Реформирование военной организации рассчитано на длительный срок. Военная реформа осуществляется в два этапа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На первом этапе (до 2000 г.) проводится оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил. В этот период разрабатывается и утверждается новая военная доктрина, активно ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по вооружениям нового поколения, средствам боевого управления и связи, технологиям двойного назначения.

На втором этапе (до 2005 г.) предусматривается обеспечение качественного совершенствования сокращенных Вооруженных Сил, повышение их боеспособности, переход на контрактный принцип комплектования, продолжение разработки образцов вооружений следующих поколений.

Предполагается, что в течение ближайших восьми лет военная организация государства будет в основном реформирована. А в последующие годы начнется масштабное перевооружение армии, флота и других войск на образцы техники, которая будет служить в XXI веке.

Таким образом, военная реформа призвана повысить обороноспособность страны, привести армию, флот и другие войска в соответствие с требованиями времени. В результате реформы будут повышены качественные параметры Вооруженных Сил, их возможности по решению стоящих и перспективных задач. Улучшатся условия службы всех категорий военнослужащих, возрастет благосостояние их семей, повысится престиж военной службы и социальный статус человека в погонах. Основной акцент в проводимой реформе делается на повышении качественных параметров Вооруженных Сил

Итогом военной реформы должны стать численно сокращенные армия, флот и другие войска, при этом они будут кардинально реорганизованы, хорошо обучены и оснащены технически. Их высокая боеспособность и боеготовность обеспечат надежную защиту нашего Отечества.

 

Содержание и особенности современного этапа военной реформы

 

Руководителю занятия рекомендуется разъяснить слушателям, что современный этап военной реформы – это ее первый этап. Главная его задача и основное содержание – это оптимизация структуры, боевого состава и численности Вооруженных Сил.

В чем же конкретно это выражается и каковы особенности развернувшегося реформирования военной организации нашего государства? Как практически осуществляется военная реформа?

Следует, прежде всего, отметить, что идет процесс заметного сокращения Вооруженных Сил. Это важная особенность нынешнего этапа военной реформы. В 1997 г. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 200 тыс. военнослужащих. Штатная численность армии и флота к концу 1998 г. составила 1,2 млн. военнослужащих. Она – вполне оптимальна. Количество гражданского персонала в течение полутора лет (с начала реформы и до конца 1998 г.) уменьшилось с 600 до 300 тыс. человек, т. е. вдвое. Сокращается численность и всех других войск.

Значительно сокращено количество министерств и ведомств, имеющих в своем составе воинские формирования. А там, где воинские формирования сохраняются, они переводятся на контрактную основу. Отныне призывной контингент будет направляться только в пять силовых структур: Вооруженные Силы, Федеральную пограничную службу (ФПС), Внутренние войска (ВВ), Железнодорожные войска (ЖДВ) и ФАПСИ (войска правительственной связи).

Сокращение Вооруженных Сил и других войск при всей своей масштабности и сравнительно коротких сроках не носит обвального характера. Оно осуществляется в целом продуманно и организованно. Разумеется, при этом возникает немало и проблем. Скажем, в течение нынешнего этапа военной реформы (до 2000 г.) из Вооруженных Сил будет уволено почти 300 тысяч офицеров, прапорщиков и мичманов. 60 % из них еще не имеют права на получение военной пенсии, а 70 % – не имеют гражданских специальностей. Творческий потенциал большинства увольняемых военнослужащих еще далеко не исчерпан. В связи с этим правительство разработало и осуществляет Федеральную целевую программу переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, уволенных с военной службы. Созданы и работают в основном в крупных городах различные курсы.

Сокращение Вооруженных Сил при всей своей значимости – не главное в их реформировании. Главное состоит в оптимизации структуры и боевого состава, в улучшении управляемости и технической оснащенности войск. Поэтому осуществляется крупная организационная перестройка Вооруженных Сил. Это одна из основных особенностей современного этапа военной реформы.

