую информационную политику осуществляет то или иное лицо (неважно – юридическое или физическое), какие тематические подборки преобладают в ежедневной информации, каких явно не хватает; какую политическую (культурную) картину рисует определенная организация, компания, группа, партия и проч. для своей аудитории; обеспечивается ли реальный плюрализм или же преобладает монополизм одних и тех же социальных групп. Что отличает один информационный канал от другого, какие информационные источники использует каждый из них, чем отличается тематика конкурентов, что в ней схожего, что именно можно было бы изменить, позаимствовать или привнести – все эти и многие другие задачи можно ставить и решать, используя метод социологического анализа текстов, метод контент-анализа.
Список использованной литературы
1. Баранов А.В. Опыт текстового анализа //Материалы совещания «Количественные методы в социальных исследованиях». Сухуми, 1967. М., 1968.
2. Баранов А.В. Опыт текстового анализа газеты // Количественные методы в социальных исследованиях. Инф.бюл. ИКСИ АН СССР. 1968. №9
3. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. – М.:НОУ МЭЛИ, 1999.
4. Зарубин В.Г., Макаридина В.А. Математические методы в политологии и социологии. – С-Пб., 1993.
5. Известия, 13.07.95 // «Авторов Чеченской республики пока не нашли»
6. Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР «47 пятниц (выпуск 1). Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов», №10(25), М., 1969. «47 пятниц (выпуск 5). Контентный анализ: методика и организация», №15(30). М., 1969.
7. Комсомольская правда, // 01.07.95 «Аркадий Вольский встретился...»
8. Краснов Б.И. Предмет и специфика прикладной политологии // Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. – М., 1997.
9. Мангейм Д. и Рич Р. Политология и методы исследований. – М.: Издательство «Весь мир», 1997
10. Мангейм Д., Рич Р. Анализ общественной политики и оценка программ // Политические исследования. 1991. № 3.
11. Михальская А.К. Метод анализа и описания речевого поведения политика в интервью. // Журналистика в 1999 г. Тез.науч.-практ.конф. Часть 5. М., МГУ, 2000. –1 п.л.
12. Михальская А.К. О речевом поведении политиков // НГ-сценарии. 1999.№ 6 (40).
13. Ньюман Л. Неопросные методы исследования. // Социс - М. - 1998 - №6.; Толстова Ю., Масленников Е. Качественная и количественная стратегии //Социс - №10 - 2000.
14. Ньюман Л. Неопросные методы исследований. //Социс, 1998, №6.
15. Правый манифест // Парламентские выборы в России. Год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов / Авт.-сост. М.Н. Грачев. – М., 2000 http://www.pravdelo.ru/sps4_manifest.htm
16. Проблемы контент-анализа в социологии. Мат-лы Сибирского социологического семинара. – Новосибирск, 1970.
17. Программа Коммунистической партии Российской Федерации // Материалы III съезда КПРФ. – М., 1997. http://www.kprf.ru/party/program.html
18. Районная газета в системе журналистики /Под ред. А.И. Верховской и Е.П. Прохорова. М., 1977.
19. Рытов А. «Опыт применения контент-анализа в биографическом исследовании цесаревича Александра Николаевича Романова» http://bpa.by.ru/tsar1.htm
20. Сафразьян Л., Сафразьян Т. Часть правды о Березовском. // "Эксперт". 1999. № 6
21. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология: история, методология и тематика // Политические процессы в России в сравнительном измерении. Выпуск 1. Сравнительная политология. – С-Пб., 1997.
22. Тезисы предвыборной платформы избирательного объединения «Межрегиональное движение «Единство» («Медведь») // Парламентские выборы в России. Год 1999. Избирательные объединения и блоки, их лидеры и программные документы, результаты выборов / Авт.-сост. М.Н. Грачев. – М., 2000. http://grachev62.narod.ru/V-99/VB_99_14.html
23. Тимохина А.А. Контент - анализ как метод исследования средств массовой информации (на примере исследования рекламы лекарственных средств) - http://www.glasnet.ru/~asch/sociology/questions/quest48html
24. Федотова Л.Н. Методика конкретных социологических исследований и международная журналистика – М.: Научный мир, 1991.
25. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М.: Научный мир, 2001.
26. Федотова Л.Н. ТАСС и РИА в средствах массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 1992. №3
27. Хрусталев М.А. Теория политики и политический анализ. – М., 1992.
28. Чураков А.Н. Компъютерный контент-анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996.
29. Элеазер А.В. // Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа // Политология в России http://www.polit.spb.ru/art.php3?rub=34&id=9811
30. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Издательство «Добросвет», 1998
31. Яковлев И. Электоральные технологии и президентские выборы. // Картес, 2000, №6.
32. Яковлев И.Г. Проблемы политического анализа на основе компьютерных технологий. – М., 1998.
33. Яковлев И.Г. Электоральные технологии и президентские выборы. – Кишинев: CAPTES, 2000.
34. Berelson B. “Content Analysis in Communication Research. Glencoe, I11.: The Free Press, 1952.
35. Berelson B. “Content Analysis in Communication Research. Glencoe, I11.: The Free Press, 1952
36. НПИЦ «МикроСистемы» // http://www.analyst.ru/
37. Будущее. Доверие. Безопасность. http://www.yabloko.ru/Union/Program/prog-99.html
38. Lasswell H. “The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Sience and Culture.1967. Vol.33.No4
39. Lasswell H. and associates. The Politically Significant Content of the Press: Coding Procedures // Journalism Quarterly. March 1942. Vol.19.No.1
[1] В лексике социологов существует и другое название данного метода – анализ содержания. Данный термин активно использует Федотова Л.Н. в своей книге «Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации», М.: Научный мир, 2001
[2] Федотова Л.Н. ТАСС и РИА в средствах массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. 1992. №3.с.27-39
[3] Ньюман Л. Неопросные методы исследования. // Социс - М. - 1998 - №6.; Толстова Ю., Масленников Е. Качественная и количественная стратегии //Социс - №10 - 2000.
[4] Подробнее об этом см. Глава I, 1.Возможности контент-анализа и его появление в советской социологии.
[5] Чураков А.Н. Компъютерный контент-анализ. М.: Институт социологии РАН, 1996
[6] Лассвелл Г. «Техника пропаганды в первой мировой войне» 1927 г.Ряд исследователей истории социологии называют Лассвелла «патриархом» контент-анализа. Но при этом не стоит забывать имена таких известных исследователей контент-анализа как Мангейм Дж. Б. и Рич Р.К. Политология и методы исследований. - М. -1997
[7]Berelson B. “Content Analysis in Communication Research. Glencoe, I11.: The Free Press, 1952
[8]Политология в России // Элеазер А.В. Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа // http://www.polit.spb.ru/art.php3?rub=34&id=9811
[9] Рытов А. «Опыт применения контент-анализа в биографическом исследовании цесаревича Александра Николаевича Романова» http://bpa.by.ru/tsar1.htm
[10] Соколова И.В. «Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. »
1999 г.
[11] Lasswell H. “The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Sience and Culture.1967. Vol.33.No4
[12] Berelson B. “Content Analysis in Communication Research. Glencoe, I11.: The Free Press, 1952
[13] Баранов А.В. Опыт текстового анализа газеты // Количественные методы в социальных исследованиях. Инф.бюл. ИКСИ АН СССР. 1968. №9
[14] Баранов А.В. Опыт текстового анализа //Материалы совещания «Количественные методы в социальных исследованиях». Сухуми, 1967. М., 1968. С.80, 86
[15] См. Информационный бюллетень ИКСИ АН СССР «47 пятниц (выпуск 1). Функционирование общественного мнения в условиях города и деятельность государственных и общественных институтов», №10(25), М., 1969. 204с., «47 пятниц (выпуск 5). Контентный анализ: методика и организация», №15(30). М., 1969. 199с.
[16] Районная газета в системе журналистики /Под ред. Верховской А.И. и Прохорова Е.П.. М., 1977. 262 с.
