Найманский компонент в этногенезе ногайцев и его параллели у других народов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этническая история ногайского народа основывается на конкретных племенах, входивших в разные эпохи в состав различных объединений и союзов: тюркских племен (XI-VIII в. в.), Печенежского (IX-XI в. в.), Кыпчакского (XI-XIII в. в.) союзов, Золотой (XIII-XV в. в.) и естественно, Ногайской Орд (XIV-XVI в. в.).

Ногайская Орда, образованная в конце XIV в., вобрала различные племена: уйсуны, канглы, уйгур, кыпчак, найман, керейт, конгырат, дурмен, катаган, кенегес, мангыт, байдар, бодырак, булгар, кобан, байис и другие, которые в настоящее время бытуют у ногайцев. Одними из самых распространенных среди них являются представители племени НАЙМАН.

В VI-XI в. в. НАЙМАНы вместе с уйгурами составляли государство тогуз-огузов [1]. Считается, что найманы кочевали, «… на обширной территории между Хангаем и горными хребтами Алтаин-нуру, в долине р. Черного Иртыша и озера Зайсан-нор» [2]. А по последним научным изысканиям: «Владения найманов простирались: с востока на запад — от верховьев Селенги и Орхона до Тарбагатая; с севера на юго-восток— от Танну Ола до восточных отрогов Алтая» [3].

У найманов было свое государственное образование (ханство) с зачатками функций государства, у которого была письменность, основанная на уйгурском алфавите [4], «… были свои государи, из которых известен Кара-кыш. По смерти его у них был государем брат его, Инат. При Чингис-хане они имели у себя государя, которого звали Таян-хан, у него был сын Кючлюк. Их жилища находятся в той части Монголии, которая зовется Каракорум» [5].

К 1218 году государство найманов было разгромлено Чингис-ханом окончательно, после чего найманы и часть других племен откочевала на запад, а другая ушла в составе войск Чингис-хана.

Монгольское завоевание повлияло на миграцию, разрушение, раздробление не только найманов, но и многих других племен, участвовавших позже в формировании как ногайцев, так и других народов. Во время походов разношерстные, но хорошо дисциплинированные и обученные войска татаро-монголов захватили большую территорию. После Золотой Орды представители найманов, сохранив самоназвание племени, влились в состав многих народов, внося оригинальную долю в их материальную и духовную культуру. В XIV веке в формировании Ногайской Орды, наряду с представителями других племен, мы видим и найманов [б].

В отношении первоначального языка найманов существует два взгляда. Их в последнее время довольно кропотливо проследил М. С. Муканов, поддержавший, и, на мой взгляд, наиболее достоверную теорию тюркского происхождения языка найманов [7].

Основываясь на том, что «найман» легко переводится с монгольского числительного как «восемь», В. В. Бартольд, И. Н. Березин, Б. Я. Владимирцов полагают, что найманы были монголоязычные.

Сторонники тюркоязычности найманов, по-моему, приводят более весомые аргументы. Н. А. Аристов, например, считает, что свое название найманы скорее всего получили от названия «… реки Найма, притока Катуни, и что на ней они первоначально обитали»[8]. Рассмотрев вопрос на основе анализа китайской хроники «ляо-ши», к теории о происхождении найманов на тюркской основе пришла и Л. Л. Викторова [91. Изучив многие данные, в частности имя хана найманов Инанди (древнетюркский инан — верить), «Белга»— «мудрый» (древнетюркский «бил»— «знать») английский ученый Г. Ховорс не нашел особых данных, чтобы отнести язык найманов к монгольскому. Попутно сверим с ногайскими словами: «инан» по-ногайски «ыйнан»— верить, «белга» по-ногайски «бил» — знать».

Приводимые Абул-Гази имена государей найманов также подтверждают их тюркское происхождение, например, Каракыш, Инат, Кючлюк, соответственно, на ногайском языке «суровая (кара— имеет несколько толкований —Р. К.) зима», «верный», «имеющий силу».

