Анализ программы и УМК по русскому языку, литературному  чтению и математике, естествознанию, изо и технологии, музыке (выполняется в первый день практики)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План анализа

1. Наименование программы, автор, год разработки/издания

2. Наименование УМК/системы или дидактической модели

3. Цели программы

4. Планируемые результаты

5. Объём в часах, в том числе по классам (в неделю, в год)

6. Основные содержательные линии и их особенности по сравнению с Примерной программой по математике (чтению, письму)

7. Особенности распределения учебного материала по годам обучения, наличие и распределение резерва учебного времени

8. Рекомендуемые формы организации учебной деятельности

9. Рекомендуемые виды учебной деятельности

10.  Рекомендуемые методы обучения

11. Методическое обеспечение (учебники, тетради с печатной основой, сборники тестовых и контрольных работ, электронные учебники и приложения к ним, поддерживающий сайт, методические рекомендации для учителя и др.)*

*для анализа рабочей программы учителя в период практики студенту следует отметить, какое методическое обеспечение имеет возможность и реально использует учитель-наставник

3. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование или их совмещённый вариант (выполняется в первый день практики).

4. Анализ наблюдения деятельности педагога-наставника (заполняется после первого дня практики, отмечаются типичные приёмы, методы, формы организации учебной деятельности учащихся).

Анализ урока рекомендуется проводить по следующему ниже плану:

Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения
Наблюдатель ФИО студента
Цель просмотра Методический анализ урока
Дата  
Учитель  
Класс  
Количество учащихся присутствующих на уроке Если возможно установить или примерное количество
Тема урока  
Тип урока  
Дидактическая задача урока  
Задачи урока: - образовательная, - воспитательная, -развивающая  
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи
Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника
Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели
Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий
Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока
Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные
Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся
Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче
Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики
Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы
Выводы  
Рекомендации  

 

Методика оценивания: оценка за выполненное задание зависит от полноты и качества выполнения и может составлять от 0 до 5 баллов, выставляется по аккумулирующему принципу:

Критерий Баллы
Соответствие общему плану анализа, чёткость структуры, логичность представления результата 1
Культура письменной профессиональной речи, уместное использование дидактической терминологии 1
Наличие оригинального содержания 1
Наличие выводов и рекомендаций 1
Объективность проведённого анализа 1
Итого 5

Требования, предъявляемые к разработке и проведению уроков русского языка.

1. Целенаправленность, чёткость и логика урока

1.1. Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

1.2. Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Формы предъявления:

· устная форма постановки целей и задач;

 · запись на доске (к концу урока должны узнать: …, научиться: …);

      · постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ.

1.3. Отбор содержания проводится в соответствии с темой и целью урока.

 Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели. Каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

1.4. Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока.

1.5. Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться оптимальным способом.

2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода.

 Основные направления работы:

· развитие связной речи (работа над текстом, пересказ текста, обучающие устные и письменные изложения и сочинения);

 · развитие синтаксического строя речи (работа над предложением и словосочетанием);

· словарно-лексическая и словообразовательная работа (работа по обогащению словарного запаса учащихся);

· работа над звуковой культурой речи (артикуляция, правильное произношение).

Требования к речи учащихся: содержательность; логичность; точность; выразительность; чистота речи; ясность речи; правильность речи.

3. Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке – 5–8 минут

2 класс – не менее 2 строк;

3 класс – 2–3 строчки;

4 класс – 3–4 строчки.

Требования:

· сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;

· образец учителя на доске;

· опора на анализ графических ошибок учащихся;

· связь с уроком (по возможности).

3.2. Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию.

Начало обучения – со 2 полугодия 2 класса.

Тетради в одну линию – с 3 класса.

3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся:

2 класс – после каждого урока;

3 класс – 2–3 раза в неделю;

4 класс – 1–2 раза в неделю.

Обязательное требование – учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится как отдельный этап урока (5–8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности.

Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой (подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.)

4.2. Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы – вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок – знакомство с новым словом, на 2-х последующих – отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

1) осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);

2) звуковой анализ слова (произносим – выделяем слоги – ставим ударение – интонируем все звуки);

3) зрительный образ слова (карточка);

4) орфографическое чтение;

5) установление разницы в произношении и написании;

6) решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);

7) запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;

8) подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;

9) определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1–2 можно записать).

Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов.

4.3. Этап закрепления – используются разнообразные приёмы:

· группировка слов по тематическому принципу;

· группировка по алфавиту;

· группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а; а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, сс);

· составление индивидуального орфографического словарика;

· зрительный диктант – «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;

· картинный диктант – учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, ученики записывают слова в тетрадях;

· диктант «Самоконтроль» – лист тетради делится на две части: «умею писать» (+) и «не знаю, сомневаюсь» (?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов;

3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов;

4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.