Во второй половине 1997 г. произведено объединение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), Военно-космических Сил (ВКС) и войск ракетно-космической обороны (РКО). Создан по существу качественно новый вид Вооруженных Сил (хотя он и сохраняет название Ракетные войска стратегического назначения). В ходе интеграции РВСН, ВКС и РКО значительно укреплены элементы, реально работающие на боеспособность и боеготовность. В то же время устранены параллельные, дублирующие звенья. До конца 1998 г. расформировано около 200, сформировано и переформировано свыше 50 воинских частей, учреждений и организаций, сокращено несколько тысяч должностей военнослужащих, в том числе свыше 2,5 тысячи должностей офицеров и прапорщиков. Причем ракетные полки и пусковые установки остались в прежнем количестве. Все это дало большой экономический эффект, повысило уровень боевой готовности РВСН примерно на 20 %.

В декабре 1997 г. Министр обороны утвердил план строительства РВСН до 2001 г. В нем сформулированы главные цели, задачи и направления замысла строительства с учетом минимально необходимого финансирования. Успешно осваивается перспективный ракетный комплекс «Тополь – М», поставленный на опытно-боевое дежурство. Ракетные войска стратегического назначения были и остаются самым мощным по боевому потенциалу видом Вооруженных Сил, главным гарантом национальной безопасности страны.

Министерство обороны и Генеральный штаб в ходе реформы уделяют большое внимание вопросам оптимизации органов управления, том числе центрального аппарата. Численность управленческих структур уже сокращена примерно на одну треть, а сами структуры серьезно реорганизованы на всех уровнях. Это позволило высвободить и уволить с военной службы около 500 генералов и адмиралов, в том числе 100 из аппарата Министерства обороны. Практика показывает, что осуществленные преобразования органов управления способствовали повышению качества и эффективности управления войсками.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы объединение в 1998 г. Военно-Воздушных Сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО). Несмотря на сложность этой задачи были найдены целесообразные пути и формы объединения ВВС и ПВО, оптимизирован их боевой состав и решена задача управления в условиях новой структуры. На основе объединения двух видов создан новый вид Вооруженных Сил – Военно-Воздушные Силы, главнокомандующим которыми стал генерал-полковник А. Корнуков.

Сформирован и с 1 марта 1998 г. заработал в полной мере Главкомат ВВС. Управление объединениями и соединениями осуществляется с ЦКП ПВО, который позволяет более оперативно и более надежно управлять войсками.

В ходе оптимизации боевого и численного состава объединенных войск реорганизовано около 600 формирований, 496 частей расформировано. При этом полностью сохранены оборонительные и ударные функции ВВС и ПВО. В процессе реформирования высвобождается в общей сложности около 120 тыс. военнослужащих, в том числе 42 тыс. офицеров. Характерно, что более половины этих офицеров переназначаются и продолжают службу в ВВС и других видах Вооруженных Сил.

Определен боевой состав Военно-воздушных Сил. При этом учитывались два важных обстоятельства. Во-первых, в современных условиях важнейшим фактором обеспечения военной безопасности государства является надежность противовоздушной обороны объектов страны и группировок Вооруженных Сил. Во-вторых, сегодня победа на суше невозможна без достижения превосходства в воздухе и космосе. Военно-воздушные Силы структурно состоят из армий, корпусов и дивизий ВВС и ПВО.

В составе ВВС удельный вес противовоздушной обороны составляет более 60 %. Следовательно, система ПВО остается надежным щитом Родины. Она способна, как и раньше, обеспечивать прикрытие с воздуха особо важных государственных, военных, административных и промышленных объектов, а также группировок войск.

В результате реформы не пострадают боевые возможности авиации различных родов. Исправность авиационного парка будет доведена до 70-85 % (к началу реформирования доля исправных машин составляла 40 – 50 %). Укомплектованность личным составом остающихся частей и соединений доводится до 100 %, потенциальные возможности новых ВВС в борьбе за господство в воздухе планируется увеличить на 25 %.

