(по Г. В. Кристи)
Все упражнения проводятся в комплексе.
1. Выход. Занятие начинается с организованного выхода в заданном ритме, по заранее установленной мизансцене. Каждый участник берет стул, ставит его на точно обусловленное место и садится одновременно с другими.
2. Освобождение от мышечных зажимов и напряжений. Участникам предлагается медленно и плавно встать со стула и подниматься на
117
носки, как бы выжимая груз, опирающийся на плечи; вытянуться до предела всем телом, после чего переносить центр тяжести то на правую, то на левую ногу, покачивая другой ногой взад и вперед, но сохраняя при этом равновесие и неподвижность фигуры. Затем опуститься и вернуться в исходное положение. После этого ослабить мышцы, что легче всего достигается по контрасту с напряжением. Последовательно напрягаются и затем освобождаются лоб, брови, глаза, нос, губы, шея, локти, кисти рук, позвоночник сверху донизу, бедра, колени, ступни. Ослабление мышц не должно, однако, приводить к расхлябанности. Нужно сохранить минимально необходимое напряжение в спинном хребте и в шее, чтобы обеспечить нормальное положение сидящей фигуры, подобрать отвисшие руки, соединив их на коленях, лицо сделать совершенно спокойным, нейтральным.
3. Развитие кистей рук и ступней ног. Сожмите пальцы в кулак, затем разгибайте по очереди. Далее постепенно сгибайте каждый сустав кистей рук. Кисти опустите резко вниз. Почти те же движения и для ступней ног, для чего следует положить ногу на ногу, упражнения для каждой ступни проделывать поочередно.
4. Точность и быстрота реакции. Преподаватель дает поочередно три различных звуковых сигнала: хлопок в ладоши означает, что нужно приготовиться, для чего надо пересесть на край стула и подобрать ноги. Второй сигнал — удар ногой в пол — встать и вытянуться во весь рост, третий — удар по столу — развалиться на стуле в позе отдыхающего человека. Однако порядок команд то и дело нарушается, и после «приготовиться» может последовать «развалиться», а после этого — «встать» и т. п. Чтобы участники не видели заранее, какой готовится сигнал, упражнение делается с закрытыми глазами. Совершивший ошибку «штрафуется» и вместе со своим стулом отодвигается в сторону.
5. Тренировка пальцев и кистей рук с воображаемым предметом. Предлагается размять воображаемый кусок пластилина и вылепить из него фигуру или какой-либо предмет. После этого очистить горячую вареную картошку, облупить горячее яйцо, продеть нитку в бусину или проволоку в хрупкий елочный шар и т.п. Потом каждый начинает рисовать воображаемым карандашом, углем или красками портрет одного из присутствующих, используя плоскость стула или реального блокнота, папки, книги. (Писать на воображаемой плоскости мольберта — слишком трудная задача, взгляд должен во что-то упереться, чтобы поверить в правду такого действия.)
6. Развитие и настройка органов восприятия, наблюдательности, зрительной и иной памяти. Дается 10—15 с на то, чтобы рассмотреть своих товарищей, после чего нужно повернуться к ним спиной и точно ответить на вопросы: кто как одет, причесан, какого цвета глаза, волосы, кто в какой позе сидел, что держал в руках и т. п.
7. Развитие «чувства локтя», восприятие партнера, внимательность. Упражнение на передачу хлопка. Сидя на стульях полукругом, слушатели ритмично и с одинаковой громкостью хлопают в ладоши, как бы передавая свой хлопок соседу слева или справа, а тот в свою очередь передает его дальше или по особому сигналу возвращает обратно. Упражнение начинается медленно и доводится до предельно быстрого темпа, когда от-
118
дельные хлопки сливаются в один равномерный треск, перекатывающийся по шеренге взад и вперед.