В пользу тюркоязычности найманов говорят и их родовые названия, которые легко понятны современному тюркоязычному читателю: баганалы-найман (найманы с подпоркой), балталы-найман (найманы с топором), тарак-найман (найманы с расческой) и т. д. «Найманы, — пишет выдающийся казахский ученый Чокан Валиханов, — одно из древних тюркоязычных племен, игравшее активную роль в истории в период XI-XV в. в."[10].

Думается, что вопрос о языке найманов еще не ограничится и данной статьей.

Известно, что предки ногайцев приняли мусульманскую религию в составе Золотой Орды при Берке-хане. Но также известно, что некоторые племена, участвовавшие в формировании ногайского народа, до этого исповедовали разные религии, вобравшие в себя реликты не только домусульманских, но и, видимо, дохристианских верований. Дело в том, что и найманы одно время проповедовали христианскую религию. Отмечая, что в самой Монголии христианство было распространено еще до Чингис-хана, академик В. В. Бартольд пишет: « Не только христианские, но и мусульманские источники называют христианами найманов в Западной Монголии и кераитов в Восточной Монголии»[11].

В составе ногайцев «… первое место по многочисленности семей, носящих его, принадлежит названию найман» [12], — писал Н. Семенов в XIX в. Архивные документы подтверждают, что в начале XIX века среди ногайцев Северо-Западного Прикаспия были целые объединения под общим названием «найманов куб» с родовыми подразделениями: карналык, ускюбе, котан, бакай улу, камыш-бсрден, шурша, келеулу, кадраш, казан аджи, мойнапа и другие. Среди ногайцев, вынужденных уйти из Северного Причерноморья и Крыма в 1850-1866 годы в Турцию, также было множество представителей племени найман: акмсчеть найман, биюк найман, кучук найман, кара найман, онгар найман, аре найман и другие [13]. Среди ногайцев Нижнего Поволжья в середине XIX века были также разные роды: шугуш найман, баганалы найман, шобалчи найман и другие [14].

Среди современных ногайцев представители племени найман сохранили не только племенное название, но и родовое, отличая при этом их по эмблематическим знакам тамгам. Рассмотрим их по местам расселения.

Ногайцы Бабаюртовского района Дагестана подразделяются среди найманов на следующие роды:

Y —багана найман (найман опоры), Т —эргенек найман, —кирес найман (найманы вошедшие).

Представители племени найман у ногайцев Ногайского, Кизлярского, Тарумовского районов Дагестана и смежного им Шелковского района Чечено-Ингушетии, Нефтекумского района Ставропольского края имеют сходные тамги, а также отличительные. Приведу сначала названий родов, ибо не все помнят тамги: тогыншы найман, мойнапа найман, калем-берден найман, бакай найман. Из них имеют тамги:

Х — ашамайлы найман, —эргенек найман, — келаул найман, мойнапа найман, шорша найман, — бакай найман, Y — багана найман.

У ногайцев Нижнего Поволжья мноюза фиксированы тамги: Т — найман, У —багана найман. Среди кумских ногайцев, которые живут в Минераловодском районе Ставропольского края у представителей племени найман зафиксированы три разновидностей тамг: , T, Y.

У кубанских ногайцев более четко сохранилось племенное название, ибо представители ногайцев носят фамилию «Найманов». Также четко подразделяются по родам и тамгам: —тарак найман, Т — багана найман, Т — шоькиш найман, Х — ашамай найман.

Таким образом, мы описали зафиксированные уже в наше время родовые названия племени найман и их знаки. Едиными для всех этнических групп ногайцев, являются знаки-тамги: , T, , Y. Они повторяются почти в каждом ауле, подтверждая генетическое единство этих групп ногайцев.

Теперь обратимся к историческим источникам. Что они говорят об этих тамгах, их названиях?