[17] В ходе выпуска в свет сообщений и докладов участников неоднократно констатировался тот факт, что профессионалов в этой области очень мало и те не являются профессионалами в полном смысле этого слова. См. Об этом Проблемы контент-анализа в социологии. Мат-лы Сибирского социологического семинара. Новосибирск, 1970. С.30
[18] Политология в России // Элеазер А.В. Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа // http://www.polit.spb.ru/art.php3?rub=34&id=9811
[19] Сафразьян Л.и Сафразьян Т.Часть правды о Березовском. // "Эксперт". 1999. № 6
[20] Зарубин В.Г., Макаридина В.А. Математические методы в политологии и социологии. - С-Пб. - 1993.
[21]Михальская А.К. Метод анализа и описания речевого поведения политика в интервью. // Журналистика в 1999 г. Тез.науч.-практ.конф. Часть 5. М., МГУ, 2000. –1 п.л.
[22] Михальская А.К. О речевом поведении политиков // НГ-сценарии. 1999..№ 6 (40).
[23] Михальская А.К. О речевом поведении политиков // НГ-сценарии. 1999..№ 6 (40).
[24] В работе проводится анализ речевого поведения таких известных политических деятелей как Жириновский В.В., Зюганов Г.А., Лебедь А.И., Лужков Ю.М., Примаков Е.М., Явлинский Г.А.
[25] Мангейм Д. и Рич Р. Политология и методы исследований. - М. -1997 - стр. 270.
[26] Яковлев И. Электоральные технологии и президентские выборы. - Кишинев - 2000 - yakovlev@matrik.ru
[27] Ньюман Л. Неопросные методы исследований. //Социс - №6 - 1998.
[28] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998
[29] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998
[30]НПИЦ «МикроСистемы» // http://www.analyst.ru/
[31] Об этом см.: Lasswell H. and associates. The Politically Significant Content of the Press: Coding Procedures // Journalism Quarterly. March 1942. Vol.19.No.1
[32] «Авторов Чеченской республики пока не нашли» // Известия, 13.07.95
[33] «Аркадий Вольский встретился...» // Комсомольская правда, 01.07.95
[34] Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. – М.:НОУ МЭЛИ, 1999 стр. 79
[35] http://www.yabloko.ru/Union/Program/prog-99.html
[36] http://www.pravdelo.ru/sps4_manifest.htm
[37] http://www.kprf.ru/party/program.html
[38] http://grachev62.narod.ru/V-99/VB_99_14.html
[39] http://www.kprf.ru/party/program.html
[40] http://www.kprf.ru/party/program.html
[41] http://www.kprf.ru/party/program.html
[42] http://www.yabloko.ru/Union/Program/prog-99.html
[43] Программа была написана в 1999 году.
[44] Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. – М.:НОУ МЭЛИ, 1999 стр. 79
[45] Яковлев И. Компьютерные технологии контент-анализа прессы в планировании президентских избирательных кампаний. // сб. Электоральные технологии и президентские выборы. – Кишинев: CAPTES, 2000. – 189 с.
Введение
Актуальность темы исследования
В условиях меняющейся внутриполитической ситуации избирательный процесс играет немалую роль в становлении взаимоотношений между властью и обществом, между государственной властью и местным самоуправлением. Пожалуй, любой участник избирательного процесса претендует на обладание программой – определенным набором идей, проектов – по которой избиратели могут судить о его возможной дальнейшей деятельности, а также о том, стоит ли голосовать за данную кандидатуру. Вполне естественно, что каждый кандидат в ходе предвыборной кампании стремится привлечь на свою сторону как можно большее количество избирателей, а, соответственно, ориентируется на их ценности при составлении программы будущей партии. Однако можно предположить, что здесь мы можем столкнуться с завуалированностью информации, высказываниями «между строк». Добраться до истины в данном случае можно только тогда, когда вы тщательно исследуете документ, несущий в себе информацию. Одним из наиболее подходящих для такого рода исследования методов является метод контент-анализа[1]. Этим термином принято обозначать методику выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, с помощью которой появляется возможность сделать некоторые выводы относительно намерений создателя данного текста или возможных реакций адресата. Применение метода контент-анализа в политологических исследованиях позволяет более глубоко и всесторонне изучать пути формирования депутатского корпуса а, следовательно, влиять на подобное формирование.
