ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ВО 2-4 КЛАССАХ

Семестр

№ п/п Этап практики Виды работ, перечень заданий Трудоемкость в часах
1. Подготовительный 1. Студенты принимают участие в установочной конференции. 2. Студенты знакомятся с базой практики – школой, учителем, классом, в соответствии с приказом руководителя практики (первый день практики). Всего 6 недель
2. Основной 1. Студенты изучают программы и тематическое планирование по обучению русскому языку, литературному чтению, математике, естествознанию, ИЗО и технологии, музыке. 2.Студенты осуществляют наблюдение уроков учителя-наставника (русского языка, литературного чтения, математики, естествознания, ИЗО, технологии, музыки) и выполняют его методический анализ. 3.Студенты разрабатывают и проводят систему уроков русского языка, литературного чтения, математики, естествознания, ИЗО, технологии, беседу по музыке во втором, третьем или четвертом классе, проводят самоанализ проведенных уроков. 4. Студенты проводят экскурсию в природу. 5.Студенты проводят анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления их представлений о роли музыкальных занятий для развития личности ребенка. 6. Студенты разрабатывают, проводят контрольную работу по пройденному материалу на уроках русского языка и анализируют её результаты. 7. Студенты проводят урок контроля или разрабатывают проверочную работу по математике с последующим самоанализом. 8.Студенты проводят внеклассное мероприятие по математике, нацеленное на формирование у младших школьников интереса к математике, с дальнейшим самоанализом.  9. Студенты проводят внеклассное занятие по русскому языку и литературному чтению с последующим самоанализом. 10. Студенты выполняют задания по педагогике и психологии. 11.Студенты осуществляют самоанализ педагогической деятельности по каждой из методик. 12.Студенты оформляют дневники по педагогической практике (в 8 частях)  
3. Итоговый  1. Студенты принимают участие в заключительной конференции (предоставляют творческие отчеты от каждого образовательного учреждения).  

Процедура оценивания профессиональных умений

и  опыта профессиональной деятельности студентов

Текущий контроль.

Текущий контроль осуществляет учитель-наставник в образовательном учреждении. На основании индивидуальных расписаний методисты вуза осуществляют консультации студентов по составлению конспектов и наблюдают за их педагогической деятельностью в процессе ведения уроков по предметам.

 

Итоговый контроль.

Итоговый контроль осуществляют методисты вуза в ходе проверки отчетов студентов – дневников педагогической практики.

Групповой руководитель следит за своевременностью выполнения студентами всех заданий практики и сдачи общей документации по практике. На заключительном этапе практики методисты вуза анализируют студенческие отчеты и оценивают их    

На заседании кафедры групповой руководитель, методисты вуза, учителя образовательных учреждений подводят итоги педагогической практики.

Методисты вуза и учителя школ при выставлении оценок за педагогическую практику студентов в первых классах руководствуются следующими критериями рейтинговой оценки.

ШКАЛА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
В ПЕРИОД ПРАКТИКИ ВО 2-4  КЛАССАХ

            СТУДЕНТКИ______________________________ГРУППА_________ШКОЛА_______________

№ п/п            Вид учебной деятельности студента Максималь ные баллы Баллы, получен-ные студентом Ответст- венный         Подпись  
1. Посещение школьных занятий, изучение организации учебно-воспитательного процесса в данном классе     10 б.   Учитель-наставник  
2. Изучение учебной программы по русскому языку. Отражение её основных положений в дневнике студента. Знакомство с УМК по русскому языку и отражение его состава в дневнике студента.   5 б.   Методист  
3. Знакомство с календарно-тематическим планированием учителя. Составление стажером развернутого календарно-тематического планирования.   10 б.   Методист  
4. Овладение умениями планировать, проводить и анализировать уроки по русскому языку в начальных классах. Предоставить подробные конспекты по одному блоку уроков разных типов -10 уроков.     50 б.   Учитель-наставник/ методист  
5. Овладение умением использовать различные методические приемы, дидактические игры, различные средств наглядности, в том числе электронные образовательные ресурсы на уроках русского языка. 10 б.   Учитель-наставник/ методист  
6. Овладение умениями разрабатывать, проводить и анализировать результаты контрольной работы по предмету. 10 б.   Методист  
7. Качество представления материалов в отчете по практике. 5 б.   Методист  
8. Итого                             100 б.   Методист  

