СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Тибетский учи­тель Тар­танг Тул­ку ска­зал:

Сны - это хра­ни­ли­ще опы­та и зна­ния, но по­ка еще их не­до­оце­ни­ва­ют как сред­с­т­во пос­ти­же­ния дей­с­т­ви­тель­нос­ти.

На про­тя­же­нии вот уже бо­лее ты­ся­чи лет ти­бет­с­кие буд­дис­ты при­ме­ня­ют осоз­нан­ное сно­ви­де­ние для поз­на­ния ил­лю­зор­ной при­ро­ды ин­ди­ви­ду­аль­но­го су­щес­т­во­ва­ния и в ка­чес­т­ве од­ной из прак­тик, ве­ду­щих к оза­ре­нию и от­к­ры­тию сво­ей ис­тин­ной при­ро­ды.

Суфии, воз­мож­но, так­же ис­поль­зу­ют в ду­хов­ных це­лях осоз­нан­ное сно­ви­де­ние или что-то на­по­до­бие не­го. Кос­вен­ное сви­де­тель­с­т­во то­му мы на­хо­дим у из­вес­т­но­го ис­пан­с­ко­го су­фия XII-го ве­ка Мо­хид­ди­на Ибн Эль-Ара­би: «Че­ло­век дол­жен кон­т­ро­ли­ро­вать свои мыс­ли во сне. Тре­ни­ров­ка та­кой бди­тель­нос­ти… при­не­сет ему ог­ром­ную поль­зу. Каж­дый дол­жен при­ло­жить уси­лия для при­об­ре­те­ния этой важ­ней­шей спо­соб­нос­ти».

Тартанг Тул­ку объ­яс­ня­ет вы­го­ды осоз­нан­но­го сно­ви­де­ния сле­ду­ющим об­ра­зом: «Опыт, ко­то­рый мы при­об­ре­та­ем в хо­де на­шей прак­ти­ки во сне, мо­жет впос­лед­с­т­вии быть пе­ре­не­сен в сос­то­яние бод­р­с­т­во­ва­ния. Нап­ри­мер, во сне мож­но на­учить­ся прев­ра­щать враж­деб­но нас­т­ро­ен­ных су­ществ в ми­ро­лю­би­вых. С по­мощью то­го же ме­то­да мож­но воз­ни­ка­ющие днем от­ри­ца­тель­ные эмо­ции тран­с­му­ти­ро­вать в до­пол­ни­тель­ную осоз­нан­ность. Та­ким об­ра­зом, наш опыт во сне мо­жет быть ис­поль­зо­ван для вы­ра­бот­ки бо­лее гиб­ко­го по­ве­де­ния».

«Со вре­ме­нем», - про­дол­жа­ет Тул­ку, - «мы за­ме­ча­ем все мень­ше и мень­ше раз­ни­цы меж­ду сос­то­яни­ями сна и бод­р­с­т­во­ва­ния. Мы при­об­ре­та­ем зна­ние, ко­то­рое де­ла­ет на­ше вос­п­ри­ятие бо­лее жи­вым и раз­но­об­раз­ным… Этот тип зна­ния, ос­но­ван­ный на прак­ти­ке во сне, мо­жет по­мочь в дос­ти­же­нии внут­рен­ней гар­мо­нии. Пи­тая ум, зна­ние воз­дей­с­т­ву­ет на весь жи­вой ор­га­низм. Зна­ние оза­ря­ет преж­де не­ви­ди­мые гра­ни ума и ос­ве­ща­ет нам путь к не­из­ве­дан­ным глу­би­нам бы­тия».

Согласно «Док­т­ри­не сос­то­яния сна», древ­не­му ти­бет­с­ко­му йо­ги­чес­ко­му ру­ко­вод­с­т­ву, прак­ти­ка оп­ре­де­лен­ных тех­ник кон­т­ро­ли­ро­ва­ния сна да­ет воз­мож­ность ви­деть во сне все, что толь­ко мож­но во­об­ра­зить. Тул­ку да­ет ана­ло­гич­ное зак­лю­че­ние: «Прод­ви­ну­тые йо­ги мо­гут де­лать в сво­их сно­ви­де­ни­ях прак­ти­чес­ки все. Они мо­гут стать дра­ко­на­ми или ми­фи­чес­ки­ми пти­ца­ми, стать боль­ше или мень­ше, ис­чез­нуть, воз­в­ра­тить­ся в дет­с­т­во и за­но­во про­жить свою жизнь или да­же по­ле­теть в кос­мос».

Такой уро­вень кон­т­ро­ля над сном от­к­ры­ва­ет по­ис­ти­не зах­ва­ты­ва­ющие воз­мож­нос­ти, свя­зан­ные с ис­пол­не­ни­ем же­ла­ний, но ти­бет­с­кие йо­ги прос­ти­ра­ют взо­ры за пре­де­лы лю­бых три­ви­аль­ных удо­воль­с­т­вий. Им осоз­нан­ное сно­ви­де­ние да­ет «сред­с­т­во поз­на­ния дей­с­т­ви­тель­нос­ти», воз­мож­ность эк­с­пе­ри­мен­ти­ро­вать, ис­сле­дуя субъ­ек­тив­ную при­ро­ду сос­то­яния сна, и, как его раз­но­вид­ность, бод­р­с­т­ву­ющее вос­п­ри­ятие. Та­ко­го ро­да поз­на­нию они при­да­ют ве­ли­чай­шее зна­че­ние.

Осознание то­го, что на­ше вос­п­ри­ятие дей­с­т­ви­тель­нос­ти яв­ля­ет­ся субъ­ек­тив­ным, а не пря­мым и не­пос­ред­с­т­вен­ным, мо­жет иметь и прак­ти­чес­кое при­ме­не­ние. Сог­лас­но Тул­ку, ког­да мы по­ни­ма­ем, что на­ше вос­п­ри­ятие субъ­ек­тив­но и, та­ким об­ра­зом, по­хо­же на сон, «око­вы по­ня­тий и са­мо­оце­нок на­чи­на­ют ис­че­зать. Как толь­ко на­ша са­мо­оцен­ка ста­но­вит­ся ме­нее жес­т­кой, на­ши проб­ле­мы те­ря­ют свою ос­т­ро­ту. Од­нов­ре­мен­но про­яв­ля­ет­ся но­вый, го­раз­до бо­лее глу­бо­кий уро­вень зна­ния». В ре­зуль­та­те, «да­же тя­же­лей­шие ис­пы­та­ния вос­п­ри­ни­ма­ют­ся с лег­кос­тью и спо­кой­с­т­ви­ем. Ког­да вы уви­ди­те, что все вок­руг на­по­ми­на­ет сон, вы дос­тиг­не­те чис­то­го зна­ния. А спо­соб дос­ти­же­ния это­го зна­ния сос­то­ит в осоз­на­нии сно­вид­чес­ко­го ха­рак­те­ра вос­п­ри­ни­ма­емой дей­с­т­ви­тель­нос­ти».

Комментарий к «Док­т­ри­не сос­то­яния сна» по­яс­ня­ет, что для по­ни­ма­ния йо­ги сна не­об­хо­ди­мы дли­тель­ная прак­ти­ка и боль­шой опыт; для за­вер­ше­ния это­го пу­ти нуж­ны как те­ория, так и прак­ти­ка. Тот, кто ус­пеш­но прой­дет его до кон­ца, поз­на­ет сле­ду­ющее:

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.