Содержание
Содержание............................................................................................................................... 2
1. Введение................................................................................................................................ 3
2. Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах............................................................... 3
3. Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах.............................................. 6
4. Маркетинговая стратегия России..................................................................................... 10
5. Влияние США и Западной Европы на динамику функционирования рынка воору- жений 12
6. Заключение.......................................................................................................................... 14
Литература............................................................................................................................... 15
1. Введение
Торговля вооружением занимает не последнее место в мировой экономической системе. Его оборот тесно связан с политикой проводимой различными группами стран и отдельно взятыми странами. Величина этого оборота в существенной степени зависит от наличия противоречий между ними, а также взглядов правительств этих стран на возможные пути разрешения таких противоречий.
Данная работа посвящается рассмотрению ситуации в торговле вооружением сложившейся в первой половине 90-х гг. текущего столетия, господствующих тенденций сложившихся в ней в рассматриваемый период. Основное внимание в ней уделено анализу роли и места России на этом рынке, а также определению ведущих тенденций в динамике ее функционирования на этом рынке.
Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах
Мировой рынок оружия, запасного имущества к вооружению, сервисных услуг военного назначения достаточно емкий. Официальный объем рынка, основанный на официальных отчетах продавцов оружия перед ООН, исчисляется величиной 20-30 млн. долл. США.. В прессе называют и неофициальные объемы рынка в пределах 38-45 млн. долл. США.
В таблицах 1.и 2. приведены данные по 25 ведущим экспортерам и 50 основным импортерам основных видов обычных вооружений .
Анализ содержания таблиц показывает наметившуюся тенденцию незначительного снижения объемов поставок вооружения. При этом, следует отметить, что передача основных видов обычных вооружений сосредоточена в довольно узком круге стран- получателей и еще более узкой группе стран экспортеров, на которые приходится примерно 99 % поставок. Основную роль среди поставщиков, после развала Советского Союза, играют США ( доля которого возросла до 55 % общего объема, по состоянию на 1994 г.) и ФРГ(15 %). Для сравнения в 1990 г. США поставляла на рынок около 35 %, ФРГ 5 % вооружения. Доля России, в абсолютных величинах, упала с 10 459 млн. долл. в1990 г. (34 %) до 842 млн. долл. в 1994 г. (4 % общего объема).
Сейчас обще признано, что российская военная промышленность должна претерпеть фундаментальную реструктуризацию, связанную с резким падением спроса. Тем не менее, с учетом размеров унаследованной от СССР военной промышленности, Россия остается крупным производителем оружия в глобальном масштабе (пятое место в абсолютном исчислении по состоянию на 1994 г.).
Относительно стоимости российского военного экспорта нет единых заявлений, т.к. представители различных ведомств в своих интервью и публичных выступлений дают несовпадающие цифры. Подобные сообщения никогда не сопровождались объяснением того, что включают в себя эти цифры и как они рассчитывались. Так, по данным "Росвооружения", экспорт вооружений в 1992 г. составил 2,329 млрд. долл., в 1993 - 2,504 млрд. долл., прогноз на 1994 г. Составлял 3,4 млрд. долл., а суммарная стоимость соглашений на 1995 г. Ожидалась на уровне 5-6 млн. долл. В тоже время, по словам первого заместителя генерального директора "Росвооружения" Третьяка фактические валютные поступления от продажи оружия составили в 1992 г. 4,24, а в 1993 г. 2,028 млрд. долл. Согласно заявлению министра по внешнеэкономическим связям (май 1994 г.) стоимость российского экспорта вооружений составила 2,3 млрд. долл. В 1992 и 1,2 млрд. долл. в 1993 г..
Таблица 1
Ведущих экспортеров основных видов обычных вооружений
В 1990-1994 г.(млн. долл. в ценах 1990 г.)
