I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Малахия - последний пророк ВЗ, от к-рого до нас дошло отдельное собрание речей. Многократно высказывалось мнение, что Малахия (евр. "Мой посланник") - не имя собств., а указание на миссию, на что можно увидеть намек в Мал 3:1: "Вот, Я посылаю Ан-гела (в др.-евр. оригинале может пониматься как "посланника") Моего, и он приготовит путь предо Мною". Таргум предполагает, что Малахия - это псевдоним Ездры. Однако не исключено, что это собственное имя пророка. О происхождении и жизни Малахии ничего не известно, относит. времени его служения мнения расходятся. Во всяком случае, он пророчествовал после завершения строит-ва второго храма, т.е. после 515 г. до Р.Х. (Мал 1:10; 3:1,10). Возм., он впервые выступил вскоре после 433 г. до Р.Х., когда Неемия на короткий срок вернулся к перс. цар. двору (см. Неем 13:6). Многие данные указывают, однако, на то, что служение Малахии происходило между 480 и 450 гг. до Р.Х.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ И КОМПОЗИЦИЯ

А. Надписание (1:1).

 

Б. Любовь Господа к Израилю (1:2-5).

 

В. Израильтяне бесславят Господа

 

(1:6 - 2:17):

 

1. Недостойные жертвоприношения

 

(1:6-14).

 

2. Священники разрушают завет Левия

 

(2:1-9).

 

3. Развод и языч. жены (2:10-16).

 

4. Сомнения и неверие в наказующее пра-

 

восудие Божье (2:17).

 

Г. Приближающийся Суд (гл. 3 и 4):

 

1. Очищение и разделение (3:1-6).

 

2. Призыв к покаянию (3:7-12).

 

3. Истребление нечестивых и блаженство

 

праведных (3:13 - 4:4).

 

4. Илия как предвестник Суда (4:5,6).

 

III. МИССИЯ МАЛАХИИ

1) пророк изобразил иуд. общину после вавил. пленения в тот историч. момент, когда великие надежды, связанные с возобновлением жизни на земле Израиля, были почти забыты. Под давлением внешних трудностей рвение к соблюдению уставов Господних и Его Закона угасло. Сомнениями и безволием определялись речи и деяния народа и священников (Мал 1:7,8,12,13; 2:17; 3:14,15). Богослужение сводилось к традиц. обрядам, к-рые соверша-лись в силу привычки. С беспощадной строгостью осуждает Малахия священников (Мал 2:3). Вместе с верностью Господу разрушалась и взаимная верность между людьми: разводы и браки с иноплем. женами повсеместно входили в обычай (Мал 2:10-16). Но при всем этом никто не осознавал своих беззаконий, и даже Слово Божье, как правило, вызывало в ответ возражения (Мал 1:2,6,7; 2:14,17; 3:7,8,13); 2) Малахия старается вновь раскрыть иудеям глаза на происходящее и с этой целью рассматривает "обесславливание" Господа Его народом в свете любви Божьей (Мал 1:2-5). По милосердию Божьему даже грозный Суд приведет к очищению и освящению народа, а не к его уничтожению (Мал 3:3,6). Господь призывает к покаянию (Мал 3:7), и перед наступлением "страшного дня Господня" Он вновь пошлет пр. -> Илию с призывом благодати (Мал 4:5,6). Так последний пророк ВЗ непосредств. указывает на грядущее наступление эпохи Нового Завета (Мф 11:14; 17:10-12; Мк 9:11-13; Лк 1:17).

