Образец схемы анализа урока по ФГОС
1. Цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.
2. указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.
Схема – образец анализа урока по ФГОС
Этапы анализа | Количество баллов | |
1 | Основные цели Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? | |
2 | Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. | |
3 | Какие способы мотивации применяет педагог? | |
4 | Насколько урок соответствует требованиям ФГОС? · Ориентированность на стандарты нового поколения. · Развитие УУД (универсальных учебных действий). · Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. | |
5 | Содержание урока · Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся. · Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы. · Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики). · Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей. | |
6 | Методика проведения урока · Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов. · Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.) · Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер? · Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)? · Использование диалога в качестве формы общения. · Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний. · Наличие обратной связи между учеником и учителем. · Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. · Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. · Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. · Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия? · Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся. | |
7 | Психологические моменты в организации урока · Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению? · Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания? · Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности? · Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся? · Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению? |
В графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.
Примечание
В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.
В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:
· Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
· Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
· Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
· Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.
Самоанализ урока
Класс________
Тема урока: «_____________»
Тип урока и его структура:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные –
Познавательные –
Регулятивные –
Коммуникативные –
4. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для изучения нового материала?
Считаю, что главный этап урока – это….
Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
- «модель и способ»
- «рисунок и схема»
- «роль и позиция»
-«содержание и форма»
-«изменение и развитие»
( что преобладало?)
6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Требования, предъявляемые к сценариям уроков и внеклассного мероприятия по математике.
Сценарии должны завершаться самоанализом (в самоанализе урока отразите моменты наиболее удачные, на ваш взгляд, а также то, что вы считаете недостаточно успешным моментом в проведенном занятии).
Требования к сценарию урока и внеклассного мероприятия:
1) Сценарий должен представлять авторский связный текст объёмом не менее 3 страниц формата А4 (14 кегль с 1,5 интервалом и общепринятыми полями).
2) В описании должны быть указаны: класс обучения, программа обучения, тема урока, тип урока; сформулированы: цель, задачи педагога, планируемые результаты; указано необходимое оборудование и формы взаимодействия педагога и учащихся.
3) В разработанном сценарии должны чётко прослеживаться все возможные этапы работы над формированием математических представлений, элементарных умений и навыков младших школьников, формирования познавательного интереса к изучению математики в соответствие с утверждённой рабочей программой по математике.
4) Форма (сценарий, технологическая карта или др.) выбирается студентом произвольно.
Методика оценивания: оценка за выполненное задание зависит от полноты и качества выполнения и может составлять от 0 до 5 баллов, выставляется по аккумулирующему принципу:
Критерий | Баллы |
Соответствие заданию (тема, тип, дидактический материал) | 1 |
Чёткость структуры урока/мероприятия в соответствие с заданным типом, логичность | 1 |
Культура письменной профессиональной речи, уместное использование дидактической терминологии | 1 |
Степень оригинальности содержания: - до 50% - до 60% - свыше 60% | 0 1 5 |
Наличие авторского электронного образовательного ресурса | 1 |
Итого | 10 |
Требования, предъявляемые к разработке, проведению и анализу результатов контрольной работы по русскому языку и математике.
В конце изучения запланированных тем каждый студент разрабатывает контрольную работу по русскому языку и математике. Он должен определить цель и содержание контрольной работы. Студент может разработать также тест или диктант с грамматическими заданиями. Контрольная работа выполняется учащимися на отдельных листочках (бланках) и сдается студенту-практиканту, который проверяет работы, анализирует ошибки, определяет их вид и намечает систему упражнений по их исправлению. Каждый студент составляет следующую таблицу:
№ п/п | Список учащихся класса | Виды ошибок (названия орфограмм) | Всего ошибок | ||||
1. | Архипова Света |
Требования, предъявляемые к анализу урока «Окружающий мир», проведенного учителем-наставником.
Схема анализа урока
Учитель | |||||||||||||||
Предмет, класс | |||||||||||||||
Тема урока | |||||||||||||||
Целеполагание
Отсутствует
Цель формулирует учитель
Совместное с учащимися
Цели урока
Нельзя измерить, продиагностировать
Диагностичны, измеряемы
Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.