I. АВТОРСТВО, ВРЕМЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ, ЕЕ КАНОНИЧНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) автор книги и время его жизни точно не установлены, но, как полагают ученые, составитель К.Е. опирался на письма Мардохея (Есф 9:20; ср. ст. 32). Правда, многие комментаторы считают отрывок Есф 9:20-32 более поздней вставкой; 2) К.Е. была создана, по-видимому, вскоре после описываемых в ней событий, однако Артаксеркс изображен в ней как царствовавший в далеком прошлом правитель (Есф 1:1). Описание Персидского царства, его места среди других государств, обычаев его народа позволяет предположить, что книга была создана до разгрома царства Александром Македонским (в 330 г. до Р.Х.). Согласно иуд. преданию, книга была написана около 400 г. до Р.Х; 3) среди книг евр. Библии К.Е. считается последним из найденных свитков (-> Библия, I,1). В Септуагинте содержатся т.н. "дополнения" к К.Е., к-рые значит. выходят за рамки текста евр. Библии. В НЗ отсутствуют цитаты из этой книги, никто из Отцов Церкви на нее не ссылается и не приводит в качестве канонической. М.Лютер также отзывался о К.Е. критически, указывая прежде всего на светский характер книги (напр., в ней ни разу не встречается имя Божье). По-видимому, более поздние вставки были призваны исправить этот недостаток и уделить религ. аспекту больше внимания.

 

II. КНИГА ЕСФИРЬ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

К.Е. отличается стройностью и четкостью композиции. Она рассказывает о событиях, к-рые привели к установлению праздника Пурим. Целый ряд подробностей свидет-вует о том, что автор книги был в курсе происходивших событий и хоро-шо знал быт и нравы перс. и иуд. народов. Описание жизни перс. двора полностью соответствует установившимся представлениям о жизни перс. правителей. О придворной роскоши и особом "царском" вине (Есф 1:8) сообщают и другие историч. источники. Числу "семь", к-рое часто повторяется в книге, в Персии действительно придавали магич. значение, что и подтвердили раскопки цар. дворца в Сузах. Греч. историки сообщают о существовании почтовой курьерской связи во времена Артаксеркса, а также об обычаях, описанных в Есф 2:14 и след. Образ Артаксеркса, известный по внебибл. источникам, соответствует тому, каким он предстает в К.Е. Это был своенравный человек, легко поддаю-щийся влиянию женщин и фаворитов. Перс. царь не только мог избрать себе супругу из семи наиболее знатных семейств, но и иметь цариц низшего, третьего, разряда, к-рые затем возвышались до второго разряда и приобретали т.о. необходимое достоинство. Несмотря на то, что нек-рые вопросы остаются невыясненными (напр., этимология слова пурим), в целом К.Е. производит впечатление вполне надежного и достоверного литературного источника (-> Священное Писание, IV,В,2). И все же обращает на себя внимание отсутствие Божьего имени даже в тех местах книги, где его можно было бы ожидать (Есф 4:14). Однако не стоит истолковывать это т.о., будто спасение преподносится в книге как дело рук человеческих. Здесь, скорее, сказалась появившаяся в позднем иудаизме робость при упоминании святого имени Бога. Даже если Божье имя и отсутствует, все содержание книги свидет-вует о божеств. провидении в человеч. истории (Есф 2:2-8 и 4:13 и след.; 2:21-23 и 6:1 и след.).

 

III. КОМПОЗИЦИЯ

1) проступок царицы Астинь (1:1-22); 2) Есфирь становится царицей (2:1-18); 3) раскрытие заговора против Артаксеркса (2:19-23); 4) указ Амана, предписывающий истребить иудеев (3:1-15); 5) Мардохей призывает Есфирь заступиться за свой народ (4:1 - 5:8); 6) Аман задумывает убить Мардохея за то, что тот не оказывает ему почестей (5:9-14); 7) Аман вынужден оказать почести Мардохею; замысел Амана раскрыт; Мардохей после казни Амана назначен на его место (6:1 - 7:10); 8) Мардохей и Есфирь побуждают царя издать новый указ, согл. к-рому иудеи получают право на защиту себя (8:1-17); 9) иудеи побеждают своих врагов (9:1-16); 10) в память об этой победе и об избавлении евр. народа устанавливается праздник Пурим (9:17-32); 11) величие и власть Мардохея (10:1-3).

