I. АВТОР, ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ И МЕСТО В КАНОНЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) в К.Р. рассказывается история, к-рая произошла в эпоху судей (Руфь 1:1; согл. родословию, приведенному в Руфь 4:18 и след., описанные в ней события происходили прим. за 100 лет до царствования Давида). Имя автора книги и время ее написания неизвестны, но поскольку она сообщает о происхождении Давида от моавитянки (ср. также 1Цар 22:3), то исследователи предполагают, что она была написана в период расцвета этого царствующего дома; именно тогда, скорее всего, и возникла потребность письменно изложить предысторию дома Давида; 2) в евр. Библии К.Р. принадлежит к разделу кетувим, т.е. Писаний, а среди них - к мегиллот, т.е. к (праздничным) свиткам. В позднем иудаизме она зачитывалась во время праздника Пятидесятницы. Септуагинта, в соотв. с содержанием К.Р., помещает ее вслед за Книгой Судей, в этом ей следуют Вульгата и совр. переводы Библии. Место книги среди Писаний часто объясняли следами арам. влияния в ее языке и истолковывали как указание на ее позднее происхождение, что, однако, не бесспорно.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ

В книге рассказывается об одной иуд. семье, к-рая, спасаясь от голода, "пошла жить на полях моавитских". Елимелех, его жена Ноеминь и двое их сыновей не захотели разделить с народом выпавшие на его долю бедствия и не остались в уделе, унаследованном от отцов. На чужбине Елимелех и его женатые на моавитянках сыновья умерли. Когда Бог вновь дал израильтянам хлеб, Ноеминь и ее оставшиеся бездетными невестки отправились в обратный путь. Одна из снох, Орфа, ушла от свекрови и вернулась в родит. дом, т.к. считала, что там у нее больше возможностей снова выйти замуж. Но другая сноха, Руфь, осталась с Ноеминью, с ее народом и ее Богом (Руфь 1:16 и след.), в вере и любви приняв на себя тяготы, выпадавшие на долю бездетной вдовы. Вернувшись в Вифлеем во время жатвы, Руфь, по праву вдов и пришельцев (Лев 23:22; Втор 24:19), пошла подбирать колосья на поле Вооза, богатого родственника Елимелеха. Вооз, к-рому понравилась Руфь, в соотв. с законом о наследовании и законом о браке выкупил земельный надел Елимелеха и женился на Руфи, после того как ее ближайший родственник отказался это сделать (-> Брак, III,3 -> Наследование, I,3 -> Выкуп, I,1с). Руфь стала прабабкой царя Давида (Мф 1:5).

 

III. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

В К.Р. приведена история из повседневной жизни израильтян. В ней рассказывается об обычаях народа, о правовой системе Израиля, о повседневной жизни израильтян. Но на фоне этой повседневной жизни раскрывается вера и любовь женщины из Моава, к-рые привели ее к народу Божьему; она вошла в тот род, из к-рого произойдут цари - израильские и иудейские, а затем и обетованный Мессия. В нежных словах Вооза, обращенных к Руфи (Руфь 2:11 и след.), звучит напоминание об Аврааме, так же, как и Руфь, покинувшем свою родину ради Господа (Быт 12:1) и ставшем отцом всех верующих (Рим 4:11).

 

Книга пророка Софонии

 

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Об авторе книги известно только его имя и имена его предков на протяжении четырех поколений (Соф 1:1). Родословие заканчивается на некоем Езекии, к-рого нек-рые комментаторы отождествляют с царем Иудеи; по времени такое отождествление возможно, хотя и не доказано. Софония, видимо, жил в Иерусалиме, во всяком случае, здесь он возвестил свое пророчество; об этом свидет-вует тот факт, что Со-фония называет этот город "место сие" (ст. 4), а также упоминает целый ряд точных характеристик столицы Иудеи (ст. 10 и след.). Выступление Софонии приходится на время царствования -> Иосии (639-609 гг. до Р.Х.) и предшествовало разрушению Ниневии (Соф 2:13-15; 612 г. до Р.Х.). Из Соф 3:5 (см. также Соф 1:4; "остатки Ваала"), видимо, следует, что реформа Иосии, начатая в 628 г. до Р.Х., находит свое завершение с находкой Книги Закона и с празднованием Пасхи 622 г. до Р.Х. Проведение этого праздника натолкнулось на сопротивление князей, судей, пророков и священников (Соф 3:3 и след.). Т.о., Софония - современник молодого пр. Иеремии, к-рый был призван на служение в 627 г. до Р.Х. Подлинность книги оспаривается с конца прошлого столетия, однако, по мнению совр. исследователей ВЗ, для этого нет основательных причин.

