БОГОСЛУЖЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН ПОСЛЕ ДАРОВАНИЯ ЗАКОНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) порядок ветхозаветных Б. был заповедан Самим Богом на горе Синай. Ежедневные жертвопри-ношения (Чис 28:3-8) дополнялись особыми Б., совершавшимися в -> субботу (ст. 9,10), в день новолуния (ст. 11-15), в великие ежегодные праздники (Чис 28:16 - 29:39), в -> субботний (Лев 25:1-7) и -> юбилейный годы (ст. 8-19). Этот порядок стал основой всей жизни израильтян. Центром Б. было святилище, -> скиния или -> храм с находящимся в нем -> ковчегом завета. Здесь совершали службу -> священники и -> левиты; в Б. (прежде всего во время праздников) участвовала вся израил. община (-> Церковь, собрание, община, I,2) (Втор 16:16; ср. 1Цар 1:3-5; Лк 2:41,42); 2) началом ветхозаветного Б. стало обнаро-дование Моисеем Закона (Исх 24:7,8; 25:1,2 и др.), однако чтение Закона не стало постоянной частью Б. В конце своей жизни Моисей повторно возвестил народу Закон (Втор 1:3). После него это делали Иисус Навин (Нав 24:25), священники, левиты, князья и пророки во времена Иосафата (2Пар 17:7-9) и Иосии (4Цар 23:2), а также Ездра (Неем 8:1-8), однако происходило это лишь в решающие моменты истории Израиля и, согл. завещанию Моисея, в субботний год во время праздника Кущей (Втор 31:9 и след.). Регулярного обращения к Закону в ветхозаветном Б. не было, но заменой ему служили публичные проповеди пророков (Иер 2:1,2; 7:1,2) и чтение пророч. речей в храме (Иер 36:1-10); 3) в центре Б. находилась -> ЖЕРТВА. Жертвы курения (Исх 30:7,8), всесожжения, бескровные жертвы и возлияния, благодарственные жертвы и жертвы за грех предпи-сывалось приносить ежедневно, а также во время праздников (Чис 28; 29). За жертвопри-ношением, сопровождавшимся в праздничные дни звуками труб, следовало благословение (Лев 9:22 и след.; Чис 6:22-27). Жертвы приносились царями (3Цар 3:4), народом (2Пар 15:11) или отдельными людьми (Лев 1-5). За исключ. жертвы всесожжения (Втор 12:27) и жертвы за грех (Лев 4:11,12), обряд жертвоприношения обязательно включал в себя СВЯЩЕННУЮ ТРАПЕЗУ, в к-рой участвовали принесшие жертву (1Цар 9:13,19, 22-24). Она символизировала единение сотрапезников с Богом, что особенно ярко проявлялось в пасхальной трапезе (Исх 12:3-13). Израильтяне должны были с радостью съедать перед Господом Богом свои благодарств. жертвы и жертвы, принесенные по обету в виде добровольных приношений (Лев 7:15-18; Втор 12:5-7,11,12,27), десятин (Втор 14:22-27) и первородных мужского пола от крупного и мелкого скота (Втор 15:19, 20); 4) радость Б. находила свое выражение в -> ТАНЦЕ (Пс 86:7 - в Синод. пер. - "играющие"; 149:3 - в Синод. пер. - "с ликами"; 150:3 - в Синод. пер. - "с ликами") и в ПЕСНОПЕНИЯХ левитов, сопровождавшихся игрой на духовых, ударных и струнных инструментах (1Пар 16:42; 2Пар 5:12,13; Пс 80:3,4). Традиц. хвалебным и благодарств. был псалом Давида "Славьте Господа" (1Пар 16:7-36; 2Пар 20:21; ср. Неем 11:17). В книге Псалтирь довольно часто встречаются указания к исполнению псалмов в храме (см. Пс 4:1; 9:1; 21:1; 38:1; 52:1; ср. также, напр., Авв 3:19). Левитские певцы и музыканты могли "провещавать" (1Пар 25:1; ср. 2Пар 20:14), т.е. сочинять, псалмы (Пс 45:1; 49:1; 87:1 и др.), а также исполнять их в храме; 5) за искл. славословия левитов, -> МОЛИТВА произносилась только в особых случаях, как, напр., молитва Соломона при освящении храма (3Цар 8:22-53) или молитвы Иосафата (2Пар 20:5-12) и Езекии (2Пар 30:18-20). -> ПОСТ также был предписан только в день искупления (Лев 23:27), позднее, в вавил. плену, отмечались дни памяти разрушения Иерусалима (Зах 7:3-5; 8:19); 6) величие храма и Б. (Пс 25:6-8; 26:4; 64:5; 83:2-5,11), радость по поводу "восхождения" народа перед своим Богом (Пс 121:1-4) неоднократно воспеваются в псалмах. "Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его" (Пс 95:6; ср. 1Пар 16:27). Этим объясняется тоска и томление людей, оказавшихся вдали от святилища (Пс 41:5 и след.; 42:4 и след.; 62:2 и след.), и печаль псалмопевца по поводу разрушения храма (Пс 73:3-7).