Студент, набравший менее 60 баллов, получает отметку «не зачтено». Студент, набравший 61-100 баллов, получает отметку «зачтено». При этом студент, набравший 90-100 баллов, успевает на «отлично», 76-89 баллов – на «хорошо», 61 – 75 баллов – на «удовлетворительно».



РЕЙТИНГОВЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

_____________________________________________________________________________

(ФИО)

РЕЙТИНГОВЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

_____________________________________________________________________________

(ФИО)

ШКАЛА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

(ф.и.о студента)

ШКАЛА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

(ф.и.о студента)

ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

ШКАЛА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТА

(Ф.И.О СТУДЕНТА)
ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ
В ПЕРИОД  ПРАКТИКИ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ ВО 2-4 КЛАССАХ

№ п/п            Вид учебной деятельности студента  Максимальные предполагаемые баллы Баллы, полученные студентом
1. Анализ опыта работы учителя начальных классов по проведению уроков и внеклассной работы и определение его личностной значимости для вашей будущей педагогической деятельности   30  
2. Помощь учителю в подготовке с учащимися начальной школы проектных и исследовательских работ 30  
3. Проведение индивидуальной работы с учащимися класса 35  
4. Качество представления материалов в отчете по практике 5  
5. Итого   100  
6. Подпись преподавателя вуза    

 

Примечание.

Студент, набравший менее 60 баллов, получает отметку «не зачтено» (неудовлетворительно).

Студент, набравший 61-100 баллов, получает отметку «зачтено» (61 – 75 – «удовлетворительно», 76-90 – «хорошо», 91-100 – «отлично»).

 Групповой руководитель на основании среднего арифметического рейтингового балла по методике обучения русскому языку, методике преподавания литературного чтения, методике преподавания математики, методики обучения естествознанию, методике изо и технологии, методике музыки, педагогике и психологии выставляет дифференцированную оценку («удовлетворительно», «хорошо», «отлично») и соответствующий балл за педагогическую деятельность студентов.

 

Код компе­тенции Пороговый (базовый) уровень Повышенный (продвинутый) уровень Высокий (превосходный) уровень
  ОК-4-5, ОПК-1-6, ПК-1-7, ПК-12 61-75 баллов 76-90 баллов 91-100 баллов


Дневник практики

 (в 8 частях)

1. Общие требования к оформлению дневника.

Оформление титульного листа дневника практики

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Волгоград, 2019

Оформление следующих листов дневника

- Список учащихся __________ класса:

1.

2.

3.

4.

5.

- Расписание звонков в школе

1. 8:00 – 8:45

2. 8:55 – 9:40

3. 9:50 – 10:35

4. 10:45 – 11:30

5. 11:50 – 12:35

6. 12:40 – 13:25

7. 13:35 – 14:20

8. 14:25 – 15:10

9. 15:15 – 16:00

 

- Расписание уроков в закрепленном классе

Понедельник

1.

2.

3.

4.

Вторник

1.

2.

3.

4.

Среда

1.

2.

3.

4.

Четверг

1.

2.

3.

4.

Пятница

1.

2.

3.

4.

Требования, предъявляемые к разработке и проведению уроков русского языка.

1. Целенаправленность, чёткость и логика урока

1.1. Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

1.2. Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Формы предъявления:

· устная форма постановки целей и задач;

 · запись на доске (к концу урока должны узнать: …, научиться: …);

      · постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ.

1.3. Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.

 Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

1.4. Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

1.5. Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.

2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода.

 Основные направления работы:

· развитие связной речи (работа над текстом, пересказ текста, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);

 · развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и словосочетанием);

· словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);

· работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования к речи учащихся: содержательность; логичность; точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.

3. Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке – 5–8 минут

2 класс – не менее 2 строк;

3 класс – 2–3 строчки;

4 класс – 3–4 строчки.

Требования:

· сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;

· образец учителя на доске;

· опора на анализ графических ошибок учащихся;

· связь с уроком (по возможности).

3.2. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Начало обучения – со 2 полугодия 2 класса.

Тетради в одну линию – с 3 класса.

3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:

2 класс – после каждого урока;

3 класс – 2–3 раза в неделю;

4 класс – 1–2 раза в неделю.

Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой (подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.)

4.2. Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение – интонируем все звуки);

3) зрительный образ слова (карточка);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании;

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов.

4.3. Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:

· группировка слов по тематическому принципу;

· группировка по алфавиту;

· группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а; а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс);

· составление индивидуального орфографического словарика;

· зрительный диктант – «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;

· картинный диктант – учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях;

· диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;

3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов;

4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.

4. Организация сопутствующего повторения

Обязательным элементом каждого урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике: орфографические тренинги-пятиминутки, дополнительный орфографический разбор 1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.

5. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора

На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

· звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;

· по составу слова (морфемный) – устная и письменная форма;

· слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;

· предложения – графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

6. Учёт психологической природы формирования орфографического действия.

6.1. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).

6.2. Использовать на уроке диктанты различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).

Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила. Существует научная теория М.С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока).

7. Целевая установка учителя на безошибочное письмо.

Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, проговаривание по слогам, подбор проверочных слов,

сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

8. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

· сверка написанного с образцом (по книге);

· сверка написанного с записью на доске;

· взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями);

· учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками – обязательное требование учебной программы по русскому языку.

Следует различать следующие формы:

1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2) работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, – выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);

3) работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, – выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей надо научить выполнять работу над ошибками! Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи).

Работа над ошибками после контрольной работы проводится обязательно (на следующем уроке).

Методика проведения

1. Раздать тетради для контрольных работ.

2. Общая характеристика выполненной работы.

3. Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.

4. Коллективное выполнение работы над ошибками.

5. Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки, которые не были проработаны коллективно).

6. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

9. Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

– Просмотрите домашнее упражнение.

– Что требуется сделать?

– На какое правило?

– Почему?

– Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)

10. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской) работы – проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).

Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

11. Выполнение общедидактических требований:

· лингвистическая грамотность урока;

· рациональное распределение времени на уроке;

· наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);

· индивидуальный и дифференцированный подходы;

· формирование общеучебных умений и навыков;

· учёт и использование межпредметных связей;

· перспективность и преемственность в работе;

· эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

 В практике школы используются разнообразные типы уроков, нередко элементы разных типов уроков взаимопроникают. Итак, в школьной практике выделяют: - урок повторения предшествующего учебного материала (в начале учебного года); - урок объяснения нового материала (урок новых знаний); - урок закрепления знаний (формирования умений и навыков); - урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков; - комбинированный урок; - урок контроля (проверки знаний, умений и навыков); урок итогового повторения (после изучения учебного раздела, в конце года); урок развития речи; урок анализа письменных работ (контрольных диктантов, изложений, сочинений).

1.Уроки повторения

Структура уроков предшествующего повторения может быть следующей: тема, цели урока; воспроизведение знаний по теории; тренировочные упражнения – различные виды практических работ, выявляющие умения пользоваться теоретическими знаниями; развитие навыков – различные виды работ самостоятельного, творческого характера; подведение итогов урока; домашнее задание.

Структура уроков предшествующего повторения может быть следующей: тема, цели урока; воспроизведение знаний по теории; тренировочные упражнения – различные виды практических работ, выявляющие умения пользоваться теоретическими знаниями; развитие навыков – различные виды работ самостоятельного, творческого характера; подведение итогов урока; домашнее задание.

