Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Остановимся на рассмотрении ситуации с продажей вооружения Россией более подробно. В производстве оружия на экспорт и его экспорте участвуют следующие структуры:

*  предприятия, КБ и НИИ военно-промышленного комплекса, которые участвуют в изготовлении оружия и предоставлении каких-либо услуг военного назначения;

* банки, желающие участвовать в осуществлении экспортных проектов или в акционировании оборонных предприятий;

* Госкомоборонпром - федеральное ведомство, курирующее производственную деятельность предприятий ВПК;

* Государственная компания "Росвооружение" - продавец российского оружия ;

* Госкомитет по военно-технической политике определяет стратегию продажи оружия и занимается лицензированием экспорта оружия.

Процедура экспорта продукции, работ и услуг военного назначения изложена в Положении о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения, утвержденном постановлением правительства РФ от 4 сентября 1995 года №879 "О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в РФ. "Экспорт продукции, работ, услуг военного назначения и товаров двойного назна­чения регулируется законом РФ "О государственном регулировании внешнеэкономи­ческой деятельности ", в котором сказано, что в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создание В РФ действует система экспортного контроля.

Номенклатура, подпадающая под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств, его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ. Наименование товаров и услуг, имеющих отношение к военной технике (товары двойного назначения), изложено в Перечне отдельных видов сырья, материалов и технологий, утвержденном Распоряжением Президента РФ 11 февраля 1994 г. №74-рп.

Под товарами двойного назначения понимаются товары, которые могут быть использованы как для создания товаров народного потребления, так и для создания вооружений и военной техники. Экспорт товаров и услуг, имеющих двойное применение, с территории РФ контролируется в соответствии с Положением о порядке контроля за экспортом из страны отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, утвержденным правительством РФ.

Следует отметить, что в СССР до 1990 года существовала государственная монополия на военно-техническое сотрудничество. Сразу после его развала административные органы, отвечавшие за принятие решений в области экспорта вооружений были упразднены, что составило часть процесса борьбы с КПСС. С 1990 по 1993 год на федеральном уровне существовало несколько государственных ведомств, осуществляющих военно-техническое сотрудничество с другими странами. Перестройка механизма принятия решений и административных органов, отвечающих за реализацию политики в области экспорта вооружений, продолжалась вплоть до 1994 г. В конце 1993 года в России государственная монополия на продажу оружия была восстановлена путем создания государственной компании "Росвооружение". В мае 1994 года правительство РФ своим постановлением №479 "О предоставлении предприятиям права участия в военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами" предоставило производителям возможность прямого выхода на внешние рынки, поиска партнеров, для продажи продукции полученной сверх государственного заказа, при обязательном условии получения лицензии и сохранении госконтроля и необходимости взаимодействия с "Росвооружением" как с посредником.

 Анализ изменений, происходящих в этой области, позволяет проследить смысл новой российской политики. В настоящее время с различной степенью успешности осуществляются три вида военно-технического сотрудничества. Во-первых, Россия пытается восстановить военно-промышленные связи между научно-исследовательскими, конструкторскими и производственными предприятиями на территории всего бывшего СССР. Во-вторых, возобновила поставки вооружений некоторым наиболее важным клиентам бывшего СССР. В-третьих, начала попытки проникновения на новые рынки. Российские официальные лица и представители промышленности проявляли очень высокую активность в попытках продать военное оборудование в страны расположенные в Юго-Восточной Азии, районе Персидского залива, Латинской Америке, которые никогда не были клиентами СССР. В КНР Россия стремилась восстановить свое присутствие на важном в прошлом рынке.

Другие формы военно-технического сотрудничества, практиковавшиеся в СССР восстановить в той же мере не удалось. Восточноевропейские страны - все военное оснащение которых основано на советском оружии- стремились избежать связей с Москвой. В какой-то мере это отражало их предпочтение сотрудничеству со странами НАТО, а также падения их военных расходов. Перелома в этой тенденции пока не наблюдается. Тем не менее военно-промышленные связи восточноевропейских стран с Россией полностью не прерваны.

