ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (2 курс)
Цель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): формирование профессиональных компетенций в процессе расширения представления магистрантов о содержании и особенностях профессиональной деятельности педагога-психолога в социальных/образовательных организациях; получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области: консультирования педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности; проектирования профилактических и коррекционно-развивающих программ; проведения диагностики образовательной среды, определения причин нарушений в обучении, поведении и развитии обучающихся; использования инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа; проектирования программ изучения научной исследовательской проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики:
1. Углубление и закрепление теоретических знаний в рамках осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога и установление их связи с практической деятельностью.
2. Формирование умений магистранта осуществлять диагностическую работу в социальных/образовательных организациях, выявлять негативные проявления нарушений в обучении, поведенческих способах и развитии личности и своевременно консультировать участников образовательных отношений по вопросам оптимизации образовательной деятельности.
3. Развитие умений проектирования программы по решению проблемы магистерского исследования, профилактических и коррекционно-развивающих программ в контексте реальной профессиональной деятельности.
4. Совершенствование коммуникативных и организаторских умений, профессионально значимых личностных качеств магистранта в контексте оптимального выбора и реализации инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа.
5. Формирование профессиональной готовности магистрантов к работе в психолого-педагогической сфере, овладение различными видами профессиональной деятельности.
ДОКУМЕНТЫ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Успех деятельности магистранта во время производственной практики во многом зависит от правильности ведения и оформления отчетной документации, которая включает следующие документы.
Индивидуальный отчет о практике. Основным видом отчетности магистранта является индивидуальный отчёт по практике (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Структура индивидуального отчёта включает в себя в обязательном порядке:
- 1. рабочий план-график практики;
- 2. дневник;
- 3. выполнение заданий по практике;
- 4. самоанализ;
- 5. отзыв руководителя практики от организации.
Магистрант оформляет отчет индивидуальный отчет по производственной практике в следующей последовательности:
1. Рабочий план-график практики составляется магистрантом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. Рабочий план-график практики формируется в соответствии с общими программными требованиями к практике, содержанием индивидуальных заданий, запросом руководителя практики от организации, в которой проходит практика и утверждается руководителем практики по ОПОП. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков. Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет магистранту более четко и последовательно организовать свою деятельность.
2. Дневник практики. В период учебной практики магистрант регулярно ведет дневник практики - важный отчетный документ, который свидетельствует об организации труда практиканта, встречающихся трудностях объективного и субъективного характера, его успехах и неудачах. ВНИМАНИЕ! Дневник заполняется ЕЖЕДНЕВНО!!!! К основным направлениям работы относятся виды деятельности, утвержденные к реализации на практике и запланированные в индивидуальном задании и рабочем плане-графике практики.
Оформление отчета.
Текст отчета пишется на одной стороне бумаги формата А4 (210х297мм) с соблюдением следующих размеров полей: левое 30 мм, правое - 20 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм через 1 интервал. Абзацный отступ – 1,25. При этом в машинописном варианте должны использоваться стандартные легко читаемые шрифты. Общий объем отчета должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста, составлен в соответствии с правилами с заданными правилами. Нумерация делается сквозная.
ВНИМАНИЕ! Отчет предоставляется в печатном и электронном виде (для размещения в электронную информационную образовательную среду), с реальным и отсканированным отзывом руководителя от организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и социологии
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОТЧЁТ
Сведения о месте обучения
Институт педагогики и психологии
Кафедра, ответственная за организацию данного вида практики - кафедра педагогики и социологии
Наименование ОПОП - 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность Психолого-педагогическое сопровождение деятельности организаций социальной сферы
Курс 2
Группа ЗМ-ДОСС-21
Руководитель практики по ОПОП - Л.Г. Пак
Индивидуальный руководитель практики от кафедры - Л.Г. Пак
__________________________________________________________________
Сведения о месте прохождения практики ПРИМЕР
Организация: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Сакмарского района Оренбургской области
Адрес (в т.ч. e-mail), телефон: Российская Федерация, Оренбургская обл, Сакмарский р-н, Жилгородок п, Центральная, 26; е-mail:dmischool@yandex.ru
8(35331)23-6-75
Ф.И.О. руководителя организации: Бикмухаметова Зухра Кулановна
Индивидуальный руководитель практики от организации
(по месту прохождения): завуч по УВР Мартыненко Евгения Николаевна
Телефон руководителя практики от организации: 8(35331)23-6-75
Индивидуальное задание
Тип и вид практики: производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Срок практики: с «17» сентября 2018 г. по «27» октября 2018 г.