    2. Комбинированный урок


В структуре комбинированного урока могут объединяться повторение, изучение нового, закрепление и обобщение. При этом отдельные элементы могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие – иметь различные варианты объединения.

Структура урока:

1) сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

2) актуализация опорных знаний, умений и навыков (проверка д/з, выполнение упражнений, написание диктантов с целью проверки усвоенного на предыдущем уроке материала, фронтальный опрос, работа по карточкам, самостоятельная работа по вариантам);

3) объяснение нового материала (правила), его восприятие и осмысление учащимися;

4) первичное закрепление знаний (коллективные формы работы);

5) формирование умений и навыков на готовом материале в неизменных условиях (тренировочные упражнения по образцу, заданию);

6) формирование умений на основе применения знаний в нестандартных условиях (творческие самостоятельные упражнения);

 7) подведение итогов, домашнее задание.

3.Урок обобщения знаний, умений и навыков

  Основные структурные элементы обобщающего урока:

1) объявление темы урока, постановка цели и задач;

2) воспроизведение знаний обобщающего характера;

3) систематизация знаний, формирование умений и навыков систематизации;

4) выполнение дифференцированных заданий с целью углубления теоретических знаний, совершенствования умений и навыков анализа языкового явления и его применения в устной и письменной речи;

5) контроль;

 6) подведение итогов;

 7) домашнее задание;  

8) оценка.

Обобщение изученного проводится в конце прохождения тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Наречие» и т.д., а также «Орфограммы в приставках», «Орфограммы в окончаниях» и др.

 4.Урок анализа ошибок

   Урок анализа ошибок, таким образом, включает следующие структурные элементы:

1) объявление цели урока;

2) сообщение учителя о результатах выполненной контрольной работы;

 3) работа над типичными ошибками (анализ ошибок, допущенных в диктанте, повторение правил, приведение примеров на правила);

 4) выполнение упражнений на те правила, на которые были допущены ошибки;

5) работа по исправлению индивидуальных ошибок;

6) задание на дом.

5.Урок объяснения нового материала

    Урок объяснения нового материала может состоять из следующих структурных элементов:

1) Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся;

 2) Актуализация опорных знаний (целенаправленное повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний);

 3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (создание проблемных ситуаций, постановка исследовательских задач, привлечение учащихся к изучению нового материала путём нахождения интересного в самом языке, использование элементов занимательной грамматики и т.п.);

4) Изучение нового материала с помощью различных методов (беседы, рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся и т.д.): а) наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала; б) работа по определению понятий и формулирования правил;

 5) Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;

 6) Задание на дом, подведение итогов.

     6.Урок закрепления знаний умений и навыков.

 Типологическими чертами структуры данного урока являются:

1) Объявление темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся;

 2) Проверка домашнего задания учащихся;

 3) Воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений и практических умений и навыков;

 4) Сопутствующее повторение материала;

 5) Закрепление знаний, умений и навыков (дифференциация заданий для полусамостоятельной и самостоятельной работы учащихся);

 6) Задание на дом.

 Такой перечень структурных элементов является примерным. Сами структурные элементы в чистом виде реализуются редко, между ними нет чётких границ, они взаимопроникают при доминирующей роли одного из элементов. Так как это урок закрепления знаний, умений и навыков, то в структуре такого урока отсутствует элемент познания новых знаний.

   7.Урок проверки знаний, умений и навыков

Знания, умения и навыки проверяются на разных этапах учебного процесса. На каждом этапе проверка имеет разные функции. В начале изучения нового материала проверяются опорные знания для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Основная функция такой проверки – актуализация знаний и способов выполнения действий, необходимых для углублённого усвоения новых знаний. Урок, на котором проводится контрольный диктант, обычно содержит следующие структурные элементы:

1) Определение темы и цели урока.

 2) Краткое вступительное слово учителя (о характере контрольной работы, об авторе текста для диктанта, о его содержании и т.д.).

 3) Первичное чтение текста.

4) Проверка того, как учащиеся поняли текст диктанта, запись на доске трудных слов на непройденные правила.