 

СИНАГОГАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В позднем иудаизме появилась новая форма Б. - синагогальное (-> Синагога), восходящее, предположит., ко времени вавил. плена. В то время как служение в храме обретало все большее великолепие и полноту (ср. Сир 50:1-23), в синагоге особое значение придавалось тому, чего евреям так не хватало: чтению и толкованию Свящ. Писания (ср. Лк 4:15-27) и общей молитве, участвовать в к-рой мог любой израильтянин; только право благословлять оставалось исключит. за священниками и левитами. После разрушения храма в 70 г. по Р.Х. центром иуд. богослужения стала синагога.

 

НОВОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

1) будучи евреем, ИИСУС участвовал в Б. Своего народа как в храме (Лк 2:41 и след.), так и в синагоге (Мк 1:21,22; Ин 18:20), а также поучал народ вне молитв. зданий (Мк 7:14-16). Но лишь Своих учеников Он поучал откровенно, не прибегая к иносказаниям (Мф 16:21; 17:22,23; 20:17-19; Мк 4:34; 7:17-23; Ин 13:31 - 16:33). Он резко выступал против по-казной молитвы (Мф 6:5), советуя лицемерам уединяться при обращении к Богу (ст. 6); Сам же Он мог молиться в присутствии Своих учеников, тем самым научая их истинной молитве (Мф 11:25,26; Ин 17). Иисус принял -> крещение (Мф 3:13-17) и заповедал креститься Своей Церкви (Мф 28:18-20); Он совершил со Своими учениками Тайную Вечерю и предписал Церкви повторять ее (1Кор 11:23-26). Во всем этом видна Его связь с древними традициями ветхозаветной Церкви, к-рые, тем не менее, наполняются новым содержанием и трансформируются изнутри; 2) соответствующее переходное состояние характерно и для ОБЩИНЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН в Иерусалиме. Уча и благовествуя, верующие каждый день посещали храм (Деян 2:46; 3:1; 5:42), "пребывали в притворе Соломона" (ст. 12), и никто из посторонних не решался присоединиться к ним (ст. 13). Жертвоприношения они совершали только в исключит. случаях (Деян 21:26; 24:17,18). И в повседневной жизни они тесно общались друг с другом (Деян 2:44; 6:1 и след.), совершали в домах -> Вечерю Господнюю, вероятно, по окончании основной трапезы (Деян 2:42,46) и вместе молились (Деян 4:31; 12:12). Крещение могло совершаться как при стечении народа (Деян 2:41), так и в присутствии всего нескольких христиан (Деян 10:45,48). Крестить мог один благовестник или апостол (Деян 8:36-38; 16:33). Наряду с ежедневными собраниями (см. Деян 17:11; 19:9) первый день недели, день воскресения Иисуса (Мк 16:9), позднее стал упоминаться как день, отведенный для совершения Вечери Господней, проповеди (Деян 20:7,11) и сбора пожертвований (1Кор 16:2); 3) СУЩНОСТЬ НОВОЗАВЕТНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ заключена в словах Иисуса о том, что Отец ищет Себе таких "поклонников", к-рые будут поклоняться Ему в -> Духе и -> истине (Ин 4:23,24). Б. в Церкви руководит Сам Господь посредством Своего Духа, "а где Дух Господень, там свобода" (2Кор 3:17). Но свобода исключает поверхностное или формальное служение; она также ни в коем случае не означает господства бесконтрольного чувства или экстатического хаоса (1Кор 14:33). Б. должно проходить благочинно, т.к. "духи пророческие (-> Пророк) послушны пророкам" (ст. 32). Ап. Павел указывает на необходимость строгой последовательности в исполнении псалмов, в поучении, в "говорении языками", в истолковании сказанного, а также в -> пророчествах (ст. 27,31). Если же во время ч.-л. пророчества Господь дарует другому человеку новое откровение, то первый должен умолкнуть и дать возможность говорить другому (ст. 30). Павел разделяет молитвы, к-рые могут быть соединены с -> постом и -> возложением рук (Деян 13:2,3), на "молитвы умом" (т.е. сказанные понятными словами) и на "молитвы духом" (глоссолалии; 1Кор 14:14 и след.). Подобное же различие он проводит между псалмами (псалмой) и славословиями (гюмной; отрывки из них сохранились, напр., в Еф 5:14; 1Тим 3:16), с одной стороны, и "духовными песнопениями" (одай пнеуматикай; Еф 5:19; Кол 3:16) - с другой; под последними, вероятно, подразумеваются песнопения на "иных языках". -> Учение и наставление, составляющие главную часть Б., должны быть основаны на Свящ. Писании (Деян 17:2; 18:28; Рим 15:4; 2Тим 3:16) и на словах Иисуса Христа (1Тим 6:3); к чтению Писания (1Тим 4:13) добавляется чтение посланий церквей (Деян 15:30,31) и апостольских посланий (Кол 4:16; 1Фес 5:27). Не позволяя женщине публично поучать общину (1Тим 2:12; но ср. Тит 2:3-5), ап. Павел, очевидно, не отказывает ей в праве совершать молитву и пророчествовать (1Кор 11:5). Повеление женщине молчать (1Кор 14:34,35), видимо, подразумевает запрет вмешиваться в чужой разговор или перебивать проповедника вопросами во время Б.