Н. Семенов у ногайцев Северо-Восточного Кавказа зафиксировал следующие знаки: тараклы-найман (гребень-найма и), f — кылыш-найман (сабля-найман), Х — челек-найман (ведро-найман) Т— баганалы-найман (столбовой найман). Этим тамгам аналогичны тамги, зафиксированные мной уже в настоящее время у ногайцев Нижнего Поволжья и отмеченные Т. А. Трофимовой: V, T. А в прошлом веке здесь же П. Небольсин у найманов зафиксировал тамги: Т—шугуш тамга (молоток), Y—баганалы, т. е. столб; / —шобалчи ил илип; ГП —хантамга или тарак, т. е. ханская тамга или гребень. Данные об этнониме «найман» у ногайцев говорят, что он генетически восходит к секиз-огузам и найманскому государству и близкими как по названиям, так и по форме тамг, являются данные по казахам.

У ногайцев есть род эрнегек найман (найман плетня), а у казахов «носят имя ергенекты-найман с тамгой ергенек Н», [15], пишут В. В. Востров и М. С. Муканов; аналогии есть у узбеков — терс, тамгалы, баганалы, ергенекты [16], у киргизов булгачы-найман [17].

Точные этнические и этнокультурные связи существовали между ногайцами и татарами. Они отразились и на этнонимике этих народов.

В истории татарского народа известно, что феодальная верхушка часто обменивалась династийными браками. Дочь ногайского бия Юсупа Сююбийке была замужем за татарским казанским царевичем. Связи отразились и на топонимии Татарстана. На территории современной Татарии есть топонимы НАЙМАНОВО, НАГАЕВО. К сожалению ногайский компонент в формировании татарского народа основательно еще не изучен.

Исторические факты свидетельствуют, что ногайцы имели этногенетические и этнокультурные связи с башкирами. По исследованию Р. Г. Кузеева: «Шестой, по нашей классификации ногайский, пласт в родоплеменной этнонимии исторически связан с возвышением Ногайской Орды и ее политической ролью в Поволжье и в Башкирии в XV -первой половине XVI в. Сложный и драматический период ногайско-башкирских отношений завершился в середине XVI в. уходом основной части ногайцев на юг… Оставшиеся в Башкирии группы явились одним из компонентов башкирской народности на заключительной стадии башкирского этногенеза [18].

Представители племени найман оказались и в среде каракалпаков [19].

Даже не полный перечень существующего материала об этнониме НАЙМАН у ногайцев, у других народов, с которыми ногайцы имеют давние этногенетические связи, еще раз доказывает, что найманский компонент занимает в этногенезе многих народов существенное место. Будучи, по нашим исследованиям, тюркоязычным по происхождению, найманский компонент участвовал в формировании главным образом тюркоязычных народов, хотя в составе Золотой Орды были разноязыкие народы. Присутствие в составе ногайцев этнонима НАЙМАН, наличие его в этнонимике многих народов, указывает на их единые этногенетические корни.

1. Петров К. И. Очерк происхождения киргизского народа. —Фрунзе.1963. С.7.

2. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. —М.,1957. С.196.

3. Сандаг Ш. Образование единого монгольского государства и Чингисхан // Татаро-монголы в Азии и Европе. —М., 1977. С.24.

4. Бартольд В. В. Соч. М., 1968. Т.5. С.108.

5. Родословное древо тюрков. Соч. Абул-Гази, хивинского хана. Перевод и предисловие Г. С. Саблукова. —Казань. 1914. С.42.

6. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. —М., 1971. С.200.

7. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего Жуза. — Алма-Ата. 1974. С.43.

8. Аристов Н. А. Заметки об этническом составе…// Живая старина. 1896. Вып. З и 4. С.361.

9. Викторова Л. Л. К вопросу о найманской теории происхождения монгольского языка и письменности XII-XIII в. в. //Ученые записки ЛГУ, серия востоковедческих наук. No 305; Вып.12.1961. С.149.

10. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. Т.1. Алма-Ата,1961. С.638.

11. Бартольд В. В. Соч. Т. V. М.,1968. С.108.

12. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб.1895. С.387.

13. Скальковский А. О ногайских колониях Таврической губернии //Памятная книга Таврической губернии. Симферополь.1867. Вып.1. С. С.420,424,430.

