Самим словом «маат» изначально обозначали мерный стебель тростника или палку.                                                                           
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 mD – глубокий                                                            

 метёлка цветущего тростника                                                               

 Колонна джед                                                                                                                  Колонна джед - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Ее рисовали на стенах гробниц, ее изображение надевали на шею в качестве амулета и живым, и мумиям. Ее очертания отразились в иероглифической письменности: иероглиф «колонна» означает «постоянство» и «долговечность». У этого фетиша очень древнее происхождение. Одни ученые считают, что изначально джед был деревом. Глава 155 Книги мертвых связывает его с позвоночником Осириса и, следовательно, со смертью. Поэтому этот знак часто изображали внутри саркофагов. Другие же видят в нем ниломер, столб, измерявший уровень разливов Нила. Слишком значительный или слишком слабый подъем воды плохо сказывался на урожаях, и мерный столб позволял узнать, к чему быть готовым.                                

Джед (др.егип., сред.егип.- Дид, позд.егип., демот.- Дет, копт.- Джег, финик., лат.- Men-det-is) - фетиш Осириса, столп, символизировавший деревянную стойку, в которой, согласно мифу, был заключен ларь с телом Осириса в Библе. Изготавливался из вставленных друг в друга пучков тростника (намек на Поле Тростника). Четыре каната, при помощи которых поднимался и фиксировался огромный Джед, были закручены на концах спирально и своими направлениями указывали точки восходов и заходов Солнца. Культ Осириса в дельте Нила очень древен, его называли "богом Бузириса", и поклонялись в образе дерева с осыпавшейся листвой (если мы верно понимаем значение его иероглифического знака). Впоследствии теологи объявили, что дерево представляет позвоночный столб Осириса.                        

Усар (калм.- воды)                                                             Wsrw - весло, гребец.             

                                              

                                                                                                

Усир, Асар (Осирис, Озирис)                            

Мемфис, где Осирис был утоплен в воде.                                                   

Осирис, проявлялся в разливе нила.

Расположенные в различных городах могилы Озириса находятся обычно на острове; подъём и спад воды символизировали смерть и воскрешение.                                                

                                      калм.- деед Усар > др.егип.- дед Усир > джед Осириса                    

Деед (калм.-1- верхний; деед бий а) красное, почётное место в доме; б) уст.- место, где находятся бурханы. 2- высший; верховный)                                                       Усар (калм.- воды)                                                      Верхний уровень воды при разливах нила                                                 

                            
Рис. 57. Джед Осириса в Абидосе Рис. 58. Ларец из Абидоса                                                                            

Деед (калм.-1- верхний; деед бий а) красное, почётное место в доме; б) уст.- место, где находятся бурханы. 2- высший; верховный)                                                                               

Деер (калм.-1- на вопрос где? наверху, вверху; на вопрос куда? наверх, вверх, кверху, доверху. 2- высоко. 3- с исх. пад.- чаще, больше; лучше. 4- в составном определении - выше, ранее, раньше. 5- при удвоении основы в вин. пад.- одно на другое, друг на друга, раз за разом, подряд, часто, беспрестанно. 6- между повторяемыми основами служит для выражения превосходной степени – из, над; совсем уж, вовсе; ещё больше. 7- с прич. прош. времени и качественными именами – пока. 8- с пирч. буд. времени – перед самым. 9- на, в, над, при)

Деерк (калм.- верхний, находящийся на верху)

Герин деерк давхр (калм.- верхний этаж дома)  

Дееҗ (калм.-1- угощение-жертвоприношение божеству. 2- продукты, довольствие доставляемое знатным особам, двору)                 

Деерв (калм.- выше, лучше) >                            Дөрв//Дөрвн (калм.- четыре, четырёх)                                                                                               Дөрвн-Өөрд (Четыре-Близких) Дербен-Ойраты             

[После этого к кошме, на которой сидит будущий правитель, подходят четыре заранее назначенных, также пользующихся в народе особым авторитетом и уважением, представителя знати, которые поднимают углы кошмы выше своих голов и вновь опускают на землю.]

У якутских шаманов связующим звеном при путешествиях шаманов в Верхний мир были особые коновязи - сэргэ, на которых делали зарубки, означающие остановки шамана, когда он восходил вверх или, наоборот, спускался вниз.

                                                         

Слева направо: Столб джед, Озирис в виде джеда

Дед (Дид, Джед, Джег, Дет, Тет, Тьет)   - колонна, столб.