 

БОГОСЛУЖЕНИЕ НА НЕБЕСАХ

Б. на земле - это отображение Б. на небесах (-> Небо, небеса). Ветхозаветное жертвоприношение служило "образу и тени небесного" (Евр 8:5). Христос "со Своею Кровию однаж-ды вошел во святилище [в самое небо] и приобрел вечное искупление" (Евр 9:11,12,24). Ангелы - "суть служебные духи" (лейтургика пнеумата; Евр 1:14); серафимы славят Бога (Ис 6:2-4); хвала и благодарение воспеваются Богу на небесах (Откр 4:8-11; 5:8-14; 7:9-12; 11:15-19; 14:1-3; 15:2-4).

 

Бодрствовать, просыпаться

Бодрствовать, просыпаться

 

I. Бодрствование - состояние, противоположное сну, а также несение стражи (Пс 126:1). -> Стражи, сторожить, бодрствовать.

 

II: 1) благочестивый человек в ВЗ с благодарностью осознает, что просыпается по утрам в присутствии Бога (Пс 3:6), под охраной Которого он провел ночь (ср. Пс 126:1), и, пробудившись, желает "насыщаться образом Его" (Пс 16:15); 2) в метафорич. значении глагол "просыпаться" употребляется, когда речь идет о том, что Господь призывает человека пробудиться и вновь обратиться к Нему после суда (Ис 51:17) или предать себя Его суду, очнувшись от духовного пьянства и плена греха (Иоил 1:5). С др. стороны, просьба к Богу о помощи нередко начинается призывом: "Подвигнись, пробудись!" (Пс 34:23; 43:24; 58:5; ср. Иов 8:6); 3) в Дан 12:2 "пробудиться" означает "воскреснуть из мертвых". Однако из смерти человек не может пробудиться сам по себе (Иов 14:12).

 

III. В НЗ часто встречается призыв к бодрствованию (Мк 13:33,37; 1Кор 16:13; Откр 3:2) как основному состоянию христианина, готовящегося ко Второму пришествию своего Господа. Молитва и прошение (Еф 6:18; Кол 4:2) помогают ему как чаду дня и -> света (ст. 5), не имеющему ничего общего с -> тьмой, сохраняя трезвость (1Фес 5:6), поддерживать эту готовность. Христос говорит о таком поведении в притчах о верном рабе (Мф 24:42-47), к-рый бодрствует, следя, чтобы вор "не подкопал дома" хозяина, а также о пяти мудрых девах (Мф 25:1-13), к-рые оказались готовыми принять жениха. Они были подобны той любящей деве (Песн 5:2), сердце к-рой и во сне бодрствует в ожидании прихода жениха. Но до тех пор пока Второе пришествие Иисуса еще не наступило, есть опасность утомиться духовно, уснуть и т.о. стать жертвой искушения со стороны дьявола (Мк 14:38; 1Пет 5:8). Такая опасность угрожает не только отдельным верующим, но и целым церквам (Откр 3:1-3), к-рых в их омертвелом состоянии (ст. 1) достигает призыв Господа проснуться и укреплять других, близких к смерти (ст. 2). В течение столетий всегда существовали периоды, когда Господь устрашающе отчетливо разъяснял "христианам", как глубоко они погрязли в грехе и безбожии, так что их дела пред Богом не могут считаться совершенными (там же). Только полная преданность Христу, покаяние и исповедание грехов, новое восприятие Слова Божьего и безоговорочное послушание (Еф 5:13 и след.; Откр 3:3) выводят из подобного состояния; а для того, кто не "пробудится" от духовного сна, остается только суд (Откр 3:3). Поэтому вновь и вновь раздается призыв: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (Еф 5:14). -> Сон.

 

Боевой клич

Боевой клич подбадривал в бою воинов и устрашал противников (Нав 6:4,9,15,19; ср. Исх 32:17 и след.). Кр. того, он был опознават. знаком, помогающим отличать своих от врагов (ср. 3Цар 22:32 и след.; 2Пар 18:31 и след.).

 

Божий

Божий. Слово "Божий" указывает на при-надлежность к.-л. или ч.-л. Богу. Единств. отступление от этого правила - Мф 16:23, где слово "Божие" означает "то, что касается Бога, имеет отношение к Богу".

 

Болезнь.

Болезнь. Смерть и Б. пришли в мир через грех (Быт 2:17; Рим 5:12), и поэтому ими распоряжается сатана (Иов 2:7; Лк 13:16; Евр 2:14). Однако и Бог наказывает человека Б. за его непослушание (Втор 28:21,22,35,58-61). Но причины конкретных страданий или Б. не следует сводить к определ. грехам (Ин 9:2,3; 11:4). Значит. часть книги Иова посвящена изложению распростр., но весьма поверхностных взглядов на Б. и на ее причины. Наряду с общими выражениями, такими как "болезнь", "мор", "немощь", "недуг" (Втор 28:58-61; Иер 28:8; Пс 102:3; Мф 4:23 и след.; Мк 5:29), в Библии встречаются термины, более или менее точно обозначающие различные заболевания.