Новизна данной работы заключается в возможности упрощенного проведения практикующими политологами и социологами контент-анализа при минимальной затрате средств и технических возможностей. Для проведения контент-анализа в максимально короткий срок без особых материальных затрат и с высокой достоверностью предлагается использовать диалоговое окно “Найти и заменить” в компьютерной программе Microsoft Word. Напомню, что это действительно упрощенный вариант проведения контент-анализа, но при отсутствии технических ресурсов и компьютерных программ именно этот метод позволит максимально приближенно изучить политические, да и не только, документы. Пример применения диалогового окна “Найти и заменить” будет приведен ниже (см. Гл. II (2)).
Степень разработанности проблемы. В нашей стране метод контент-анализа стал использоваться сравнительно недавно, где-то в середине XX века, но сейчас становится все более популярным. Его применяют в практике изучения писем, поступающих в различные организации и органы управления, в социальной психологии и педагогике, в криминологии, искусствоведении, этнографии, для анализа исторических текстов и установления авторства или подлинности того или иного текста.
В последнее время в отечественной научной среде наблюдается заметное повышение интереса к методу контент-анализа. И, несмотря на то, что подчас бывает непросто найти книгу по данной тематике, интерес к данному способу интерпретации информации возрастает, проводятся дискуссии по теме, предлагаются решения, проводятся исследования. На сегодня помимо упоминания метода в работах монографического плана, посвященных общесоциологическим вопросам, а также в публикациях по теме коммуникации проблематика контент-анализа присутствует в профессиональной периодике: в журналах «Вестник МГУ. Сер.10, Журналистика»[2], «Социологический журнал», «Социология – 4М», «Социологические исследования»[3], и на ежегодных конференциях на факультете журналистики МГУ по проблемам массовых коммуникаций. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно Алексеев А.Н., Вооглайд Ю., Вихалемм П., Грушин Б.А., Дридзе Т.М., Лауристинь М., Баранов А.В., Шляпентох В., Федотова Л.Н. и многие другие.[4] Небольшие работы по контент-анализу можно найти сейчас и у студентов различных ВУЗов. Так, например, достаточно интересными, на мой взгляд, являются работы Элеазера А.В. «Исследование избирательных стратегий – метод контент-анализа», Рытова А., «Опыт применения контент-анализа в биографическом исследовании цесаревича Александра Николаевича Романова» и Четверикова С. «Контент-анализ экономической информации».
Кроме того институт социологии РАН создает в настоящее время программные системы для обработки информации - экспертно-диагностическая система «МАКС», программа «АЛЕКС», система контент-анализа, программа «КСЕНИЯ» и др[5].
Исходя из вышесказанного, определены следующие цели работы:
· раскрыть суть метода контент-анализа и его возможностей для проведения конкретных политико-социологических иссследований;
· обрисовать границы применения метода;
· провести анализ программ 4 партий (Единство, КПРФ, СПС, Яблоко)
Исходя из поставленных целей в выпускной работе решаются следующие задачи:
· определить место контент-анализа в структуре методов социологического исследования;
· выявить, описать и использовать в исследовании основные процедуры метода;
· раскрыть возможности метода контент-анализа в современных политико-социологических исследованиях;
· описать применение метода контент-анализа в исследовании программ партий;
Объект исследования – метод контент-анализа как метод количественных исследований
Предмет исследования – исследовательские возможности, условия, границы и процедуры применения метода контент-анализа
Теоретическая значимость данной работы заключается в возможной разработке нового спецкурса по контент-анализу для бакалавров и магистрантов, обучающихся социологии и политологии.
Практическая значимость – методы и результаты данной работы могут способствовать привлечению стандартного программного обеспечения современного персонального компъютера для учебно-аналитических исследований в рамках учебных занятий.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.