Осуществлен переход от пяти-видовой к четырех видовой структуре Вооруженных Сил. Она включает РВСН, Сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Концепцией военной реформы предусматривается трех видовая структура (по сферам применения войск: суша, воздух и космос, море). А, в конечном счете, не исключается переход и к двум компонентам: стратегическим силам сдерживания (ССС) и силам общего назначения (СОН). Изменение видовой структуры Вооруженных Сил окажет существенное влияние на вопросы стратегического планирования, организации и осуществления взаимодействия между войсками.

В ходе реформирования Военно-Морского Флота также происходят серьезные изменения, хотя его структура в целом сохраняется. Остаются четыре флота – Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский. В результате сокращения корабельного состава примерно на 20 %, флоты становятся более компактными. Реорганизуются нынешние группировки сил и средств на стратегически важных океанских и морских направлениях.

В конце 1997 г. создана единая группировка сил в Калининградском регионе. Расформирована 11-ая гвардейская армия, а ее войска, части ПВО и ВВС подчинены Командующему Балтийским флотом. При общем сокращении личного состава, особенно за счет управленческих и снабжающе–обеспечивающих структур, повышена боеспособность российской группировки на Балтике. Она стала стройной, централизованной, хорошо управляемой и эффективной.

В настоящее время успешно решается комплекс мер по созданию принципиально новой оперативно-стратегической группировки на Камчатке. Здесь до сих пор было четыре отдельные оперативные военные структуры – Камчатская Флотилия, флотилия подводных лодок, армейский корпус, дивизия ПВО. И у каждого руководителя свой управленческий аппарат, свои автономные системы обеспечения. Это было расточительно с экономической точки зрения и затрудняло в военном отношении централизацию сил и средств на полуострове. В настоящее время на Камчатке создается единая группировка, подчиненная Тихоокеанскому флоту. Главная задача этих преобразований – создать на Северо-Востоке России единую военную группировку ТОФ, способную эффективно решать стоящие задачи.

Серьезному реформированию подвергается система управления, ВМФ. Происходит переход от 4 –5 звенной системы управления к 2 – 3 звенной. Сокращается численность управленческих структур. В целом численность личного состава флота к концу 1998 года уменьшилась на 40 тыс. человек.

Но ВМФ не только сокращается. В 1998 г. в состав Северного флота введен тяжелый атомный авианесущий ракетный крейсер «Петр Великий». После восстановительного ремонта вернулся в строй атомный ракетный крейсер «Маршал Устинов». До конца года флот получит от промышленности большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко». Хотелось бы отметить, что при сокращении на Северном флоте противолодочных сил более чем в два раза эффективность их действия возросла более чем в три раза.

Разумеется, реформирование ВМФ связано и с большими трудностями. Из-за недостатка средств медленно решаются задачи его развития. В то время, как боеготовый состав флота – это 75 % кораблей, прослуживших 10 – 15 лет. Исправность самолетного парка флота составляет только 50 %.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, ВМФ решает задачи надежной охраны морских рубежей Отечества, а в результате реформирования возрастет роль Военно-Морского флота как важного фактора сдерживания любой возможной агрессии.

Современный этап военной реформы характерен крупными преобразованиями в Сухопутных войсках. Перемены в этом виде Вооруженных Сил происходят масштабные и по форме, и по содержанию. С января 1998 г. прекратил существование Главкомат Сухопутных войск. На его базе сформированы Главное управление Сухопутных войск и Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил, а также три командования родов войск – армейской авиации (АА), ПВО, ракетных войск и артиллерии (РВ и А). Все эти структуры подчинены заместителю министра обороны. Управленческие структуры в Сухопутных войсках повсеместно сокращены на 30 %.