Вся политическая обстановка в России в настоящее время стимулирует военный экспорт на рынки, где это можно делать на законных основаниях.

Несмотря на расхождение в данных он обеспечивает поступление в страну твердой валюты. Так общая стоимость российского товарного экспорта оценивалась госдепартаментом США в 1993 г. в 40 млрд. долл. Следовательно, если взять наибольшую из приведенных цифр, доля экспорта вооружений составляла 6 % к общему итогу.

С политической точки зрения соответствующие вопросы оказываются центральным элементом в развитии или восстановлении тесных связей со многими государствами. В экономическом плане зарубежные поставки позволяют снизить остроту кризиса военной промышленности, которую в противном случае пришлось бы целиком поддерживать из госбюджета. Хотя экспортные поставки неспособны в полном объеме компенсировать сокращение внутренних закупок. Тем не менее с их помощью можно избежать крах отдельных производителей.

Во внешнеэкономическом плане произошли существенные изменения в паритетах, влияющие на отношение к военным поставкам. В Персидском заливе Россия стремится поддерживать отношения с Ираком, ранее важным рынком советских товаров, и нормализовать связи с Ираном, представляющим собой перспективный рынок для российских товаров, тем более, что эти страны оказывают свое влияние на стабильность на Кавказе и в Средней Азии. Россия предпринимала усилия для нормализации отношений и с другими странами Персидского залива.

Общая позиция России по отношению к экспорту вооружения не отличается от той, которой придерживаются другие крупные страны экспортеры. Российское правительство не спешит без всякой причины отказываться от экономических выгод такого экспорта. Российская позиция национальной безопасности 1994 г. содержала два конкретных предложения: провести переговоры между основными поставщиками вооружений для определения квот в торговле вооружением и учредить Конференцию стран-экспортеров вооружений для регулирования мирового рынка оружия. В своем выступлении в ООН в сентябре 1994 г. президент Б. Ельцин выдвинул идею обсуждения вопроса о регулировании экспорта вооружений под эгидой ООН.

Что касается основных видов обычных вооружений в России, то их экспорт находится под полным государственным контролем, хотя и имеет место соперничество между отдельными ведомствами (МИД, МО, МВЭС, Министерство экономики, и т.д.) и споры о том, как следует осуществлять этот контроль.

Экспорт продукции и услуг военного назначения осуществляется по лицензиям, выдаваемым Гос. Комитетом РФ по военно-технической политике в соответствии с решением правительства РФ. Лицензии выдаются только юридическим лицам РФ, получившим право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Регистрация таких юридических лиц осуществляется Гос. комитетом РФ по военно-технической политике.

Для исполнения обязательств по контракту с иностранным заказчиком экспортер имеет право заключать договоры на изготовление и поставку продукции только российскими разработчиками или производителями военной техники, зарегистрированными в реестре Гос. комитета по оборонным отраслям промышленности, а также с аналогичными разработчиками и производителями государств-участников СНГ. Заявление на получение лицензии на экспорт продукции, работ и услуг военного назначения согласовывается с Министерством обороны РФ. Лицензия на экспорт продукции и услуг военного назначения выдается на срок до 12 месяцев.

Госкомитет РФ по военно-технической политике осуществляет контроль уровня экспортных цен.

Контроль за вывозом продукции через таможенную границу РФ осуществляется ГТК.

Заявки на экспорт контролируемых товаров подаются одним из трех ведомств: "Росвооружение", "Промэкспорт"(орган комитета по оборонным отраслям промышленности), "Воентех" (ведомство, отвечающее за продажу за продажу военного оборудования из арсеналов вооруженных сил). С созданием " Росвооружения", как оказалось производители теряют право на проведение переговоров с потенциальными покупателями. Однако, как следует из заявления президента Ельцина в июне 1994 г., по меньшей мере некоторые из предприятий до сих пор пользуются правом осуществлять прямые контакты с потенциальными покупателями.

