I. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Погребальные песни и похоронные обряды имели в основном языч. происхождение, поэтому в Израиле они подверглись значительным изменениям. -> Плач (I,2).

 

II. ПОХОРОНЫ И ПОДГОТОВКА К НИМ

Умерших в Израиле обычно предавали земле; сожжение считалось преступлением (Ам 2:1 - здесь сожжением был осквернен прах умершего царя эдомского), но его применяли к преступникам для ужесточения наказания (Лев 20:14; Нав 7:25). П. совершались сразу после наступления смерти, часто в тот же день (Втор 21:23; Лк 16:22; Деян 5:6). Это объяснялось, с одной стороны, жарким климатом, а с другой - тем обстоят-вом, что любое прикосновение к телу умершего делало человека "нечистым на семь дней" (Чис 19:11). Умершему закрывали глаза (Быт 46:4), затем тело обмывали (Деян 9:37), натирали благовониями (Мк 14:8) и относили к месту П. (см. п. III этой же ст.). Если в ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, то в эпоху правления римлян труп чаще всего завертывали в тонкое полотно (Мф 27:59; Ин 11:44). Обряд бальзамирования не был распространен в Палестине, хотя существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, к-рые должны были изгонять запах смерти (2Пар 16:14). Возм., в могилу клали и личные вещи умершего, хотя оружие и украшения в этой связи упоминаются только в Иез 32:27, где речь идет об иноплеменниках. Жертвы умершим в виде приношений пищи осуждаются во Втор 26:14 как противоречащие заповедям Господа. Остаться непогребенным и быть брошенным на растерзание диким зверям считалось великим бесчестием, и этим часто угрожали (3Цар 14:11; 21:23; Иер 7:33). Именно поэтому Рицпа заслужила особую похвалу, накрыв покрывалом убитых сыновей Саула (2Цар 21:10).

 

III. ГРОБНИЦЫ

Прикосновение к могиле делало человека нечистым на семь дней (Чис 19:16), поэтому, чтобы случайно не наступить на нее или не коснуться надгробного камня, было принято белить могилу известью (в Мф 23:27 и в Лк 11:44 Иисус сравнивает с такими могилами внутренне нечистых книжников). Заклинание мертвых над могилой или внутри гробницы (Ис 29:4; 65:4) было строго запрещено (Втор 18:11). Согл. Мф 23:29, само почитание могил означает отпадение от истинной веры: Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.

 

Подарок

Подарок. П. преподносились в соответствии с обычаями. Отец делал П. сыновьям, не обладавшим правом наследования (Быт 25:6), и дочерям - в качестве приданого (Суд 1:15). Жених одаривал отца невесты (Быт 34:12), а приглаш. на свадьбу гости - новобрачных (Пс 44:13). П. свидет-вуют о добрых отношениях между людьми (Есф 9:19) и гарантируют снисхождение вельмож (Притч 18:16). Судьям запрещалось принимать П., т.к. это могло быть расценено как подкуп (Исх 23:8; Втор 16:19). Монархи делали П. своим подданным в знак признания их заслуг (Дан 2:48) или в знак своего монаршего расположения (Есф 2:18). П. монархам подносили их вассалы в качестве дани (4Цар 16:8; Пс 44:13; 71:10; Мф 2:11). -> Дань.

 

Подати

 