 

Книга пророка Наума

 

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ

Об обстоят-вах жизни пр. Наума неизвестно ничего, кроме названия города, откуда он был родом, -> Елкос. Предсказывая падение Ниневии, к-рая в 612 г. до Р.Х. была завоевана вавилонянами и мидийцами, Наум упоминает о штурме Но-Аммона (егип. Фив), предпринятом ассирийцами в 663 г. до Р.Х. Т.о., его пророчество следует отнести к периоду между этими двумя датами. Создается впечатление, что во времена Наума Ассирия еще находилась на вершине своего могу-щества: в Ниневию стекались богатства, на-грабленные в воен. походах (Наум 2:13; 3:1), а в покоренной Иудее (Наум 1:13) повсюду можно было видеть ассир. купцов, князей и военачальников (Наум 3:16,17). Такое вряд ли было возможно в период правления Иосии, но в царствование Манассии представляется вполне вероятным. В то время Аснафар (Ашшурбанипал) подавил восстание своего брата, вавил. царя Шамаш-шум-укина (648 г. до Р.Х.), и не исключено, что пленение Манассии (2Пар 33:11) было связано с участием этого царя в антисир. заговоре. В это безрадостное для Иудейского царства время весть К.п.Н. о грядущем суде над Ниневией, к-рая вызывала всеобщий страх и к-рую пророк называл "логовищем львов" (Наум 2:11 и след.), звучит особенно ободряюще.

 

II. КОМПОЗИЦИЯ

1. Вступление (1:1).

 

2. Хвала Богу (1:2-15):

 

а) Господь как праведный судья (1:2-8);

 

б) Бог наказывает Своих врагов и спасает

 

народ Израиля (1:9-15).

 

3. Суд над Ниневией (2:1 - 3:19):

 

а) взятие города (2:1-5);

 

б) разграбление (2:6-10);

 

в) логовище львов (2:11-13);

 

г) вина и наказание (3:1-7);

 

д) сравнение с егип. Фивами (3:8-15);

 

е) неотвратимость суда (3:16-19).

 

III. СТИЛЬ

Книга написана живым, образным языком, прекрасно передающим непосредств. впечатления пророка от того, что пришлось ему увидеть во время осады и штурма города (Наум 2:3 и след.; 3:2 и след.). В 1-й главе автор, кр. того, использует форму акростиха, правда, не так последоват., как того требовали законы жанра (-> Поэзия).

 

IV. СОДЕРЖАНИЕ И БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Пророк возвещает: Господь воздает Своим противникам (Наум 1:2). И великие мировые державы, какими бы ни были самонадеянными их правители, подчинены Богу Израиля. Его суд настигнет и могучую Ниневию, грехи к-рой состоят в насилии, угнетении других народов, грабеже и жажде на-живы (Наум 2:12; 3:1,4,16). От Израиля, к-ро-му провозвещается освобождение от ассир. господства (Наум 1:13), требуется воздавать благодарение Господу, соблюдать праздники и исполнять обеты (Наум 1:15; возм., этот стих предвещает реформы Иосии).

 

Книга пророка Осии

I. К.п.О. входит в состав ветхозаветного канона. Пророк Осия был жителем Северного царства, однако, к какому из десяти колен он принадлежал, неизвестно. Согл. Ос 1:1, пророк жил во времена израил. царя Иеровоа-ма II и иуд. царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Осия появился на историч. сцене позднее пр. Амоса, прим. в одно время с пророками Исаией и Михеем. Начало его пророческого служения приходится на последние дни правления Иеровоама, а конец - на трагическое время гибели Северного царства.

 

II. Это был период бесконечной смуты. После смерти Иеровоама II его сын Захария, правивший всего полгода, был убит Селлумом, израильтянином из колена Манассии, оспаривавшего власть колена Ефрема. Через месяц Селлум был свергнут и убит Менаимом, что стало ответом ефремлян на притязания колена Манассии. Менаиму пришлось покориться ассирийцам и выплачивать Тиг-латпаласару III большую дань. Сын Менаима Факия через два года после своего воцарения был убит Факеем, предводителем партии колена Манассии. Факей стоял на стороне Дамаска, выступая против Ассирии, и его политика потерпела полный крах. Через семь лет Осия (3), сын Илы, организовал заговор против Факея и, убив его, стал израил. царем. Присоединение царя Осии к антиассир. союзу привело к его пленению ассир. царем. Самария после трехлетней осады пала, а израильтяне были уведены в плен.