14. Небольсин П. Очерки Волжского низовья. СПб.,1852. С.40.

15. Востров В. В., Муканов М. С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата. 1968. С.65.

16. Радлов В. В. Этнографический обзор тюркских племен Южной Сибири, Джунгарии. Томск.1887. С.23.

17. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.,1971. С.37.

18. Кузеев Р. Г. Опыт исторической стратификации родоплеменной этнонимии башкир //Ономастика Поволжья. З. Уфа,1973. С.19.

19. Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1950. С.56.

Источник inosmikzcul.canalblog.com

Информация BAD_BOY25 (14 Января 2011)

   

Крест potent

Один из главных геральдических крестов. Составлен из четырех Тау-крестов. Назван от французского слова potence - "опора", поскольку его форма напоминает опоры, применявшиеся в древности. Называется, кроме того, Крестом-молотом. Эта форма креста особенно часто употребляется при украшении храмов, церковной утвари, святительских облачений. Подобные кресты, заключенные в круг, видим на святительских облачениях.                                                                                                            

Найма́ны (от монг.- найман - «восемь») - средневековый кочевой центральноазиатский народ. Языковая и этническая принадлежность найманов является дискуссионным вопросом.              

                          Четыре опоры поддерживающие крышу неба.                             Небо - крыша, поддерживаемая четырьмя опорами, каждая из которых охраняется божеством. Четыре ноги коровы заменяют здесь четыре опоры неба. Восемь божеств-хех, возможно, восходят к божествам, охраняющим опоры, которые представляли собой четыре стороны света. Четыре, число сторон света, всегда считалось священным у египтян.   

[Однако на большой высоте у коровы закружилась голова, и она задрожала. “Тогда величество Ра сказал: „Если б только я имел число-хех [значение: миллион божеств?], чтобы поддержать ее". Этими словами он сотворил (восемь) божеств-хех”, которые поддерживали ноги небесной коровы. Наконец, Ра повелел богу Шу поместиться под коровой, чтобы поддерживать ее брюхо и стеречь восемь божеств-хех.]

Их, Ихи (монг.- большой)                                                           Ихе (икё, ихё, экё) - по-монгольски значит "большой".

Нәәм//Нәәмн (калм.- восемь, восьмой)              Найм//Найман (монг.- восемь, восьмой)                                                                                  

Ик-Нәәм (калм.- великая восьмёрка)                                                     Ах-Нәәм (калм.- глава восьмёрки)

Город Хемену (Унуресу, Гермополь) город восьми, где Тот почитался как глава восьмёрки.                                                       

[Хнум (др.егип.- Хнама, позд.егип.- Хнум) - бог в облике барана или человека с головой барана. Хранитель истоков Аписа (Нила), повелитель вод и податель наводнений, бог плодородия и урожая, покровитель разрешающихся от бремени.

Хнум имел власть над судьбой человека, творцом которого он считался. Согласно мифу, он вылепил первых людей из глины на гончарном круге. Вместе с Сатис и Анукет составлял Триаду. Супругами Хнума считалась Нейт и богиня-воительница Манхи, богиня-львица. Священное животное Хнума - баран.

Хнум изначально олицетворял энергию Солнца в весеннее равноденствие; его образом было созвездие Овна.]            

Хнум (егип.- H’mun - "Восемь"; копт.- "Шмун") - в мифологии древних египтян - божество плодородия и, согласно легенде, основатель г. Гермополя, где почитали огдоаду ("восьмерку" богов), отсюда происхождение имени.                                                                                                

Теех (калм.- носить, перетаскивать; возить)       

Ра сказал Тоту: «Ты только посмотри, сын Исиды таскает этого несчастного за ноги». Тот ответил, что по этой причине место отныне будет называться «Атех» 2.                                                               2 Игра слов:  и  .                                                          

                          Теех (калм.- носить, перетаскивать; возить)   Бүстә (калм.- с поясом)                                                                                                                                       меш­ки - тех­бу­сате                                                                                                 