I. НА СВЯТИЛИЩЕ

Самыми древними П. у израильтян были сборы на святилище. Добровольными были прежде всего пожертвования на изготовление скинии (Исх 25:1-9; 35:4-29; 36:4-7; 38:24-29), а также на сооружение первого (1Пар 29:2-9) и второго храмов (Езд 2:68 и след.; 7:16; Неем 7:70 и след.). В дальнейшем денежные П. сначала в размере половины серебряного сикля (-> Деньги) взимались с каждого "поступающего в исчисление", т.е. с каждого способного воевать мужчины в возрасте от 20 лет (Исх 30:11-16). Это должно было предотвратить поражение израильтян губит. язвой во время исчисления народа (ср. 2Цар 24). Собранное серебро было использовано при сооружении скинии (Исх 38:25-28). Когда после свержения Гофолии иудеи обратились от служения Ваалу к служению Яхве, царь Иоас возобновил сбор дани на поддержание храма, сделав ее ежегодной (4Цар 12:5 и след.; 2Пар 24:5 и след.,9). Когда затем при Неемии народ вновь обязался соблюдать Закон, то постановил взимать ежегодные П. на потребности храма в размере трети сикля; этот сбор предназначался для совершения жертвоприношений во время богослужения (Неем 10:32 и след.). Обоснование более низкого размера П. на храм не приводится. Позднее вернулись к прежнему размеру дани, сохранившемуся до времени Иисуса и взимавшемуся с каждого взрослого израильтянина (Мф 17:24). Эту П. стали обозначать по названию греч. монеты соотв. достоинства - "дидрахмы". Упомянутый в ст. 27 статир составлял 4 драхмы и соответствовал одному сиклю (-> Деньги). Законом устанавливались следующие П. натурой: всЁ первородное (-> Первородство, первородный), к-рое частично можно или нужно было выкупать (Исх 13:11-16; Чис 3:44-51), начатки плодов земли (Исх 23:19; Втор 26:1-10) и -> десятина (Лев 27:30-33; Втор 14:22-29), известная еще во времена Авраама и Иакова (Быт 14:20; 28:22). В Неем 12:44 П. на храм собираются и учитываются по трем категориям: приношения, начатки и десятины (в Синод. пер. приношения делятся на начатки и десятины).

 

II. ПОДАТИ ГОСУДАРСТВУ

Таковые П. начали взимать в Израиле только после установления цар. власти, когда наряду с племенной организацией возникла независимая от нее система управления: 1) в период существования Иудейского и Израильского царств происходило отчуждение собственности, за счет чего властитель содержал своих чиновников (1Цар 8:14), в то время как израильтяне (ст. 12,16; 3Цар 5:13-17) и хананеи (3Цар 9:20 и след.) выполняли разнообразные трудовые и служебные повинности. В качестве постоянной П. царь требовал десятину от урожая зерна, винограда и приплода скота (1Цар 8:15,17); за сбор этих П. отвечали 12 чиновников, назнач. Соломоном (3Цар 4:7-19). В Ам 7:1, вероятно, говорится и о праве царя собирать первый покос травы. В другом месте мы узнаЁм о П. торговцев и купцов (3Цар 10:15): очевидно, это были пошлины на товар и за пользование дорогами. К этому прибавлялась дань, к-рую израил. цари получали с покоренных народов (2Цар 8:11, 12; 4Цар 3:4; 2Пар 17:11), однако позднее они сами выплачивали дань завоевателям - ассирийцам, вавилонянам и египтянам. В подобных обстоят-вах царь Менаим собрал с богатых израильтян в качестве налогов по 50 сиклей серебра, чтобы выплатить требуемую сумму ассир. царю Фулу (4Цар 15:20); 2) по возвращении из плена, в период господства персов, в Иудее взимались те же налоги, что и в других перс. провинциях (Езд 6:8; Неем 5:4). При этом в Езд 4:13,20; 7:24 различаются три вида П., под к-рыми, возм., следует понимать прямое налогообложение, косвенные налоги на предметы потребления и пошлины за пользование дорогами и мостами. Священники, левиты и служащие при храме были освобождены от всех налогов (Езд 7:24). Из поступлений, к-рые должна была отчислять в определ. размере каждая провинция, покрывалось также содержание областеначальника, на что в Иудее приходилась сумма в 40 сиклей серебра в день. Неемия отказался от этого жалованья, облегчив т.о. народу бремя налогов (Неем 5:14 и след.). Кр. того, было дано повеление обеспечивать из налогов, поступавших от провинций, располож. зап. Евфрата, поставки для храма в Иерусалиме (Езд 6:8; 7:21 и след.). Средства поступали несвоеврем., что, вероятно, затягивало его сооружение. По особым поводам, как, напр., при женитьбе на Эсфири, перс. царь издавал (Есф 2:18) особый указ о льготах в налогообложении; 3) еще при егип. царях из династии Птолемеев, а затем при сир. династии Селевкидов в Палестине практиковался откуп налогов, что продолжалось и в период рим. господства. Откупщик брал на себя обязат-во выплачивать казне установленные платежи, впоследствии выжимая свой собственный доход из взятой на откуп земли. Рим. налогообложение (Мк 12:14; Лк 20:22; 23:2; Рим 13:6 и след.) состояло из поземельного налога и подушной П., к-рая, в свою очередь, слагалась из собственно подушной П. (Мф 22:17-21) и подоходного налога. Монета (ст. 19), к-рой платили П., была рим. динарием (-> Деньги). Далее взималась пошлина на ввоз и вывоз товаров, а также пошлина за пользование дорогами и мостами. И эти пошлины также отдавались на откуп, поэтому население ненавидело иуд. откупщиков и сборщиков П. (-> Мытарь, пошлина). С целью установления размера П. император отдавал распоряжение о проведении переписи населения и инвентаризации имущества. Такой оценкой ко времени рождения Иисуса (Лк 2:1-5) по очереди были охвачены все земли Римской империи. Др.-евр. историк Иосиф Флавий сообщает еще об одной переписи в Иудее, также при -> Квиринии, в 6 г. по Р.Х., когда эта область, ранее подвластная Архелаю, была превращена в рим. провинцию. Эта перепись могла стать причиной восстания Иуды-галилеянина (Деян 5:37).

