Функциональность
Функциональность системы, доступная пользователям с нарушением зрения:
·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.
Отсутствующие функции:
·Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.
·Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.
·Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.
Специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (далее — Учреждение) с августа по октябрь 2017 года проводилось обучение пользованию устройством «Ориентир» по программе «Индивидуальное абонентское устройство системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город». В процессе обучения осуществлялся мониторинг качества работы системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город» на транспорте и стационарных объектах (далее — Системы «Говорящий город»). В период с ноября по декабрь 2017 года проводился дополнительный мониторинг по использованию абонентского устройства системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город».
Цель исследования
Проведение исследования на основе мониторинга работы абонентского устройства «Ориентир» и Системы «Говорящий город» в части, относящейся к доступности транспортной инфраструктуры и стационарных объектов людям с инвалидностью по зрению.
Принцип работы Системы «Говорящий город» на транспорте
Система «Говорящий город» предназначена для обеспечения доступности основных этапов в процессе посадки незрячего человека в транспортное средство. На общественном транспорте Пользователь Системы «Говорящий город», ожидающий транспорт на остановке, получает сообщение о типе подошедшего к остановке транспортного средства, номере его маршрута, текущем направлении движения и состоянии дверей (Закрыты или Посадка разрешена). А звуковой сигнал над дверью обеспечивает определение её местонахождения. Дополнительная безопасность — водитель получает информацию о наличии пассажира, производящего посадку в управляемый им транспорт.
Общее описание проведённого исследования
·Сроки проведения: 04.08.2017 — 27.12.2017.
·Транспортные маршруты: 27 автобусных, 19 троллейбусных, 15 трамвайных.
·География: 20 остановочных пунктов.
·Характеристика участников исследования: 50 человек с инвалидностью по зрению 1 и 2 группы в возрасте от 18 до 80 лет.
Основные параметры функциональности Системы «Говорящий город»:
1.Корректность определения номера маршрута.
2.Корректность определения направления движения транспортного средства.
3.Срабатывание звуковой сигнализации проёма двери.
4.Информирование водителя о намерении произвести посадку в транспортное средство.
В разработанных для исследования тестах для каждого параметра функциональности использовались критерии оценки.
Поскольку пассажиру получить сведения о срабатывании сигнализации у водителя невозможно, параметр «Информирование водителя о намерении произвести посадку» не тестировался.
Результаты исследования
После исключения некорректных данных из общего количества заполненных тестовых бланков, в сводную таблицу была внесена информация о 285 обследованных транспортных средствах (из них: 38 автобусов, 205 троллейбусов, 42 трамвая). Проверка звуковой сигнализации проёма двери производилась не при каждом тестировании. По этой причине оценка срабатывания сигнализации производилась не от общего количества протестированных транспортных средств, а от количества сделанных пассажиром вызовов сигнала динамика (178).
В таблице 5 представлены количественные и процентные соотношения принятых для исследования критериев.
Таблица 5. Процентные и количественные соотношения основных критериев работы Системы «Говорящий город», полученных в результате проведённого исследования
Параметр | Критерий | Количество автобусов | Количество троллейбусов | Количество трамваев | Итого | % |
Определение номера маршрута | Номер маршрута не озвучен | 0 | 0 | 0 | 0 из 285 | 0 |
Номер маршрута озвучен некорректно | 16 | 28 | 0 | 44 из 285 | 15 | |
Номер маршрута озвучен корректно | 22 | 177 | 42 | 241 из 285 | 85 | |
Определение направления движения | Направление движения не озвучено 18 | 93 | 11 | 122 из 285 | 43 | |
Направление движения озвучено некорректно | 4 | 12 | 1 | 17 из 285 | 6 | |
Направление движения озвучено корректно | 16 | 100 | 30 | 146 из 285 | 51 | |
Срабатывание звуковой сигнализации | Звуковая сигнализация работает | 16 | 89 | 17 | 122 из 178 | 69 |
Звуковая сигнализация не работает | 14 | 38 | 4 | 56 из 178 | 31 | |
Количество транспортных средств, принявших участие в тестировании | 38 | 205 | 42 | 285 | 100 | |
Количество транспортных средств с протестированной звуковой сигнализацией | 30 | 127 | 21 | 178 | 100 |
Табличные данные наглядно представлены на рис. 1, 2, 3.