Продолжительность (в неделях): 6 недель
Основные виды деятельности, необходимые к реализации на практике:
- обоснование программы решения определенной научной проблемы - разработка комплекса профилактических, коррекционно-развивающих, социализирующих и т.д. форм и методов работы с детьми, учащимися, молодежью, взрослыми в контексте выбранной темы магистерской диссертации;
- разработка содержания консультирования педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности для оказания помощи в преодолении их психологических проблем и трудностей в разнообразных сферах жизнедеятельности - разработка содержания консультирования участников образовательных отношений;
- планирование проведения занятия со студентами (в рамках дисциплин кафедры педагогики и социологии) и его апробация образовательном процессе вуза с использованием активных и инновационных обучающих технологий с учетом задач возрастного этапа – анализ учебного занятия.
Согласовано:
Руководитель практики от организации ___________/ _____________
подпись И.О.Фамилия
Руководитель практики по ОПОП: ___________ / Л.Г. Пак
1. Рабочий план-график практики
№ | Наименование работ |
Календарные сроки
Согласовано:
Руководитель практики от организации ___________/ _____________
подпись И.О.Фамилия
Руководитель практики по ОПОП __________ / Л.Г. Пак
ДНЕВНИК
Дата | Основные направления и формы работы | Содержание работы | Подпись, оценка (по условиям) руководителя практики от организации |
Внимание.
Дневник заполняется ЕЖЕДНЕВНО. К основным направлениям работы относят виды деятельности, утвержденные к реализации на практике и запланированные в рабочем плане-графике практики.
ОТЧЕТНОСТЬ
в соответствии с программой практики
3.1 Разработка содержания консультирования участников образовательных отношений
Расшифровка для ВАС: Магистранту предлагается разработать содержательные основы проведения консультирования педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности для оказания помощи в преодолении их психологических проблем и трудностей в разнообразных сферах жизнедеятельности. Магистрант с преподавателем выбирает проблематику консультирования и определяет особенности педагогического консультирования в контексте возможности исследовать, обнаружить и прояснить источники и пути улучшения самочувствия и плодотворного разрешения проблем оптимизации образовательной деятельности.
А нализ учебного занятия
РАСШИФРОВКА ДЛЯ ВАС: Магистрантам предлагается подготовиться к проведению занятия со студентами (в рамках дисциплин кафедры педагогики и социологии) с использованием активных и инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа.
Необходимо представить разработанную лекцию/семинарское занятие.
Обратить внимание на:
Целенаправленность: реализация в ходе лекции образовательных, развивающих, а также воспитательных целей; их соответствие целям и задачам учебной программы, дисциплины; учет профессиональной направленности студенческой аудитории; адекватность избранных методических средств достижения поставленных целей.
Содержание: отражение в представленном материале современного состояния науки; информационная насыщенность лекции; наличие межпредметных связей; соответствие профессиональной специализации аудитории; логичность и аргументированность изложения.
Технология: продемонстрированные лектором-практикантом навыки публичного выступления; задействованные технические средства обучения; использованные современные информационные технологии; квалифицированная работа с доской; эффективность управления вниманием аудитории; пространственная и временная организация лекции; темп и интонированность речи лектора, ее грамматическая правильность, четкость дикции.
Взаимодействие с аудиторией: установление психологического контакта с аудиторией; учет интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных особенностей слушателей; использование адекватной обратной связи; уважительное отношение к студентам; создание доброжелательной творческой атмосферы; обозначение личностной позиции преподавателя; психологическое состояние лектора.
