Методические указания по выполнению контрольной работы
по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием»
для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» (бакалавры) и 080100.62 «Экономика» (бакалавры) заочной формы обучения
Составитель : О.А. Зюрина
Самара
2014
УДК 658
«Системный анализ в управлении предприятием»: методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием» для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» (бакалавры) и 080100.62 «Экономика» (бакалавры) заочной формы обучения / составитель : О.А. Зюрина. – Самара : СамГУПС, 2014. – 17 с.
Приведены методические указания по выполнению контрольной работы для студентов по рассматриваемой дисциплине.
В методических указаниях представлена краткая аннотация каждой темы контрольной работы, приведены задания к задачам, изложены требования к оформлению контрольной работы.
Утверждены на заседании кафедры 7 мая 2014 г., протокол № 9.
Печатаются по решению редакционно–издательского совета университета.
Составитель : Зюрина Оксана Александровна
Рецензенты: к.э.н., доцент Андреева Нейля Кабировна
к.э.н., доцент Тарасова Татьяна Михайловна
Подписано в печать Формат 60×90 1/16.
Усл. п. л. Тираж экз. Заказ
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2014.
ВВЕДЕНИЕ
Решение системных задач является одним из эффективных методических приемов, способствующих успешному усвоению студентами основ и методов системного анализа. Оно позволяет лучше разобраться в содержании сложных категорий, уловить количественные и качественные взаимосвязи между ними, ориентироваться в параметрах реальной экономики.
Дисциплина «Системный анализ в управлении предприятием» обеспечивает формирование у студентов системный понятий и навыков, преодоление недостатков узкой специализации, усиление междисциплинарных связей, развитие диалектического видения мира, системного мышления, без которого невозможно эффективное управление предприятием.
Цель изучения данной дисциплины – овладение знаниями и навыками системного подхода и системного анализа при решении ряда прикладных задач производственно-хозяйственной деятельности.
В результате изучения дисциплины «Системный анализ в управлении предприятием» студенты должны знать:
- понятие системы;
- понятие модели;
- функциональное и информационное описание системы;
- основные положения теории систем;
- понятия системного анализа и подхода;
- методы приобретения знаний для систем поддержки принятия решений;
- методы и процедуры принятия решений;
уметь:
- характеризовать системный анализ как методологию решения проблем;
- анализировать методы и процедуры принятия решений;
приобрести навыки:
- решения структурированных проблем;
- решения слабоструктурированных и неструктурированных проблем.
Контрольная работа выполняется студентами в соответствии с требованиями, изложенными в «Методических указаниях по выполнению контрольной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием».
Контрольная работа по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием» имеет целью закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных при изучении курса с целью формирования у студентов следующих компетенций:
- ПК-2 – способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования;
- ПК-39 – владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации.
При написании контрольной работы студентами достигается:
- Умение углубить и закрепить теоретический материал;
- Овладение навыками исследовательской работы;
- Умение обобщить материал и сделать аргументированные выводы на основе практического материала;
- Способность излагать свою точку зрения.
Необходимо подчеркнуть, что контрольная работа является самостоятельной научно-практической работой студента. Как правило, студентам предлагается примерный перечень тем контрольных работ. По согласованию с руководителем студент может написать контрольную работу по предложенной им тематике. При возникновении трудностей по выбору темы контрольной работы студентам следует обратиться за консультацией к научному руководителю.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа включает:
- титульный лист;
- содержание (план);
- основную часть;
- список использованных источников, оформленный в соответствии с ГОСТом.
Изложение контрольной работы должно быть кратким, логичным, четким, призванным дать обоснование принятым решениям. Не следует переписывать отдельные листы из учебников и методических указаний. Сокращение слов в тексте не допускается.
Контрольная работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 одним из следующих способов: машинописным – 14 шрифт, межстрочный интервал – 1,5.
Абзацы в тексте начинают отступом, равным 15-17 мм.
Текст следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 15 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.
Титульный лист оформляется по форме, образец которой представлен в приложении.
Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулы, должны быть приведены непосредственно под формулой. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия.
Все иллюстрации подписываются и нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей контрольной работе.
Расшифровка иллюстраций (название) пишется сверху над рисунком, а его номер - Рис. ... - под ним.
Если имеются две или более таблиц, то они нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Надпись «Таблица 1» и т.д. помещают над правым верхним углом таблицы. Название таблицы пишут под словом «Таблица». Если таблица только одна, то номер ей не присваивают и слово таблица не пишут. При ссылке в тексте содержания контрольной работы на таблицу ее пишут «... табл…».
На титульном листе контрольной работы студент ставит дату выполнения и свою подпись.
Номера страниц проставляются в верхнем правом углу, начиная с 3-ей страницы (номер страницы на титульном листе и содержании не ставится).
Контрольная работа состоит из 2-х частей: одного теоретического вопроса и трех практических задач. Тема контрольной работы (теоретический вопрос) выбирается из предложенной тематики, номер вопроса соответствует сумме двух последних цифр зачетной книжки студента. Например, последние цифры зачетной книжки студента – 25, тогда номер темы ¾ № 7 (2+5=7), тема ¾ «Системный анализ, его понятие, цели, определение. Становление методологии системного анализа».
Контрольная работа, выполненная не по вариантам и не по установленной форме, к защите не принимается.
Практическая часть контрольной работы должна содержать решение трех предложенных задач.
При написании контрольной работы в качестве источников информации могут быть использованы любые базы данных (например, Интернет) и литература, не входящая в рекомендуемый список.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Этапы системного анализа.
Работа на заданную тему должна содержать:
а) перечисление этапов проведения системного анализа, характеристику каждого из них;
б) определения понятий «граница системы», «элемент системы», «подсистема», «системообразующий элемент», «проблема», «среда системы», «внешнее окружение системы», «цикл событий» - пояснить на примере;
в) варианты последовательности проведения системного анализа на примере анализа какой-либо организации (предприятия);
г) освещение различий в процедурах системного анализа в зависимости от типа анализируемой системы (например, системный анализ открытой системы (любое предприятие) отличается от анализа закрытой системы (часы)).
Метод экспертных оценок.
В работе на заданную тему студент должен рассмотреть следующее:
основу методов экспертного опроса;
проблемы, которые решаются с помощью методов экспертных оценок;
достоинства и недостатки экспертных оценок, целесообразность их применения;
правила и этапы проведения экспертиз;
методы обработки материалов экспертизы;
все методы экспертных оценок (типы экспертиз) и характеристику каждого метода:
ü ранжирования;
ü парного сравнения;
ü множественных сравнений;
ü непосредственной оценки;
ü метода Черчмена – Акоффа (последовательного сравнения);
ü метода фон Неймана-Моргенштерна;
ü метода «Дельфи» и его разновидностей;
достоинства, недостатки и сферы применения каждого из методов экспертных оценок.
Метод «дерева целей».
В контрольной работе по этой теме необходимо:
а) выявить причины и источники возникновения (разработки) данного метода;
б) дать определения понятий «цель», «дерево целей», привести краткую классификацию целей;
в) раскрыть сущность метода «дерева целей», привести пример;
г) описать взаимосвязь этого метода с методами экспертных оценок и методом «дерево решений».
Критерии выбора.
В работе на заданную тему автору необходимо дать определение понятия «критерий», рассмотреть формирование и агрегирование критериев выбора, раскрыть суть понятий «оптимальный критерий», «критерий эффективности», «альтернатива». Автор работы должен описать критерии эффективности функционирования системы, алгоритм выбора альтернатив и необходимость выбора; критерии, которые учитываются при осуществлении выбора альтернативы, виды критериев, критерии оптимальности решения (критерий, Вальда, альфа-критерий Гурвица, критерий Сэвиджа, критерий Лапласа).
Поиск оптимальных решений.