№ п/п | Страна экспортер. | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1990-1994 | ||
1. | США | 10 648 | 13 041 | 13 801 | 12 905 | 11 959 | 62 354 | ||
2. | СССР/Россия | 10 459 | 3 838 | 3 385 | 3 388 | 842 | 21 912 | ||
3. | ФРГ | 1 656 | 2 505 | 1 487 | 1 726 | 3 162 | 10 536 | ||
4. | Великобритания | 1 509 | 1 156 | 1 020 | 1 278 | 1 593 | 6 557 | ||
5. | Франция | 2 220 | 1 090 | 1 113 | 1 159 | 705 | 6 287 | ||
6 | КНР | 1 245 | 1 117 | 1 157 | 1 257 | 1 204 | 5 980 | ||
7 | Голландия | 264 | 453 | 432 | 356 | 558 | 2 065 | ||
8 | Италия | 287 | 360 | 479 | 514 | 357 | 1 997 | ||
9 | Чехословакия | 753 | 60 | 221 | 474 | 79 | 1 587 | ||
10 | Швейцария | 282 | 386 | 344 | 83 | 46 | 1 142 | ||
11 | Северная Корея | 0 | 138 | 86 | 420 | 43 | 687 | ||
12 | Швеция | 248 | 121 | 129 | 56 | 91 | 646 | ||
13 | Югославия | 60 | 543 | 21 | 0 | 0 | 624 | ||
14 | Канада | 67 | 15 | 131 | 161 | 208 | 582 | ||
15 | Украина | 400 | 23 | 0 | 423 | ||||
16 | Израиль | 74 | 93 | 39 | 73 | 87 | 367 | ||
17 | Испания | 87 | 65 | 57 | 39 | 116 | 363 | ||
18 | Словакия | 145 | 150 | 295 | |||||
19 | Бразилия | 74 | 43 | 59 | 24 | 61 | 262 | ||
20 | ГДР | 245 | 245 | ||||||
21 | Польша | 152 | 63 | 0 | 1 | 0 | 216 | ||
22 | Норвегия | 10 | 91 | 0 | 47 | 61 | 209 | ||
23 | Южная Корея | 53 | 53 | 0 | 48 | 38 | 192 | ||
24 | Пакистан | 62 | 129 | 0 | 0 | 2 | 192 | ||
25 | Молдавия | 14 | 0 | 175 | 189 | ||||
Другие | 433 | 168 | 399 | 316 | 188 | 1 507 | |||
Всего | 30 891 | 25 527 | 24 776 | 24 494 | 21 725 | 127 414 |
Таблица 2.
Заключение
Проведенный в работе анализ состояния дел на рынке обычных вооружений в первой половине 90-х г. позволяет сделать следующие заключения: 1. Положение дел на рынке являлось достаточно стабильным, определялось спросом на вооружение и практически не зависело от изменений в объеме продаж отдельных участников. Емкость рынка колебалась за этот период в пределах (21-31) млрд. дол.
2. 12-кратное уменьшение доли продаж военной техники и вооружения Россией практически не сказалось на абсолютных величинах доходов от продаж США ( 10 648 млн. дол. В 1990 г. против 11 959 млн. дол. В 1994 г.) и основных западноевропейских стран (кроме ФРГ).
3. На рынке вооружения к 1994 г. появился единоличный лидер - США ( 55 % объемов продаж в 1994 г. против 34 % в1990 г.).
4. Ликвидация государственной монополии на продажу военной техники и вооружения в России в период 1991-1994 г. привела к потере значительных валютных средств и фактической утрате лидирующего положения на рынке.
5. Ряд сегментов рынка для России в настоящее время практически утерян (страны бывшего Варшавского Договора и страны Балтии).
6. Восстановление утраченного Россией положения на рынке обычных вооружений потребует проведения новой маркетинговой политики как на традиционных сегментах рынка( Ближний Восток, Индия, Китай), так и для освоения новых (Юго-Восточная Азия, Центральная и Южная Америка).
7. Увеличение объемов продаж российской военной техники и вооружения может оказать существенную экономическую поддержку предприятиям ВПК.