Выводы: общая оценка успешности проведенной лекции; выявленные педагогические достижения и неудачи; основные затруднения, с которыми практикант встретился при подготовке и проведении лекции; определение с учетом сделанных выводов программы профессионально-педагогического самосовершенствования.
Смотрите схему педагогического анализа лекционного/семинарского занятия (Приложение 3)
После проведения занятия необходимо провести самоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности, анализ и оценка проведенного магистрантом учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). (ОТВЕЧАТЬ ОБШИРНО, НЕ ОДНОСЛОЖНО).
Самоанализ учебного занятия (Приложение 4).
САМОАНАЛИЗ
Результатов практики
(может раскрываться посредством ответов на следующие вопросы)
ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ
Период практики: с « » ____________ до « » ______________ 20 ____г.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендуемая оценка: ____________________________________________
Руководитель практики от организации, ___________/__________
должность_________________________ подпись И.О. Фамилия
М.П. ПЕЧАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм заполнения паспорта учреждения (3 стр.)
1.Полное наименование социального учреждения……………………………..
………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………
2.Дата создания……………………………………………………………………
3.Дата и место регистрации………………………………………………………
4Учредители……………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………
5.Полный адрес (индекс, адрес, тел.)…………………………………………….
6.Цели деятельности (по уставу, положению)…………………………………..
………………………………………………………………………………………
7. Задачи……………………………………………………………………………
8. Принципы деятельности……………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………..
9.Направления деятельности……………………..………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
10.Основные формы работы
………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………
11.Источники финансирования…………………………………………………..
12.Контингент ………………………………………………………………
13Количество ……………………………………………………………….
14.Возраст…………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………..
15.Число сотрудников……………………………………………………..из них
–социальных педагогов……………………………………………………….
–социальных работников……………………………………………………..
–психологов……………………………………………………………………
–психиатров……………………………………………………………………
–медиков……………………………………………………………………….
–воспитателей…………………………………………………………………
16.Учреждения, с которыми осуществляется сотрудничество………………..
17.Направления сотрудничества …………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Самоанализ учебного занятия
После проведения занятия необходимо провести самоанализ учебного занятия - процедура рефлексивной деятельности, анализ и оценка проведенного магистрантом учебного занятия (как правило, по определенному алгоритму или контрольному списку вопросов). (ОТВЕЧАТЬ ОБШИРНО, НЕ ОДНОСЛОЖНО).
Рекомендуемая памятка для самоанализа занятия
А. Какова цель проведенного занятия?
1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла занятия?
1.1. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе?
1.2. Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?
1.3. Как он работает на последующие занятия, темы, разделы (в том числе других дисциплин)?
1.4. Как были учтены при подготовке к занятию программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной организации?
1.5. В чем видится специфика, уникальность этого занятия, его особое предназначение?
1.6. Как (и почему) была выбрана именно предложенная форма занятия?
1.7 Какие компетенции формировались у студентов в ходе занятия?
2. Какие особенности обучающихся были учтены при подготовке к занятию (и почему именно эти особенности)?
3. Чем обосновывается выбор инновационных обучающих технологий проведения занятия?
5. Чем обосновывается конкретный ход занятия, характер взаимодействия преподавателя и обучающихся?
6. Какие условия (материально-технические, информационные, учебно-материальные) были созданы для проведения занятия?
Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе занятия?
В. Удалось ли:
• решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи занятия и получить соответствующие им результаты обучения;
• избежать перегрузки и переутомления обучающихся;
• сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие?
Какова общая самооценка занятия?
Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом занятии следовало бы сделать иначе, по-другому?
Д. Какие выводы из занятия необходимо сделать на будущее.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Пояснения к разработке комплекса профилактических / коррекционно-развивающих / социализирующих и т.д. форм и методов работы с детьми, учащимися, молодежью, взрослыми в контексте выбранной темы магистерской диссертации
Одно из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательного/социального учреждения – коррекционно-развивающая работа с детьми. Она проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой. Существуют следующие типы коррекционных программ: стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам.