В работе на заданную тему студенту необходимо дать определения понятий «решение проблемы», «оптимальное решение», «оптимум», «альтернатива». Автор работы должен рассмотреть поиск оптимальных решений на основе алгоритма решения проблемы (управленческой, социально-экономической и т.д.), задачи, возникающие при решении проблем управления, способы представления альтернатив (матричный и др.); алгоритм проверки правильности решения или оптимальности решения и сравнение альтернатив, выбор оптимума альтернативы (системы), критерии оптимальности решения (критерий, Вальда, альфа-критерий Гурвица, критерий Сэвиджа, критерий Лапласа).
Методы описания систем.
В работе на заданную тему автор должен:
1) рассмотреть необходимость описания систем;
2) перечислить основные методы описания систем (количественные, морфологическое описание, функциональное описание, информационное описание и т.д.);
3) подробно описать каждый из методов описания систем, их основные понятия (например, «функторы», «термы», «функция» и т.д.);
4) дать определения понятиям «математическая модель», «функция».
Практическая часть
Задание к задаче 1
На АТП эксплуатируются автобусы марки ЛиАЗ. Пробег автобуса до списания Lc = 563,8 × 103 км, время эксплуатации автобуса до списания tc = 72 мес (6 лет), среднемесячный пробег нового автобуса составляет L 0, км/мес, затраты на ТО и ТР нового автобуса R 0, руб/1000 км. Требуется произвести анализ проблемы и принять решение о проведении КР с точки зрения ожидаемого снижения суммарных затрат на ТО и ТР, если коэффициент технического использования автомобиля после его КР равен k кр ТИ = 0,85. Капитальный ремонт проводится через t 1 = 47,5 мес, интенсивность «старения» автобуса на этом предприятии β = 0,0071 мес-1. Затраты на ТО и ТР нового автобуса выбираются по предпоследней цифре шифра, среднемесячный пробег нового автобуса - по последней цифре шифра из табл. 1
Таблица 1
Исходные данные для задачи 1
Показатели, ед. изм. | Варианты | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
R 0, руб/1000 км | 30 | 55 | 40 | 25 | 35 | 50 | 45 | 25 | 35 | 30 |
L0, руб/1000 км | 10,0 | 10,8 | 10,4 | 9,8 | 10,2 | 9,4 | 11,0 | 9,2 | 10,6 | 9,6 |
Методические указания к решению задачи 1
При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о проведении капитального ремонта автобуса, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.
При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.
К моменту времени проведения КР ожидаемый коэффициент технического использования достигнет величины
А затраты на ТО и ТР автобуса
, руб.
Значение коэффициента технического использования автобуса, для которого КР не проводился, при его списании
Затраты на ТО и ТР автобуса, для которого КР не осуществлялся, перед его списанием
, руб.
Затраты на TO и TP автобуса после проведения ему КР
, руб.
Суммарные затраты на ТО и ТР автобуса, эксплуатировавшегося без КР
Задание к задаче 2
Принять решение об использовании прицепов при междугородных перевозках грузов. Сравнивается перевозки грузов одиночным автосамосвалом КамАЗ-5320 и автопоездом в составе автомобиля КамАЗ-5320 и прицепа ГКБ-8350 по данным, приведенным в табл. 2 и 3, коэффициент использования пробега выбирается по предпоследней цифре шифра, среднее расстояние перевозок - по последней.