К концу 1998 г. численность Сухопутных войск сокращена с 400 тысяч (на март 1998 г.) до 280 тысяч военнослужащих. Под сокращение попал почти каждый четвертый военнослужащий. Но Сухопутные войска не просто сокращены, они реорганизованы, преобразованы, что не привело к снижению их боеспособности.

На основе десятков дивизий создаются базы хранения вооружения и боевой техники, что важно с мобилизационной точки зрения. В составе оперативно-стратегических группировок войск формируются соединения и части постоянной боевой готовности. Предполагается на начальном этапе иметь 10 дивизий постоянной готовности. Среди них – одна специализированная, предназначенная исключительно для выполнения миротворческих задач. Причем, по мере улучшения экономических возможностей государства число их будет расти. В настоящее время уже есть несколько таких дивизий, отдельных бригад и полков. Эти соединения и части в первую очередь оснащаются новым оружием и системами управления. Благодаря этому практически вдвое повышается их боевой потенциал.

В ходе первого этапа военной реформы произошли серьезные изменения в Воздушно-десантных войсках. В их боевом составе имеется 4 дивизии, отдельная бригада, Рязанское высшее училище, а также бригада и полк миротворческих сил. Общая численность ВДВ к маю 1998 г. была уменьшена на 10 тыс. человек. В настоящее время за счет сокращенных частей укомплектованы до полного штата девять парашютно-десантных полков, отдельная воздушно-десантная бригада и четыре артполка. Это дало возможность ввести их в состав частей постоянной готовности для действий в составе группировок Сухопутных войск, а также для применения в качестве воздушных десантов.

В текущем году развернуто реформирование и других войск. На основе утвержденных Президентом РФ специальных документов ведется, реформирование Пограничных войск, Внутренних войск, воинских структур Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и т. д.

Реформируется оборонно-промышленный комплекс (ОПК). Именно от него напрямую зависит оборонная безопасность страны и перспектива военной реформы. Число оборонных предприятий сокращается с 1.700 до 600. При этом сохраняются и модернизируются предприятия, работа которых сориентирована на производство высокотехнологической военной продукции, новейших вооружений и военной техники. Создаются условия для военно-технического перевооружения армии и флота.

Одна из особенностей современного этапа военной реформы - коренная реорганизация системы военного образования. Чем это вызвано? Во-первых, система военного обучения была перенасыщена учебными заведениями. В рамках Министерства обороны их было – 101. В условиях сокращения Вооруженных Сил потребность в офицерских кадрах уменьшается. Во-вторых, для большинства военно-учебных заведений характерна непозволительно малая емкость обучаемых. Сравните – в гражданском вузе в среднем обучается более четырех с половиной тысяч студентов, а в 64 военных вузах учились менее полторы тысячи курсантов в каждом. А на содержание военного училища расходуется финансовых средств столько же, сколько на содержание развернутой полнокровной дивизии. Следовательно, нынешняя система подготовки военных кадров слишком дорого обходится государству.

Как реорганизуется система военного образования? Прежде всего, она решительно сокращается, главным образом за счет объединения учебных заведений и их преобразования. В 1998-1999 гг. учебном году число вузов уменьшено со 101 до 69, а к 1 января 2000 г. – предполагается иметь порядка 57 военно-учебных заведений. Это: 8 военных академий, 10 военных университетов, 39 военных институтов и училищ.

При этом возрастет масштаб подготовки офицеров со средним образованием, ибо далеко не все первичные должности требуют высшего образования. В некоторых учебных заведениях сокращается срок обучения, так как не все специальности высшего образования требуют пятилетнего обучения. Принимаются меры для сохранения и укрепления научного потенциала учебных заведений. В частности, организуется целевая подготовка ученых для училищ, расположенных на территории восточных военных округов. В рамках реформирования военной науки осуществляется поэтапное сокращение количества военно-научных учреждений Министерства обороны почти вдвое.