Кто бы не инициировал поставку за рубеж, на ее осуществление требуется разрешение правительства. Согласно прежним правилам, заявление на получение лицензии сначала рассматривалось СВР и Комиссией по контролю за экспортом Министерства обороны. Без согласия этих ведомств заявка на лицензию не доходила до стадии формального рассмотрения. До декабря 1994 г. заявки также рассматривались в МИДе и МВЭС. При возражении с их стороны лицензии не выдавались.

В МВЭС анализировались кредитоспособность потенциального покупателя и то, как им осуществлялись платежи по прежним поставкам.

В МИДе анализировалось влияние возможных поставок на отношения с третьими странами. Однако, в настоящее время роль этих ведомств в рассмотрении конкретных заявок существенно понизилась. Центральным действующим лицом в этом процессе остается Министерство обороны. При выработке своего решения оно принимает во внимание несколько вопросов. Во-первых, экспортируется только продукция отстающая от систем стоящих на вооружении в российской армии на 3-7 лет( в зависимости от системы). Во-вторых, объем заказа должен превышать определенный минимум (устанавливается на индивидуальной основе для каждого типа вооружений). Это делается с целью предотвращения поставок в случае, когда ясно, что заказчик хочет получить только образец оружия для изучения. В-третьих, наступательные виды вооружения не могут экспортироваться в нестабильные районы по соседству с Россией. Экспорт таких товаров включает в себя следующие этапы:

а) Заключение контракта на экспорт. Положение о порядке контроля за экспортом товаров двойного назначения, утвержденное Правительством РФ, предписывает указывать в контракте:

n конечных пользователей экспортируемых товаров;

n цель экспорта;

n обязательства экспортера использовать товар только в заявленных целях;

n обязательство импортера не реэкспортировать и не передавать товар без письменного разрешения экспортера.

В тексте контракта в обязательном порядке должно быть записано положение о праве экспортера на осуществление проверок использования экспортированного товара на соответствие заявленным целям.

Обязательства должны быть специально оформлены импортером в уполномоченном государственном органе страны - импортера по каждой конкретной сделке на поставку каждого объекта экспорта.

 б) Подготовка и выдача заключений о возможности экспорта сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации двойного применения.

Для получения заключения в федеральную службу Росси по валютному экспортному контролю необходимо представить (постановление правительства от 30.08.94 г. №1005 "О вопросах организации экспортного контроля в РФ"):

à заявления на выдачу лицензии;

à копию контракта;

à копию договора между российским изготовителем и экспортером (если экспорт осуществляет посредник);

à оригиналы документов, содержащих обязательства импортера (если их нет в контракте) и государственного органа страны - импортера, что экспортируемые товары будут использованы только в заявленных целях и что экспортер имеет право на осуществление проверок использования экспортированного товара на соответствие заявленным целям. Организация контроля за выполнением обязательств иностранных импортеров по использованию товаров и услуг двойного применения, импортированных из РФ, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. №1030.

Заключение о возможности экспорта направляется в МВЭС и заявителю.

в) Лицензирование экспорта товаров и услуг двойного применения, включенных в Перечень отдельных видов сырья, материалов и технологий. Лицензирование является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности. Основанием для выдачи лицензии на экспорт является заключение Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю. Экспорт товаров и услуг двойного применения осуществляется только по разовым лицензиям. Временный вывоз за пределы РФ товаров двойного применения для демонстрации на выставках, ярмарках и в рекламных целях осуществляется без лицензий на основании заключения Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.

Для получения заключения в Федеральную службу РФ по валютному и экспортному контролю необходимо представить:

* заявление, с указанием необходимой информации об объеме вывоза, адресе вывоза, целях вывоза;

* обязательство российской организации, осуществляющей вывоз объекта, о его обратном ввозе.

Заключение о возможности временного вывоза объекта направляется заявителю и в ГТК.

г)Таможенное оформление экспорта товаров двойного назначения.

 Порядок таможенного оформления экспорта изложен в приказе ГТК №629, изданным в декабре 1992 г. Экспортер представляет таможенным органам полученную лицензию, а при временном вывозе за пределы РФ заключение о возможности их временного вывоза.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.