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ

Историч. события, описанные в К.Е., приходятся на время правления Ксеркса (485-465 гг. до Р.Х.), в период между возвращением из вавил. плена первой партии иудеев во главе с Зоровавелем (538 г. до Р.Х.) и второй - во главе с Ездрой (458 г. до Р.Х.). После восстановления храма (515 г. до Р.Х.) возвратившиеся из плена иудеи все больше подвергаются угрозе подпасть под чужеземное влияние (см. Езд и Неем). Иудей Мардохей отказывается кланяться могущественному и влиятельному Аману, поскольку поклонения достоин только Бог (Есф 3:2). В результате под угрозой оказывается существование всего народа (ст. 5), в том числе и в Палестине (см. ст. 13: "все области царя"). Лишь на том основании, что иудеи избраны Богом и живут по иным, чем другие народы, законам (Есф 3:8), они приговариваются к истреблению. Даже Есфирь, будучи царицей, не может защитить себя (Есф 4:13 и след.). Попытка Амана уничтожить иудеев ставит под вопрос обетование, данное в Слове Божьем. Но Бог остается верен Своему народу, когда тот со всей искренностью обращается к Нему (Есф 4:16). Ради своего народа Есфирь рискует жизнью и побеждает (Есф 5:1 и след.). И тогда Господь - неназванный и незримый, но безусловно присутствующий в сдержанном повествовании - побуждает царя наградить Мардохея почестями (Есф 6:1 и след.) еще до того, как Есфирь обратится к царю с просьбой о "даровании" жизни ее народу (Есф 7:3-6). За спасением иудеев следует суд над их врагами, вина к-рых состоит в стремлении истребить народ Божий. Их настигает смерть, к-рую они готовили иудеям (-> Право, IV); но иудеи - в противоположность Аману (Есф 3:9) - сознательно отказываются грабить имущество своих врагов (Есф 9:10,16), хотя это было им позволено (Есф 8:11). И в этой сдержанности проявляется отличие Божьего народа от его врагов (см. Ис 10:5-16). К.Е. прославляет всеохватывающее провидение и воздающую справедливость Бога, любовь Которого может ограждать и спасать Божий народ и в рассеянии среди других народов.

 

Книга Завета

Книга Завета: 1) К.З., к-рую Моисей написал по велению Бога, содержала обязат-ва, взятые на себя Израилем при заключении завета на Синае (Исх 24:4,7). К.З. включала в себя не сами Десять заповедей, а разъяснения к ним и указания по их выполнению. К.З. принято называть текст, располож. между Десятью Заповедями (Исх 20) и Исх 24. В этом разделе приводится длинный перечень законов, касающихся самых различных сторон повседневной жизни израил. народа (Исх 20:22 - 23:33); 2) книга, найденная в храме в 622 г. до Р.Х. во время правления Иосии и побудившая царя начать реформы, тоже называется "книгой завета" (4Цар 23:2 и след.) или "книгой Закона" (4Цар 22:8 и след.). Исходя из характера последовавших вслед за этим реформ, исследователи полагают, что содержание этой книги, к-рую необходимо отличать от К.З.(1), соответствует книге Вто-розаконие или нек-рым ее частям (гл. 12-27). В этой книге также приводились разъяснения и давались указания по выполнению Десяти Заповедей. О том, что приводимые во Втор 12-26 предписания были изложены в письм. виде, можно заключить, исходя из Втор 29:1. Вероятно, найденная в 622 г. до Р.Х. книга представляла собой список этих глав или всей книги Второзаконие.

 

Книга Захарии.

Книга Захарии. Захария занимает особое положение среди пророков, поскольку ему в первый период его служения были даны откровения в видениях, смысл к-рых он сам не мог постигнуть, поэтому ангел дал ему соотв. разъяснения.

