В общих рамках этой политики промышленники и официальные органы разработали маркетинговую стратегию, которая нацелена на максимизацию продаж российского вооружения. В дополнение к солидному представительству на прошедших в последнее время важнейших международных ярмарках оружия, Россия сама подготовила и провела ряд подобных мероприятий. Высокопоставленные делегации посещали перспективные рынки Юго-Восточной Азии и Южной Америки, с целью развить новые военно-технические контакты в Россию приглашались официальные лица из этих стран.
Россия пытается восстановить военно-промышленные связи между научно-исследовательскими, конструкторскими и производственными предприятиями на территории всего бывшего СССР. Добиться этого стремятся прежде всего с помощью СНГ, но в основном заключая двусторонние межправительственные соглашения между Россией и ее партнерами по СНГ.
Россия возобновила также поставки вооружения некоторым наиболее важным клиентам бывшего СССР. Здесь можно отметить рамочные соглашения с Сирией. практическую реализацию которых , к сожалению, тормозит долг в 11 млрд. долл. перед Россией, а также налаживание связей с КНР и Индией. С последними уже состоялись переговоры высокопоставленных представителей по военно-техническим вопросам. В настоящее время Россия и КНР выполняют соглашения, охватывающие поставку истребителей, военно-транспортных самолетов и ракетных систем класса "земля-воздух".
Поскольку значительная доля китайских арсеналов состоит из вооружений советского образца, существует много возможностей для сотрудничества. Обе страны стремятся изучить их, поэтому имеют место регулярные контакты между российскими и китайскими промышленниками и официальными лицами. Однако, пока что достигнуты лишь не многие окончательные договоренности о поставках. Такое положение обусловлено существованием ряда ограничений для развития военно-технического сотрудничества. Хотя поставки вооружения в КНР безусловно экономически выгодны, громадная протяженность совместной границы и масштабы китайского населения могут изменить баланс сил в Азии в пользу Китая, что создает прямую угрозу интересам России.
Кроме того, Россия и Китай занимают несколько несхожие позиции по вопросам передачи технологии и финансирования поставок вооружения. Китай предпочитает передачу технологии, которая расширяет его возможности производить вооружение. Россия, напротив, предпочитает продавать готовые изделия. Следует отметить, что подписанные в последнее время соглашения определили структуру финансовых договоренностей в российско-китайской торговле изменив соотношение бартера и торговли за твердую валюту в пользу последней.
Россия и Индия, вооруженные силы которой существенно зависят от вооружения советского производства, также обсуждают будущее военно-технического сотрудничества. Обе страны согласны, что развитие военно-технического сотрудничества желательно. Однако постоянные сообщения о подписании новых соглашений на поставки систем вооружений оказываются преждевременными. Переговоры фокусируются на следующих вопросах:
Во-первых, в настоящее время в центре внимания обеих сторон находятся финансовые аспекты будущего сотрудничества. Для России валютные поступления - основная доминанта при принятии решения о той или иной военной поставке. Более того, Россия заинтересована в получении платежей за прошлые поставки, но не может достичь согласия с Индией о курсе рубля к рупии при пересчете взаимных долгов. Для Индии контроль за бюджетными расходами и управление валютными резервами также - ключевой момент экономической политики правительства.
Во-вторых, более традиционный для Индии вопрос состоит в том, каковы будут размеры и структура их вооруженных сил в будущем. В существующих экономических условиях индийская армия изучает вопрос поэтапного сокращения количества находящихся в эксплуатации систем вооружения, с целью уменьшения эксплуатационных расходов.
В-третьих, в Индии в настоящее время изучается вопрос относительно будущности ее собственной системы оборонных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и производства. В одном из исследований был сделан вывод, что перед лицом новых рыночных реалий " руководители зарождающейся индийской военной промышленности правильно отказались от претензий на недостижимую автаркию в пользу более широкого сотрудничества ". Однако, после событий 1991-1993 гг. в России ее место в подобном сотрудничестве оказалось под вопросом. Многие из последних соглашений между Россией и Индией нацелены на разрешение проблем в ремонте и обслуживании оборудования, поставленного Индии по более ранним соглашениям.
В отношениях с Ираном и Ираком Россия и США занимают диаметрально противоположные позиции. Российские военно-технические связи с Ираном в1994 г. стали важным вопросом в отношениях между Москвой и Вашингтоном. США проводили политику "двойного сдерживания" Ирана и Ирака. При таком подходе суверенитет и безопасность шести стран членов Совета сотрудничества Персидского залива должны были укрепляться за счет гарантий безопасности, размещения там складов американского военного оборудования и поставок вооружений. В то же время военный потенциал Ирана и Ирака нужно было стабилизировать и по мере возможности сократить его за счет экспортных ограничений.
Россия, напротив, использовала политику " конструктивного диалога" и с Ираном, и с Ираком. Отношения между центральными властями и российскими регионами с большой долей мусульманского населения потенциально весьма неустойчивы. С учетом этого и недавней истории советского и российского участия в делах Афганистана и Кавказа политика России должна была избежать ее восприятия как антиисламской. Это стремление было усилено российской политикой по отношению к войнам в Боснии и Чечне. Связи с правительствами Персидского залива, включая Иран, а также с другими мусульманскими странами, такими, как Малайзия и Турция, составляют важный фактор российской внешней политики. Такие связи включают в себя поставки вооружений, если получена просьба от правительства страны-получателя и если это не противоречит общей политике России в области передачи вооружений.
В большинстве случаев такая политика не вызывала возражений. Однако Вашингтон поднял проблему поставок оружия в Иран во время визита президента Б. Ельцина в США в сентябре 1994 г. На пресс-конференции по итогам визита Ельцин сообщил, что Россия будет соблюдать существующие соглашения, но новых поставок оружия в Иран не будет.
США не известны содержание и объем существующих соглашений, упомянутых Ельциным. В 1989 г. президент Горбачев подписал соглашения, предположительно на 10-летний срок, о поставке и обслуживании истребителей МиГ-29, танков Т-72 и неизвестного количества ракетных комплексов СА-5 класса "земля-воздух". Кроме того, Россия должна была обеспечить обслуживание для иракских боевых самолетов, отправленных в Иран накануне войны в Персидском заливе 1991 г.
Израильские аналитики предполагают, что Иран имеет долгосрочное соглашение о формировании ВВС с 300 современными истребителями в качестве ядра. Наряду с истребителями МиГ-29 и истребителями-бомбардировщиками Су-24, которыми Иран уже располагает, в средствах массовой информации сообщалось о возможности поставок истребителей МиГ-31, бомбардировщиков Ту-22М и самолетов системы управления и контроля авиационного базирования А-50. Правда, в 1994 г. ни одно из этих новых соглашений не получило подтверждения.
Также предпринимались попытки возобновить российско-иракские отношения - хотя это вряд ли приведет к крупным военным поставкам, пока не будет снято эмбарго ООН на торговлю с Ираком.
Россия начала попытки проникновения на новые рынки. В 1994 г. она осуществила первые в своей истории поставки в Бразилию и Малайзию. Аргентина, Перу, Южная Корея и Таиланд также упоминались как страны, имеющие сильный интерес к основным видам российского военного оборудования.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 263.