                               Эн-Баа (уст.калм.- это бамбук)                             nbA (др.егип.- шест для ношения)                                                                                                                                                      

                 

Жрецы, несущие модель священной лодки Ра                                         

Затем он создал статую отца своего Амона на тринадцати шестах[1], украшенную золотом или металлом чам, лазуритом, бирюзой и всевозможными драгоценными камнями, тогда как прежде величество этого бога было на одиннадцати шестах. Также создал он статую Птаха, владыки Жизни, и образ его драгоценный тоже украшали золото или металл чам, лазурит, бирюза и всякие ценные камни, тогда как прежде величие этого бога была отмечено семью шестами. Фигура Птаха, первоначально стоявшая в святилище в Мемфисе, была только на шести (?) шестах.                                                                                                                           

Примечание - [1] Имеются в виду шесты для переноски статуй.  

                                                    

             

                                                        

Праздник «техи», что означает «опьянение», отмечался в первый день второго месяца, и его старался никто не пропустить. Первый день первого месяца сезона посева считался праздничным во всем Египте. В каждом номе и в каждом городе хотя бы раз в году устраивали празднества в честь местного бога и покровителя. Поскольку боги египтян отличались любовью к путешествиям, а также гостеприимством, каждый мало-мальски значительный храм предоставлял убежище многим богам. Так, Птах из Мемфиса имел свой алтарь в Карнаке, а покровительница Имета богиня Уаджет – в Танисе. В праздниках местных Богов обязательно участвовали все египтяне, но при этом они не должны были забывать и добрых богов соседей. Умащенные маслами, в новых одеждах, люди стекались в храм, приносили дары и получали право пить, есть и кричать во всю глотку. Некоторые праздники отмечались даже тогда, когда в ближайшем храме не было святилища чествуемого бога. В такой праздничный день не следовало начинать новое дело и вообще рекомендовалось воздерживаться от всяких работ.                        

Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр - священный город Иуну - Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранныхстолбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название - Город Солнца - Гелиополь.                                                        Зет (калм.-1- верхняя часть ногтя; конец, кончик ногтя. 2- верхний острый конец унины)                                          Шор (калм.- 1- штык. 2- копьё. 3- вертел, шампур)                         Шор (калм.- острый конец унины)  

Ре­конс­трук­ция во­рот с пи­лона­ми, обе­лис­ка­ми, ста­ту­ями и штан­дарта­ми. Храм Амо­на-Ра в Лук­со­ре                                                                                                                                иероглиф обелиск                                                                                                                                         

Греки называли эти колонны «обелисками», то есть «заостренными». Египетское название колонн – Лучи Богов. Большинство таких колонн были установлены – всегда парами у ворот, ведущих в храм.                      

По-др.египетски - "техен" - "маленький луч".     

Обелиски

Эти солнечные лучи египтяне называли «техами», а греческое слово «обелиск» (obeliscus) в дословном переводе означает «копьё». Он служил у древних египтян символом постоянства и олицетворением солнечных лучей.

Слово обелиск - греческое, и означает собственно копьё; египтяне же называли памятники этого рода "техами". Обелиски большей частью иссечены из гранитного монолита и испещрены иероглифами; они ставились попарно, преимущественно перед пилонами храмов, а также при входе в гробницы древнего царства».                                                                               

3                                                           Как символ времени, пальмовая ветвь встречается в иллюстрациях второго "часа" книги Амдуат, где изображены фигуры трех богов со знаками renpet в руках. (илл.3). Их имена - "открыватель времени", "хранитель времени" и "носитель" - показывают важность контроля над временем для благополучного входа умершего в вечность.                                                                                                                     

Теех (калм.- носить, перетаскивать; возить)          

Шавдх (калм.-1- хлестать. 2- подгонять. 3- прищёлкивать)                                                    Шавдур (калм.- мухобойка)                                      

жез­лы: ша­буд и пу­га.                                                                                                            

Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет – «носители жезлов» и Ахаи-т – «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.                                                   

Бы­ли так­же мно­гочис­ленные раз­но­вид­ности по­сохов, за­имс­тво­ван­ные из дру­гих стран, нап­ри­мер, по­сох жи­телей Ха­на­ана, ко­торый са­ми ха­на­анеи на­зыва­ли ше­бет , а егип­тя­не -шабд.                                                                              

 Анджети, бог древнеегипетского города Джеду. Его изображения известны в облике человека с двумя перьями на голове, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках. На Осириса позднее были перенесены функции, а вместе с ними и атрибуты Анджети. Посвящённый Анджети столб «Джед» стал талисманом Осириса.

