Тема 1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современные тенденции мирового экономического развития.

Международные экономические организации и их роль. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Современное состояние внешнеэкономических связей Республики Беларусь. Иностранные инвестиции и оценка инвестиционного климата. Платежный баланс, его содержание и анализ.

Литература: [2], с. 8 – 27; [3], с. 5 – 23; [4], с. 259 – 265.

 

Методические рекомендации

В современных условиях все более заметными становятся рост взаимосвязей и взаимозависимостей мировых общественных процессов, увеличивающаяся целостность мира, материальной основой, одним из важнейших проявлений которой выступает мировое хозяйство. Мировое хозяйство (мировая экономика) представляет собой систему экономических взаимосвязей различных по социально-экономической природе и уровню развития стран и соответствующую ей систему международных экономических отношений.

Экономическую основу мировой экономики составляет международное разделение труда, представляющее собой систему многосторонних экономических связей, основанных на специализации разных стран на производстве отдельных видов продукции и формирующихся под воздействием таких факторов, как:

- природно-климатические различия, неодинаковая обеспеченность природными ресурсами;

- географическое положение страны, ее расположение относительно мировых транспортных путей и рынков сбыта;

- различия в технической оснащенности производства и квалификации работников;

- особенности исторического развития и т. д.

Основными тенденциями развития международных экономических отношений в настоящее время являются процессы международной экономической интеграции, глобализации и регионализации мировой экономики.

Экономическая интеграция – формирование (при активном участии государственных структур) устойчивых всесторонних связей между национальными хозяйствами двух и более стран, в ходе которого происходит взаимопроникновение процессов воспроизводства, научное сотрудничество, образование тесных хозяйственных, научно-производственных и торговых связей.

Глобализация свидетельствует о становлении всемирного хозяйства и процессе постепенного стирания экономических граней между странами и континентами.

Регионализация означает создание целостных региональных хозяйственных комплексов с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.

В современной мировой экономике структурно оформились три ведущих торгово-экономических блока – Западноевропейский (ЕС), Североамериканский (НАФТА) и Азиатско-Тихоакеанский (АСЕАН). Растет значение Китая.

Развитие современной мировой экономики характеризуется и множеством других особенностей – повышением роли транснациональных корпораций (ТНК), возрастанием значения малого и среднего бизнеса, развитием свободных экономических зон (СЭЗ), функционированием большого количества оффшорных центров.

Повышается роль международных экономических организаций. Среди которых можно выделить следующие:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле – Всемирная торговая организация ГАТТ/ВТО;

- Организация Объединенных Наций (ООН);

- Международная организация труда (МОТ);

- Международный валютный фонд (МВФ);

- Международная торговая палата (МТП);

- Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве проявилась в создании Содружества Независимых Государств (СНГ). К СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Таможенный союз – соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. 

10 октября 2000 года было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (договор вступил в силу 30 мая 2001 года).

27 ноября 2009 года был подписан Договор о Таможенном кодексе. Были утверждены Единый таможенный тариф ТС (введен в действие с 1 января 2010 года), Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и другие международные документы, направленные на осуществление единого таможенно-тарифного регулирования.

 С 1 июля 2011 года Таможенный союз начал функционировать полноценно: был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном, все виды таможенного контроля и оформления были перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

1 января 2012 года было сформировано Единое экономическое пространство (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана и России.

2 февраля 2012 года начала функционировать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП.

С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). К ЕАЭС уже присоединилась Армения. Площадь ЕАЭС превышает 20 миллионов квадратных километров, численность населения, проживающего на его территории, составляет около 170 миллионов человек.

Стратегически важной целью для Республики Беларусь является определение ее внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечение плавности вхождения в мирохозяйственные связи.

Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами, т.е. это совокупность всех экономических ресурсов (продукции, услуг и т.д.), которые могут быть использованы во внешней торговле.

Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий. Для Республики Беларусь это прежде всего:

1.              выгодное экономико-географическое положение;

2.              развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;

3.              многоотраслевой промышленный комплекс4

4.              созданный научный и инновационный потенциал;

5.              достаточно мощная строительная база;

6.              значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

7.              высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;

8.              многосторонние внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Важнейшими экономическими показателями, определяющими внешнеэкономический потенциал страны:

1.              Объем производства ВВП, в том числе на душу населения.

2.              Удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП.

3.              Доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.

4.              Показатели, характеризующие состояние платежного баланса.

Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь регламентируется Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и нормативными актами соответствующих государственных структур.

Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата.

Инвестиционный климат – это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.

По форме контроля или целям вложения международные инвестиции делятся на:

•                прямые инвестиции;

•                портфельные инвестиции.

 П рямые инвестиции являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении.

П ортфельные инвестиции не дают права контроля за объектом вложения, а всего лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода.

Прямые иностранные инвестиции осуществляются, главным образом, путем:

а) долевого участия в капитале местных предприятий, когда инвестор, может реально влиять на управление данным предприятием.

МВФ прямыми инвестициями считает те, которые охватывают 10 и более процентов акционерного капитала и дают возможность участвовать в управлении предприятием;

б) создания новых и расширения существующих филиалов и учреждений, а также предоставления им возместимых авансов;

в) предоставления долгосрочных займов на установление или поддержание длительных экономических связей со сроком погашения свыше 5 лет.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Выскажите общее суждение о влиянии интеграции на развитие мировой экономики.

2. Каковы основные преимущества вступления Республики Беларусь в ВТО?

3. Прокомментируйте участие Республике Беларусь в международных организациях?

4. Представительства каких международных организаций работают на территории Беларуси?

5. Каковы основные цели и задачи Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России?

6. Какая международная финансовая организация разрабатывает руководство по платежному балансу? Какова ее роль в регулировании платежных балансов страны?

7. Назовите страны, которые являются основными внешнеторговыми партнерами Республики Беларусь (из числа промышленно развитых стран и стран СНГ). Дайте характеристику товарной структуре импорта и экспорта Республики Беларусь.

8. Какие виды иностранных инвестиций преобладают в Республике Беларусь?

9. Охарактеризуйте инвестиционный климат в Беларуси.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.