В соответствии с Концепцией военного строительства уже в ходе современного этапа военной реформы планируется пересмотр военно-административного деления страны. До середины 1998 г. в России имелось: 8 военных округов и 4 флота; 7 округов внутренних войск; 6 пограничных округов; 9 региональных центов МЧС. Теперь устанавливается единое военно-административное деление территории страны по 6 стратегическим направлениям: Западное (в границах Московского военного округа); Северо-Западное (в границах Ленинградского округа); Юго-Западное (в границах Северо-Кавказского военного округа); Центрально-Азиатское (в границах Приволжского и Уральского военных округов с центром управления в Самаре); Сибирское (в границах объединяющихся Сибирского и Забайкальского военных округов с центром управления в Чите); Дальневосточное (в границах Дальневосточного военного округа).

Упраздняются округа Внутренних войск. Вместо них будут созданы региональные командования (управления). А сами внутренние войска в перспективе будут преобразованы в Федеральную гвардию, комплектуемую исключительно на контрактной основе. Пограничные округа преобразуются в региональные управления, а пограничные войска в перспективе – в пограничную охрану. Существенные изменения произойдут в МЧС, Железнодорожных войсках и других силовых структурах.

Новое военно-административное деление – это придание военным округам статуса оперативно-стратегических (территориально-стратегических) командований на соответствующих стратегических направлениях. Оперативно-стратегические командования будут ответственными за состояние, развитие, подготовку и применение дислоцированных в границах округа всех военных формирований независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Эта мера позволяет централизовать все имеющиеся силы и средства, рационально их использовать, обеспечивая безопасность на том или ином стратегическом направлении.

Концепция военного строительства предусматривает усиление взаимодействия силовых структур. В связи с этим возрастет координирующая роль и ответственность Министерства обороны и Генерального штаба за обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

В числе приоритетных задач военной реформы – формирование единой системы технического и тылового обеспечения, как Вооруженных Сил, так и других войск. В настоящее время автономно действуют три самостоятельные системы тылового обеспечения: Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД и Пограничных войск. Они фактически параллельно осуществляют обеспечение своих войск однотипными материальными средствами. Их интеграция в единую систему обеспечивает большую экономию финансовых и материальных средств, высвобождает значительное число военнослужащих, а главное – повышает надежность и оперативность тылового обеспечения всех силовых ведомств.

Одна из важных и трудных особенностей современного этапа военной реформы состоит в том, что она проводится в условиях жестких финансовых ограничений.

Это больной вопрос. Из утвержденных Законом «О федеральном бюджете на 1998 г.» на реформирование Вооруженных Сил около 4 млрд. рублей фактически за 9 месяцев 1998 г. было получено только около двух. Финансовый кризис лишь усугубил крайне тяжелое положение армии и флота.

С резким подорожанием продовольствия, товаров и услуг значительно обесценились ассигнования, выделяемые Министерству обороны, и задерживаемое к выплате денежное довольствие военнослужащих. Из-за острейшего дефицита денежных средств укомплектованность новым оружием и техникой пока составляет лишь 30 %. Сегодня 53 % самолетного парка и около 40 % вертолетного парка находятся в неисправном состоянии или требуют ремонта. Все это, естественно, негативно сказывается на ходе проводимых преобразований.

Вполне очевидно, что без устойчивого и в рациональных объемах финансирования в нынешних условиях просто не обойтись. Часть требуемых средств изыскиваются за счет мобилизации внутренних резервов самих Вооруженных Сил. Армия и флот освобождаются от предприятий и организаций, объектов и структур, без которых их жизнедеятельность практически не пострадает, и они вполне способны существовать. Реализуются высвобождаемые военные городки, военное имущество и т.д. Вырученные средства, конечно, пополняют, но далеко, не восполняют сокращаемый оборонный бюджет. Поэтому несмотря на все сложности в экономике предпринимаются меры, чтобы он соответствовал потребностям эффективного проведения военной реформы и поддержанию на должном уровне обороноспособности страны.