Джед (др.егип.- вечность, незыблемость)                                      

Имя Пе­пиде­де (Пе­пи про­чен) сок­ра­щалось в Де­де

 

                                      

НОСИТЕЛЬ НЕБА                                                                                                                           Обычно в качестве носителя неба выступает бог. Первым здесь называют Шу, "который поднимает небо дыханием своего рта"; своими сильными руками он поддерживает тело богини Неба Нут. Другим носителем неба является бог Хех; он изображается стоящим на коленях с поднятыми руками. Также и Анхурет (Онурис), оказывается в роли носителя неба, и в Новом царстве он часто отождествляется с Шу. Согласно "Текстам Пирамид", небо подпирается столбом джед.

Колонна (столб) джед - это доисторический фетиш, значение которого не вполне ясно. Возможно, он является стилизованной копией дерева жизни, лишенного листьев, или, может быть, столбом с насечками. Вернее всего точка зрения, что джед был первоначально столбом для постепенного привязывания к нему злаковых колосьев. Столб играл роль в сельских религиозных обрядах плодородия; он был знаком власти, в котором должна была сохраняться сила зерна. Отсюда он стал символом времени и вошел таковым в знаковую картинку (иероглиф). Уже в Древнем царстве в Мемфисе имелся особый жрец "джеда, достойного уважения", даже столичный бог Мемфиса Пта назывался "джедом, достойным уважения". В Мемфисе возник также ритуал "установки джеда", которую совершал сам царь с использованием веревки и при помощи жрецов; символическое действие указывало на ожидаемую продолжительность царствования. Через отождествление Пта с богом некрополя Сокарисом, а последнего опять-таки с Озирисом с началом Нового царства бывший фетиш стал символом Озириса. При этом джед означал позвоночный столб бога. На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался джед как символ отождествления мертвого с Озирисом. Установка столба джеда символизирует также победу Озириса над его противником Сетом, который "положил джед на бок". Из-за включения его в символику потустороннего мира джед становится имеющим глубокий смысл украшением умерших.

            

ТАТХ (КАЛМ.- СТЯГИВАТЬ)                                                    ТЕТ – СВЯЩЕННЫЙ ПОЯС, УЗЕЛ ИСИДЫ, КОТОРЫЙ ОНА ПОВЯЗАЛА ОСИРИСУ, ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА, КРОВЬ ИСИДЫ.                                                                                         

 

Первые атрибуты для культа - деревянные шесты с закрепленными связями пшеницы. Для праздничности их перевязывали красной лентой - поясом. Это был символ новой жизни и сезона. В разных регионах фетиш делали по-своему. Порой это были связки тростника.                                     

 этот иероглиф трактуют как - кусок сложенной ткани, огласовка на англ.– S. на русск.- С.

иероглиф трактуют как - путы для скота, огласовка на англ.- ТH, Т. на русск.- Ч. 

 

Сур (калм.-1- ремешок, ремень. 2- ремённый, кожаный)

Чөдр (калм.- путы; тренога)  

Сур чөдр (калм.- ремённая тренога)

Сүүр (калм.-1- основание, фундамент; база. 2- основание. 3- место, сиденье. 4- подставка подо что-либо; пьедестал)                                            

Герин сүүр тәвх (калм.- закладывать фундамент дома)

                                                              

                                            Казахская юрта    

СБОРКА ЮРТЫ, ИЗ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ В ЕДИННУЮ КОНСТРУКЦИЮ, ПОКРЫТИЕ ЕЁ ВОЙЛОКОМ, А ЗАТЕМ ОБВЯЗЫВАНИЕ ЕЁ ВЕРЁВКАМИ, СХОЖЕ НА ТО, КАК ПО МИФУ АНУБИС СОБРАВ ВМЕСТЕ С ИСИДОЙ И НЕФТИДОЙ РАЗРУБЛЕННЫЕ ОСТАНКИ СВОЕГО ОТЦА ОСИРИСА, СОДРАЛ С СЕБЯ  ШКУРУ ЧТОБЫ ВОССОЗДАТЬ В НЕЙ, ЕГО ЦЕЛОСТНОСТЬ.                                             

 

    рис.- Раннее изображение Ориона

  рис.- Ориона

 

[ЗВЕЗДЫ

Звезды были "обитателями Дуата", нижнего мира, царства мертвых. По этой причине они называются "свитой Озириса", который является хозяином умерших. Согласно древним верованиям, на звездах живут умершие, и было благочестивым желанием многих египтян жить как маленькая лампа под ночными созвездиями; отсюда украшение гробниц звездами. В особом почитании находились звезды вблизи Полярной звезды, которые считались "вечными", поскольку они не опускались на запад. Главную звезду южного неба, Орион, египтяне называли Сах; уже в древности он отождествлялся с Озирисом. И в религиозных текстах говорится, что опечаленная Изида в образе Сириуса (по-египетски Сойдет, греческое искаженное Софис) следует за Орионом, "прекрасной душой Озириса". Небесный круг египтяне делили па 36 частей, из. которых каждая стояла под знаком звезды или ее образа, называемых египтянами «дежурными звездами», а греками - деканами. Деканы часто назывались "36-ю богами неба", из которых каждый управлял десятидневкой. В греко-египетском магическом папирусе описания взаимосвязей между звездами, с одной стороны, и металлами, животными и частями тела человека, с другой, вероятно, были заимствованы через персидское господство с Ближнего Востока. Оттуда пришло и стремление к изображению животных в храме Дендеры.]                                                                  