Таблица 2
Исходные данные к задаче 2
Показатели, ед.изм | Условные обозначения | Автомобиль КамАЭ-5320 | |
без прицепа | c прицепом ГКБ-8350 | ||
Грузоподъемность автомобиля, т | q н | 8 | 16 |
Коэффициент использования грузоподъемности | γ | 1,0 | 1,0 |
Техническая скорость, км/ч | Vт | 42 | 37 |
Время простоя под погрузкой- разгрузкой, мин | t п-р | 55 | 80 |
Коэффициент выпуска | αв | 0,73 | 0,73 |
Время в наряде, ч | Тн | 12,5 | 12,5 |
Переменные расходы на 1 км пробега, руб/км | S км | 8,7 | 12,4 |
Постоянные расходы на 1 авт-ч, руб/авт-ч | S ач | 6,2 | 7,9 |
Норматив заработной платы на 1 руб доходов, коп/руб | Нзп | 35 | 35 |
Тариф за 1 т, руб/т | Ц | 17,6 | 17,6 |
Балансовая стоимость подвижного состава, руб | К | 720000 | 980000 |
Срок службы подвижного состава, лет | Тсл | 6 | 6 |
Таблица 3
Исходные данные к задаче 2
Показатели, обозначения, ед. изм. | Варианты | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Коэффициент использования пробега, β | 0,76 | 0,78 | 0,80 | 0,82 | 0,84 | 0,86 | 0,88 | 0,90 | 0,92 | 0,94 |
Среднее расстояние перевозок, lег, км | 55 | 44 | 72 | 58 | 49 | 67 | 53 | 61 | 70 | 53 |
Методические указания к решению задачи 2
При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о совершенствовании перевозок, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.
При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.
В связи с тем, что данное мероприятие характеризуется стабильностью технико-экономических показателей (объем производства, затраты и результаты) за расчетный период (основание - годовой договор на перевозки), расчет годового экономического эффекта по сравниваемым вариантам производится по формуле
Э = (D г - Сг) / (kр + Ен), руб/год
где D г - стоимостная оценка результатов работы, руб/год;
С г - стоимостная оценка затрат, руб/год;
kр - норма реновации основных фондов, определяемая с учетом фактора времени (для Тсл = 6 лет, кр = 0,14);
Ен - норматив приведения разновременных затрат и результатов (Ен = 0,15).
Для определения стоимости оценки результатов D г и затрат Сг при использовании автомобилей КамАЭ-5320 без прицепа и с прицепом определяется их годовая выработка в тоннах по формуле
, т/год
где Дк - число календарных дней, дн (Дк = 365 дн).
Для определения стоимостной оценки результатов (доходов) и затрат на перевозки грузов определяются автомобиле-часы и общий пробег. Автомобиле-часы работы
АЧР = Дк × αв ×Тн, час/год.
Суточный пробег
, км/сут.
Общий пробег
L общ = Lcy т × Дк × αв, км/год.
Стоимостная оценка результатов работы
D г = Ц × WQ, руб/год.
Сумма переменных затрат
C пер=S км × L общ, руб/год.
Сумма постоянных затрат
Спост = Sa ч × АЧр, руб/год.
Заработная плата водителей
ЗПВ = Нзп × D г, руб/год.
Общая сумма текущих затрат
Ст = Спер + Спост + ЗПв, руб/год.
Стоимостная оценка затрат с учетом капитальных вложений и амортизационных отчислений
Сг = Ст × (kр + Ен), руб/год.
Экономический эффект от использования прицепов на междугородных перевозках
Эт = Э2 – Э1, руб/год.
Задание к задаче 3
Принять решение по строительству стоянки для автомобилей КамАЗ- 5511, обслуживающих завод железобетонных конструкций. В связи с постройкой стоянки на заводе коэффициент использования пробега автомобилей возрастет с 0,58 до 0,63. Исходные данные приведены в табл. 4 и 5 годовой объем перевозок выбирается по предпоследней цифре шифра, среднее расстояние перевозок - по последней.