 

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ: 1) пр. Захария был священником. Его отец, Варахия, был сыном Аддо (-> Иддо) (Зах 1:1,7), главы одного из священнич. родов, возвратившегося из вавил. плена (Неем 12:4,16). Поскольку в роли пророка Захария выступил уже в 520 г. до Р.Х., то, вероятно, он родился в плену. Во времена первосвященника Иоакима он был главой своего рода (Неем 12:16). Видимо, Варахия умер рано, поскольку Захария назван сыном Аддо (Иддо) (Езд 5:1; 6:14). Впервые пророк получил слово от Господа в восьмой месяц второго года правления царя Дария, т.е. в октябре-ноябре 520 г. до Р.Х., через два месяца после выступления Аггея (Агг 1:1). Последнее упоминание о слове Господнем к Захарии относится к ноябрю-декабрю 518 г. до Р.Х. (Зах 7:1). О дальнейшей жизни пророка ничего неизвестно; 2) согл. иуд. и христ. традициям, автором всей книги считается сам Захария, в этом качестве его цитировали евангелисты (Зах 9:9; Мф 21:5; Зах 11:12 и след.; Мф 27:9 и след.; Зах 12:10; Ин 19:37) и Иисус (Зах 13:7; Мф 26:31). Если о гл. 1-8 совр. исследователи уверенно говорят как о произведении самого Захарии, то подлинность гл. 9-14 оспаривается начиная с XVII в. Нек-рые критики полагают, что у этой части книги было два разных автора, один из к-рых во времена Исаии написал гл. 9-11, а второй во времена царя Иосии или после возвращения из плена создал гл. 12-14. Есть ученые, к-рые не делят гл. 9-14 между двумя авторами, но относят эту часть книги к 300 г. или даже к 160 г. до Р.Х. Уже сам этот разброс мнений показы-вает, что ни одна из версий не является убедительной. Вопреки мнению критиков, принадлежность книги одному автору и ее написание вскоре после вавил. пленения вполне вероятны; 3) К.З. можно условно разделить на три части. Первая часть (гл. 1-6) содержит обетования, переданные пророку через сновидения и ночные видения, к-рые начинались в октябре-ноябре 520 г. до Р.Х., вторая часть (гл. 7-8) включает в себя речи к Израилю, произнес. начиная с ноября-декабря 518 г. до Р.Х. Третья часть - это пророч. слово о языч. народах и пророч. слово об Израиле (гл. 9-14).

 

II. СОДЕРЖАНИЕ:

 

1) КОМПОЗИЦИЯ:

 

Введение. Призыв к покаянию (1:1-6).

 

Часть I. Видения (1:7 - 6:15):

 

1. Кони (1:8-17).

 

2. Рабочие (1:18-21).

 

3. Человек с землемерной вервью (2:1-13).

 

4. Первосвященник Иисус (3:1-10).

 

5. Светильник и маслины (4:1-14).

 

6. Летящий свиток (5:1-4).

 

7. Женщина в ефе (5:5-11).

 

8. Четыре колесницы (6:1-8).

 

9. Заключение: возложение венцов на го-

 

лову первосвященника Иисуса (6:9-15).

 

Часть II. Путь благословения Божьего (7:1 - 8:23):

 

1. Вопрос о пятом месяце и встречные во-

 

просы Бога (7:1-7).

 

2. Воспоминание о времени до плена

 

(7:8-14).

 

3. Бог всегда остается верным (8:1-8).

 

4. Основа благословения (8:9-17).

 

5. Воздействие на весь мир (8:18-23).

 

Часть III. Последующие речи (9:1 - 14:21):

 

А. Первая речь (9:1 - 11:17):

 

1. Суд над язычниками (9:1-8).

 

2. Обетования для Израиля (9:9 - 10:12):

 

а) Мессия (9:9-12);

 

б) Иуда и Ефрем как орудия Божьи

 

(9:13-17);

 

в) освобождение (10:1-12).

 

3. Слово о пастухах (11:1-17):

 

а) негодные пастухи (11:1-6);

 

б) расторжение союза между Богом и на-

 

родами (11:7-11);

 

в) расторжение братства между Иудой и

 

Израилем (11:12-14);

 

г) угроза неверным пастухам (11:15-17).

 

Б. Вторая речь (12:1 - 14:21):

 

1. Помощь Господа при защите от врагов

 

(12:1-9).