 

БЕЗУМИЕ. Из описания "притворного безумия" Давида можно понять, какие именно признаки считались важнейшими симптомами этой Б.: Давид изменил "лице свое", т.е. выражение лица, "чертил на дверях и пускал слюну по бороде своей" (1Цар 21:13 и след.; Пс 33:1). Человек, симулирующий помешательство, охарактеризован в Притч 26:18 как "бросающий огонь, стрелы и смерть". Иначе проявлялось безумие Наву-ходоносора, к-рое постигло его как Божье наказание и к-рое довело его до состояния животного (Дан 4). "Железные узы", о к-рых упоминается в ст. 12,20, возм., указывают на припадки буйства. Во Втор 28:28 сумасшествие названо среди обещанных Божьих кар. В ст. 30-34 описано разрушение человеч. духа в результате длительных страданий от не-справедливости и насилия, от осознания собств. беспомощности: "И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои". Безумие, вызванное бесовскими силами, см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ.

 

ВОДЯНАЯ БОЛЕЗНЬ. Упомянутая в Лк 14:2 "водяная болезнь" - это скопление жидкости в тканях (отек) или в брюшной полости, что является симптомом заболевания других органов: сердца, печени, легких или почек. Неясно, была ли Б. ног царя Асы (2Пар 16:12) водяной Б.

 

ГЛУХОТА (Мф 11:5; Лк 7:22) во многих случаях является следствием воспаления уха; она может быть врожденной или иметь причины, связанные с возрастными изменениями в организме человека. Глухота отрицат. сказывается на способности человека говорить и может привести к немоте (Мк 7:32-37). -> Глухота, глухой.

 

ГНИЛЬ (гной) образуется в результате попадания в организм гноеродных микробов. Они проникают через поврежденную кожу или слизистые оболочки. В результате даже небольшие ранки могут превратиться в глубокие, медленно заживающие раны (Пс 37:6; Притч 12:4; 14:30). В Деян 12:23 говорится, что Ирод был изъеден ЧЕРВЯМИ. Однако трудно сказать с определенностью, о каком именно заболевании идет речь.

 

ГОРЯЧКА может быть проявлением многих заболеваний, но в Библии это слово нередко используется как самостоят. обозначение Б. О каком конкретно заболевании идет речь, в большинстве случаев сказать сложно (Лев 26:16; Втор 28:22; Ин 4:52). Выражение "сильная горячка" (Лк 4:38 и след.), возм., следует отнести к привычному для греч. медицины делению на "тяжелое" и "легкое" забо-левания горячкой. Форма мн.ч. слова "горячка" в греч. тексте Деян 28:8, возм., указывает на многократные приступы этой болезни.

 

ДИЗЕНТЕРИЯ. Б., к-рой страдал отец Публия на Мальте (Деян 28:8), вероятно, представляла собой амебную дизентерию - тропич. заболевание, распростр. в странах Средиземноморья. Дизентерия может давать осложнения, в частности, вызывать абсцесс печени, сопровождаемый высокой температурой, к-рая вообще для дизентерии не характерна. Полагают, что "болезнь внутрен-ностей", к-рой страдал царь Иорам (2Пар 21:15,18 и след.), также была дизентерией. При этом, возм., дело дошло до выпадения "внутренностей его ... и он умер в жестоких страданиях" (ст. 15).

 

ЖЕЛУДОЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Павел советует Тимофею (1Тим 5:23) по причине слабого желудка пить не только воду, но и "немного вина".

 

ИСТЕЧЕНИЕ - это гнойные выделения из мужского мочеиспускат. канала (Лев 15:1-15). При этом речь может идти о воспалении мочеиспускат. канала (уретрит) или о венерич. заболевании (гонорея). Такие больные считались нечистыми (ст. 2), и по выздоров-лении они должны были принести жертву очищения (ст. 14,15). В отношении изоляции таких больных действовали те же правила, что и для больных проказой. Проказа и исте-чение часто упоминаются в одном контексте (Лев 22:4; Чис 5:2; 2Цар 3:29). См. также КРОВОТЕЧЕНИЕ.

 

КОРОСТА - общее обозначение Б., симптомами к-рых являются разного рода высыпания на коже (Лев 13:6-8 - в Синод. пер. - "лишаи"); прежде всего это сыпи, образующие корку "на голове и на бороде" (ст. 30-37; 14:54 - в Синод. пер. - "паршивость"; Втор 28:27). См. также ЧЕСОТКА, ПРОКАЗА.

 

КРОВОТЕЧЕНИЕ - месячные кровотечения у женщин (Лев 15:19) и кровотечения после родов (Лев 12:7), во время к-рых женщина считалась нечистой. Продолжит. патологич. кровотечения в то время плохо поддавались лечению (Лев 15:25; Мк 5:25 и след.).

 

ЛИШАИ - см. выше, КОРОСТА.

 

ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ) - расстройство сознания; в Мф 17:15 (ср. Мк 9:18) его причиной названа одержимость бесами (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ). В Мф 4:24 лунатики названы в одном ряду с бесноватыми. Название Б. говорит о том, что, по-видимому, ее причиной считали влияние фаз Луны.