 Авдр (калм.- сундук, ларь)

Деревянный сундук для одежды как неотъемлемый предмет войлочной тюркской юрты и монгольского гэра:

Название на тюрко-монгольских языках:

Кыргызский, казахский, хакасский языки - абдыра

Казахский северо-восточный говор - äбдірä

Казахский южный, центральный и западный говор - сандыкь

Кыргызский язык – сандыкь

Татарский язык - сандыккь

Башкирский язык - һандыкь

Уйгурский язык - сандукь

Тувинский язык - аптара, аптыра

Шорский язык - амдара

Халхаский язык - авдар

Калмыцкий язык - авдр

Бурятский язык - абдар

Бурятский язык восточных групп (агинских) - кит. ханза

Тунгусо-маньчжурские языки - абдора

Фарси - абдари                                                                               

                                                                                                         afDt (др.егип.– сундук, ларь), в котором заперли Осириса.   

                                                  

  afDt – сундук.

 afDt – ларь.           слово аfti-t, древнее аfd-t, что значит «коробка, ларец, ящик».                                                                        

Йос//Йосн (калм.-1- власть. 2- общепринятое правило, обычай, традиция; порядок совершения какой-либо церемонии. 3- пристойность)                                                                                 

Йоста (калм.-1- имеющий власть. 2- должно, должно быть, надо, следовало, следует, надлежит, должен, должны. 3- настоящий, действительный, неподдельный, хороший. 4- истинно, поистине)                                                           

«М е с т о» (is-t) – один из египетских терминов, обозначавший административное учреждение, место, где находится власть.                                                                 

Ка-Сет 6 ном Нижнего Египта со столицей Кхасуу (…йос), божество – Амон-Ра.

Уас - является характерным египетским иероглифом, означающем слово власть.                                                                         

Уаст (др.егип.- властвующий город)  

Йос//Йосн (калм.-1- власть. 2- общепринятое правило, обычай, традиция; порядок совершения какой-либо церемонии. 3- пристойность)                                                                                     

Хату (калм.- твёрдый, жёсткий, крепкий, прочный) 

Wsxt - зал, суд.                                                                                                                                                          

Wsxt - зал, суд.                                                                                          

  Wsxt - зал, суд.                                                                                   

Эти наместники, которые всегда носили гордое звание «первый после царя» – , выполняли две роли – судьи и администратора. Наместник был – судьей и – главой округа (возможно, именно так переводится второй из этих титулов) в подчиненной ему части страны, а если там находился большой город, он также был правителем ( ) этого города.                        

Сооружая для него помещение для праздества (wsht hbjt), где должны совершать празднества обе земли в красоте (своей).

Таким образом, «великий дом», в котором жил царь, был не только жилищем бога (его «горизонтом», как привыкли говорить египтяне), но и местом, где находилось правительство, сердцем страны. Это двойное назначение отражалось в планировке царского дома: он всегда делился на две части – внешнюю, служившую для приемов, и внутреннюю, жилище «благого бога». Внешняя часть представляла собой просторный двор, окруженный крепостной стеной , и носила название усехет – «пустота». Внутренняя часть была богато украшенным узким зданием, которое называлось аха — и находилось у задней стороны стены. Эти две части дворца были строго отделены одна от другой, особенно в эпоху Древнего царства, когда звание придворного чиновника говорило о том, к какой из этих частей относится его обладатель. Царские приемы происходили в усехете, и поэтому высшие правительственные сановники, «великие люди юга» и судьи, назывались «наблюдающие из прихожей», «начальники, допущенные в прихожую» или «управляющие письменными делами, допущенные в прихожую». А вот дворец аха был домом царя, и потому, если кто-то назывался «начальник, допущенный во дворец», значит, это был либо принц, либо личный служитель царя, его «гофмейстер». Сам дворец в эпоху Древнего царства тоже делился на много разных частей. В нём был – большой зал с колоннами, в котором собирался совет.        

У (калм.- 1- просторный, обширный, широкий, привольный. 2- простор, ширь, приволье) + Сег (калм.- навес) + суффикс Т.

Сех (др.егип.- навес)

Сооружая для него помещение для праздества (wsht hbjt), где должны совершать празднества обе земли в красоте (своей).