 

2. Основание нового союза (12:10 - 13:9):

 

а) плач о Пронзенном (12:10-14);

 

б) великое очищение народа (13:1-6);

 

в) верная треть (13:7-9).

 

3. Решающие события (14:1-21):

 

а) спасение Иерусалима от уничтожения

 

(14:1-7);

 

б) спасение миру придет из Иерусалима

 

(14:8-11);

 

в) поражение всех врагов (14:12-15);

 

г) язычники будут приходить в Иеруса-

 

лим для поклонения (14:16-19).

 

Заключение: полная святость Иерусалима и Иудеи (14:20 и след.).

 

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: а) рассказу о видениях и речах Захарии предшествует призыв пророка к покаянию. Захария напоминает народу о судьбе отцов, к-рые пережили в вавил. плену суд, предсказ. Богом (Зах 1:1-6). Открывая Захарии Свою волю в видениях (Зах 1:7 - 6:8), Бог дал ему возможность помочь евр. народу, находящемуся в бедств. положении. На родину вернулась пока лишь малая часть плененных, но возвратившиеся должны утвердиться на родной земле вопреки враждебности соседних народов и восстановить Иерусалим и храм. Захария призван убедить израильтян в том, что их положение не безнадежно, что несмотря на кажущуюся безучастность Бога, Он действует и постепенно закладывает основу для исполнения Своих замыслов. В мире народов царит покой, хотя семидесятилетний срок наказания Израиля уже миновал (Зах 1:11,12). Но это спокойствие не должно вводить в заблуждение, поскольку за ним стоит твердое намерение Господа восстановить Иерусалим (ст. 16 и след.). В невидимом мире идут приготовления к этому. Враги Израиля уже утрачивают власть (Зах 1:21), посланец Господа обходит Иерусалим, чтобы установить его границы (ст. 2:2). Город не должен быть ограничен стеной, ибо Бог желает привести сюда множество народа, и Он Сам будет огненной стеной Иерусалима (ст. 4 и след.). Бог стремится сделать Свой народ невероятно многочисл. и присоединить к нему множество язычников (ст. 11). Одноврем. произойдет внутр. преобразование народа. Первосвященник (в Синод. пер. - "великий иерей") уже не должен представать пред Богом в человеч. немощи. Сам Господь защитит его от обвинителей и освятит, позволив ангелам облечь его в торжеств. одежды. Т.о., первосвященник

 

Иисус становится прообразом Мессии (Зах 3). Еще один символ преобразования - это изменение светильника, символа Божьего народа (см. Откр 1:20). Если до сих пор о светильнике заботились священники, не давая ему погаснуть, то теперь масло само вытекает из маслин под воздействием Св. Духа (Зах 4). Чтобы Израиль стал истинным народом Божьим, необходимо очищение, к-рое сами люди осуществить не могут. Поэтому Бог истребляет грешников (Зах 5:4) и само безбожие (ст. 7 и след.). Господь Сам защитит этот очищенный народ. Для его защиты от внешних врагов во все стороны будут направлены Божьи колесницы; а для защиты внутри страны на голову первосвященника Иисуса будут возложены венцы (Зах 6);

 

б) вторая часть книги - это ответ на вопрос народа. В знак покаяния, в плену соблюдались особые праздники, и теперь возник вопрос, надо ли их соблюдать и в дальнейшем. Ответ Бога гласит: нужен не внешний пост, а внутреннее обращение, послушание и любовь. Если народ Израиля станет общиной истины и мира, то дни поста превратятся в радостные праздники, и израильтяне с таким ликованием обратятся к богослужению, что и язычники будут просить разрешения присоединиться к их торжеству (Зах 7 и след.); в) в третьей части книги в первом речении пророка сообщается о суде над языч. народами, после чего следует мессианское пред-сказание об Иерусалиме (Зах 9:9 и след.). Далее говорится о гибели мировых держав и о восстановлении Северного царства (Зах 9:11 - 11:3). В заключение звучит слово суда над негодными пастухами (ст. 4-17). Нек-рые стихи этого отрывка указывают на время Иисуса Христа (Зах 9:9; Мф 21:5; Зах 10:2; Мф 9:36; Зах 11:12 и след.; Мф 26:15; 27:9 и след.), но можно ли истолковывать в этом плане весь отрывок, неясно. Во втором речении говорится о событиях конца времен: об окончат. спасении Иерусалима и о восстановлении его власти, об очищении народа через суд, о его внутр. преобразовании Духом Божьим и о прощении его грехов. Господь станет "Царем над всею землею", из Иерусалима потекут источники живой воды, язычники придут праздновать праздник Кущей в Иерусалим, к-рый весь будет посвящен Господу (Зах 12-14). Этим Захария, пророч. слово к-рого началось с призыва к обращению, переводит взгляд своих слушателей с трудностей, стоявших перед ними, на конечную победу Господа.