1. Из таблицы видно, что номер маршрута транспортного средства, оборудованного Системой «Говорящий город», в подавляющем большинстве случаев (85 %) озвучивается верно.
Рис. 1. Корректность определения номера маршрута.
1 — номер озвучен некорректно; 2 — номер озвучен корректно
2. Направление движения транспортного средства очень часто (43 %) не озвучивается вообще, редко (6 %) озвучивается неверно и примерно в половине случаев (51 %) озвучивается верно.
Рис. 2. Корректность определения направления движения.
1 — Направление движения не озвучено; 2 — Направление движения озвучено некорректно; 3 — Направление движения озвучено корректно
3. Звуковая сигнализация проёма двери срабатывает в большинстве (69 %) случаев, и реже (31 %) случаев не срабатывает.
Рис. 3. Срабатывание звуковой сигнализации.
1 — звуковая сигнализация работает; 2 — звуковая сигнализация не работает;
Также из приведённых данных можно сделать заключение, что хуже всего Система «Говорящий город» работает на автобусных маршрутах, а лучше всего — на трамвайных маршрутах. Из 42 исследованных трамвайных маршрутов все 100 % правильно указали номер, из 31 озвученного направления движения только один был озвучен некорректно, что составило лишь 3 %, из 23 звуковых сигналов, прошедших тестирование 4 не сработали (17 %).
В то же время, автобусы, оборудованные Системой «Говорящий город», показали значительно худшие результаты. Из 38 исследованных автобусов неправильно определили номер 22 (58 %), 18 — не озвучили направление движения (47 %), из 30 проверенных звуковых сигналов 14 не сработали (47 %). Троллейбусов было исследовано 205, в 14 % из них не правильно определен номер, в 12 % не правильно определено направление движения, в 30 % (из протестированных 127) не сработали звуковые сигналы.
Для итоговой оценки функционирования Системы «Говорящий город» каждому критерию был присвоен оценочный балл. Сумма баллов дает общую картину качества работы Системы. Соответствие критериев и баллов приведено в таблице 6.
Таблица 6. Соответствие критериев и баллов оценки качества работы Системы «Говорящий город»
Параметр | Критерий | Баллы |
Определение номера маршрута | Номер маршрута не озвучен | 0 |
Номер маршрута озвучен некорректно | 0 | |
Номер маршрута озвучен корректно | 1 | |
Определение направления движения | Направление движения не озвучено | 0 |
Направление движения озвучено некорректно | 0 | |
Направление движения озвучено корректно | 1 | |
Срабатывание звуковой сигнализации | Звуковая сигнализация работает | 1 |
Звуковая сигнализация не работает | 0 |
В результате обработки сумм баллов были получены четыре уровня качества работы Системы «Говорящий город», наглядно проиллюстрированные на рис. 4.
Рис. 4. Итоги тестирования.
1 — Система не функционирует и не может быть использована (0 баллов); 2 — Система почти не функционирует, какие-то элементы могут быть использованы (1 балл); 3– Система функционирует и частично может быть использована (2 балла); 4 — Система полностью функционирует, может быть использована в полном объеме (3 балла)
Доступная функциональность системы «Говорящий город» полностью совпадает с перечнем задач, выявленных в результате исследования потребностей людей с нарушением зрения. Система разрабатывалась с учётом предложений людей с проблемами зрения и рассчитана на использование незрячими и слабовидящими.
Отсутствующие в системе «Говорящий город» функции являются второстепенными.
Исходя из вышеприведённых данных и наблюдений в процессе тестирования, можно предположить, что качество функционирования Системы «Говорящий город» существенно зависит от человеческого фактора. Об этом свидетельствует заметная разница в качестве её функционирования на автобусных и трамвайных маршрутах. От водителя транспортного средства зависит корректность указания номера маршрута, озвучивание направления движения и его корректность.
С другой стороны, причиной существенного количества (43 %) случаев не озвучивания направления движения также может быть вызвано неисправностью бортового оборудования Системы «Говорящий город». Значительное количество (31 %) случаев отсутствия звукового сигнала над проёмом двери говорит о недостаточном контроле над исправностью бортового оборудования Системы со стороны эксплуатирующих организаций.
