Договор международной купли-продажи товаров: правовое регулирование, структура, содержание.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Международные торговые термины «Инкотермс».
Литература: [2], с. 48 – 80; [3], с. 123 – 150; [4], с. 124 – 153.
Методические рекомендации
Совершение (осуществление) любой внешнеторговой сделки состоит из следующих основных этапов:
1. Подготовка к заключению договора.
2. Заключение договора на определенных условиях.
3. Исполнение договора: подготовка товара к поставке, поставка товара покупателю, принятие товара и расчеты за товар.
Составление договора – самая сложная и ответственная операция в процедуре заключения внешнеторговой сделки. От того, как составлен договор, во многом зависит поведение сторон, поскольку именно он определяет условия сделки, права и обязанности сторон, их ответственность в случае неисполнения договора и т.д.
К основным источникам правового регулирования внешнеторговых договоров относят:
- международные договоры (конвенции, соглашения),
- национальное законодательство,
- торговые обычаи.
Международным источником правового регулирования отношений по купле-продаже является Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи 1980 года (Венская конвенция), принятая в 1980 г. и вступившая в силу в 1988 г. (в Республике Беларусь - с ноября 1990 г.).
Положения Конвенции регулируют порядок заключения договора, права и обязанности сторон, их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, определяют признаки международного характера договора, перечень объектов купли-продажи, на которые не распространяются положения Конвенции, формы договора купли-продажи, не затрагивая его содержания и вопроса прав собственности на проданный товар.
Венская конвенция состоит из четырех частей (101 статья).
I. Сфера применения и общие положения.
II. Заключение договора.
III. Купля-продажа товаров.
IV. Заключительные положения.
В Республике Беларусь основной законодательный акт, регулирующий отношения в этой сфере, – это Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Примером наиболее часто используемых торговых обычаев как источника правового регулирования договора купли-продажи являются Международные правила по толкованию торговых терминов (INCOTERMS). Данные обычаи представляют собой базисные условия внешнеторгового контракта купли-продажи.
Под базисными условиями в контракте купли-продажи понимаются специальные условия, определяющие обязанности продавца и покупателя по доставке товара на определенное место и устанавливающие момент перехода риска случайной гибели товара с продавца на покупателя. Они определяют:
- кто и за чей счет обеспечивает транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран морем и воздухом;
- положение груза по отношению к транспортному средству, определяющее обязанность продавца за установленную в контракте цену доставить груз в определенную географическую точку, погрузить товар на транспортные средства, подготовить его к погрузке или передать транспортной организации;
- обязанности продавцов в части упаковки и маркировки товаров;
- обязанности сторон по страхованию грузов;
- обязанности сторон по оформлению коммерческой документации;
- где и когда переходят от продавца к покупателю право собственности на товар, а также риск его случайного повреждения или утраты.
Базисные условия вырабатываются международной торговой практикой. В 1936 г. Международная торговая палата разработала и опубликовала международные правила по толкованию коммерческих терминов под названием «Международный коммерческий термин» (ИНКОТЕРМС). Новое, пересмотренное издание ИНКОТЕРМС вступило в силу в 2010 г. и содержит толкование коммерческих терминов.
Термины разбиты на четыре группы – E, F, C и D.
Группа E - ... (отгрузка «с завода») включает условие, согласно которому продавец считает, что он выполнил свое обязательство по поставке, когда передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии. Он не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем. Покупатель несет все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Данный термин возлагает на продавца минимальные обязательства.
Группа F - ... (основная перевозка не оплачена) включает условие, согласно которому продавец считает, что он продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте.
Группа C - ... (основная перевозка оплачена) включает условие, согласно которому продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанное место назначения; продавец должен обеспечить транспортное страхование.
Группа D - ... доставка товара за счет продавца до границы страны покупателя.
Структура и содержание контракта носят во многом индивидуальный характер и определяются как спецификой предмета сделки, так и степенью близости контрагентов.
Внешнеторговые контракты содержат несколько разделов, располагаемых в определенной логической последовательности. Эти разделы в кратком или подробном изложении входят во все международные контракты.
1. Преамбула и определение сторон.
2. Предмет договора.
3. Сроки поставки товаров.
4. Цена и общая сумма контракта.
5. Условия платежа.
6. Качество.
7. Упаковка и маркировка товаров.
8. Гарантии продавцов.
9. Штрафные санкции и возмещение убытков.
10. Страхование.
11. Обстоятельства непреодолимой силы.
12. Арбитраж.
В зависимости от объекта сделки контракты могут включать и другие разделы (технические условия, условия испытаний и приемки, требования к технической документации и т.д.). Эти разделы могут быть включены в основной текст контрактов или в приложения, являющиеся его неотъемлемыми частями.
Вопросы для самоконтроля
1. В какой форме должен быть заключен контракт, согласно Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров?
2. Какие существенные условия должны предусматриваться в контрактах купли-продажи, согласно законодательству Республики Беларусь?
3. В чем различие условий Инкотермс CIF и CIP?
4. Назовите преимущества и недостатки аккредитивной и инкассовой форм расчета продавца и покупателя.
5. На основании каких документов может осуществляться приемка товара по количеству и по качеству?
6. Какие способы определения качества товара наиболее распространены во внешнеторговой практике?
7. Охарактеризуйте функции, которые выполняет упаковка.
8. Как на практике оформляется рекламации при возникновении у покупателя претензий к качеству товара?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.