 

Книга Иисуса Навина

 

I. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

В Нав 24:26 сказано, что Иисус Навин собственноручно записал рассказ о заключении завета в Сихеме в "книгу закона Божия". С др. стороны, ясно, что заключит. стихи книги (ст. 29-33) были дописаны уже после смерти Иисуса Навина, Елеазара и других людей этого поколения. Назв. стихи, как и приведенный в Нав 15:13-19 (ср. Суд 1:10-15) рассказ о завоевании Халевом Хеврона и Давира - событии, произошедшем позже, - были внесены в книгу для создания полной картины событий. Но все же вполне вероятно, что рассказ об этих событиях в его нынешнем виде был записан еще при жизни Иисуса Навина. Во всяком случае, можно предположить, что книга обрела свою окончат. форму до времени правления Соломона, когда хананеи еще жили в Газере (ср. Нав 16:10 с 3Цар 9:16), или даже до времени правления Давида, когда иевусеи еще занимали крепость в Иерусалиме (ср. Нав 15:63 с 2Цар 5:6,7).

 

II. МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Первое слово К.И.Н. - "И" (так в MT) показывает, что она теснейшим образом связана с Пятикнижием Моисея, повествование к-рого прямо продолжает. Описанием завоевания Ханаана книга завершает рассказ об освобождении богоизбр. народа от егип. рабства. В евр. Библии К.И.Н. считается первой в ряду историч. книг (Нав - 4Цар, искл. Руфь), объединенных под общим названием "главные, или ранние, пророки". Если в центре Пятикнижия Моисея находится Закон, то "ранние пророки", как пророки вообще, проповедуют Божье владычество над Его народом и над язычниками (ср. Нав 24).

 

III. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

Книга состоит из 24 глав и делится на три основные части:

 

I. Завоевание земли обетованной (Нав 1-12):

 

1. Подготовка к завоеванию:

 

а) Бог ободряет Иисуса Навина, народ

 

уверяет его в своем совершенном по-

 

слушании (Нав 1);

 

б) лазутчики в Иерихоне (Нав 2);

 

в) переход через Иордан, установление

 

памятных камней (Нав 3; 4);

 

г) обрезание и Пасха; манна перестает

 

падать; ангел Господень называет Гал-

 

гал святым местом (Нав 5).

 

2. Захват страны:

 

а) чудесное взятие Иерихона (Нав 6);

 

б) поражение от жителей Гая, вызванное

 

воровством Ахана, и захват Гая

 

(Нав 7:1 - 8:29);

 

в) благословение и проклятие на горе Ге-

 

вал (Нав 8:30-35);

 

г) хитрость гаваонитян (Нав 9);

 

д) победы на юге и севере страны

 

(Нав 10; 11);

 

е)перечисление побежденных царей

 

(Нав 12).

 

II. Раздел земли обетованной (Нав 13-22):

 

1. Уделы двух с половиной колен к восто-

 

ку от Иордана (Нав 13).

 

2. Распределение по жребию ханаан. земель

 

между прочими коленами (Нав 14-19).

 

3. Города-убежища и левит. города

 

(Нав 20; 21).

 

4. Возвращение двух с половиной колен в

 

свои уделы на восток от Иордана и спор

 

вокруг сооруженного у Иордана жерт-

 

венника (Нав 22).

 

III. Прощание Иисуса Навина и его смерть (Нав 23-24):

 

1. Наставления старейшинам Израиля

 

(Нав 23).