Заключение
Таким образом, наличие на линиях транспортных средств с неисправным бортовым оборудованием и влияния «человеческого фактора», то есть некорректной работой водителей по применению Системы «Говорящий город», установленной на наземном транспорте, приводит к следующим выводам:
1.Система «Говорящий город» полностью функционирует только в 48 % случаев.
2.Система «Говорящий город» может быть частично использована еще в 14 % случаев.
3.Лишь какой-то один из трёх протестированных параметров Системы «Говорящий город» работает корректно в 16 % случаев.
4.Система «Говорящий город» не может быть использована совсем в 22 % случаев.
5.По результатам дополнительного мониторинга подтверждается вывод о том, что Система «Говорящий город» полностью функционирует только в 47 % — 48 % случаев. Основной причиной некорректной работы является неисправность оборудования и «человеческий фактор», то есть отсутствие контроля над исправностью бортового оборудования и отсутствие контроля над работой водителей по применению Системы «Говорящий город».
6.Ни одна из обследованных остановок общественного транспорта на маршрутах Системой «Говорящий город» не оснащена.
7.Правильно установленное оборудование Системы «Говорящий город», при условии соблюдения его работоспособности, успешно обеспечивает повышение доступности транспорта и транспортной инфраструктуры для инвалидов по зрению, особенно людей, полностью потерявших зрение.
8.Для правильного пользования прибором необходимо провести обучение инвалидов по зрению по программе дополнительного образования «Новые технические средства реабилитации и современные реабилитационные технологии» «Индивидуальное абонентское устройство системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город». Цель программы — научить инвалидов по зрению использовать абонентское устройство «Ориентир» для определения маршрута следования и поиска проёма дверей транспортного средства.
9.Требуется, по возможности, снизить влияние «человеческого фактора» в работе Системы «Говорящий город».
Приложение «Говорящий помощник» — ООО «СМАРТ-КОМ» Magic Systems
ОС Google Android, версия приложения 1.0.9 от 06.12.2017 г.
ОС Apple iOS, версия отсутствует.
Функциональность
Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушением зрения при использовании программ экранного доступа:
·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.
·Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.
Отсутствующие функции:
·Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.
·Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.
В результате поиска оптимального мобильного приложения для инвалидов по зрению Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (далее — Учреждение) заключено соглашение с компанией ООО «СМАРТ-КОМ». Соглашение предусматривает тестирование разработанного компанией ООО «Меджик Системс» программно-аппаратного комплекса «Говорящий помощник» по повышению доступности городского наземного пассажирского транспорта для инвалидов по зрению (далее – комплекс «Говорящий помощник»).
Целью комплекса «Говорящий помощник» является помощь инвалидам по зрению ориентироваться на общественном транспорте с помощью голосовых подсказок. Комплекс «Говорящий помощник» включает в себя мобильное приложение на платформе Google Android и аппаратные устройства — Bluetooth-маячки (iBeacon) с терминалами, устанавливаемые на транспортном средстве и остановочном пункте. Компанией ООО «СМАРТ-КОМ» 3 ноября 2017 в трамвайном парке № 7 Санкт-Петербурга был продемонстрирован прототип комплекса «Говорящий помощник».
Сотрудники Учреждения провели предварительное тестирование комплекса «Говорящий помощник». При этом были поставлены следующие задачи:
·выявить работоспособность комплекса «Говорящий помощник» в реальных условиях и при использовании мобильных устройств с различными техническими характеристиками;
·определить количество и состав участников для организации расширенного мониторинга работы комплекса «Говорящий помощник»;
·организовать расширенный мониторинг работы комплекса «Говорящий помощник» на индивидуальных маршрутах инвалидов по зрению;
·выработать перечень предложений по дальнейшему усовершенствованию комплекса «Говорящий помощник»;
·представить результаты исследований всем заинтересованным лицам;
·участвовать в разработке единой концепции развития вспомогательных средств ориентации инвалидов по зрению с использованием смартфона при участии Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», с учётом современных подходов к обеспечению доступности и степени развития технических средств.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 280.