Старейшим известным нам богом нома был Анджети  , а его детерминативом в Текстах пирамид — сокол, стоящий на жердочке, с двумя перьями  на голове. Еще он изображался так:  На голове у него два пера, сзади с головы свисает лента, в правой руке посох пастуха , в левой — некий инструмент, который может быть кнутом  .                                                                                                                                            

ПЛЕТЬ                                                                                                     Так называемая плеть (по-египетски "нехех") состоит из короткой рукоятки с двумя или тремя свисающими полосами или нитками жемчуга. Она толковалась как пастуший кнут, который стал знаком власти через бога Анецти, "Главы восточных номов". Другое первоначальное значение плети – опахало от мух. Плеть – постоянный атрибут богов Озириса и Мина. Уже в Древнем царстве она располагается на спинах животных, освященных богами. Плеть как символ власти служит также царям.   

Гелиосфера                                                                                                                                    Гелиосфера — область околосолнечного пространства, в которой плазма солнечного ветра движется относительно Солнца со сверхзвуковой скоростью. Извне гелиосфера ограничена бесстолкновительной ударной волной, возникающей в солнечном ветре из-за его взаимодействия с межзвёздной плазмой и межзвёздным магнитным полем.

Первые 10 миллиардов километров скорость солнечного ветра составляет около миллиона километров в час. По мере того, как он сталкивается с межзвёздной средой, происходит его торможение и смешение с ней. Граница, на которой происходит замедление солнечного ветра, носит название границы ударной волны; граница, вдоль которой уравновешивается давление солнечного ветра и межзвёздной среды, носит название гелиопаузы; граница, на которой происходит столкновение межзвёздной среды с набегающим солнечным ветром — головная ударная волна.

Понятие «гелиосфера» является частным примером более общего явления — астросферы (и в ближайшее время единственным доступным для исследования изнутри). Применительно к произвольным звёздам в англоязычной литературе также может использоваться синонимичный термин «пузырь звёздного ветра». При этом физика формирования и существования пузырей в основном аналогична физике гелиосферы.                                                                                                                                  

Хату (калм.- твёрдый, жёсткий, крепкий, прочный)                                                                      Аhар (калм.-1- воздух, атмосфера//воздушный, атмосферный. 2- погода. 3перен.- сфера, пространство)                                                            

Хатхор, или Хатор («дом Гора», то есть «небо») - в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности и красоты, а также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

                                                           

Хара (калм.- праздный, свободный//праздно, свободно)

«Жаркий» здесь в смысле «праздный», «нерабочий». Известно, что в очень жаркие дни не работали, но это слово стало уже специальным обозначением простоя в работе. Ср.«Папирус Гуроб».

Хру (др.егип.- день)

Харцх (калм.1- ястреб. 2- общее название ястребов из подсемейства соколиных)                   

Аhар (калм.-1- воздух, атмосфера//воздушный, атмосферный. 2- погода. 3перен.- сфера, пространство)   

Аһарт (калм.- воздухе)                                                                                                

Эфир (греч.- Αἰθήρ (Айтер), (лат.- Aether), от (греч.- αἰθήρ (айтер) - "воздух") Бог воздуха (горного воздуха, воздуха на той высоте, где живут боги), сын Эреба и Никты)                                                        

Аеrо (анг.- воздух)

Хор, Гор (др.егип.- ḥr, «высота», «небо»)

имя Хор, что значит «горный», «небесный» (от слова «Hrt» - «небо»). Напомним, что и имя богини Хатхор означает «дом горного», «дом небесного». Имя Хор, естественно, более всего подходило соколиному богу.