Следует особо подчеркнуть, что темпы военной реформы в решающей мере зависят от уровня социальной защищенности военнослужащих, которое во многом определяет их отношения к проводимым преобразованиям. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» отмечается: «В обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы».

Речь идет о том, чтобы материально-бытовые условия, военнослужащих и членов их семей, их уровень жизни должным образом стимулировали военную службу, повышали ее престиж и привлекательность. Сегодня это является одной из неотложных задач. Принятый в 1998 году закон «О статусе военнослужащих» (1998 г.), как раз и направлен на ее решение. Так, например, он обязывает правительство индексировать денежное довольствие военнослужащих в течение года после повышения минимальной зарплаты.

Несмотря на переживаемые трудности, современный этап военной реформы характерен нарастанием масштаба и темпов преобразования военной организации государства. Идет процесс сокращения армии, флота и других войск. Оптимизируется боевой состав Вооруженных Сил, совершенствуется их организационная структура. Несмотря на недостаточное, жесткое финансирование, принимаются конкретные меры по поддержанию боеспособности Вооруженных Сил, обеспечению национальной безопасности страны. Подводя итог уже сделанному в ходе современного этапа военной реформы, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии А. Квашнин заявил: «...За короткий срок удалось заложить основы качественно новых Вооруженных Сил, отвечающих возможностям нашего государства и задачам по защите национальных интересов в конкретных условиях военно-стратегической обстановки». («Красная звезда», 18 июня 1998 г.).

Руководителю занятия рекомендуется акцентировать внимание слушателей на том, что с одной стороны – проводимая военная реформа осуществляется для обеспечения надежной обороны страны, для улучшения условий службы и быта военнослужащих. С другой – ее успех во многом определяется профессионализмом и морально-психологическим состоянием самих военнослужащих. Этому и посвящен следующий вопрос.

 

3. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Приступая к изложению третьего вопроса, руководителю занятия рекомендуется напомнить, что сущность военной реформы заключается в качественномпреобразовании Вооруженных Сил. Задача обеспечения внешней безопасности России по-прежнему остается актуальной. В связи с изменением характера и масштаба военных опасностей для страны происходит определенная корректировка конкретных задач видов Вооруженных Сил. А это неизбежно предопределит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки и военной службы.

Главная задача сдерживания любой возможной агрессии возлагается по-прежнему на Ракетные войска стратегического назначения. Они служат стержнем системы национальной обороны России, надежной гарантией ее безопасности. А на период глубоких экономических и политических преобразований, включая военную реформу, роль фактора ядерного сдерживания даже повышается.

По обычным Вооруженным Силам и вооружениям Россия и в новых условиях обладает достаточными возможностями для сдерживания вероятного противника от развязывания военных конфликтов, локального и меньшего масштабов. Важную роль в этом отношении призваны играть соединения постоянной готовности Сухопутных войск, отличающиеся мобильностью Воздушно-десантные войска. В локальных войнах и вооруженных конфликтах возрастет значимость частей ВВС.

Современный этап военной реформы характерен масштабной реорганизацией армии и флота. Идет массовое увольнение военнослужащих. Осуществляется вывод из состава Вооруженных Сил многих обеспечивающих структур. Важно, чтобы все эти и другие мероприятия и впредь проводились организованно, без каких-либо сбоев. Главное – не допустить ослабления внимания к задачам повышения бдительности и боеготовности. Ни в коем случае нельзя допускать благодушия и беспечности, ибо современный мир небезопасен.

Успех военной реформы, уровень боеспособности армии и флота зависит, прежде всего, от качества и эффективности ратного труда военнослужащих, особенно офицерского состава. Требования к офицерам – организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте существенно возрастают. Министр обороны РФ, Маршал России И.Д. Сергеев отмечает: «Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут свое высокое звание защитника земли Российской» («Красная звезда», 1 июля 1997 г.).