 

МОРОВАЯ ЯЗВА: а) инфекц. заболевание, к-рое имеет характер эпидемии и к-рое в Библии часто упоминается в качестве Божьего наказания (Лев 26:25; Втор 28:21; 2Цар 24:13). Можно предположить, что во многих случаях речь идет об известных формах ЧУМЫ - бубонной и легочной; впрочем, это могли быть и другие заболевания: клинич. признаков этой Б. в Библии нет. Часто суд Божий провозвещается как меч, голод и моровая язва (Иер 14:12; 21:9; 24:10; Иез 6:11; 12:16): именно в такой последовательности эти бедствия следуют одно за другим во время войн. В ВЗ говорится о высокой смертности во время эпидемий (Чис 16:49; 25:9); б) "язвой" в Библии может быть названо и посланное Богом наказание (Втор 28:59; Авв 3:5), тогда это слово обозначает даже нечто большее, чем моровая язва, - не только Б. и эпидемии, но и прочие бедствия (Откр 9:18, 20; 15:1,6; 16:9,21).

 

НАРОСТЫ. Упоминаемые в 1Цар 5:6,9, 12; 6:4 и след. "наросты" нередко истолковываются комментаторами как геморрой. Но, возм., здесь говорится об оспе или чумных бубонах.

 

НАРЫВЫ - см. ниже, ЯЗВЫ.

 

НЕДОСТАТОК. Это слово подразумевает физич. недостатки, а также нек-рые Б. Священникам, к-рые страдали такими болезнями или имели какой-либо физич. изъян, не позволялось приносить жертвы и входить в святилище, но не запрещалось есть от святынь (Лев 21:17-23). К такого рода недостаткам относили слепоту, хромоту, уродство ли-ца или конечностей (что могло быть вызвано, напр., неправильно сросшимся переломом), горбатость, карликовый рост, кожные Б., а также повреждение половых органов (см. Втор 23:1).

 

НЕМОТА. Отсутствие способности говорить могло быть вызвано глухотой, так, как об этом говорится в Мк 7:32-37. В остальных случаях, когда в НЗ упоминаются немые, один из к-рых к тому же был и слепым (Мф 12:22), речь идет не о патолог. изменениях: Б. имела бесовские причины (см. ниже, ОДЕРЖИМОСТЬ) (Мф 9:32 и след.; 15:30 и след.; Мк 9:17,25; Лк 11:14).

 

ОДЕРЖИМОСТЬ напоминает другие физич. и душевные недуги, но, согл. НЗ, она всегда бывает бесовского происхождения. Поэтому ее нельзя причислить к собственно Б. (-> Одержимость). Ср. Мф 10:8, где очищение прокаженных, воскрешение мертвых и изгнание бесовских духов отделены от исцеления прочих заболеваний. См. выше, ЛУНАТИЗМ (СОМНАМБУЛИЗМ).

 

ОЖОГ = ожоговая рана (Лев 13:24-28). В 1Тим 4:2 присутствует намек на клеймо, к-рым метили рабов или преступников.

 

ПАРШИВОСТЬ. Какое именно кожное заболевание названо в ВЗ этим термином, установить невозможно (Лев 21:20; 22:22 - паршивость у животных). См. выше, КОРОСТА.

 

ПЕРЕЛОМЫ КОСТЕЙ. Перевязка, а возм., и наложение шин на "сокрушенную мышцу" упоминается в Иез 30:21. Но предписания из Лев 21:19 (см. выше, НЕДОСТАТОК) позволяют предположить, что переломы нередко плохо сращивались, и это вело к уродству конечностей. Илий умер от перелома шейного позвонка (1Цар 4:18). Перебивая голени при распятии, приближали момент смерти (Ин 19:31).

 

ПЛЕШИВОСТЬ. О простом выпадении волос, а также о таком, при к-ром "на плеши или на лысине будет белое или красноватое пятно", признак проказы, упоминается в Лев 13:40-43. В Ис 3:17, где говорится: "Оголит Гос-подь темя дочерей Сиона...", речь идет либо о том, что Бог в наказание пошлет какое-то заболевание, от к-рого выпадут волосы, либо об угрозе пленения (известно, что пленных иногда остригали наголо). -> Плешивый, лысый.

 

ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВРЕД - общее обозначение телесных повреждений (Исх 21:22, 23; Лев 24:19; Дан 6:23).

 

