Становление методологии системного анализа. Задачи системного анализа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Здесь необходимо:

­ рассмотреть научные направления, являющиеся базисом возникновения системного анализа: системный подход и его принципы, задачи и инструменты, общая теория систем и ее понятийный аппарат;

­ раскрыть объективные причины и источники (проблемы) возникновения и развития системного анализа

­ описать работу Международного института системного анализа, состав института, цели и задачи в прошлом и в настоящее время;

­ перечислить основные задачи и подзадачи системного анализа;

­ перечислить и кратко описать принципы и процедуры системного анализа;

­ рассмотреть инструменты системного анализа;

­ дать определение понятия «методология»;

­ описать взаимосвязь системного анализа с научными дисциплинами и направлениями (связь системного анализа с маркетингом, менеджментом, информационными технологиями, логистикой и др.).

 

Методы описания систем.

В работе на заданную тему автор должен:

1) рассмотреть необходимость описания систем;

2) перечислить основные методы описания систем (количественные, морфологическое описание, функциональное описание, информационное описание и т.д.);

3) подробно описать каждый из методов описания систем, их основные понятия (например, «функторы», «термы», «функция» и т.д.);

4) дать определения понятиям «математическая модель», «функция».

 

Практическая часть

Задание к задаче 1

На АТП эксплуатируются автобусы марки ЛиАЗ. Пробег автобуса до списания Lc = 563,8 × 103 км, время эксплуатации автобуса до списания tc = 72 мес (6 лет), среднемесячный пробег нового автобуса составляет L 0, км/мес, затраты на ТО и ТР нового автобуса R 0, руб/1000 км. Требуется произвести анализ проблемы и принять решение о проведении КР с точки зрения ожидаемого снижения суммарных затрат на ТО и ТР, если коэффициент технического использования автомобиля после его КР равен k кр ТИ = 0,85. Капитальный ремонт проводится через t 1 = 47,5 мес, интенсивность «старения» автобуса на этом предприятии β = 0,0071 мес-1. Затраты на ТО и ТР нового автобуса выбираются по предпоследней цифре шифра, среднемесячный пробег нового автобуса - по последней цифре шифра из табл. 1

 

Таблица 1

Исходные данные для задачи 1

 

Показатели, ед. изм.

Варианты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
R 0, руб/1000 км 30 55 40 25 35 50 45 25 35 30
L0, руб/1000 км 10,0 10,8 10,4 9,8 10,2 9,4 11,0 9,2 10,6 9,6

 

Методические указания к решению задачи 1

При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о проведении капитального ремонта автобуса, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.

При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.

К моменту времени проведения КР ожидаемый коэффициент технического использования достигнет величины

 

 

А затраты на ТО и ТР автобуса

, руб.

 

Значение коэффициента технического использования автобуса, для которого КР не проводился, при его списании

 

                                                                                                                   

Затраты на ТО и ТР автобуса, для которого КР не осуществлялся, перед его списанием

 

, руб.

                                                        

Затраты на TO и TP автобуса после проведения ему КР

 

, руб.

                                                        

Суммарные затраты на ТО и ТР автобуса, эксплуатировавшегося без КР

 

 

 

Задание к задаче 2

Принять решение об использовании прицепов при междугородных перевозках грузов. Сравнивается перевозки грузов одиночным автосамосвалом КамАЗ-5320 и автопоездом в составе автомобиля КамАЗ-5320 и прицепа ГКБ-8350 по данным, приведенным в табл. 2 и 3, коэффициент использования пробега выбирается по предпоследней цифре шифра, среднее расстояние перевозок - по последней.

Таблица 2

Исходные данные к задаче 2

Показатели, ед.изм

Условные

обозначения

Автомобиль КамАЭ-5320

без прицепа c прицепом ГКБ-8350
Грузоподъемность автомобиля, т q н 8 16
Коэффициент использования грузоподъемности γ 1,0 1,0
Техническая скорость, км/ч Vт 42 37
Время простоя под погрузкой- разгрузкой, мин t п-р 55 80
Коэффициент выпуска αв 0,73 0,73
Время в наряде, ч Тн 12,5 12,5
Переменные расходы на 1 км пробега, руб/км S км 8,7 12,4
Постоянные расходы на 1 авт-ч, руб/авт-ч S ач 6,2 7,9
Норматив заработной платы на 1 руб доходов, коп/руб Нзп 35 35
Тариф за 1 т, руб/т Ц 17,6 17,6
Балансовая стоимость подвижного состава, руб К 720000 980000
Срок службы подвижного состава, лет Тсл 6 6

Таблица 3

Исходные данные к задаче 2

Показатели, обозначения, ед. изм.

Варианты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Коэффициент использования пробега, β 0,76 0,78 0,80 0,82 0,84 0,86 0,88 0,90 0,92 0,94
Среднее расстояние перевозок, lег, км 55 44 72 58 49 67 53 61 70 53

 

 

Методические указания к решению задачи 2

При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о совершенствовании перевозок, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.

При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.

