Органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь и их функции. Управление внешнеэкономической деятельностью в организации.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: сущность, методы (тарифные, нетарифные). Таможенный тариф. Методы определения таможенной стоимости товара. Таможенные процедуры. Международные товарные номенклатуры.
Литература: [1], с. 160 – 172, 189 – 200; [2], с. 280 – 291; [3], с. 30 – 76; [4], с. 46 – 82.
Методические рекомендации
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь является главой государства и исполнительной власти. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Высшим представительным и законодательным органом является Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, которое состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей рассматривает проекты законов по вопросам в области внутренней и внешней политики страны, по ратификации и денонсации международных договоров. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов. Закон представляется Президенту на подпись, после подписания он считается принятым и вступает в силу.
Главная задача Министерства иностранных дел (МИДа) - обеспечение разработки и реализации государственной внешнеэкономической политики, координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления.
На Министерство экономики возложена разработка социально-экономической стратегии, включая определение основных направлений развития ВЭС и формирования приоритетов во внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными странами, отвечающих экономическим интересам государства.
Министерство торговли осуществляет оперативную работу, связанную с практической реализацией мер государственного регулирования ВЭД (лицензирование, квотирование и т.д.).
Министерство финансов определяет финансовую политику в сфере хозяйственной деятельности, в том числе и во внешнеэкономической области. Оно участвует в регулировании экспортно-импортных операций, формировании и использовании государственного валютного фонда. Министерства финансов осуществляет деятельность в области кредитных и валютно-финансовых операций с другими органами, изучает валютно-финансовые проблемы, связанные с международным экономическим сотрудничеством, вносит предложения по совершенствованию валютно-финансовых отношений с иностранными государствами.
Государственный таможенный комитет (ГТК) - центральный орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий таможенное регулирование и контроль на территории Республики Беларусь. Это правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности.
Особое место в управлении внешнеэкономической сферой занимает Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ) - главный банк страны и ее эмиссионный центр. Он представляет интересы страны в центральных банках других стран, международных банках, иных финансово-кредитных организациях при условии осуществления сотрудничества на уровне центральных банков; выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление операций в иностранной валюте и на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных учреждений на территории Республики Беларусь.
В структуру аппарата регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности входят также Республиканские внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, а также общественные организации такие, как Белорусская торгово-промышленная палата (Бел ТПП) и различные Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами.
Основными видами внешнеэкономической политики стран являются протекционизм и свободная торговля. Протекционизм способствует увеличению экспорта в другие страны и всячески ограничивает импорт. Свободная торговля поощряет как экспорт, так и импорт.
Внешнеэкономическая политика Республики Беларусь регулирует все формы внешнеэкономических связей и определяет режим их осуществления, включая экспорт и импорт товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, движения валюты и т.д.
Система регулирования внешнеэкономической деятельности условно включает тарифные, нетарифные методы; валютное, таможенное, налоговое регулирование, а также поддержку отечественного товаропроизводителя.
Тарифное регулирование - это порядок формирования и применения таможенного тарифа, правила обложения товаров таможенными пошлинами (налогами, сборами) при их перемещении через таможенную границу Республики Беларусь.
Основой тарифного регулирования является Закон «О таможенном тарифе», который определяет такие понятия, как таможенный тариф, пошлина, ставка.
Таможенный тариф - это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка Республики Беларусь при его взаимодействии с мировым рынком.
Таможенная пошлина - специальный налог, которым облагается товар иностранного производства, ввозимый на таможенную территорию страны.
Таможенная ставка — величина таможенной пошлины. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от физических и юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Советом Министров, они зависят от торгово-экономических отношений со странами мира, от социальной значимости товаров.
Классификация таможенных пошлин:
1. по направлению движения товара:
- импортные;
- экспортные (используются крайне редко);
- транзитные.
2. по способу установления ставок:
- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
- комбинированные, объединяющие адвалорные и специфические пошлины. При таможенном оформлении конкретной партии товаров применяется та из двух ставок, которая больше.
3. по направлению действия пошлин:
- преференциальные;
- дискриминационные;
- антидемпинговые.
4. по экономическому характеру:
- фискальные;
- протекционистские.
5. по сложности таможенных пошлин:
- одноколонные (ставки одинаковые для всех стран);
- многоколонные (ставки разные и зависимости от страны происхождения товара).
6. по времени действия:
- постоянно действующие;
- временные;
- сезонные;
7. по назначению:
- специальные;
- компенсационные.
Таможенные пошлины устанавливаются исходя из таможенной оценки товара, так называемой таможенной стоимости товара.
Таможенная стоимость товаров — это разновидность стоимости товара. В ее определении участвуют продавец, покупатель и таможенные органы, на ее основе определяется величина таможенных платежей.
В таможенную стоимость включаются цена товара и расходы по доставке товара до границы Республики Беларусь, понесенные покупателем.
Для начисления различных таможенных платежей устанавливается таможенная стоимость. Она определяется по следующим методам: по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1), по цене сделки с идентичными товарами (метод 2), по цене сделки с однородными товарами (метод 3), вычитание стоимости (метод 4), сложения стоимости (метод 5), резервным методом (метод 6).
К нетарифным ограничениям относятся технические нормы, санитарные стандарты, квотирование и лицензирование, добровольные ограничения экспорта, государственные закупки, антидемпинговые меры и т.п.