Йосн-Уга. Йос-Уга.                                                                                             

Йоснго (калм.-1- не соблюдающий правил приличия, неблагопристойный. 2- не следует, не должно)                              

Исефет, Асфет (др.егип.- непорядок, зло) Перо, Засов, Випера, Хлеб - Воробей.    

Египтяне Древнего царства мысль о «грехе» выражали словом асфет, и следующие слова: «Унас пришел в землю Саса (то есть огня); Унас положил там правду (маат) вместо асфет» отчетливо показывают, что асфет есть нечто противоположное маат, или правде, и может переводиться как «неправда, ложь, зло, грех, обман и т. д.». В более поздних текстах Асфеттиу или назывались мятежные демоны Дуата, или бунтовщики, неверные и богам, и людям. Бог по имени Атер Асфет, иначе говоря, «тот, кто уничтожает мятеж или грех», упоминается в Текстах пирамид, но ничего не известно о его функциях и происхождении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  nf - неправильный, сделанный неправильно.                                                                                 

   m nf - неправомерно.                                                                          

Уга (калм.-1- отсутствие. 2- нет. 3- отсутствующий. 4- не, без- бес-, без. 5- нет. 6- и, ни)

wx - ночь.                                                                     wxA - глупый, поступить глупо.                           

wxA - невежественный, некомпетентный человек, глупец, дурак.                                                                   wht – отказ.                                                                        whi – исключать.                                                            whi - бежать, скучать, не получится, будет отменено, отсутствовать.

 xm - не знаю.

 - незнать.

Сетх Эм Уха – «Сетх в вечерних сумерках»     

Калмыцкая поговорка -

Хотя на небе много звезд, но они не светят, как солнце и луна - оhтрhуд одн кедү олн болв чигн, нарн сар мет герл уга.

Герл (калм.- свет, освещение; луч)                                                                                                     Уга (калм.-1- отсутствие. 2- нет. 3- отсутствующий. 4- не, без- бес-, без. 5- нет. 6- и, ни)                                                                                                                              

Герех, Герехт - Отсутствие, Ночь.        

 grH - ночь.                                                      

 ночь, темнота.                    

Хату (калм.- твёрдый, жёсткий, крепкий, прочный)

Хату юмн – твёрдое тело

Хат//Хет (др.егип.- тело; душа - тела)                                     Хат (др.егип.- рыба)                                                                                                                        

             

Два больших праздника Нила проводились ежегодно в середине июня и середине августа. Во время первого богиня Исида проливала слезы в Нил, чтобы река поднялась. Ночь, в которую произошло это событие, называлась «Герх-эн-хатуий» , арабы назвали ее «Ночью слез». Великий папирус Гарриса № 1 доказывает, что египтяне делали богатые дары Нилу во время, когда уровень воды должен был подняться.

Алтн hасн (калм.- золотой кол, свая)                                                Бат одн (калм.- неподвижная звезда)                        Төв (калм.- центр, середина)                                                               

Ту́ве (ранее Центральный аймак; монг. Төв аймаг?, ᠲᠥᠪ ᠠᠶᠢᠮᠠᠭ ) — аймак в Монголии.                                                                         

Название тувинского народа «тыва» упоминается в летописях Суйской (581-618 гг.) и Танской (618-907 гг.) династий Китая в форме дубо, тубо и тупо. Также название «туба» упоминается в 239-ом параграфе Сокровенного сказания монголов.                                                                 

  Еще в древности жители Северного полушария замечали, что Полярная звезда неподвижна, а другие звезды вращаются вокруг нее.                                                                                                              

[Полярная звезда является ярчайшей и ближайшей к Земле пульсирующей переменной звездой типа дельта Цефея с периодом 3,97 дня. Но Полярная звезда - очень нестандартная цефеида: её пульсации затухают за время порядка десятков лет: в 1900 изменение яркости составляло ±8 %, а в 2005 году - приблизительно 2 %. Кроме того, за это время звезда стала в среднем на 15 % ярче. Полярная звезда на самом деле представляет собой тройную звёздную систему. В центре системы располагается сверхгигант Полярная А (α UMi A), превосходящий наше Солнце по яркости в 2000 раз и по массе в 4,5 раза.]                                                           

Туба – полярная звезда в др.Египте.                                             Тубан – недвижимая полярная звезда, вокруг которой движутся все звёзды, это образ творца в др. Египте.                                                                                             

Тубан (Thuban). От арабского ту'бан - "змея".                             

Около 5000 лет тому назад (в период 3500-1500 гг. до н. э.) среди ярких звезд Тубан был наиболее близок к северному полюсу мира и был поляриссимой того времени.

[Виктория Ветрова          

Дата: 2019-05-28, просмотров: 668.