(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных проявлений педагогического артистизма)
1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической деятельности, эмоциональных состояний:
— увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке;
— самоорганизация, стабильность творческой формы;
— самоконтроль, самообладание, управление настроением;
— умение снимать излишнее напряжение, волнение;
— умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями.
2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль:
— заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтересовать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников;
— раскованность, непосредственность и простота поведения;
— яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность;
— художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры;
— искренность, личностная открытость по отношению к детям.
3. Эмоциональность, образность поведения и речи:
— экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций;
— выражение сопереживания, сочувствия учащимся;
— эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора;
— необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал;
— эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические рисунки, метафоричность речи, использование «своих» терминов.
4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, умения в области вербального общения:
— экспрессивные способности, пластическая изобразительность;
— раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение держаться уверенно, свободно и естественно;
— мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений;
— жестикуляция, движения — органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность — достаточная/недостаточная; скорость
115
двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелательность и т.д.).
5. Интуиция, воображение, творческая фантазия:
— продуктивность ассоциаций;
— быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации;
— способность «угадать» ребенка, «прочитать» все на его лице;
— умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.
6. Импровизация, педагогический экспромт:
— быстрота реакций, находчивость, изобретательность;
— оперативность памяти, сообразительность;
— умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оценивать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях;
— поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом;
— оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.
7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон общения с учениками:
— коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро находить контакт, умение организовать первичный контакт с классом;
— организация общения «от ученика», сотрудничество;
— доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта;
— откровенность, искренность;
— уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам;
— взаимопонимание, эмоциональная идентификация;
— рефлексия, способность увидеть себя со стороны.
8. Речевые способности:
— выразительность, эмоциональность, динамичность речи;
— мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привлекательность голоса;
— ясность, чистота, благозвучие речи, дикция;
— богатство словаря, разнообразие лексики;
— убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.
9. Наблюдательность, управление вниманием:
— умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка;
— устойчивость внимания, длительное сосредоточение;
— правильное распределение внимания, его многообъектность;
— переключаемость, динамичность внимания;
— степень концентрированности внимания;
— умение видеть все детали, обостренное восприятие.
10. Суггестивная способность:
—умение привлечь и удерживать детское внимание;
— внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников;"'
— умение «заражать» своими мыслями, чувствами.
11. Режиссерские способности: '
— интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в начале урока, захватывающего введения;
— поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке;
— энергичность, активность; '"
— творческая организация взаимодействия с учениками — наличие стратегической сверхзадачи, «сквозного действия», тактических, ситуативных задач, непрерывности действия.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 318.