5) Вторичное чтение текста для записи его учащимися.

6) Чтение текста с целью проверки написанного.

 7) Сбор тетрадей. Ответы на вопросы по поводу написанного текста.

8) Задание на дом.


Требования, предъявляемые  к уроку литературного чтения.

1. Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.

2. Комплексное решение нескольких задач:
формирование и совершенствование полноценного навыка чтения;
реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения.

3. Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.

4. Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения:
отработка способа и темпа чтения;
отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок);
формирование умения выразительно читать текст;
работа над пониманием текста (осознанность чтения).

5. Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения (Н.Н. Светловская)

6. Учет специфики жанра литературного произведения:
выбор вида чтения;
специфика анализа.

7. Отражение всех аспектов анализа художественного произведения:
познавательная сторона произведения;
воспитательная ценность произведения;
анализ художественных средств, образных слов и выражений;
развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения.

8. Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО).

9. Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.

10. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.

11. Положительная эмоциональная окраска урока:
общая атмосфера, психологический комфорт;
стиль речи учителя, учащихся;
мотивация деятельности учащихся;
свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися;

12.Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку:
2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения (без отметок!);
3 класс – 1/3 страницы;
4 класс – ½ страницы.

13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.

Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):
2 класс – 1–1,5 страницы учебной книги для чтения;
3 класс – 2–2,5 страницы;
4 класс – 3–3,5 страницы.

Требования к уроку чтения в начальной школе























Организация урока

· время на работу с текстом (3-5 мин);

· целостность урока и взаимодействие отдельных частей урока;

· какие наглядные пособия и ТСО использует учитель и как они воздействуют на восприятие материала.

Самоанализ урока

Класс________

Тема урока: «_____________»

Тип урока и его структура:

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3. Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

Личностные –

Познавательные –

Регулятивные –

Коммуникативные –

4. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

5. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результаты обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для изучения нового материала?

Считаю, что главный этап урока – это….

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

- «модель и способ»

- «рисунок и схема»

- «роль и позиция»

-«содержание и форма»

-«изменение и развитие»

( что преобладало?)

6. Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

7. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

9. Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.

10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

Требования, предъявляемые к сценариям уроков и внеклассного мероприятия по математике.

Сценарии должны завершаться самоанализом (в самоанализе урока отразите моменты наиболее удачные, на ваш взгляд, а также то, что вы считаете недостаточно успешным моментом в проведенном занятии).

Требования к сценарию урока и внеклассного мероприятия:

1) Сценарий должен представлять авторский связный текст объёмом не менее 3 страниц формата А4 (14 кегль с 1,5 интервалом и общепринятыми полями).

2) В описании должны быть указаны: класс обучения, программа обучения, тема урока, тип урока; сформулированы: цель, задачи педагога, планируемые результаты; указано необходимое оборудование и формы взаимодействия педагога и учащихся.

3) В разработанном сценарии должны чётко прослеживаться все возможные этапы работы над формированием математических представлений, элементарных умений и навыков младших школьников, формирования познавательного интереса к изучению математики в соответствие с утверждённой рабочей программой по математике.

4) Форма (сценарий, технологическая карта или др.) выбирается студентом произвольно.

Методика оценивания: оценка за выполненное задание зависит от полноты и качества выполнения и может составлять от 0 до 5 баллов, выставляется по аккумулирующему принципу:

Критерий Баллы
Соответствие заданию (тема, тип, дидактический материал) 1
Чёткость структуры урока/мероприятия в соответствие с заданным типом, логичность 1
Культура письменной профессиональной речи, уместное использование дидактической терминологии 1
Степень оригинальности содержания: - до 50% - до 60% - свыше 60%   0 1 5
Наличие авторского электронного образовательного ресурса 1
Итого 10

Требования, предъявляемые к разработке, проведению и анализу результатов контрольной работы по русскому языку и математике.