Действительно, именно офицеры в решающей степени определяют результаты военных преобразований. Несмотря на многочисленные материально-бытовые проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются, офицеры, как правило, выполняют свой служебный долг с высочайшей отдачей. Судьба проводимой реформы в руках офицерского корпуса. Именно от его профессионализма в первую очередь зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сержантов. А личный пример соблюдения российских законов и воинских уставов офицерами служит действенным средством утверждения правопорядка в войсках.

В офицерских аудиториях представляется целесообразным более подробно остановиться на задачах офицерского состава применительно к конкретным частям (кораблям), подразделениям.

Внимание офицеров сегодня должно быть приковано, прежде всего, к вопросам повышения боевой выучки подчиненных. Боевая подготовка – это пока единственное, чем можно компенсировать сокращение численности личного состава и систем вооружения. За боевую подготовку при всех сложностях с недофинансированием надо браться по-настоящему, использовать эффективно учебное время и экономить материальные средства. Боевая учеба, как требует Устав, должна быть «основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время».

Целесообразно напомнить слушателям – воинам срочной службы содержание понятия «Боевая готовность». Это способность войск (сил), части (корабля), подразделения в любых условиях обстановки начать военные действия, в установленные сроки выполнить поставленные задачи по защите Родины. Она является главным показателем качественного состояния Вооруженных Сил и состоит из многих важных компонентов (техника, вооружение, организованность, дисциплина, профессиональное мастерство и многое другое). Важно выяснить, как военнослужащие понимают свои задачи по ее обеспечению в современных условиях.

Одной из важнейших задач является – усиление воспитания военнослужащих. В этой работе необходимо руководствоваться требованиями военного законодательства и общевоинских уставов, Концепцией по военному строительству, Концепциями воспитательной работы, правового и военно-патриотического воспитания.

Руководителю занятия рекомендуется кратко остановиться на проблемах патриотического воспитания. Н.А. Некрасов написал замечательные строки: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь...» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе, человека в военной форме.

Целесообразно обратиться к военнослужащим с вопросами: что такое патриотизм? Почему необходимо формировать чувство патриотизма у воинов? Каковы пути его формирования в современных условиях?

Патриотизм – та основа, на которой зиждется сила и крепость наших Вооруженных Сил. Он является фундаментом морально-психологического облика и боевых качеств российского солдата и матроса. Только воин-патриот способен защищать свое Отечество самоотверженно, до последнего вздоха.

Патриотизм предполагает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему.

Патриотизм и верность воинскому долгу российские воины проявляли во все времена. Никогда не будут забыты подвиги древнерусских дружин и ополчений, воинов Петра, Суворова...

16 ноября 1941 года 28 гвардейцев-панфиловцев не отступили перед напором 30 фашистских танков, уничтожив более половины из них. Почти все они верные воинскому долгу геройски сложили свои головы за Родину, врага не пропустили. И таких примеров – множество.

Практика показывает, что от уровня патриотического и нравственного воспитания непосредственно зависит степень боевой выучки военнослужащих, их дисциплинированность и ответственность за службу. Без любви к Родине, Вооруженным Силам невозможно образцовое исполнение воинского долга.

Особое внимание надо обратить на то, что успешное выполнение служебно-боевых задач невозможно без правопорядка и крепкой воинской дисциплины. Овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности.

Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы, эффективнее идет реформирование.

Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. В нем указывается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его личной преданности своему народу.

Целесообразно поставить перед аудиторией вопросы: к чему обязывает военнослужащего воинская дисциплина? Чем она достигается?

Каждый солдат (матрос) обязан: быть дисциплинированным, строго соблюдать Конституцию и законы, выполнять требования воинских уставов; беспрекословно повиноваться командирам (начальникам), содействовать им в поддержании порядка и дисциплины; не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков; — оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости; с достоинством вести себя в общественных местах, содействовать защите чести и достоинства граждан; оказывать содействие лицам, несущим гарнизонную и караульную службы.