 

2. Народное собрание в Сихеме: обязат-во

 

Израиля служить Господу; смерть Иису-

 

са Навина и Елеазара и их погребение

 

(Нав 24).

 

IV. Особое место, к-рое К.И.Н. занимает среди других ветхозаветных книг, определяется и ее ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. Тесно связанная с Пятикнижием Моисея, она, как бы подводя итог сказанному в нем, свидет-вует о верности, с к-рой Бог исполняет обетования, данные Им Аврааму. Несмотря на все трудности, с к-рыми пришлось столкнуться израильтянам во время странствования по пустыне и при завоевании земли обетованной, народ Божий, ведомый Господом, достиг заветной цели. На протяжении всей книги, от первой до последней главы, фигура Иисуса Навина остается как бы на втором плане. Поэтому становится очевидно, что не человек, но только Сам Бог способен привести народ к великой победе, суть к-рой - обретение земли обетованной. Иисус Навин является лишь орудием в руках Божьих. Эта мысль ясно сформулирована в Нав 21:44,45: "И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их [...] Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось". В К.И.Н. также показан Божий гнев, вызванный человеч. грехами. Только этим можно объяснить жестокость войны, к-рая велась до полного унич-тожения врага. Хананеи настолько погрязли в грехе, что праведный Бог вынужден был наказать их - истребить их руками израильтян. Это должно было уберечь израильтян от смешения с хананеями, от принятия их обычаев и их идолопоклонства. Но здесь изра-ильтяне проявили слабость. Иисус Навин ясно осознавал опасность, к-рая угрожала Израилю в том случае, если не все враждебные народы будут уничтожены, и пытался устранить ее, созвав народное собрание в Сихеме. Возобновление завета должно было напомнить народу о том, что Господь, как Святой Бог, Бог ревнитель (Нав 24:19), строго следит за тем, обратится ли Израиль к идолам других народов или же всем сердцем останется с Ним. Господь не мог мириться с чужими "богами", не должен был мириться с ними и его народ, призванный на свящ. войну во имя своего Бога. Израиль проявил слабость и оказался неспособным служить Господу, но, тем не менее, он должен был вести бескомпромиссную борьбу с богопротивными силами (Нав 24). Т.о., Иисус Навин принадлежит к числу пророков, боровшихся за то, чтобы Божий народ, любовно избранный Богом в Его "удел" (ср. Исх 19:4-6), нераздельно оставался с Ним. Необходимо было безжалостно обнажать грехи народа, его отпадение от Бога, неверность и безразличие, с тем чтобы вновь призвать его к смирению перед Господом - к беспощадной борьбе с грехом и неверием в своем сердце. Только так Божий народ может пребывать с Господом, Которому он принес клятву верности.

 

Книга Иова

 

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1) К.И. - признанный шедевр др.-евр. поэзии; большая часть ее написана в стихах (Иов 3:1 - 42:6). Книга имеет много общего с книгами премудрости (Притч; Еккл). О том, что человек по имени Иов реально существовал, а не является вымышленным литературным персонажем, говорится в главах 1-2; 42 К.И., а также в Иез 14:14,20 (ср. Иак 5:11). Геогр. названия - Уц, Савха [евр. Шуах], Вуз (Иов 1:1; 8:1; 32:2) - указывают на то, что описываемые в книге события происходили в сев.-зап. Аравии, в местах расселения потомков двух сыновей Нахора (Быт 22:21) и одного из сыновей Авраама от Хеттуры (Быт 25:2; -> Сава и -> Феман - Иов 1:15; 4:1). Описание жизни Иова (42:16) и совершаемых им жертвоприношений (Иов 1:5; 42:8) напоминает рассказ о жизни патриархов и позволяет предположить, что Иов жил во II тысячел. до Р.Х. Это было время, когда арам. племя халдеев (Иов 1:17) еще не поселилось в районе Персидского залива (это произошло лишь ок. 1000 г. до Р.Х.); имя Иова встречается в егип. текстах, относящихся к XIX в. до Р.Х., как имя князя, правившего в области Дамаска, а в письмах из Телль-Амарны - как имя князя Пеллы; 2) АВТОРА К.И. установить невозможно; что касается датировки, то одни исследователи считают, что книга могла быть написана в период, предшествовавший исходу, другие - после возвращения из плена. Однако ее родство с книгами премудрости, совершенство поэтич. форм и глубина ставящихся в ней теологич. проблем дают основания отнести ее к периоду расцвета евр. поэзии при Давиде и Соломоне.