В конце изучения запланированных тем каждый студент разрабатывает контрольную работу по русскому языку и математике. Он должен определить цель и содержание контрольной работы. Студент может разработать также тест или диктант с грамматическими заданиями. Контрольная работа выполняется учащимися на отдельных листочках (бланках) и сдается студенту-практиканту, который проверяет работы, анализирует ошибки, определяет их вид и намечает систему упражнений по их исправлению. Каждый студент составляет следующую таблицу:

№ п/п

Список учащихся класса

Виды ошибок

(названия орфограмм)

Всего ошибок

         
1. Архипова Света            

  

Требования, предъявляемые к анализу урока «Окружающий мир», проведенного учителем-наставником.

Схема анализа урока

Учитель

Предмет, класс

Тема урока

Целеполагание

Отсутствует

Цель формулирует учитель

Совместное с учащимися

 

 

 

Цели урока

Нельзя измерить, продиагностировать

Диагностичны, измеряемы

 

 

Содержание урока

Нет связи с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Имеется интеграция содержания.

Использование технологий

 

Рефлексивность

Отсутствует

Эмоциональная рефлексия

Оценка деятельности

Оценка результата

Рефлексия учителя

 

 

 

 

 

Результативность урока

Результат не достигнут или достигнут учителем

Сформирована направленность на предметные компетентности (указать какие); наличие продукта. Результат достигнут отдельными учащимися.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности (указать какие); наличие продукта деятельности, знаний о его практическом применении. Большая часть класса достигла результата.

Сформирована направленность на предметные, общепредметные компетентности, развивались ключевые компетентности (указать, какие);

Результат достигнут каждым учащимся.

 

 

 

 

Оценивание

Традиционное, по 5-бальной шкале

Качественная, словесная оценка деятельности

Другие виды оценивания

 

 

 

                               

Методика оценивания

5 баллов – студент способен к глубокому анализу наблюдаемого урока, грамотно характеризует все показатели эффективности просмотренного урока, показывает знание методики проведения урока в соответствие с требованиями ФГОС НОО к современному уроку, описаны формы, методы, приемы и технологии, использованные учителем на уроке, понимает специфику современного урока «Окружающий мир», анализирует методику оценивания деятельности детей.

4- 3 балла – студент демонстрирует умение оценивать деятельность учителя на уроке по всем требуемым параметрам, представленным в схеме, однако, не все характеристики урока проанализированы и описаны полно и грамотно, практикант допускает небольшие ошибки в описании методики просмотренного урока и оценивания детской деятельности.

2 -1 балл – студент показывает неумение анализировать просмотренный урок, непонимание технологии анализа урока, поверхностные знания о методике урока, не владеет современной терминологией методики преподавания курса «Окружающий мир».

Требования, предъявляемые к разработке конспекта зачетного урока «Окружающий мир».

1. Соответствие целей, содержания этапов урока образовательной программе и тематическому плану.

2. Четкое определение цели, подробное четкое описание планируемых результатов, задач каждого этапа, которые будут достигнуты в течение урока.

3. Организация активной деятельности детей, ее подробное описание.

4. Описание методов, приёмов и форм работы, которые будут использоваться для достижения планируемых результатов и отобранного содержании (дидактические и ролевые игры, ИКТ, практические работы, опыты, групповая форма организации работы, различные виды самостоятельных работ, проектная деятельность, моделирование, т.п.).

5. Организация оценки деятельности детей на уроке. 

6. Установление межпредметных связей;

7. Связь обучения с жизнью, практическими потребностями людей;

8. Формирование у школьников умения учиться;

9. Диагностика достижений учащихся;

10. Системное прогнозирование, планирование результатов обучения;

11. Соблюдение гигиенических норм организации учебного процесса;

12. Соблюдение техники безопасности. 

13. Ход урока следует описывать по следующей схеме:

a. Этап урока (для каждого этапа определяются задачи), хронометраж.

b. Деятельность учителя.

c. Деятельность учащихся.

d. Планируемые действия детей (УУД) для каждого этапа.

e. Методы и приемы, формы для каждого этапа.

 

Требования, предъявляемые к разработке и проведению экскурсии в природу.

