Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Содержание............................................................................................................................... 2

1. Введение................................................................................................................................ 3

2. Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах............................................................... 3

3. Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах.............................................. 6

4. Маркетинговая стратегия России..................................................................................... 10

5. Влияние США и Западной Европы на динамику функционирования рынка воору- жений 12

6. Заключение.......................................................................................................................... 14

Литература............................................................................................................................... 15


1. Введение

Торговля вооружением занимает не последнее место в мировой экономической системе. Его оборот тесно связан с политикой проводимой различными группами стран и отдельно взятыми странами. Величина этого оборота в существенной степени зависит от наличия противоречий между ними, а также взглядов правительств этих стран на возможные пути разрешения таких противоречий.

Данная работа посвящается рассмотрению ситуации в торговле вооружением сложившейся в первой половине 90-х гг. текущего столетия, господствующих тенденций сложившихся в ней в рассматриваемый период. Основное внимание в ней уделено анализу роли и места России на этом рынке, а также определению ведущих тенденций в динамике ее функционирования на этом рынке.


Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах

Мировой рынок оружия, запасного имущества к вооружению, сервисных услуг военного назначения достаточно емкий. Официальный объем рынка, основанный на официальных отчетах продавцов оружия перед ООН, исчисляется величиной 20-30 млн. долл. США.. В прессе называют и неофициальные объемы рынка в пределах 38-45 млн. долл. США.

В таблицах 1.и 2. приведены данные по 25 ведущим экспортерам и 50 основным импортерам основных видов обычных вооружений .

Анализ содержания таблиц показывает наметившуюся тенденцию незначительного снижения объемов поставок вооружения. При этом, следует отметить, что передача основных видов обычных вооружений сосредоточена в довольно узком круге стран- получателей и еще более узкой группе стран экспортеров, на которые приходится примерно 99 % поставок. Основную роль среди поставщиков, после развала Советского Союза, играют США ( доля которого возросла до 55 % общего объема, по состоянию на 1994 г.) и ФРГ(15 %). Для сравнения в 1990 г. США поставляла на рынок около 35 %, ФРГ 5 % вооружения. Доля России, в абсолютных величинах, упала с 10 459 млн. долл. в1990 г. (34 %) до 842 млн. долл. в 1994 г. (4 % общего объема).

Сейчас обще признано, что российская военная промышленность должна претерпеть фундаментальную реструктуризацию, связанную с резким падением спроса. Тем не менее, с учетом размеров унаследованной от СССР военной промышленности, Россия остается крупным производителем оружия в глобальном масштабе (пятое место в абсолютном исчислении по состоянию на 1994 г.).

Относительно стоимости российского военного экспорта нет единых заявлений, т.к. представители различных ведомств в своих интервью и публичных выступлений дают несовпадающие цифры. Подобные сообщения никогда не сопровождались объяснением того, что включают в себя эти цифры и как они рассчитывались. Так, по данным "Росвооружения", экспорт вооружений в 1992 г. составил 2,329 млрд. долл., в 1993 - 2,504 млрд. долл., прогноз на 1994 г. Составлял 3,4 млрд. долл., а суммарная стоимость соглашений на 1995 г. Ожидалась на уровне 5-6 млн. долл. В тоже время, по словам первого заместителя генерального директора "Росвооружения" Третьяка фактические валютные поступления от продажи оружия составили в 1992 г. 4,24, а в 1993 г. 2,028 млрд. долл. Согласно заявлению министра по внешнеэкономическим связям (май 1994 г.) стоимость российского экспорта вооружений составила 2,3 млрд. долл. В 1992 и 1,2 млрд. долл. в 1993 г..

 


Таблица 1


Ведущих экспортеров основных видов обычных вооружений

В 1990-1994 г.(млн. долл. в ценах 1990 г.)

 

№ п/п Страна экспортер. 1990 1991 1992 1993 1994 1990-1994    
1. США 10 648 13 041 13 801 12 905 11 959 62 354    
2. СССР/Россия 10 459 3 838 3 385 3 388 842 21 912    
3. ФРГ 1 656 2 505 1 487 1 726 3 162 10 536    
4. Великобритания 1 509 1 156 1 020 1 278 1 593 6 557    
5. Франция 2 220 1 090 1 113 1 159 705 6 287    
6 КНР 1 245 1 117 1 157 1 257 1 204 5 980    
7 Голландия 264 453 432 356 558 2 065    
8 Италия 287 360 479 514 357 1 997    
9 Чехословакия 753   60 221 474   79 1 587    
10 Швейцария 282 386 344   83   46 1 142    
11 Северная Корея    0 138 86 420   43 687    
12 Швеция 248 121 129   56   91 646    
13 Югославия   60 543   21    0     0 624    
14 Канада   67   15 131 161 208 582    
15 Украина     400   23     0 423    
16 Израиль   74 93   39   73   87 367    
17 Испания   87 65   57   39 116 363    
18 Словакия          145 150 295    
19 Бразилия   74 43   59   24   61 262    
20 ГДР 245         245    
21 Польша 152   63    0     1     0 216    
22 Норвегия   10   91    0   47   61 209    
23 Южная Корея   53   53    0   48   38 192    
24 Пакистан   62 129    0     0     2 192    
25 Молдавия     14     0 175 189    
  Другие 433 168 399 316 188 1 507    
  Всего 30 891 25 527 24 776 24 494 21 725 127 414    

 

 Таблица 2.