- стандартизированные - в них определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования к участникам. Перед началом коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям; свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.
- свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.
Перед началом коррекционных мероприятий педагог-психолог проверяет возможности реализации всех этапов программы, наличие нужных материалов, соответствие требований, предъявляемых к участникам, их возможностям; свободные (ориентированные на текущий момент) - в этом случае педагог-психолог самостоятельно формирует программу, ставит цели и задачи ее этапов, продумывает ход встреч, определяет, какими должны быть промежуточные результаты (достижения), позволяющие перейти к следующим этапам психокоррекции.
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:
Четкое формулирование целей коррекционной работы.
Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
Определение стратегии и тактики работы.
Отбор конкретных методик и техник.
Подготовка необходимых материалов и оборудования.
Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
Определение продолжительности проведения коррекционной программы.
Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
Определение длительности каждой встречи или коррекцион-ного занятия (от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе).
Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.
Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
Определение формы контроля реализации программы.
Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
Оценка эффективности реализованной программы.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (2 курс)
Цель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): формирование профессиональных компетенций в процессе расширения представления магистрантов о содержании и особенностях профессиональной деятельности педагога-психолога в социальных/образовательных организациях; получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в области: консультирования педагогических работников, обучающихся по вопросам оптимизации образовательной деятельности; проектирования профилактических и коррекционно-развивающих программ; проведения диагностики образовательной среды, определения причин нарушений в обучении, поведении и развитии обучающихся; использования инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа; проектирования программ изучения научной исследовательской проблемы в контексте реальной профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики:
1. Углубление и закрепление теоретических знаний в рамках осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога и установление их связи с практической деятельностью.
2. Формирование умений магистранта осуществлять диагностическую работу в социальных/образовательных организациях, выявлять негативные проявления нарушений в обучении, поведенческих способах и развитии личности и своевременно консультировать участников образовательных отношений по вопросам оптимизации образовательной деятельности.
3. Развитие умений проектирования программы по решению проблемы магистерского исследования, профилактических и коррекционно-развивающих программ в контексте реальной профессиональной деятельности.
4. Совершенствование коммуникативных и организаторских умений, профессионально значимых личностных качеств магистранта в контексте оптимального выбора и реализации инновационных обучающих технологий с учетом задач каждого возрастного этапа.
5. Формирование профессиональной готовности магистрантов к работе в психолого-педагогической сфере, овладение различными видами профессиональной деятельности.
ДОКУМЕНТЫ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Успех деятельности магистранта во время производственной практики во многом зависит от правильности ведения и оформления отчетной документации, которая включает следующие документы.
Индивидуальный отчет о практике. Основным видом отчетности магистранта является индивидуальный отчёт по практике (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Структура индивидуального отчёта включает в себя в обязательном порядке:
- 1. рабочий план-график практики;
- 2. дневник;
- 3. выполнение заданий по практике;
- 4. самоанализ;
- 5. отзыв руководителя практики от организации.
Магистрант оформляет отчет индивидуальный отчет по производственной практике в следующей последовательности:
1. Рабочий план-график практики составляется магистрантом совместно с групповым руководителем в самом начале практики на весь ее период. Рабочий план-график практики формируется в соответствии с общими программными требованиями к практике, содержанием индивидуальных заданий, запросом руководителя практики от организации, в которой проходит практика и утверждается руководителем практики по ОПОП. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практикант, с указанием сроков. Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет магистранту более четко и последовательно организовать свою деятельность.
2. Дневник практики. В период учебной практики магистрант регулярно ведет дневник практики - важный отчетный документ, который свидетельствует об организации труда практиканта, встречающихся трудностях объективного и субъективного характера, его успехах и неудачах. ВНИМАНИЕ! Дневник заполняется ЕЖЕДНЕВНО!!!! К основным направлениям работы относятся виды деятельности, утвержденные к реализации на практике и запланированные в индивидуальном задании и рабочем плане-графике практики.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.