1. Постановка педагогической цели и планируемых результатов экскурсии:

Личностные:

· самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру;

· смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы;

· интерес к исследовательской работе.

Метапредметные:
     а) Регулятивные:

· контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом,

· понимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии.

б) Познавательные:

· находить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические - анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом,

· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

· анализ и синтез, выведение следствий;

в) Коммуникативные:

· умение организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;

· умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

· управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Предметные:          

· рассказывать об изменениях, происходящих в природе ранней весной;

· характеризовать весенний месяц;

· знакомиться с жизнью птиц весной,

· обобщить и привести в систему знания детей о весенних изменениях в природе,

· формировать инструментальные навыки и умения исследовательского поведения: видеть проблему, строить предположения, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи,

· расширить кругозор детей,

· вырабатывать правила поведения в окружающем мире.

 

Разработка этапов экскурсии:

1. Подготовительный этап (Организационный момент. Вводная беседа. Постановка цели. Инструктаж по технике безопасности. Деление на группы (звенья).)

2. Непосредственное проведение экскурсии (Вводная беседа. Характеристика погоды. Работа в группах по инструкционным картам. Обзор собранного материала).

Послеэкскурсионная работа (различные формы творческих отчетов детей по результатам исследований на экскурсии).

1. Описание специфики методики работы в процессе реализации этапа непосредственного проведения экскурсии.

Доминирующими методами являются исследовательские, практические, так как дети самостоятельно наблюдают и выявляют признаки весны, фиксируют результаты работы в инструкционных карточках. Групповая работа проводится на этапе непосредственного проведения экскурсии. Организуется исследовательская работа в звеньях. На первом этапе каждое звено получает практическое задание, обсуждает план его выполнения, а на завершающем этапе группы делают творческий отчет.

2. Соблюдение техники безопасности в процессе экскурсии.

3. Предоставление фотоматериалов экскурсионной деятельности.


Схема анализа урока

1. Соответствие темы урока содержанию образования.

2. Место урока в системе уроков по данной теме.

3. Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач (обучения, развития и воспитания).

4. Тип урока.

5. Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):

5.1. Использованная методика: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная).

Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.

5.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока.

5.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):

- использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);

- использовался ли предшествующий опыт детей;

- вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);

- как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);

- реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию)

5.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);

5.5. Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).

5.6. Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.

5.7. Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых умений, нового умения).

5.8. Личность учителя (характер общения – авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения)

6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.

7. Носил ли урок в целом развивающий характер (Соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики).

 

5) Овладение умением разрабатывать уроки технологии (два развернутых конспекта)

В ходе педагогической практики студенты должны овладеть умениями:

– анализировать содержание программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

– подбирать наиболее подходящие формы, методы организации творческой и изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста;

 – разрабатывать и проводить уроки технологии, направленные на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста.

- разрабатывать и проводить уроки технологии, направленные на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста.

владеть:

- умениями и навыками практической художественно-конструкторской деятельности;

- навыками организации художественно-конструкторской деятельности детей младшего школьного возраста.

Задание:

Разработать 2 урока технологии по любой программе:

1. Технология. (В.И.Романина, В.Г.Машинистов, Н.М.Конышева)

2. Технология. Школа мастеров (Т.М.Геронимус)

3. Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования) (Н.М.Конышева)

4. Технология (Н.А.Цирулик) и пр.

 

Разработать необходимо:

¾ 1 урок рационально-логического типа и 1 урок, формирующий приемы и навыки практической деятельности, либо

¾ 2 урока рационально-логического типа, либо 2 урока по формированию приёмов и навыков практической деятельности.

  Требования к урокам:

¾ Урок должен соответствовать структуре урока технологии рационально-логического типа или урока по формированию навыков практической деятельности.

¾ На уроке должно происходить знакомство и освоение одной (не более!) новой технологической операции.

¾ В качестве наглядности обязательное использование образца.