 

II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

Заголовок (1:1).

 

I. Суд, грозящий Иудейскому царству

 

(1:2 - 2:3):

 

1. Суд за грехи Иудейского царства

 

(1:2-13);

 

2. Судный день Господа (1:14-18);

 

3. Призыв к обращению (2:1-3).

 

II. Суд над народами (2:4-15) и обетование

 

остатку Израиля (ст. 7,9):

 

1. Суд над филистимлянами (2:4-7).

 

2. Суд над Моавом и Аммоном (2:8-10).

 

3. Суд над народами запада и юга

 

(2:11 и след.).

 

4. Суд над Ассирией (2:13-15).

 

III. Горе ожесточившемуся Иерусалиму

 

(3:1-7).

 

IV. Гнев Господень на Последнем суде и гря-

 

дущее спасение (3:8-20):

 

1. Только остаток из язычников и иудеев

 

выстоит на суде (3:8-13).

 

2. Спасение для Иерусалима (3:14-20).

 

III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Самое важное в пророчестве Софонии - это весть о -> Дне Господнем. Божий суд неотвратим и неизбежен, даже если люди закрывают на него глаза (Соф 1:12). Время милости миновало (ст. 2 и след.). Царь пытается вновь обратить свой народ к Богу и спасти его, но встречает сопротивление (Соф 3:1-4). Несмотря на все усилия восстановить правильное богослужение, грех распространяется: наряду с Богом иудеи поклоняются Ваалу, идолам и небесному воинству (Соф 1:4 и след.), клянутся одноврем. Господом и Милкомом (в Синод. пер. - "царем своим", ст. 5). Другие совсем отпали от Бога и больше не вопрошают о Нем (ст. 6). В народе царят чуждые нравы, суеверные обычаи (ср. 1Цар 5:5), корыстолюбие, обман и насилие (Соф 1:8 и след.). На такое беззаконие грядет суд Господень. Это будет день трубы, зовущей к Божьей брани, к брани против народа, к-рый Бог когда-то называл Своим. Господь хочет устрашить людей; они, подобно слепым, будут топтаться на месте, не находя выхода, ибо Бог решил разметать "кровь их, как прах" и истребить всех жителей земли (ст. 14-18). Но перед лицом грозящей катастрофы Бог еще раз предупреждает Свой народ о том, что ему грозит. Еще раз Бог призывает беззаконных к обращению, а тех, кто соблюдает Его Закон, призывает еще решительнее "взыскать Господа". Это последняя возможность избежать суда (Соф 2:1-30). За-тем взор автора обращается к соседним народам и царствам - и они подвержены гневу Господа. Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников (ст. 5,11), на востоке - Моав и Аммон (ст. 8), на юге - Эфиопию (ст. 12), а на севере - Ассирию (ст. 13). Остаток Израиля овладеет землей филистимлян, а с Моава и Аммона получит добычу и унаследует эти земли (ст. 7,9). Но Иерусалим не прислушивается ни к угро-зам, ни к обетованиям Господа: он не желает покориться, и его вожди предаются греху больше, чем когда-либо (Соф 3:1-4). Поэтому Господь отвергает Свой народ и оставляет его (ср. Мф 23:37-39) до тех пор, пока не наступит срок окончат. суда, к-рый постигнет весь мир (Соф 3:8). Только когда Господь выплеснет Свой гнев, останется -> остаток Израиля, бедный и малочисл. народ, к-рый вновь научится уповать на Господа (ст.12). Язычники, к-рые останутся в живых, также будут служить Богу (ст. 9). Спасенные Богом будут прославлять и благодарить Его за милосердие и прощение (ст. 17). И избавит Бог Свой народ от всякого страха, соберет притесняемых (ст. 16,19 и след.) и поклоняющихся Ему из других народов (ст. 10), будет их могуществ. Спасителем и станет радоваться за тех, кого Он спас (ст. 17).