Литература
1. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - СПб.: Политехника, 1997. - 470c.
2. Мировая экономика и международные отношения, №1 1996г.
3. Московские новости, 9-15 сентября 1996г.
4. Ежегодник СИПРИ-1996.
Содержание
Содержание............................................................................................................................... 2
1. Введение................................................................................................................................ 3
2. Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах............................................................... 3
3. Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах.............................................. 6
4. Маркетинговая стратегия России..................................................................................... 10
5. Влияние США и Западной Европы на динамику функционирования рынка воору- жений 12
6. Заключение.......................................................................................................................... 14
Литература............................................................................................................................... 15
1. Введение
Торговля вооружением занимает не последнее место в мировой экономической системе. Его оборот тесно связан с политикой проводимой различными группами стран и отдельно взятыми странами. Величина этого оборота в существенной степени зависит от наличия противоречий между ними, а также взглядов правительств этих стран на возможные пути разрешения таких противоречий.
Данная работа посвящается рассмотрению ситуации в торговле вооружением сложившейся в первой половине 90-х гг. текущего столетия, господствующих тенденций сложившихся в ней в рассматриваемый период. Основное внимание в ней уделено анализу роли и места России на этом рынке, а также определению ведущих тенденций в динамике ее функционирования на этом рынке.
Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах
Мировой рынок оружия, запасного имущества к вооружению, сервисных услуг военного назначения достаточно емкий. Официальный объем рынка, основанный на официальных отчетах продавцов оружия перед ООН, исчисляется величиной 20-30 млн. долл. США.. В прессе называют и неофициальные объемы рынка в пределах 38-45 млн. долл. США.
В таблицах 1.и 2. приведены данные по 25 ведущим экспортерам и 50 основным импортерам основных видов обычных вооружений .
Анализ содержания таблиц показывает наметившуюся тенденцию незначительного снижения объемов поставок вооружения. При этом, следует отметить, что передача основных видов обычных вооружений сосредоточена в довольно узком круге стран- получателей и еще более узкой группе стран экспортеров, на которые приходится примерно 99 % поставок. Основную роль среди поставщиков, после развала Советского Союза, играют США ( доля которого возросла до 55 % общего объема, по состоянию на 1994 г.) и ФРГ(15 %). Для сравнения в 1990 г. США поставляла на рынок около 35 %, ФРГ 5 % вооружения. Доля России, в абсолютных величинах, упала с 10 459 млн. долл. в1990 г. (34 %) до 842 млн. долл. в 1994 г. (4 % общего объема).
Сейчас обще признано, что российская военная промышленность должна претерпеть фундаментальную реструктуризацию, связанную с резким падением спроса. Тем не менее, с учетом размеров унаследованной от СССР военной промышленности, Россия остается крупным производителем оружия в глобальном масштабе (пятое место в абсолютном исчислении по состоянию на 1994 г.).
Относительно стоимости российского военного экспорта нет единых заявлений, т.к. представители различных ведомств в своих интервью и публичных выступлений дают несовпадающие цифры. Подобные сообщения никогда не сопровождались объяснением того, что включают в себя эти цифры и как они рассчитывались. Так, по данным "Росвооружения", экспорт вооружений в 1992 г. составил 2,329 млрд. долл., в 1993 - 2,504 млрд. долл., прогноз на 1994 г. Составлял 3,4 млрд. долл., а суммарная стоимость соглашений на 1995 г. Ожидалась на уровне 5-6 млн. долл. В тоже время, по словам первого заместителя генерального директора "Росвооружения" Третьяка фактические валютные поступления от продажи оружия составили в 1992 г. 4,24, а в 1993 г. 2,028 млрд. долл. Согласно заявлению министра по внешнеэкономическим связям (май 1994 г.) стоимость российского экспорта вооружений составила 2,3 млрд. долл. В 1992 и 1,2 млрд. долл. в 1993 г..
Таблица 1
Дата: 2019-05-29, просмотров: 306.