¾ Анализ образца необходимо выполнять совместно с детьми (а не в форме монолога).

¾ Критерии оценки изделия должны составляться для каждого конкретного изделия.

¾ Последовательность выполнения изделия отражать в плане выполнения конкретного изделия с точным указанием размеров, количества деталей и т.д..

 

6) Овладение умением разрабатывать уроки изобразительного искусства (два развернутых конспекта)

Задание:

Во время практики провести 2 урока по изобразительному искусству

по любой программе:

– Изобразительное искусство и художественный труд (Б.М.Неменский и др.);

– Изобразительное искусство и художественный труд (Т.Я.Шпикалова и др.);

– Изобразительное искусство (В.С.Кузин);

– Другая программа.

В ходе педагогической практики студенты должны овладеть умениями:

– анализировать содержание программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

– подбирать наиболее подходящие формы, методы организации творческой и изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста;

 – разрабатывать и проводить уроки изобразительного искусства, направленные на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста.

Владеть

– умениями и навыками практической художественно-творческой деятельности;

– навыками организации изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.

– собственными навыками изобразительной деятельности в процессе выполнения творческих работ.

 

Требования к урокам.

–  Уроки изобразительного искусства необходимо разрабатывать с учетом специфики художественной концепции и содержательных особенностей программы.

– Урок должен содержать показ приемов изображения.

–  Обязательно использование наглядности, раскрывающей тему урока.

– В качестве наглядности использовать репродукции картин художников, фотографии, иллюстрации детских книг, произведения декоративно-прикладного искусства.

Своевременность консультирования с учителем-наставником по вопросам содержания и методики проведения предстоящих практиканту уроков. Своевременность представления окончательной версии развернутых конспектов уроков.

10) Качество представления материалов в отчете по педпрактике, приложение к отчету детских работ к каждому уроку изобразительного искусства и технологии.

- К каждому конспекту прилагается 5-6 работ учащихся либо фотография с урока, иллюстрирующая выполненные работы.

14. Требования к оформлению материалов по методике обучения музыке.

ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ВО 2-4 КЛАССАХ

Семестр

№ п/п Этап практики Виды работ, перечень заданий Трудоемкость в часах
1. Подготовительный 1. Студенты принимают участие в установочной конференции. 2. Студенты знакомятся с базой практики – школой, учителем, классом, в соответствии с приказом руководителя практики (первый день практики). Всего 6 недель
2. Основной 1. Студенты изучают программы и тематическое планирование по обучению русскому языку, литературному чтению, математике, естествознанию, ИЗО и технологии, музыке. 2.Студенты осуществляют наблюдение уроков учителя-наставника (русского языка, литературного чтения, математики, естествознания, ИЗО, технологии, музыки) и выполняют его методический анализ. 3.Студенты разрабатывают и проводят систему уроков русского языка, литературного чтения, математики, естествознания, ИЗО, технологии, беседу по музыке во втором, третьем или четвертом классе, проводят самоанализ проведенных уроков. 4. Студенты проводят экскурсию в природу. 5.Студенты проводят анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления их представлений о роли музыкальных занятий для развития личности ребенка. 6. Студенты разрабатывают, проводят контрольную работу по пройденному материалу на уроках русского языка и анализируют её результаты. 7. Студенты проводят урок контроля или разрабатывают проверочную работу по математике с последующим самоанализом. 8.Студенты проводят внеклассное мероприятие по математике, нацеленное на формирование у младших школьников интереса к математике, с дальнейшим самоанализом.  9. Студенты проводят внеклассное занятие по русскому языку и литературному чтению с последующим самоанализом. 10. Студенты выполняют задания по педагогике и психологии. 11.Студенты осуществляют самоанализ педагогической деятельности по каждой из методик. 12.Студенты оформляют дневники по педагогической практике (в 8 частях)  
3. Итоговый  1. Студенты принимают участие в заключительной конференции (предоставляют творческие отчеты от каждого образовательного учреждения).  

Дата: 2019-05-28, просмотров: 183.