8. Синхронность движений всей группы (синхронность, многоплоскостное внимание). Преподаватель задает определенный рисунок движения. Например, каждый берет свой стул и переходит с ним в центр зала, поворачиваясь спиной к партнерам. Образуется круг, который растягивается затем в эллипс, разрывается на две параллельные шеренги. Потом шеренги меняются местами и т.п. Все эти перестройки происходят по команде преподавателя, но так, чтобы не терять точного рисунка движения и делать его одновременно с другими, желательно под музыку. Если в момент перестроения участники оказываются спиной друг к другу и не видят партнера, то они должны «услышать» его движение, уловить его ритм. Когда движение усвоено и совершается синхронно немузыкально, задание усложняется, вводится дополнительное условие, требующее многоплоскостного внимания. Например, преподаватель время от времени дает звонок, или стучит, или попеременно делает и то и другое. Выполняя предложенный рисунок движения, участники должны подсчитать, сколько было звонков и стуков. Можно также дать задание по ходу упражнения спеть хором песню, причем по сигналу преподавателя поют то вслух, то про себя, затем снова вслух и т. д.
9. Внимательность, слаженность движений. Все, кроме одного — водящего, садятся друг против друга в две шеренги на расстоянии нескольких шагов и, договорившись глазами с кем-нибудь из сидящих напротив, меняются с ним местами, но так, чтобы водящий этого не заметил и не успел занять одно из двух освободившихся мест. Все передвижения делаются бесшумно. Осложняющее обстоятельство: при перемене местами партнеры должны успеть обменяться на ходу вопросом и ответом, например: на какой улице ты живешь, как зовут маму и т. п.
10. Находчивость, ловкость приучают точно адресовать произносимое слово партнеру. Преподаватель дает определенную схему предложения, например: прилагательное, существительное, глагол. Бросая кому-либо мячик, участник говорит: «Черный»; второй, перебрасывая мячик третьему: «Ворон», а третий, не затягивая паузы, находит глагол, например: «каркает». Нужно добиться того, чтобы предложение произносилось тремя участниками как одним человеком, т.е. слитно, а не раздельно. Можно продолжить переброску мяча, создавая таким путем целый рассказ, перенимая от партнера не только последнее слово, но и интонацию.
11. Находчивость, ловкость, внимательность. Каждый участник произносит какую-либо букву алфавита, одновременно бросает мяч товарищу, который называет вторую букву задуманного им слова, и т. п.
12. Находчивость, внимательность. Все буквы алфавита закрепляются за участниками. Под диктовку преподавателя каждый отмечает свою букву хлопком, и все одновременно отстукивают концы слов. Распределив группу на две части, можно «печатать» заданный текст синхронно двумя группами, строго соблюдая заданный темп; или же каждая группа «печатает» свой текст независимо, соревнуясь в скорости и четкости выполнения задания.
13. Находчивость, ловкость, внимательность. Взяв свой стул, каждый бежит с ним по кругу. По сигналу направление бега меняется. При этом
119
важно не сталкиваться и не шуметь: нужно стараться избегать препятствия. По другому сигналу все стулья бесшумно складываются в пирамиду в центре зала, причем бегло кругу продолжается. По третьему сигналу каждый должен на ходу извлечь свой стул из пирамиды (если он завален другими, то пропустить круг) и наконец поставить стулья на свои места, всем сесть одновременно и замереть в полной неподвижности.
14. Внимательность. Воспроизведение заданных движений и действий. Все, кроме двух человек, удаляются из зала. Оставшиеся (парень и девушка) создают «скульптурную группу». Входящие по двое должны за 5 с рассмотреть, запомнить и воспроизвести позу товарищей. Новая пара повторяет то же самое и т. д. Когда все сменили друг друга, возвращается первая пара и вновь занимает то положение, с которого началось упражнение. Сравнивая позы первой и последней пар, можно увидеть отклонения копии от оригинала.
15. Конец занятия и уход. Каждый берет свой стул и уходит в общем строю по команде преподавателя. Все занятие должно быть проведено в хорошем темпе и занимать не более одного часа.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.