Таблица 4
Исходные данные к задаче 3
Показатели, ед.изм | Условные обозначения | Значения |
Грузоподъемность автомобиля, т | q н | 10 |
Коэффициент использования грузоподъемности | γ | 1,0 |
Техническая скорость, км/ч | Vт | 26 |
Время простоя под погрузкой-разгрузкой, мин | t п-р | 35 |
Коэффициент выпуска | αв | 0,7 |
Время в наряде, ч | Тн | 10 |
Переменные расходы на 1 км пробега, руб./км | S км | 18,4 |
Постоянные расходы на 1 авт-ч, руб./авт-ч | S ач | 8,6 |
Продолжение табл.4
Показатели, ед.изм | Условные обозначения | Значения |
Капитальные вложения на единицу подвижного состава, включая стоимость производственно-технической базы, руб./авт | Кпс | 800000 |
Капитальные вложения по строительству стоянки, руб. | Кст | 1500000 |
Таблица 5
Исходные данные к задаче 3
Показатели, обозначения, ед. изм. | Варианты | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Годовой объем перевозок, Q, тыс. т/год | 620 | 450 | 800 | 530 | 580 | 750 | 640 | 680 | 710 | 490 |
Среднее расстояние перевозок, 1ег, км | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 |
Методические указания к решению задачи 3
При анализе проблемы, применительно к процессу принятия решения о строительстве стоянки, опишите: 1) систему в целом, полную систему и подсистему; 2) окружающую среду; 3) цель и назначение решения; 4) входы, ресурсы и (или) затраты; 5) выходы, результаты и (или) прибыль; 6) программы, подпрограммы и работы; 7) исполнителей, лиц, принимающих решение, и руководителей; 8) варианты, при которых могут быть достигнуты поставленные цели; 9) критерии (меры эффективности), по которым можно оценить достижение цели; 10) модели принятия решений, с помощью которых можно оценить процесс преобразования входов в выход или осуществить выбор вариантов. Описание должно содержать таблицы и рисунки.
При анализе проблемы решения учесть следующие зависимости.
Для решения вопроса о строительстве стоянки необходимо определить потребное количество автомобилей, автомобиле-часы работы, общий пробег - до и после строительства стоянки. Для определения количества автомобилей необходимо рассчитать годовую выработку одного автомобиля в тоннах
т/год.
Потребное количество автомобилей
Асп = Q / WQ, авт/год.
Автомобиле-часы работы
АЧР = Дк × αв × Тн × Асп, час/год.
Автомобиле-дни работы
АДр= Асп × Дк × αв, дн / год
Суточный пробег
, км/(сут-авт).
Общий пробег
L общ = Lcy т × АДр, км/год.
Сумма переменных затрат
Спер = S км × L общ, руб/год.
Сумма постоянных затрат
Спост = Sa ч × АЧр, руб/год.
Общая сумма затрат
Ст = Спер + Спост, руб/год.
Капитальные вложения
К1 = Кпс × Асп, руб,
К2 = Кпс × Асп + Кст, руб.
Годовой экономический эффект
Эт = (C т1+ K1 × Ен) - (Ст2 + К2 × Ен), руб/год.
В конце решения каждой задачи студент обязан сделать вывод, соответствующий заданию задачи, в котором обосновывается ответ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анфилатов В. С.. Системный анализ в управлении: учеб. пособие для вузов / В. С. Анфилатов, А. А. Емельянов, А. А. Кукушкин. - М.: Финансы и статистика, 2003 – 368 с.
2. Миротин Л. Б.. Системный анализ в логистике: учебник для вузов / Л. Б. Миротин, Ы. Э. Ташбаев. - М.: Экзамен, 2004. – 480 с.
3. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. - Высшая школа, 2004. – 352 с.
4. Волкова В.Н.. Системный анализ и принятие решений: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Волкова, В.Н. Козлова. - М.: Высш. шк., 2004. – 415 с.
5. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник : Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой, А.А. Емельянова. – М: Финансы и статистика, 2006. – 848 с.
Методические указания по выполнению контрольной работы
по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием»
для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» (бакалавры) и 080100.62 «Экономика» (бакалавры) заочной формы обучения
Составитель : О.А. Зюрина
Самара
2014
УДК 658
«Системный анализ в управлении предприятием»: методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Системный анализ в управлении предприятием» для студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент» (бакалавры) и 080100.62 «Экономика» (бакалавры) заочной формы обучения / составитель : О.А. Зюрина. – Самара : СамГУПС, 2014. – 17 с.
Приведены методические указания по выполнению контрольной работы для студентов по рассматриваемой дисциплине.
В методических указаниях представлена краткая аннотация каждой темы контрольной работы, приведены задания к задачам, изложены требования к оформлению контрольной работы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 336.