Вопросы для самоконтроля
1. Оцените эффективность выполнения своих функций различными органами управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь.
2. Какова система местных органов управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь?
3. Какие органы государственного управления занимаются вопросами привлечения и функционирования иностранных инвестиций в экономике Беларуси?
4. Прокомментируйте особенности управления внешнеэкономической деятельностью в организации.
5. Какие документы по внешнеторговым сделкам оформляют специалисты внешнеторговых отделов производственных организаций?
6. Какие функции в области регулирования внешнеэкономической деятельности организации выполняют отделы сбыта и маркетинга?
7. Охарактеризуйте систему таможенно-тарифного регулирования в Европейском союзе.
8. Какие льготы по уплате таможенных пошлин предусмотрены законодательством Республики Беларусь?
9. Какие существуют ограничения на использование метода по цене сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости?
10. Какие таможенные режимы предпочтительно использовать при ввозе сырья и материалов предприятием-изготовителем?
11. Как установить соответствие кода товара по ТН ВЭД с кодом по ГС?
12. В чем сущность системы «tax free»?
13. Объясните порядок перемещения товаров и валюты физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь.
14. Какие меры нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и перемещения товаров через таможенную границу применяются в Республике Беларусь?
Тема 3. Международные коммерческие операции. Подготовка внешнеторговых сделок
Международные (внешнеторговые) коммерческие операции (сделки): сущность, виды.
Подготовка внешнеторговых сделок: поиск и выбор контрагентов, коммерческие предложения, обоснование цен, оценка эффективности.
Литература: [2], с. 29 – 48;; [3], с. 77 – 87, 105 – 118; [4], с. 82 – 91.
Методические рекомендации
Внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования осуществляется путем проведения коммерческих операций - определенных приемов по подготовке и налаживанию сотрудничества с зарубежными партнерами. Действия, направленные на установление, изменение, прекращение правовых отношений в области внешней торговли называются внешнеторговые сделки.
Классифицировать международные торговые сделки можно в зависимости от предмета сделки и каналов сбыта. По признаку предмета сделки их делят:
- на сделки купли-продажи товаров;
- сделки купли-продажи услуг;
- сделки купли-продажи научно-технической продукции.
В процессе подготовки и осуществления внешнеторговых операций участники прибегают к детальному изучению потенциального круга возможных контрагентов, конкретных фирм и организаций, а так же действующих контрагентов и конкурентов..
Выбор контрагента в большой степени зависит от характера сделки (экспортная, импортная, компенсационная и т.д.), а также предмета сделки. При этом возникают 2 вопроса: в какой стране и у какого иностранного контрагента лучше купить или продать необходимый товар.
Выбирая страну, наряду с экономическими соображениями учитывают, прежде всего, характер торгово-политических отношений с этой страной: предпочтение отдается тем, с которыми имеются нормальные деловые отношения, подкрепленные договорно-правовой основой и которые не допускают по отношению к нашей стране дискриминации.
При выборе фирмы исключительно важно изучить различные аспекты деятельности потенциальных партнеров, учитывая такие критерии, как:
• технологический – изучение технического уровня продукции фирмы, ее технологической базы и производственных возможностей;
• научно-технический – сведения об организации НИР и ОКР и затратах на них;
• организационный – изучение организации управления фирмой;
• экономический – оценка финансового положения и возможностей фирмы;
• правовой – изучение норм и правил, действующих в стране потенциального партнера и имеющих прямое или косвенное отношение к сотрудничеству.
Выделяют ряд принципов, которые позволяют объективно подойти к выбору партнера-контрагента.
Основные принципы выбора фирмы-контрагента:
1. степень солидности делового партнера, под которой подразумеваются количественные показатели деятельности (так называемые показатели производственно-рыночной деятельности фирмы), масштаб операций, степень платежеспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки.
2. деловая характеристика – деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью при исполнении обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров.
3. учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты отдают предпочтение тем фирмам, которые хорошо себя зарекомендовали в прошлом.
Механизм изучения фирм состоит из:
- сбора информации,
- систематизации полученных сведений,
- составления фирменного досье.
Информация, полученная из различных источников, систематизируется, анализируется и заносится в досье на фирму.
Досье фирмы включает ряд документов, которые подготовлены специально сотрудниками внешнеэкономических служб. К документам, обязательным для заполнения, относятся:
- карта фирмы;
- сведения о переговорах с фирмой;
- сведения о деловых отношениях.
Один из завершающих этапов подготовки внешнеэкономических сделок – установление контактов с потенциальными зарубежными партнерами с помощью оферты, запросов и заказов.
Вопросы для самоконтроля
1. Какая форма регистрации более предпочтительна для малого предприятия в Республике Беларусь, намеревающегося организовать производство товаров и занимающегося импортом товаров?
2. Каков порядок формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями в Республике Беларусь?
3. Назовите источники информации о ценах на внешних рынках.
4. Политика государственного регулирования цен в Республике Беларусь предполагает установление фиксированных цен на ряд товаров. Как это влияет на осуществление экспортных операций?
5. Какие объективные и субъективные факторы следует принимать во внимание при проведении переговоров с зарубежными партнерами?
Дата: 2019-05-28, просмотров: 235.