Харт-Нитр (Небо Богов).   

Нrt (Херт) (др.егип.- то, что вверху, небо)                                              

Гор («Небесная Высь», др.егип.- Хара, Хар, сред.егип.- Хар, позд.егип.- Хор, Хур, Хер, демот.- Хор, Хур, Хер, Наг/ /Ног.) - земное воплощение божественной энергии Солнца.                                    

Хара (тод бичг - чёрный)                                       

Хар (калм.-1) 1- чёрный, тёмный. 2- чистый без примесей. 3- простой, простонародный. 4- чёрный, физически тяжёлый. 5- дурной, скверный; вредный; порочный, преступный. 6- самый сильный; самый. 2) 1- только лишь; исключительно; совсем. 2- очень, слишком. 3) 1- чёрный о шахматных фигурах. 2- зло; преступление, злодеяние. 3- чёрный о цвете)              

Хур (араб.- чёрный) Хурии-Гурии (Черноокие)             

Кара шанырак (казах.- чёрный обод, чёрный обруч), соотносился исследователями с небосводом.                                                     

                                                            калм.- Хар, Хара (Харач – круг, матица юрты) и 4 столба (бахн), поддерживающие крышу юрты.

                                                         др.егип.- Хар, Хара (Гор – бог ястреб) и 4 сына – столба (бехен), поддерживающие Нут – богиню неба, небосвода, крышу неба.                                                                                                         

SH – СЕХ (НАВЕС)                     

                                                                   bxn - загородный особняк                                                                                                                                                                                                                                                                                bxnt - опора                                                                                                                                                 bxnt - опора                                                                                                                                                 bxnt - опора                                                                                                                                                          

                                                     bxnty – опоры                                                                    

  shnt ≈ bxnt

Царь жил во двор­цах (het) (Тек­сты пи­рамид, § 14), ко­торые име­ли раз­личную ар­хи­тек­ту­ру и наз­ва­ние, в за­виси­мос­ти от то­го, был ли это Дво­рец Вер­хне­го Егип­та (per-ur) или Дво­рец Ниж­не­го Егип­та (per-neser) (там же, § 852). Вмес­те два этих двор­ца пред­став­ля­ли две об­ласти (iterti) (там же, § 731, 757, 1882) не­ба или зем­ли. Они сим­во­лизи­рова­ли Два Егип­та, ко­торы­ми пра­вил царь. Пе­ред двор­цом воз­вы­шались шес­ты (senut).                                                                           

[Теперь «воздвижение Сенти Гора» имеет отношение к словам, которые Сет произнес к своим последователям, говоря: «Установите Сенти».]  

иероглиф -  опора неба.

Четверо детей бога Гора. Их скипетры образовывали четыре столба , которые поддерживали небо.                             

                                                                                          Четыре колонны, опоры, в виде буквы игрек символизируют четыре опоры, которые поддерживают «небеса».                                                 

                                                      Между рогами коровы и перед грудью начертаны иероглифы «хех», что означает «миллионы» или «множество божеств». Можно толковать это как указание на несчетное количество звезд. Перед нами — космогоническая аллегория. Символический характер фигур подчеркивается тем, что боги не прилагают особых усилий для поддержки опор небосвода (четырёх ног Нут), а Шу лишь касанием пальцев поддерживает огромное тело Нут.

                                                  Четыре опоры поддерживающие крышу неба.                                  Небо - крыша, поддерживаемая четырьмя опорами, каждая из которых охраняется божеством. Четыре ноги коровы заменяют здесь четыре опоры неба. Восемь божеств-хех, возможно, восходят к божествам, охраняющим опоры, которые представляли собой четыре стороны света. Четыре, число сторон света, всегда считалось священным у египтян.   

 3

Иногда царь поддерживает небо и, таким образом, порядок и космос (илл. 3, фигура царя повторена четырежды, соответственно сторонам света).                                   