4. Организация сопутствующего повторения

Обязательным элементом каждого урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике: орфографические тренинги-пятиминутки, дополнительный орфографический разбор 1–2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.

5. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов разбора

На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

· звуко-буквенный (полный или частичный) – только устная форма;

· по составу слова (морфемный) – устная и письменная форма;

· слово как часть речи (морфологический) – только устная форма;

· предложения – графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

6. Учёт психологической природы формирования орфографического действия.

6.1. Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой со зрительной опорой, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля – диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).

6.2. Использовать на уроке диктанты различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).

Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила. Существует научная теория М.С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока).

7. Целевая установка учителя на безошибочное письмо.

Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, проговаривание по слогам, подбор проверочных слов,

сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

8. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

· сверка написанного с образцом (по книге);

· сверка написанного с записью на доске;

· взаимопроверка (ученики обмениваются тетрадями);

· учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками – обязательное требование учебной программы по русскому языку.

Следует различать следующие формы:

1) работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, – выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;

2) работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, – выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);

3) работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, – выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей надо научить выполнять работу над ошибками! Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи).

Работа над ошибками после контрольной работы проводится обязательно (на следующем уроке).

Методика проведения

1. Раздать тетради для контрольных работ.

2. Общая характеристика выполненной работы.

3. Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.

4. Коллективное выполнение работы над ошибками.

5. Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки, которые не были проработаны коллективно).

6. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

9. Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

1) проверка понимания содержательной части упражнения:

– Просмотрите домашнее упражнение.

– Что требуется сделать?

– На какое правило?

– Почему?

– Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны (Как оформить запись?)

10. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской) работы – проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2–3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).

Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

11. Выполнение общедидактических требований:

· лингвистическая грамотность урока;

· рациональное распределение времени на уроке;

· наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи – веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);

· индивидуальный и дифференцированный подходы;

· формирование общеучебных умений и навыков;

· учёт и использование межпредметных связей;

· перспективность и преемственность в работе;

· эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

 В практике школы используются разнообразные типы уроков, нередко элементы разных типов уроков взаимопроникают. Итак, в школьной практике выделяют: - урок повторения предшествующего учебного материала (в начале учебного года); - урок объяснения нового материала (урок новых знаний); - урок закрепления знаний (формирования умений и навыков); - урок обобщения знаний, совершенствования умений и навыков; - комбинированный урок; - урок контроля (проверки знаний, умений и навыков); урок итогового повторения (после изучения учебного раздела, в конце года); урок развития речи; урок анализа письменных работ (контрольных диктантов, изложений, сочинений).

1.Уроки повторения

Структура уроков предшествующего повторения может быть следующей: тема, цели урока; воспроизведение знаний по теории; тренировочные упражнения – различные виды практических работ, выявляющие умения пользоваться теоретическими знаниями; развитие навыков – различные виды работ самостоятельного, творческого характера; подведение итогов урока; домашнее задание.

Структура уроков предшествующего повторения может быть следующей: тема, цели урока; воспроизведение знаний по теории; тренировочные упражнения – различные виды практических работ, выявляющие умения пользоваться теоретическими знаниями; развитие навыков – различные виды работ самостоятельного, творческого характера; подведение итогов урока; домашнее задание.

    2. Комбинированный урок


В структуре комбинированного урока могут объединяться повторение, изучение нового, закрепление и обобщение. При этом отдельные элементы могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие – иметь различные варианты объединения.

Структура урока:

1) сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

2) актуализация опорных знаний, умений и навыков (проверка д/з, выполнение упражнений, написание диктантов с целью проверки усвоенного на предыдущем уроке материала, фронтальный опрос, работа по карточкам, самостоятельная работа по вариантам);

3) объяснение нового материала (правила), его восприятие и осмысление учащимися;

4) первичное закрепление знаний (коллективные формы работы);

5) формирование умений и навыков на готовом материале в неизменных условиях (тренировочные упражнения по образцу, заданию);

6) формирование умений на основе применения знаний в нестандартных условиях (творческие самостоятельные упражнения);

 7) подведение итогов, домашнее задание.

3.Урок обобщения знаний, умений и навыков

  Основные структурные элементы обобщающего урока:

1) объявление темы урока, постановка цели и задач;

2) воспроизведение знаний обобщающего характера;

3) систематизация знаний, формирование умений и навыков систематизации;

4) выполнение дифференцированных заданий с целью углубления теоретических знаний, совершенствования умений и навыков анализа языкового явления и его применения в устной и письменной речи;

5) контроль;

 6) подведение итогов;

 7) домашнее задание;  

8) оценка.