 

II. КОМПОЗИЦИЯ

К.И., содержащую 42 главы, композиционно можно разделить на след. части:

 

1. Введение (гл. 1-2) повествует о праведности Иова и его жизненном благополучии; о споре на небесах между Господом и сатаной, о несчастьях, обрушившихся на Иова; о втором споре на небесах, о болезни Иова и о трех его друзьях, к-рые, услышав о бедах страдальца, приходят к нему, чтобы утешить.

 

2. Главная часть книги (Иов 3:1 - 42:6) содержит речи Иова, его друзей и Господа.

 

3. Заключительная часть книги (Иов 42:7-17) повествует о том, что Господь осудил трех друзей Иова и принял его заступничество за них; далее говорится о новом периоде благополучия, к-рый Бог дал Иову.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ

1) Из речей Иова (Иов 3-11; 12-20; 21-27), спорящего с друзьями, можно понять смысл его страданий. Трое друзей пытаются решить его проблему, руководствуясь своими знаниями о Боге. Бог, говорят они, поощряет правого и наказывает грешника (Иов 4:7-9), след., несчастья Иова - это наказание за какую-то его вину. Они откровенно упрекают Иова (Иов 11:13-15; 22:4 и след.), а тот, в свою очередь, бурно протестует против их обвинений и приводит им примеры из своей жизни, отстаивая свою праведность (гл. 26-31). Услышав его ответы, друзья умолкают (Иов 27:5 и след.; 32:1); 2) на их месте Иов тоже знал бы, что сказать (Иов 16:4-6), но ему нужны не благие слова (Иов 12:2 и след.; 16:1-3; 19:1-3), а истинный ответ, и он взывает к Богу (Иов 13:23-25; 23:3-5). Иов, как и все (Иов 12:2 и след.), признает греховность людей (Иов 9:2 и след.; 13:23,26), но он отстаивает свою богобоязненность. Его отчаянные жалобы и стенания вновь и вновь возносятся к Господу (Иов 16:11-14; 19:6; 27:2; 30:21-23); он не отступается от Бога (Иов 31:35). В состоянии глубочайшей безысходности Иов продолжает твердо верить, что Бог заступится за него и избавит его от бед (Иов 16:19; 17:3; 19:25-27), хотя деяния Господа и кажутся ему непонятными и несправедливыми; 3) после того как друзья Иова замолчали, слово взял Елиуй, раздосадованный тем, что старшие не нашли ответа (Иов 32). Он говорит, что Бог по-разному может общаться с человеком; через страдания Господь стремится привести человека к покаянию, чтобы затем смилостивиться над ним (Иов 33:14-30; 36:5-15). Его праведность снимает все человеч. вопросы (Иов 34); человек должен склониться перед величием Бога (Иов 37), открывающимся в Его творении; 4) после слов Елиуя раздается глас Бога. Господь Сам призывает Иова и указывает ему на Свою силу, явленную в том, что Он создал мир (Иов 38-41). Иов склоняется перед этим откровением Божьей славы: он слишком ничтожен, чтобы спорить с Богом (Иов 40:4), и к тому же провинился пред Ним, произнося неразумные речи (Иов 42:3,6). И Господь выносит Свое окончат. решение: слова Иова о Боге верны, а слова его друзей - неправильны (ст. 7), и, лишь приняв заступничество Иова за них, Бог их прощает (ст. 8 и след.). Господь не только восстанавливает прежнее благосостояние Иова, но и дает ему вдвое больше того, что он имел до своих несчастий; у него вновь рождаются дети (ст. 10-17). Восстановление благополучия Иова и его семейства рассматривается нек-рыми комментаторами как отступление на позиции человеч. представлений о вознаграждении; но слова Иисуса о вознаграждении ученикам (Мф 19:29) предостерегают от подобных рассуждений.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.