В связи с тем, что данное мероприятие характеризуется стабильностью технико-экономических показателей (объем производства, затраты и результаты) за расчетный период (основание - годовой договор на перевозки), расчет годового экономического эффекта по сравниваемым вариантам производится по формуле

 

Э = (D г - Сг) / (kр + Ен), руб/год

                                                                                                      

где D г - стоимостная оценка результатов работы, руб/год;

С г - стоимостная оценка затрат, руб/год;

kр - норма реновации основных фондов, определяемая с учетом фактора времени (для Тсл = 6 лет, кр = 0,14);

Ен - норматив приведения разновременных затрат и результатов (Ен = 0,15).

Для определения стоимости оценки результатов D г и затрат Сг при использовании автомобилей КамАЭ-5320 без прицепа и с прицепом определяется их годовая выработка в тоннах по формуле

 

, т/год

 

где Дк - число календарных дней, дн (Дк = 365 дн).

Для определения стоимостной оценки результатов (доходов) и затрат на перевозки грузов определяются автомобиле-часы и общий пробег. Автомобиле-часы работы

 

АЧР = Дк × αв ×Тн, час/год.

                                                                                                      

Суточный пробег

 

,  км/сут.   

 

Общий пробег

 

L общ = Lcy т × Дк × αв, км/год.

 

Стоимостная оценка результатов работы

 

D г = Ц × WQ, руб/год.

 

Сумма переменных затрат

 

C пер=S км × L общ, руб/год.

 

Сумма постоянных затрат

 

Спост = Sa ч × АЧр, руб/год.

 

Заработная плата водителей

 

ЗПВ = Нзп × D г, руб/год.

 

Общая сумма текущих затрат

 

Ст = Спер + Спост + ЗПв, руб/год.    

 

Стоимостная оценка затрат с учетом капитальных вложений и амортизационных отчислений

 

Сг = Ст × (kр + Ен), руб/год.

 

Экономический эффект от использования прицепов на междугородных перевозках

 

Эт = Э2 – Э1, руб/год.

 

Задание к задаче 3

Принять решение по строительству стоянки для автомобилей КамАЗ- 5511, обслуживающих завод железобетонных конструкций. В связи с постройкой стоянки на заводе коэффициент использования пробега автомобилей возрастет с 0,58 до 0,63. Исходные данные приведены в табл. 4 и 5 годовой объем перевозок выбирается по предпоследней цифре шифра, среднее расстояние перевозок - по последней.

Таблица 4

Исходные данные к задаче 3

 

Показатели, ед.изм Условные обозначения Значения
Грузоподъемность автомобиля, т q н 10
Коэффициент использования грузоподъемности γ 1,0
Техническая скорость, км/ч Vт 26
Время простоя под погрузкой-разгрузкой, мин t п-р 35
Коэффициент выпуска αв 0,7
Время в наряде, ч Тн 10
Переменные расходы на 1 км пробега, руб./км S км 18,4
Постоянные расходы на 1 авт-ч, руб./авт-ч S ач 8,6

 

Продолжение табл.4

Показатели, ед.изм Условные обозначения Значения
Капитальные вложения на единицу подвижного состава, включая стоимость производственно-технической базы, руб./авт Кпс 800000
Капитальные вложения по строительству стоянки, руб. Кст 1500000

 

Таблица 5

Исходные данные к задаче 3

Показатели, обозначения, ед. изм.

Варианты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Годовой объем перевозок, Q, тыс. т/год 620 450 800 530 580 750 640 680 710 490
Среднее расстояние перевозок, 1ег, км 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24

 

 

Методические указания к решению задачи 3

При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о строительстве стоянки, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.

При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.

Для решения вопроса о строительстве стоянки необходимо определить потребное количество автомобилей, автомобиле-часы работы, общий пробег - до и после строительства стоянки. Для определения количества автомобилей необходимо рассчитать годовую выработку одного автомобиля в тоннах

 

 т/год.

 

Потребное количество автомобилей

 

Асп = Q / WQ, авт/год.

 

Автомобиле-часы работы

 

АЧР = Дк × αв × Тн × Асп, час/год.

 

Автомобиле-дни работы

 

АДр= Асп × Дк × αв, дн / год

 

Суточный пробег

 

,  км/(сут-авт).

 

Общий пробег

 

L общ = Lcy т × АДр, км/год.

 

Сумма переменных затрат

 

Спер = S км × L общ, руб/год.

 

Сумма постоянных затрат

 

Спост = Sa ч × АЧр, руб/год.

 

Общая сумма затрат

 

Ст = Спер + Спост, руб/год.

 

Капитальные вложения

 

К1 = Кпс × Асп, руб,

 

К2 = Кпс × Асп + Кст, руб.

 

Годовой экономический эффект

 

Эт = (C т1+ K1 × Ен) - (Ст2 + К2 × Ен), руб/год.

 

В конце решения каждой задачи студент обязан сделать вывод, соответствующий заданию задачи, в котором обосновывается ответ.

 

 

 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Анфилатов В. С.. Системный анализ в управлении: учеб. пособие для вузов / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2003 – 368 с.

2. Миротин Л. Б.. Системный анализ в логистике: учебник для вузов / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. - М.: Экзамен, 2004. – 480 с.

3. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. - Высшая школа, 2004. – 352 с.

4. Волкова В.Н.. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Волкова, В.Н. Козлова. - М.: Высш. шк., 2004. – 415 с.

5. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник : Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой, А.А. Емельянова. – М: Финансы и статистика, 2006. – 848 с.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 274.