Обобщение изученного проводится в конце прохождения тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Наречие» и т.д., а также «Орфограммы в приставках», «Орфограммы в окончаниях» и др.

 4.Урок анализа ошибок

   Урок анализа ошибок, таким образом, включает следующие структурные элементы:

1) объявление цели урока;

2) сообщение учителя о результатах выполненной контрольной работы;

 3) работа над типичными ошибками (анализ ошибок, допущенных в диктанте, повторение правил, приведение примеров на правила);

 4) выполнение упражнений на те правила, на которые были допущены ошибки;

5) работа по исправлению индивидуальных ошибок;

6) задание на дом.

5.Урок объяснения нового материала

    Урок объяснения нового материала может состоять из следующих структурных элементов:

1) Сообщение темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся;

 2) Актуализация опорных знаний (целенаправленное повторение ранее пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний);

 3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала (создание проблемных ситуаций, постановка исследовательских задач, привлечение учащихся к изучению нового материала путём нахождения интересного в самом языке, использование элементов занимательной грамматики и т.п.);

4) Изучение нового материала с помощью различных методов (беседы, рассказа учителя, самостоятельной работы учащихся и т.д.): а) наблюдение над языком с целью выявления существенных признаков нового материала; б) работа по определению понятий и формулирования правил;

 5) Закрепление новых знаний, формирование умений и навыков;

 6) Задание на дом, подведение итогов.

     6.Урок закрепления знаний умений и навыков.

 Типологическими чертами структуры данного урока являются:

1) Объявление темы урока, постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся;

 2) Проверка домашнего задания учащихся;

 3) Воспроизведение усвоенных накануне теоретических сведений и практических умений и навыков;

 4) Сопутствующее повторение материала;

 5) Закрепление знаний, умений и навыков (дифференциация заданий для полусамостоятельной и самостоятельной работы учащихся);

 6) Задание на дом.

 Такой перечень структурных элементов является примерным. Сами структурные элементы в чистом виде реализуются редко, между ними нет чётких границ, они взаимопроникают при доминирующей роли одного из элементов. Так как это урок закрепления знаний, умений и навыков, то в структуре такого урока отсутствует элемент познания новых знаний.

   7.Урок проверки знаний, умений и навыков

Знания, умения и навыки проверяются на разных этапах учебного процесса. На каждом этапе проверка имеет разные функции. В начале изучения нового материала проверяются опорные знания для подготовки учащихся к усвоению новых знаний. Основная функция такой проверки – актуализация знаний и способов выполнения действий, необходимых для углублённого усвоения новых знаний. Урок, на котором проводится контрольный диктант, обычно содержит следующие структурные элементы:

1) Определение темы и цели урока.

 2) Краткое вступительное слово учителя (о характере контрольной работы, об авторе текста для диктанта, о его содержании и т.д.).

 3) Первичное чтение текста.

4) Проверка того, как учащиеся поняли текст диктанта, запись на доске трудных слов на непройденные правила.

5) Вторичное чтение текста для записи его учащимися.

6) Чтение текста с целью проверки написанного.

 7) Сбор тетрадей. Ответы на вопросы по поводу написанного текста.

8) Задание на дом.


Требования, предъявляемые  к уроку литературного чтения.

1. Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.

2. Комплексное решение нескольких задач:
формирование и совершенствование полноценного навыка чтения;
реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения.

3. Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.

4. Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения:
отработка способа и темпа чтения;
отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок);
формирование умения выразительно читать текст;
работа над пониманием текста (осознанность чтения).

5. Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения (Н.Н. Светловская)

6. Учет специфики жанра литературного произведения:
выбор вида чтения;
специфика анализа.

7. Отражение всех аспектов анализа художественного произведения:
познавательная сторона произведения;
воспитательная ценность произведения;
анализ художественных средств, образных слов и выражений;
развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения.

8. Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ЭСО).

9. Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.

10. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.

11. Положительная эмоциональная окраска урока:
общая атмосфера, психологический комфорт;
стиль речи учителя, учащихся;
мотивация деятельности учащихся;
свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися;

12.Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на оценку:
2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения (без отметок!);
3 класс – 1/3 страницы;
4 класс – ½ страницы.

13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке.

Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):
2 класс – 1–1,5 страницы учебной книги для чтения;
3 класс – 2–2,5 страницы;
4 класс – 3–3,5 страницы.

Требования к уроку чтения в начальной школе























Организация урока

· время на работу с текстом (3-5 мин);

· целостность урока и взаимодействие отдельных частей урока;

· какие наглядные пособия и ТСО использует учитель и как они воздействуют на восприятие материала.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 267.