ПРОКАЗА: 1) в Лев 13 содержатся подробные предписания, к-рых необходимо придерживаться при установлении диагноза этого заболевания. Чтобы отличить проказу от других кожных заболеваний, необходимо наблюдать за больным в течение 7 (ст. 21,26) - 14 дней (ст. 4-6,31-34). Подозрения на заболевание проказой возникают при появлении опухоли, сыпи или белых пятен на коже (ст. 2). Проказа может развиться из нарывов (ст. 18) или ожогов. Иногда она может сразу поразить все тело больного (Чис 12:10; 4Цар 5:27); 2) симптомы проказы: пятно на теле кажется "углубленным в кожу" (Лев 13:3,20, 25,30), волосы на теле становятся белыми (ст. 3,10,20,25), на голове и бороде они истончаются и приобретают золотисто-желтый оттенок (ст. 30). Если пораженными оказываются большие участки кожи, то это верный признак проказы: в этом случае нет необходимости наблюдать за цветом волос (ст. 36). Иногда на пораженных местах проступает "живое мясо" (ст. 10,14 и след.), но эта рана, однако, может затянуться (ст. 16). Цвет сыпи при проказе может быть белым или красновато-белым (ст. 10,16,17,19,24,42 и след.); когда сыпью покрывались большие участки тела или всЁ тело, то говорили, что человек покрылся проказой "как снегом" (Исх 4:6; Чис 12:10; 4Цар 5:27; ср. Лев 13:13). Точных данных о количестве заболевших проказой в Библии нет; иногда сообщается, что прокаженных было "много" (Лк 4:27). В 2Цар 3:29; 4Цар 5:27 говорится, что проказа может быть наследств. Б. (по воле Бога). Нигде, однако, не сказано о более серьезном, угрожающем жизни прогнозе этой Б. В Лев 13:46; 14:3 утверждается, что от проказы можно излечиться (Лев 13:46; 14:3), однако сведений об оказании врачебной помощи таким больным нет. Подробно рассказано лишь о внезапном вы-здоровлении Мариами по молитве Моисея (Чис 12:13), а также - других больных по слову Елисея (4Цар 5:14), Иисуса (Мф 8:3) или Его учеников (Мф 10:8). Нигде в Библии не говорится о боязни здоровых людей заразиться от больных. Прокаженный военачальник Нееман остается на службе, общается со своей семьей, имеет доступ к царю и разъезжает с большой свитой (4Цар 5:1,3 и след., 13). Больной, у к-рого сыпь покрыла все тело, после объявления его чистым считался здоровым (Лев 13:13); 3) стремление израильтян во что бы то ни стало избежать проказы объяснялось тем, что прокаженный на все время Б. считался нечистым в культовом отношении (ст. 3) и поэтому изолировался от общества и отстранялся от участия в бого-служении. Хронич. заболевание становится огромным несчастьем для больного. Изоляция прокаженного от общества имела не мед., а религ. причину (считалось, что нечистота передается через прикосновение, см. Лев 15:4-12). Заболевших не допускали в стан (Лев 13:46; Чис 5:2; 12:14); позднее они жили за гор. воротами (4Цар 7:3). Прокаженный царь жил в отдельном доме (4Цар 15:5). Пораженный проказой священник не мог более есть от святыни (Лев 22:4); при других заболеваниях, даже если они делали священника "негодным" для служения, это не запрещалось (Лев 21:20-22). Прокаженный должен был но-сить разодранную одежду, ходить с непокрытой головой, быть закрытым "до уст" и при появлении людей кричать: "Нечист! нечист!" (Лев 13:45). Из текста Лк 17:12 и след. видно, что прокаженные отваживаются заговорить с Иисусом лишь издали. В нек-рых случаях проказа является Божьим наказанием (Чис 12; Втор 24:8,9; 4Цар 5:27; 2Пар 26:19-21) или призывается в качестве такового на ч.-л. голову (2Цар 3:29). Излечение от проказы рассматривалось как очищение (4Цар 5:10,14; Мф 10:8; Мк 1:40-42; Лк 4:27; 7:22; 17:12,14,17). Исцелившийся должен был показаться священнику и принести особую жертву (Лев 14:1-32; Мк 1:44); 4) в согласии с библейским текстом Иосиф Флавий описывает проказу как не очень тяжелую кожную болезнь; он за-мечает, что прокаженные язычники никоим образом не исключались из общества, они вполне могли занимать важные гос. посты (И.Флавий. Иуд. древности, III,11,4); 5) отож-дествление проказы (о к-рой говорится в Библии) с известной ныне под этим названием лепрой (к-рая сопровождается параличами и язвами, вызывающими уродство конечностей, а также приводящими к обезоб-раживанию лица, поражению желудка, рта и гортани) издавна ставилось под сомнение (см. Lit. bei Kittel, ThWNT. IV, S. 240 A3). Известно, правда, что течение болезни через столетия может меняться; ученые предполагают также, что библ. понятие проказы могло включать и другие заболевания, к-рые ныне рассматрив. как самостоятельные и к к-рым могла принадлежать лепра. С др. стороны, в нек-рых случаях под проказой в Библии подразумевается псориаз (Psoriasis vulgaris). Греч. слово лепра, к-рое в Септуагинте и в НЗ было переведено как "проказа", в греч. медицине означало прежде всего псориаз, симптомы к-рого во многом совпадают с симптомами проказы. При псориазе на теле больного появляются красноватые пятна, покрытые белыми чешуйками (ср. Лев 13:19); эти пятна быстро, подобно проказе, покрывают все тело (Чис 12:10; 4Цар 5:27; 2Пар 26:19), но чаще, увеличиваясь, медленно срастаются (что, впрочем, может произойти в результате появления новых пятен; Лев 13:8,22,27). В случае, когда высыпания поражают все тело больного (ст. 12), ученые говорят об эритродермии. Б. носит ярко выраж. хронич. характер (4Цар 15:5). Первые проявления заболевания обычно бывают внезапными и ярко выраженными (Чис 12:10; 4Цар 5:27; 2Пар 26:19); иногда Б. провоцируется повреждением кожи или ее раздражением (Лев 13:18,24). О причинах заболевания ничего не известно; угрозы заражения не существует (ст. 13). Однако нередко заболевание может проявиться у нескольких членов семьи, что указывает на ее наследственный характер (4Цар 5:27; 2Цар 3:29); он, однако, проявляется не всегда. Среди заболевших преобладают мужчины (женщина упоминается только в Чис 12). Псориаз может поразить любое место на коже, в т.ч. и волосяной покров головы, однако волосы при этом не выпадают (Лев 13:3,20). Псориаз не распространяется на слизистую оболочку. Даже при активном течении болезни человек, за редкими исключениями, остается практически здоровым; 6) наряду с проказой - болезнью людей - подробно рассматривается и "проказа", появляющаяся на одежде и стенах домов (Лев 13:47-59; 14:33-53) и делающая их нечистыми. Вероятно, в данных случаях под проказой подразумеваются пятна плесени, вызванные сыростью. -> Дом (IV,1).