 

Подвизаться

Подвизаться -> Борьба, бороться.

 

Подножие

Подножие: 1) подставка для ног (2Пар 9:18); 2) "подножие ногам Бога" - образное выражение, означающее ковчег завета и указывающее на место Божьего присутствия и откровения (1Пар 28:2); 3) сравнение земли с "подножием ног" Божьих подчеркивает абсолютную зависимость сотворенного мира от всенаполняющего Божьего величия (Мф 5:35; Деян 7:49); 4) егип. барельефы подтверждают тот факт, что фараоны в знак одержанной победы использовали пленных врагов в качестве П. Эта сцена изображена на П. трона египетского фараона. Обычай попирать ногами поверженного врага отражен в Пс 109:1. См. ил. на стр. 733. -> Подстава, подножие.

 

Подражание, подражать

Подражание, подражать. Новозаветные послания показывают, что подражать Христу одноврем. означает подражать апостолам (1Кор 4:16; Флп 3:17) и наставникам (Евр 13:7), предстоятелям церквей (1Фес 2:14), ветхозаветным свидетелям веры (Евр 6:12; ср. гл. 11). Ап. Павел увещевает: "Будьте подра-жателями мне, как я Христу" (1Кор 11:1). Принявшие Благую Весть становятся подра-жателями Господа (1Фес 1:6); в перечне того, что включает в себя такое П. (2Тим 3:10 и след.), на первом месте стоят учение, житие и расположение, за ними следуют вера и терпение (Евр 6:12; 13:7), любовь и жертва (Еф 5:1 и след.), гонения, страдания и скорби (1Фес 1:6; 2:14; 1Пет 2:21). Ап. Павел в своем служении стремился быть образцом для подражания (2Фес 3:7-9).

 

Подсвечник

Подсвечник -> Светильник, подсвечник.

 

Подстава, подножие

Подстава, подножие. На металлич. (медных) подставах крепились медные же чаши, в к-рых священники омывали руки и ноги перед совершением жертвоприношения (3Цар 7:27 и след.; ср. Исх 30:18; -> Умывальник, умывальница.

 

Поздние дожди

Поздние дожди -> Дождь.

 

Поздняя трава

Поздняя трава, трава, выросшая после первого покоса (Ам 7:1).

 

Познание, познавать

Познание, познавать. В др.-евр. мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" [евр. яда] определяется прежде всего отношением человека к Богу.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.