функционирования рынка вооружений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как было показано выше, стоимость поставок основных видов обычных вооружений из США в 1994 г. составила величину 11959 млн. долл. При этом США продолжали доминировать в международной торговле оружием.

В феврале 1995 г. администрация Клинтона определила свою политику в данной области, нацелив ее на достижение следующих 5 основных целей:

1. Обеспечение сохранения технологического преимущества вооруженных сил США над потенциальными противниками,

2. Помочь союзникам и " дружественным" странам сдерживать агрессию из вне или защититься от нее, при этом стимулируя их взаимодействие с США, если возникнет необходимость в совместных операциях.

3. Поддерживать региональную стабильность в регионах жизненно важных для интересов США, при этом предотвращать распространение оружия массового уничтожения и ракетных систем его доставки,

4. Добиваться мирного разрешения конфликтов, контроля над вооружениями, прав человека, демократизации и других внешнеполитических целей США,

5. Укреплять способность оборонной промышленности США обеспечивать оборонные потребности страны и поддерживать долгосрочное военно-технологическое преимущество при наименьших издержках.

До своего недавнего пересмотра американские программы помощи в области безопасности были нацелены на:

à повышение оборонного потенциала военно-стратегических партнеров США и разделение бремени военных расходов,

à поддержание работоспособности и последовательности военных договоренностей с союзниками, обеспечение доступа к военным базам за рубежом ,

à поддержание региональной стабильности путем контроля над объемами и типами вооружений, размещенных в различных частях света,

à укрепление экономики стран, с которыми США связывают военно-стратегические отношения,

à борьбу за права человека, демократические ценности и институты.

Официальные задачи США по экспорту оружия отличаются значительной преемственностью - несмотря на неизбежные различия в отношении отдельных продаж. Администрация Клинтона отдавала приоритет развитию экспорта в целом. Ожидалось, что такой подход должен найти отражение и в области передачи вооружений. Однако, выяснилось что в администрации формируется консенсус по поводу того, что экспорт оружия является прежде всего вопросом дипломатии и национальной безопасности, а не коммерческой и внешнеторговой политики.

Процесс принятия решения остается индивидуальным, без автоматического запрещения любой конкретной сделки. Заявление о политики в области передачи вооружений сопровождалось списком 12 общих решений, принимаемых во внимание при принятии решения. Наряду с общими критериями документ содержит 7 критериев, относящихся к экспорту оборудования, которое может обеспечить модернизацию платформ, уже состоящих на вооружении других стран. Эти критерии включают в себя:

1. Программы модернизации должны быть четко определены.

2. Модернизация должна соответствовать общим критериям в области передачи вооружений.

3. Не должны разрешаться сделки по поставкам для программ модернизации вооружений, если они приведут к созданию военного потенциала, превышающего уровень, который бы США хотели создать путем прямого экспорта.

4. Тщательный анализ всего спектра предлагаемых программ модернизации, чтобы гарантировать, что лицензионные решения США не противоречат политике по передаче аналогичных готовых систем.

5. Обеспечение защиты американских технологий, поскольку при интеграции систем, сопровождающих программы модернизации, всегда существует неизбежный риск передачи технологии.

6. При поставках в рамках программ модернизации фирма- интегратор и конечный потребитель должны предоставить стандартные письменные гарантии по конечному использованию и дальнейшей передаче, обычно требуемые правительством США.

7. Необходимо устанавливать ориентиры для модернизации отдельных систем вооружений с тем, чтобы иметь основу для анализа и принятия решений по конкретным сделкам и отступлениям от установленной политики.

Появление этих критериев подчеркивает растущую важность поставок для модернизации существующего оборудования и представляют собой свидетельство того что данная проблема привлекает к себе систематическое и полное внимание правительства.

Поставки вооружения из стран Европейского союза составили в 1994 г. 30 % общемировой торговли основными видами обычных вооружений. Большая их часть приходится на ФРГ (3 162 млн. дол.), Великобританию (1 593 млн. дол.) и Францию (705 млн. дол.). Так, ФРГ и Франция заключили ряд крупных контрактов на поставку подводных лодок ВМС Южной Кореи и Пакистана, а основная экспортная активность Великобритании была связана с поставками тренировочных реактивных самолетов серии "Хок" в Индонезию, Саудовскую Аравию, Малайзию и Оман.

В рассматриваемом году вопрос о рынках для западноевропейского военного экспорта не был главным. Проблемы были связаны с дискуссиями в ООН и за ее пределами относительно эмбарго на поставки оружия в бывшую Югославию.

Западноевропейские страны, рассматриваемые как основные сторонники сохранения резолюции ООН 317 от 25 сентября 1991 г., согласно которой все страны-члены ООН должны были "немедленно осуществить всеобщее и полное эмбарго на любые поставки вооружений и военного оборудования", испытывали значительное давление со стороны Конгресса США и некоторых правительств - в частности мусульманских стран - в пользу изменений условий эмбарго и поставки в страны бывшей Югославии.

Западноевропейский союз в настоящее время обсуждает единую политику в области передачи вооружений, рассматривая ее как элемент создания европейского политического союза. Речь идет о совместных действиях правительств. Первым полезным шагом в этой области является гармонизация национальных перечней товаров.

Заключение

Проведенный в работе анализ состояния дел на рынке обычных вооружений в первой половине 90-х г. позволяет сделать следующие заключения:                                       1. Положение дел на рынке являлось достаточно стабильным, определялось спросом на вооружение и практически не зависело от изменений в объеме продаж отдельных участников. Емкость рынка колебалась за этот период в пределах (21-31) млрд. дол.

2. 12-кратное уменьшение доли продаж военной техники и вооружения Россией практически не сказалось на абсолютных величинах доходов от продаж США ( 10 648 млн. дол. В 1990 г. против 11 959 млн. дол. В 1994 г.) и основных западноевропейских стран (кроме ФРГ).

3. На рынке вооружения к 1994 г. появился единоличный лидер - США ( 55 % объемов продаж в 1994 г. против 34 % в1990 г.).

4. Ликвидация государственной монополии на продажу военной техники и вооружения в России в период 1991-1994 г. привела к потере значительных валютных средств и фактической утрате лидирующего положения на рынке.

5. Ряд сегментов рынка для России в настоящее время практически утерян (страны бывшего Варшавского Договора и страны Балтии).

6. Восстановление утраченного Россией положения на рынке обычных вооружений потребует проведения новой маркетинговой политики как на традиционных сегментах рынка( Ближний Восток, Индия, Китай), так и для освоения новых (Юго-Восточная Азия, Центральная и Южная Америка).

7. Увеличение объемов продаж российской военной техники и вооружения может оказать существенную экономическую поддержку предприятиям ВПК.                                                                        

 



Литература

1. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - СПб.: Политехника, 1997. - 470c.

2. Мировая экономика и международные отношения, №1 1996г.

3. Московские новости, 9-15 сентября 1996г.

4. Ежегодник СИПРИ-1996.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 219.