 

ПЯТНА (Лев 14:55) - это светлые образования на коже человека, признак начинающейся проказы (Лев 13:2,19,38), рубцы от зажившего нарыва (ст. 23), а также неопасные для здоровья изменения на коже (ст. 4,38,39).

 

РАК. В 2Тим 2:17 под раком подразумевается гнилостная гангрена. Нередко гангрену не удавалось остановить даже ампутацией конечностей.

 

РАНЫ - механич. повреждения тканей с нарушением целостности кожного покрова. О ранах в ВЗ часто говорится как в прямом смысле (Исх 21:25; 4Цар 9:15; Ис 53:5; Лк 10:34), так и в метафорич. (Пс 37:6; Ис 1:6; 30:26; Иер 15:18; 30:12; Ос 5:13). Ранами называли и рубцы от побоев (Ис 1:6), в т.ч. следы от избиения прутьями, палками и бичами (Деян 16:33).

 

РАССЛАБЛЕННОСТЬ - см. ниже, ХРОМОТА.

 

СЕРДЕЧНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Описание заболевания в 1Цар 25:37 и след. может указывать на инфаркт. -> Сердце.

 

СКОРЧЕННОСТЬ. В Лк 13:11 говорится о "скорченной" женщине, к-рая 18 лет не могла распрямиться. Очевидно, это было следствием болезни позвоночника.

 

СЛЕПОТА. Нарушение зрения может быть вызвано ярким солнечным светом и антисанитарией, вызывающими воспалительные процессы глаз. И то и другое было характерно для Ближнего Востока, поэтому не-удивительно, что там повсеместно можно было видеть слепых нищих (Мф 9:27; 20:30; 21:14; Ин 5:3), среди к-рых встречались и слепые от рождения люди (Ин 9:1). Частичная или полная слепота может быть и следствием старости (Быт 27:1; 1Цар 4:15; 3Цар 14:4); в ВЗ особо выделяются люди, у к-рых острота зрения сохранялась до старости (Втор 34:7). Нередки были случаи преднамер. ослепления военнопленных (Суд 16:21; 1Цар 11:2; 4Цар 25:7). В Деян 9:8 и след.; 13:11 говорится о временной слепоте как о Божьем наказании. В Библии нередко используется метафорич. образ бредущих ощупью слепых, участь к-рых горька (Втор 28:29; Ис 59:9 и след.; Плач 4:14; Соф 1:17). Слепые нуждаются в поводырях (Мф 15:14; Ин 21:18; Деян 13:11; Рим 2:19); закон особо защищает их (Лев 19:14; Втор 27:18). -> Слепота, слепой.

 

СУХОРУКОСТЬ. В основе евр. и греч. слов, к-рые в Синод. пер. переданы как "сухорукость", лежит представление о высыхании, окостенении конечностей. У Иеровоама, к-рый не мог "поворотить" рукой (3Цар 13:4-6), вероятно, наступил временный паралич. Слово "цепенеет", использованное при описании эпилептич. припадка в Мк 9:18, мо-жет означать судорожные сокращения всех мышц тела. Полный паралич может привести к атрофии мышц (Зах 11:17; Мф 12:10). В Ин 5:3 под "иссохшими", вероятно, подразумеваются люди с парализов. конечностями.

 

ТЕПЛОВОЙ (СОЛНЕЧНЫЙ) УДАР - болезненное состояние, вызванное длительным перегреванием организма, в частн. воздействием прямых солнечных лучей на непо-крытую голову. Тепловой (солнечный) удар упоминается в Пс 120:6. Первые признаки этого заболевания - вялость, общая слабость, головокружение, головная боль, тошнота; в тяжелых случаях - потеря сознания и судороги. Отсутствие медицинской помощи может стать причиной смерти.

 

УВЕЧЬЕ. Увечными считались люди, к-рые в результате заболевания, несчастного случая или врожденных физич. недостатков лишились возможности свободно владеть своими конечностями (Мф 15:30,31; Лк 14:13,21) или потеряли руку или ногу (Мф 18:8; Мк 9:43). Они не могли исполнять служение священника (см. выше, - НЕДОСТАТОК).

 

ХРОМОТА, РАССЛАБЛЕННОСТЬ - физич. недостаток, к-рый явился следствием Б. или несчастного случая (2Цар 4:4); хромые передвигаются неуверенно, с трудом (Евр 12:13) и обычно нуждаются в посторонней помощи (Иов 29:15). Причиной хромоты может быть частичный паралич ног (в Библии такие больные называются "расслабленными"), иногда к хромоте может привести ревматизм суставов. Врожденная патология может полностью лишить человека воз-можности ходить (Деян 3:2; 14:8). В Библии слепые и хромые часто упоминаются вместе (2Цар 5:6; Иер 31:8; Мф 21:14). В НЗ нередко сообщается об исцелении расслабленных (Мф 4:24; Мк 2:3-12; Деян 8:7; 9:33).