Не случайно А.В. Суворов называл дисциплину «матерью победы». Он отмечал: «Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято». Действительно, беспрекословное повиновение и исполнительность – главное в воинской дисциплине. Исполнительность называют душой воинской службы. Она предполагает высокое чувство ответственности за поставленную задачу, порученное дело.

Глубокое понимание всеми воинами общественной значимости своего ратного труда, важности точного и строгого выполнения уставных требований, приказов командиров делает воинскую дисциплину особенно прочной.

Каждый военнослужащий должен усвоить, что приказы и распоряжения командира (начальника) должны выполняться беспрекословно. И поныне не утратила своего значения крылатая фраза родившаяся в годы Великой Отечественной войны: «Можно умереть, но нельзя не выполнить приказ».

Множество примеров свидетельствует, что, закаляя дух каждого воина, дисциплина умножает силы, подавляет малодушие, растерянность и страх в сложной, критической ситуации. Так, например, в период Сталинградской битвы у деревни Малые Россошки 33 советских воина подбили 27 вражеских танков, уничтожили десятки гитлеровцев. Выполнив приказ, они удержали свою позицию. Что помогало им совершить этот подвиг? Ответ содержится в письме героев-бронебойщиков защитникам Сталинграда. «Мы победили потому, – писали они, – что были стойкими, храбрыми, установили железную дисциплину в своих рядах». Действительно, от дисциплины до геройства – один шаг.

Сегодня важно добиться от каждого солдата и матроса до высшего офицерского состава, осознания государственной значимости ведущейся военной реформы, личной ответственности за поддержание высокой бдительности и боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и оружием, укреплением воинской дисциплины, организованности и воинского порядка.

В заключение важно подчеркнуть, что развернувшаяся военная реформа – дело большого государственного значения. Она объективно обусловлена и закономерна. Реформа приводит Вооруженные Силы в полное соответствие с характером и особенностями современной военно-политической обстановки и экономическими возможностями страны. Сократившись численно, Вооруженные Силы повысят за счет качественных факторов свою боеспособность и боеготовность. В итоге военной реформы на новый уровень поднимается гарантированная защита национальных интересов и безопасности России.

Разумеется, в проведении военной реформы немало проблем. Министр Обороны РФ Маршал И.Д. Сергеев справедливо подчеркивает: «Не вижу иного способа преодолеть трудности и решить проблемы, как только работать. Работать профессионально, упорно, целенаправленно, дружно. Формула такой работы – максимум эффективности при минимуме затрат».

Российские воины, несмотря на сложности переживаемого вносят весомый вклад в осуществление военной реформы и ее центрального звена – реформирование Вооруженных Сил. Сознавая наличие военной опасности, они с чувством высокой ответственности совершенствуют свое боевое мастерство, укрепляют воинскую дисциплину и организованность, повышают бдительность и боеготовность.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 г.

2. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». – Красная звезда, 4 апреля 1998 г.

3. Закон Российской Федерации «Об обороне». М.,1996 г.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. – Красная звезда, 27 декабря 1997 года

5. Сергеев И.Д. Реформы – наша общая забота. – Красная звезда, 27 июня 1997 г.

6. Сергеев И.Д. Новый облик армии: реалии и перспективы. Красная звезда, 22 июля 1997 г.

7. Сергеев И.Д. Военная реформа переведена в практическую плоскость. – Независимое военное обозрение, 1998 г., №26.

8. Квашнин А.В. Перестройка по суворовским принципам. – Независимое военное обозрение, 1998 г., №26.

9. На службе Отечеству. Книга для чтения по ОГП солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1998.

10. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по ОГП. Выпуски 1,2,3. М., 1997-1988 гг.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 273.