Заключение

Проведенный в работе анализ состояния дел на рынке обычных вооружений в первой половине 90-х г. позволяет сделать следующие заключения:                                       1. Положение дел на рынке являлось достаточно стабильным, определялось спросом на вооружение и практически не зависело от изменений в объеме продаж отдельных участников. Емкость рынка колебалась за этот период в пределах (21-31) млрд. дол.

2. 12-кратное уменьшение доли продаж военной техники и вооружения Россией практически не сказалось на абсолютных величинах доходов от продаж США ( 10 648 млн. дол. В 1990 г. против 11 959 млн. дол. В 1994 г.) и основных западноевропейских стран (кроме ФРГ).

3. На рынке вооружения к 1994 г. появился единоличный лидер - США ( 55 % объемов продаж в 1994 г. против 34 % в1990 г.).

4. Ликвидация государственной монополии на продажу военной техники и вооружения в России в период 1991-1994 г. привела к потере значительных валютных средств и фактической утрате лидирующего положения на рынке.

5. Ряд сегментов рынка для России в настоящее время практически утерян (страны бывшего Варшавского Договора и страны Балтии).

6. Восстановление утраченного Россией положения на рынке обычных вооружений потребует проведения новой маркетинговой политики как на традиционных сегментах рынка( Ближний Восток, Индия, Китай), так и для освоения новых (Юго-Восточная Азия, Центральная и Южная Америка).

7. Увеличение объемов продаж российской военной техники и вооружения может оказать существенную экономическую поддержку предприятиям ВПК.                                                                        

 



Литература

1. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. - СПб.: Политехника, 1997. - 470c.

2. Мировая экономика и международные отношения, №1 1996г.

3. Московские новости, 9-15 сентября 1996г.

4. Ежегодник СИПРИ-1996.

Содержание

Содержание............................................................................................................................... 2

1. Введение................................................................................................................................ 3

2. Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах............................................................... 3

3. Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах.............................................. 6

4. Маркетинговая стратегия России..................................................................................... 10

5. Влияние США и Западной Европы на динамику функционирования рынка воору- жений 12

6. Заключение.......................................................................................................................... 14

Литература............................................................................................................................... 15


1. Введение

Торговля вооружением занимает не последнее место в мировой экономической системе. Его оборот тесно связан с политикой проводимой различными группами стран и отдельно взятыми странами. Величина этого оборота в существенной степени зависит от наличия противоречий между ними, а также взглядов правительств этих стран на возможные пути разрешения таких противоречий.

Данная работа посвящается рассмотрению ситуации в торговле вооружением сложившейся в первой половине 90-х гг. текущего столетия, господствующих тенденций сложившихся в ней в рассматриваемый период. Основное внимание в ней уделено анализу роли и места России на этом рынке, а также определению ведущих тенденций в динамике ее функционирования на этом рынке.


Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах

Мировой рынок оружия, запасного имущества к вооружению, сервисных услуг военного назначения достаточно емкий. Официальный объем рынка, основанный на официальных отчетах продавцов оружия перед ООН, исчисляется величиной 20-30 млн. долл. США.. В прессе называют и неофициальные объемы рынка в пределах 38-45 млн. долл. США.

В таблицах 1.и 2. приведены данные по 25 ведущим экспортерам и 50 основным импортерам основных видов обычных вооружений .

Анализ содержания таблиц показывает наметившуюся тенденцию незначительного снижения объемов поставок вооружения. При этом, следует отметить, что передача основных видов обычных вооружений сосредоточена в довольно узком круге стран- получателей и еще более узкой группе стран экспортеров, на которые приходится примерно 99 % поставок. Основную роль среди поставщиков, после развала Советского Союза, играют США ( доля которого возросла до 55 % общего объема, по состоянию на 1994 г.) и ФРГ(15 %). Для сравнения в 1990 г. США поставляла на рынок около 35 %, ФРГ 5 % вооружения. Доля России, в абсолютных величинах, упала с 10 459 млн. долл. в1990 г. (34 %) до 842 млн. долл. в 1994 г. (4 % общего объема).

Сейчас обще признано, что российская военная промышленность должна претерпеть фундаментальную реструктуризацию, связанную с резким падением спроса. Тем не менее, с учетом размеров унаследованной от СССР военной промышленности, Россия остается крупным производителем оружия в глобальном масштабе (пятое место в абсолютном исчислении по состоянию на 1994 г.).

Относительно стоимости российского военного экспорта нет единых заявлений, т.к. представители различных ведомств в своих интервью и публичных выступлений дают несовпадающие цифры. Подобные сообщения никогда не сопровождались объяснением того, что включают в себя эти цифры и как они рассчитывались. Так, по данным "Росвооружения", экспорт вооружений в 1992 г. составил 2,329 млрд. долл., в 1993 - 2,504 млрд. долл., прогноз на 1994 г. Составлял 3,4 млрд. долл., а суммарная стоимость соглашений на 1995 г. Ожидалась на уровне 5-6 млн. долл. В тоже время, по словам первого заместителя генерального директора "Росвооружения" Третьяка фактические валютные поступления от продажи оружия составили в 1992 г. 4,24, а в 1993 г. 2,028 млрд. долл. Согласно заявлению министра по внешнеэкономическим связям (май 1994 г.) стоимость российского экспорта вооружений составила 2,3 млрд. долл. В 1992 и 1,2 млрд. долл. в 1993 г..

 


Таблица 1


Дата: 2019-05-29, просмотров: 306.