 

Книга судей Израилевых

 

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Содержание книги, в к-рой излагается исто-рия израил. народа во времена -> судей, определило ее название. В годы бедствий Бог призывал судей, поручая им освобождать народ от чужеземных поработителей и вершить правосудие согл. Божьему Закону. Через них Бог совершал деяния на благо народа Израиля.

 

II. АВТОР

Автор книги не назван. Очевидно, в ее основу положен список судей, довольно избирательно дополненный либо подробными описаниями их дел, либо краткими заметками о времени их служения. По-видимому, это коллективный труд, в к-ром использованы древние предания, заимствованные из различных источников.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ

1) истор. период, о к-ром сообщается в К.С.И., охватывает прим. три столетия - 1300-1000 гг. до Р.Х. Этот период начался после смерти Иисуса Навина, когда была покорена земля обетованная, и закончился годами служения Самуила, когда Израиль сформировался как гос-во (-> Судьи, II,2); 2) в Суд 1:1 - 3:6 дан общий обзор, являющийся ключом к пониманию всей эпохи. Покорение земли обетованной не было завершено, здесь еще жили остатки языч. племен (Суд 1:21-36; 3:1-6). Они являли постоянную угрозу религии Израиля, вновь и вновь склоняя народ к идолослужению (-> Идол, идолослужение), означающему отпадение от Бога. Для времени судей характерны резкие перемены в отношении израильтян к Богу - послушание Ему сменялось забвением Его. Внешне это проявлялось в смене периодов независимости периодами угнетения народа (Суд 2:10-23), когда Бог "передавал" израильтян в руки язычников (Суд 3:8; 4:2; 10:7; ср. также 3:12; 6:1). Порабощение всегда заканчивалось "воплем Израиля к Господу" и -> "воздвижением" судьи (Суд 3:9; 3:15; 4:3; 6:6). В книге имеются фрагменты, выпадающие из основной канвы повествования: мощно звучащая песнь Деворы (Суд 5), рассказ о неудавшейся попытке Авимелеха, сына Гедеона, воцариться в Сихеме (Суд 9), рассказ об идолослужении Михи и о том, как колено Дана переняло это идолослужение (Суд 17; 18), сообщение о надругательстве над налож-ницей в Гиве и о наказании колена Вениамина (Суд 19-21). Все эти рассказы создают достаточно полную картину времени судей, полного бедствий и страданий израил. народа.

 

3) КОМПОЗИЦИЯ:

 

I. Введение (1:1 - 3:6):

 

1. Вооруж. борьба после смерти Иисуса

 

Навина (1:1-36).

 

2. Духовная характеристика времени су-

 

дей (2:1 - 3:6).

 

II. Повествования о судьях (3:7 - 16:31):

 

1. Гофониил (3:7-11).

 

2. Аод (3:12-30).

 

3. Самегар (3:31).

 

4. Девора и Варак (4:1 - 5:31).

 

5: а) Гедеон (6:1 - 8:35);

 

б) Авимелех (9:1-57).

 

6. Фола (10:1-2).

 

7. Иаир (10:3-5).

 

8. Иеффай (10:6 - 12:7).

 

9. Есевон (12:8-10).

 

10. Елон (12:11,12).

 

11. Авдон (12:13-15).

 

12. Самсон (13:1 - 16:31).

 

III. Повествование о двух израил. коленах:

 

1. Колено Дана (17:1 - 18:31).

 

2. Вениамитяне (19:1 - 21:25).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 171.