 

III. Эти события образуют историч. фон К.п.О. Израильское царство вступало в союз то с Египтом, то с Ассирией, позднее оно вновь искало помощи у Дамаска в борьбе против Ассирии. Иудейское, и Израильское царства постоянно нарушали верность Господу, больше ожидая помощи от Ассирии или Египта, чем от Бога. Как житель Израильского царства, Осия болезненно воспринимал события, происходившие в областях, принадлежавших десяти коленам. Во всем он видел нарушение верности Богу, и прежде всего это касалось богослужения (золотой телец; Ос 8:5 и след.), поставления царей и князей (ст. 4), а также внешней политики (союзы с языч. державами; Ос 5:13). Вряд ли найдется другой пророк, к-рый своими обличительными речами заставлял так содрогаться перед Божьим гневом (см., напр., Ос 5:14; 13:7 и след.); но вместе с тем Осия говорит и о любви Господа (Ос 2:16,21 и Ос 14:5 и след.).

 

IV. К.п.О. содержит 14 глав, к-рые можно разделить на две части: 1) в Ос 1-3 Бог повелевает пророку, чтобы тот символич. действиями показал, что народ Израиля, перенявший хананейский культ плодородия, проявил неверность Господу. Подобно тому как прелюбодействующая жена оставляет своего му-жа, так и народ Израиля, блудодействуя, отступил от Бога (Ос 1:2). Презрев Божью любовь, он нарушил завет и расторг его (ст. 9). Бог повелевает пророку взять в жены "блудницу" (ст. 2). Вероятно, здесь имеется в виду распространенный в Израиле языч. обычай, согл. к-рому достигшая брачного возраста из-раил. девушка отдается в святилище священ-нику или чужому мужчине (Ос 4:13,15; -> Блудница, 1,2), чтобы, принеся в жертву свою девственность, позже получить от Ваала плодородие в браке (поэтому и дети названы здесь "детьми блуда"). Т.о., Господь повелел Осии жениться не на какой-то особо порочной женщине, а на типичной представитель-нице своего народа, отпавшего от Бога Израиля. Осия взял в жены Гомерь, дочь Дивлаима, и от этого брака родились два сына и дочь, имена к-рых, имеющие символич. значение, были предписаны Осии Богом. Старший сын получил имя Изреель, символизировавшее вину дома Ииуева в крови Изрееля (ст. 4). Дочери было дано имя Лорухама ("непомилованная"), "ибо, - говорит Господь, - Я уже не буду миловать дома Израилева" (ст. 6). Второй сын был назван Лоамми ("не Мой народ", ст. 9). Глава 2 содержит слова Господа о неверности Его народа. Однако, пригрозив Израилю судом, Бог заканчивает Свое обращение обещанием помиловать его. В Ос 3:1 пророк получает указание: "Иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам". Возм., и здесь подразумевается Гомерь, к-рая сбежала от Осии, но затем была выкуплена им из рабства. В наказание Гомерь должна была вести уединенную жизнь (ст. 2 и след.). Так и израильтяне, говорит пророк, долгое время будут жить "без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима" (знака их идолослужения), пока не обратятся "в последние дни" к Господу (ст. 4 и след.). После плена, в отдаленном будущем, Израилю уготовано благополучие; 2) вторая часть книги (Ос 4-14) содержит пророч. изречения Осии, относящиеся к разным периодам его деят-сти. Он предсказывает Израилю и вождям народа суд за их идолопоклонство и злоупотребления властью. Но и вторая часть заканчивается предсказанием спасения, возвещением безграничного Божьего милосердия (Ос 11:8 и след.; 14:2-10).

 

V. В основе К.п.О. лежат нек-рые факты из жизни Осии. Его речениям свойственны живость, экспрессия и лаконизм. Сказанное пророком иногда трудно понять, т.к. текст К.п.О., особенно гл. 4-14, при неоднократной переписке претерпевал искажения, и это нередко затрудняет его истолкование.

 

Книга Руфь

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.