[Четыре – это число небесных направлений, так, уже в "Текстах Пирамид" (470) говорится о космическом быке с четырьмя рогами, который следит за небесными путями. Четыре лица, снабженных рогами, образуют верхнюю часть пудреницы Нармера; это богиня неба, которая со всех сторон взирает на победу своего сына (царя). Всеобщность бога-творца Хнума показывается в четырех ипостасях его сущности; он – ба бога Ра (небо), Шу (воздушное пространство), Геба (земля).и Озириса (подземное царство); как ба равных божеств он также называется бараном Мендеса. Число четыре имеет значение в культе мертвых: четыре человека несут гроб, все инструменты и утварь с четырьмя сторонами, также канопэ с внутренностями умершего, которые охраняют четыре сына Гора; четыре богини (Изида, Нефтида, Нейт и Селкет) защищают алтарь канопэ. Сыновья Гора связаны с четырьмя сторонами света: Имеет в человеческом облике – с югом, Хапи с головой обезьяны – с севером, Дуамутеф с головой шакала – с востоком и Кебелсенеф с головой сокола – с западом. Психоаналитик К. Г. Юнг указывает на аналогию с видением Иезекииля, где четыре херувима (с лицами человека, животных и птицы) символизируют четыре стороны света.]

У Хора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.                                                                                              

Управляли Небесной Лестницей четыре человека-сокола, «дети Гора», которые были «моряками в лодке Ра». Их называли «четырьмя юношами», «детьми Неба». Они «приходили с восточного края неба… готовили две лодки для Царя, чтобы царь мог пойти к горизонту, к Ра». Именно они готовили для фараона «То, что возносит на Небо».                                  

[в «Мистериях» начало ритуалов совпадает: и там и тут мы видим разлив, наполняющий водой пруды и потоки, через которые умерший царь должен переехать, чтобы достигнуть восточного берега неба, где рождаются боги и где возродится и он, видим деревья, которые помогают ему достичь этого берега. И там и тут заботится об этом Гор, роль которого исполняет молодой фараон, преемник умершего, и которому помогает Тот; и там и тут несут ладью четыре сына Гора. Из примечаний к «Мистериям» мы знаем, что роли сыновей Гора играли сыновья или внуки царя.

Очень показательно, что этих же четырех сыновей Гора мы встречаем опять-таки в начале обрядов заупокойного ритуала по данным как росписей гробниц вельмож, так и текстов «Libro dei funeralii».]

[То, что обряды, отраженные в этих текстах, относятся именно к концу заупокойной службы, подтверждается аналогиями из позднейших ритуалов. Так, в конце заупокойного ритуала в росписях гробницы везиря XVIII династии Рехмира и при этом как раз около таблицы жертв изображена сцена подъема статуи покойного везиря вельможами, изображающими детей Гора, причем жрец Гор говорит: «Осирис, начальник города, везирь Рехмира правогласный! Дал я тебе детей Гора под тебя, да несут они тебя, да будешь ты силен в них! Дети Гора... поспешите под отца вашего Осириса Рехмира! Поднимите его!» (рис. 8) [Virey, 1889, табл.30, 35]. Такая же сцена подъема статуи умершего царя вельможами — «детьми Гора» имеется в конце «Мистерий Сенусерта I», где она также предшествует заключительным жертвам и ритуальному пиру [Sethe, 1928a, с. 221, сцена 37]. А в надписях разобранной нами части северной стены, залы саркофага Неферкара и именно перед таблицей жертв в изречении 648 мы читаем: «Осирис Неферкара! Дал тебе Гор четырех этих детей своих, да будешь ты силен в них! Сказал он им: Поспешите под Неферкара, поднимите его!» Перед нами, таким образом, текст, почти дословно совпадающий с текстом Рехмира и, несомненно, тесно с ним генетически связанный.

                                                                       Семеры поднимают статую Рехмира. Роспись из гробницы Рехмира]

[Тайны и загадки Древнего Египта

Калифулов Николай Михайлович

Скульптура Древнего Египта

В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.]


Дата: 2019-05-28, просмотров: 762.