 

ЧАХЛОСТЬ, т.е. истощение - заболевание, следствием к-рого является резкая потеря веса и общий упадок сил. Возм., в Лев 26:16; Втор 28:22; Ис 10:16 под чахлостью подразумевается чахотка (туберкулез).

 

ЧЕСОТКА - заразная Б., вызываемая чесоточным клещом; ее основным субъективным признаком является интенсивный зуд. Заболевание, названное чесоткой в Лев 21:20 (в Синод. пер. - "короста") и Втор 28:27, - одна из кожных Б., однако точно определить, о каком именно заболевании идет речь, не-возможно.

 

ЯЗВЫ, НАРЫВЫ. На Ближнем Востоке больные с гноящимися ранами - явление нередкое. Но сведения, к-рые можно почерпнуть из Библии, не позволяют точно сказать, какое именно заболевание имело место в тех или иных случаях. "Воспаление с нарывами" (Исх 9:9-11) - это нарывы, к-рые, вскрываясь, образуют язвы. Эта же болезнь, видимо, подразумевается под "проказой Египетской" (Втор 28:27), в то время как "злая проказа на коленях и голенях... от подошвы ноги... до са-мого темени" (ст. 35) напоминает заболевание Иова - "проказу лютую от подошвы но-ги... по самое темя" (Иов 2:7). В обоих случаях комментаторы предполагали проказу в совр. понимании этого слова (т.е. лепру), что, однако, маловероятно, по крайней мере, в слу-чае с Иовом. То же евр. слово, что и во всех назв. местах, употреблено в Лев 13:18,20,23 (где говорится о появлении проказы на зажи-вающей язве) и в рассказе о Езекии (4Цар 20:7; Ис 38:21), где, возм., речь идет о фурункуле. Соотв. греч. слово (Лк 16:20 - в Синод. пер. - "струпья"; Откр 16:2 - в Синод. пер. - "гнойные раны") означает гнойные язвы. См. выше, - МОРОВАЯ ЯЗВА.

 

Боль

Боль. Евр. и греч. слова, к-рые в рус. переводе передаются словом "боль", обозначают разные проявления как физич., так и душевной боли и отчасти включают в себя и такие значения, как "томление", "печаль", "страдание". Б. при родах, или родовые схватки, обозначены евр. словом хевэл (Ис 13:8; 26:17; Иер 22:23; 49:24) и греч. один (Деян 2:24 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер. - "узы"; Мф 24:8; Мк 13:8; 1Фес 5:3). Б. лишает человека нормального самочувствия и вместе с тем служит признаком имеющегося в организме заболевания. В Быт 3:16 Б. (в Синод. пер. - "болезнь") упоминается в прямой связи с грехопадением, как проклятие Божье в сотвор. мире, как утрата близости к Богу. В результате -> греха Б. становится постоянным спутником человека, охватывает его во всем его телесном существовании - от рождения до смерти. Б. вызывает трепет (Иов 9:28) и -> страх (Ис 13:8). Б. продолжается в царстве мрака и богохульства (Откр 16:10 и след.). Только в новом мире, в Небесном Иерусалиме, где Бог отрет всякую слезу, не будет, наконец, ни смерти, ни страдания, ни вопля, ни болезни (Откр 21:4). -> Страдание.

 

Большие пальцы

Большие пальцы. Во время обряда посвящения в священники Б.П. правой руки и правой ноги мазали кровью (Исх 29:20; Лев 8:22 и след.), при очищении прокаженного - кровью и елеем (Лев 14:14,17,25,28). Пленных ли-шали боеспособности, отрубая им Б.П. на ру-ках и ногах (Суд 1:6 и след.).

 

Борода

Борода. В ВЗ говорится о Б. и усах. Так, в Лев 13:29 и след. говорится о Б., а в ст. 45 той же книги и в 2Цар 19:25 речь идет об усах (в Синод. пер. выражение "до усов" передано как "до уст"). В древности у разных народов бытовали различные обычаи стрижки волос. Египтяне, как правило, гладко выбривали лицо (Быт 41:14, евр. слово, переданное в Си-нод. пер. как "остригся" означает также "по-брился"), то же относилось и к филистимлянам. Израильтяне же носили Б., и насильственное обривание считалось позором (2Цар 10:4 и след.). За Б. регулярно ухаживали (2Цар 19:24). Сбривание Б. (Ис 15:2; Иер 41:5) или вырывание из нее волос (Езд 9:3) было знаком большого горя. В Лев 13:45 говорится, что прокаженные должны были закрывать лицо до усов (см. выше), включая и рот. То же делалось и при траурных обрядах (Иез 24:17,22; Мих 3:7 - в Синод. пер. - "уста" вместо "усы"). В Лев 19:27; 21:5 запрещалось подстригать края Б. и брить голову, т.к. это считалось атрибутом языч. траурных обрядов (Втор 14:1; Ам 8:10; Мих 1:16 -> Плешивый, лысый). Возм., при этом также имелся в виду распростран. языч. обряд принесения волос в жертву идолам.

 

Бороздник

Бороздник -> Оружие и орудия труда.

 

Борона

Борона -> Земледелие.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 182.