Схема педагогического анализа лекционного/семинарского занятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Учебная дисциплина____________________________________________________

Тема занятия__________________________________________________________         

Магистрант____________________________________________________________       

При оценке качества лекционного/семинарского  занятия особое внимание следует обратить на следующее:

1. Научность содержания.

2. Соответствие способа развертывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

3. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

4. Соответствие средств  активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

5. Воздействие личности лектора на аудиторию.

6. Выразительность и доступность речи.

 

Что оценивается Качественная оценка Баллы

1. СОДЕРЖАНИЕ

1. Научность A) в соответствии с требованиями Б) популярно B) ненаучно 5 3 2
2. Проблемность А) ярко выражена Б) отсутствует 5 2
3. Сочетание теоретического с практическим A) выражено достаточно Б) представлено частично B) отсутствует 4 3 2
4. Доказательность A) убедительно Б) декларативно B) бездоказательно 5 3 2
5. Связь с профилем подготовки специалиста A) хорошая Б) удовлетворительная B) плохая 5 3 2
6. Структура лекции A) четкая Б) расплывчата B) беспорядочная 5 3 2
7. Воспитательная направленность A) высокая Б) средняя B) низкая 4 3 3
8. Соответствие учебной программе А) полностью соответствует Б) частично соответствует 5 3
9. Использование времени A) используется рационально Б) излишние траты на организационные моменты B) время используется нерационально 5 3   2

2. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА ЛЕКЦИИ

1. Метод изложения (преимущественно) A) проблемный Б) частично-поисковый B) объяснительно- информационный 5 4 3
2. Использование наглядности A) используется в полном объеме Б) используется недостаточно B) не используется 5 3 2
3. Владение материалом A) свободно владеет Б) частично пользуется конспектом B) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту 5 3 2
4. Уровень новизны A) в лекции используются последние достижения науки Б) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны B) новизна материала отсутствует 5   4   2
5. Реакция аудитории А) повышенный интерес Б) низкий интерес 4  2

3. ПОВЕДЕНИЕ МАГИСТРАНТА

1. Манера чтения лекции A) увлекательная, живая Б) увлекательность и живость выражены неярко B) монотонная, скучная 5 3 2
2. Культура речи A) высокая Б) средняя B) низкая 5 3 2
3. Контакт с аудиторией A) ярко выражен Б) недостаточный B) отсутствует 5 3 2
4. Манера держать себя A) умеренно выражена мимика и жестикуляция Б) избыточная мимика и жестикуляция B) суетливость и беспорядочность 5   3 2
5. Внешнее проявление психического состояния А) спокойствие и уверенность Б) некоторая нервозность В) выраженная нервозность 4 3 2
6. Отношение преподавателя к слушателям A) в меру требовательное Б) слишком строгое B) равнодушное 4 3 2
7. Такт преподавателя А) тактичен  Б) бестактен 4 2
8. Внешний облик А) опрятен Б) неряшлив 4 2

 

Шкала итоговой оценки:

100-90 - отлично;

89-90 - хорошо;

79-70 - удовлетворительно;

Менее 70 - неудовлетворительно.

При оценке качества лекции/семинарского занятия посещающий подчеркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку. Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач. При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции ее профессиональная значимость повышается.

Оценка лекции/семинарского занятия:                

Подпись преподавателя:

Подпись, проводившего анализ занятия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Самоанализ учебного занятия

После проведения занятия необходимо провести самоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности, анализ и оценка проведенного магистрантом учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). (ОТВЕЧАТЬ ОБШИРНО, НЕ ОДНОСЛОЖНО).

Рекомендуемая памятка для самоанализа занятия

А. Какова цель проведенного занятия?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла занятия?

1.1. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе?

1.2. Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?

1.3. Как он работает на последующие занятия, темы, разделы (в том числе других дисциплин)?

1.4. Как были учтены при подготовке к занятию программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной организации?

1.5. В чем видится специфика, уникальность этого занятия, его особое предназначение?

1.6. Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия?

1.7 Какие компетенции формировались у студентов в ходе занятия?

2. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к занятию (и почему именно эти особенности)?

3. Чем обосновывается выбор инновационных обучающих технологий проведения занятия?

5. Чем обосновывается конкретный ход занятия, характер взаимодействия преподавателя и обучающихся? 

6. Какие условия (материально-технические, информационные, учебно-материальные) были созданы для проведения занятия?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе занятия?

В. Удалось ли:

• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи занятия и получить соответствующие им результаты обучения;

• избежать перегрузки и переутомления обучающихся;

• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие?

Какова общая самооценка занятия?                         

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом занятии следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из занятия необходимо сделать на будущее.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Пояснения к разработке комплекса профилактических / коррекционно-развивающих / социализирующих и т.д. форм и методов работы с детьми, учащимися, молодежью, взрослыми в контексте выбранной темы магистерской диссертации

 

Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного/социального учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми. Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой. Существуют следующие типы коррекционных программ: стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам.

- стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям; свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.

- свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.

Перед началом коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям; свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.

Основные требования к составлению психокоррекционной программы

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:

Четкое формулирование целей коррекционной работы.

Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.

Определение стратегии и тактики работы.

Отбор конкретных методик и техник.

Подготовка необходимых материалов и оборудования.

Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).

Определение продолжительности проведения коррекционной программы.

Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

Определение длительности каждой встречи или коррекцион-ного занятия (от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе).

Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.

Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

Определение формы контроля реализации программы.

Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.

 Оценка эффективности реализованной программы.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 164.