Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

·Введение

·1. Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан

·2. Анализ существующих аппаратно-программных решений обеспечения доступности городского транспорта для инвалидов по зрению

·2.1. Приложение «CityBus» — Транспорт России ОО «СОФТ-Центр»

·2.2. Приложение «Moovit»

·2.3. Приложение «Яндекс.Транспорт»

·2.4. Система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город»

·2.5. Приложение «Говорящий помощник» — ООО «СМАРТ-КОМ» ® Magic Systems

·3. Описание функций аппаратно-программной системы обеспечения доступности городского наземного пассажирского транспорта

·3.1. Взаимодействие пользователя с программно-аппаратной системой (пользовательский интерфейс)

·3.2. Основные функции программно-аппаратной системы

·3.3. Информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту

·3.4. Информирование о типе, номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·3.5. Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешённой посадке

·3.6. Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство

·3.7. Дополнительные функции Системы

·3.8. Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту

·3.9. Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте

·3.10. Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута

·4. Основные принципы технического задания на мобильное приложение для обеспечения доступности городского наземного транспорта инвалидам по зрению

Сведения об авторах

Азарова Н. В., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», специалист по реабилитации инвалидов, к. т. н.
Александров Л. В., Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского общества слепых, главный специалист отдела по реабилитации и работе с местными организациями.
Довыденков В. Н., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Корнатко Р. Ч., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Латкина И. Н., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Молчанова О. С., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», специалист по реабилитации инвалидов.
Соснов А. Н., Санкт-петербургская региональная организация Всероссийского общества слепых, председатель местной организации «Свет».







Введение

Инвалидность — это ограничения в жизнедеятельности людей, связанные с физическими, умственными, психическими, сенсорными нарушениями, и как результат — невозможность человека, имеющего инвалидность, вести полноценный образ жизни, невозможность наравне с остальными участвовать в жизни общества.

Одним из главных условий для реализации прав людей с ограниченными возможностями на участие во всех сферах жизни является создание «безбарьерной» среды. Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности. Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности.

В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путём применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учётом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введённым в действие ранее утверждения соответствующих нормативов объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае «адаптивной» среды) должны стать:

·во-первых, результаты изучения потребностей инвалидов (в частности, в получении реабилитационных и иных социальных услуг и их доступности) с объективной оценкой этих потребностей специалистами;

·во-вторых, имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства).

«Безбарьерная» среда — это создание таких условий, при которых люди, имеющие инвалидность могут свободно передвигаться и осуществлять жизнедеятельность. В широком смысле слова «безбарьерная» среда предполагает доступность объектов социальной, транспортной инфраструктуры, свободный доступ в получении информации и связи, беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями, беспрепятственное получение инвалидами социальных и транспортных услуг, создание «безбарьерной» психологической среды в обществе. В связи с этим необходимо уделить особое внимание проблеме доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время важное значение уделяется созданию условий по доступности транспорта и инфраструктуры для людей, имеющих инвалидность, в том числе инвалидов по зрению, и их адаптации в общество.

Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан является ключевым элементом в реализации прав людей, имеющих инвалидность по зрению, и занимает важное место в механизме правового регулирования законодательства о социальной защите населения.

Результаты опроса

По результатам обработки всей совокупности анкет по важности перечисленных выше задач были получены следующие данные (отсортировано по убыванию) и представлены в таблице № 1:

Таблица 1. Результаты опроса

№ п/п Задача исследования Важность задачи по результатам опроса (человек) Важность задачи по результатам опроса ( %)
1 Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС 64 72,73
2 Информация о прибытии ТС к остановочному пункту 62 70,45
3 Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту 57 64,77
4 Обнаружение валидатора ТС 49 55,68
5 Обнаружение остановочного пункта 48 54,55
6 Информация о прибытии к нужной остановке 47 53,41
7 Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС 46 52,27
8 Обнаружение ТС на остановке 45 51,14
9 Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты 38 43,18
10 Обнаружение дверей ТС при входе 37 42,05
11 Обнаружение поручней ТС 34 38,64
12 Посадка вТС 30 34,09
13 Информация о состоянии дверей ТС (открыты/закрыты) 26 29,55
14 Обнаружение дверей при выходе из ТС 23 26,14
15 Выход из ТС 23 26,14
16 Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС 19 21,59

Степень потери зрения оказывает существенное влияние на способность человека ориентироваться в окружающем пространстве. Поведение и потребности человека с глубокими нарушениями зрения могут отличаться от поведения и потребностей человека, имеющего остаточное зрение. Таким образом, важно проанализировать данные в зависимости от того, использует ли человек тактильную трость (то есть остаток зрения отсутствует, или его недостаточно для ориентировки), или нет (остаток зрения существенно помогает при ориентировке).

Среди опрошенных людей с проблемами зрения 44 человека (50,00 %) используют тактильную трость. По результатам обработки их анкет были получены следующие данные (отсортировано по убыванию) и представлены в таблице № 2:

Таблица 2. Результаты опроса

№ п/п Задача исследования Важность задачи по результатам опроса (человек) Важность задачи по результатам опроса ( %)
1 Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС 36 81,82
2 Информация о прибытии ТС к остановочному пункту 36 81,82
3 Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту 33 75,0
4 Обнаружение валидатора ТС 31 70,45
5 Обнаружение остановочного пункта 31 70 ,45
6 Обнаружение ТС на остановке 30 68,18
7 Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты 27 61,36
8 Обнаружение дверей ТС при входе 27 61,36
9 Информация о прибытии к нужной остановке 25 56,82
10 Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС 25 56,82
11 Обнаружение поручней ТС 23 52,27
12 Посадка в ТС 22 50,0
13 Информация о состоянии дверей ТС (открыты/закрыты) 20 45,45
14 Обнаружение дверей при выходе из ТС 16 36,36
15 Выход из ТС 17 38,64
16 Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС 12 27,27

44 человека (50,00 %) тактильную трость не используют. По результатам обработки их анкет были получены следующие данные (отсортировано по убыванию) и представлены в таблице № 3:

Таблица 3. Результаты опроса

№ п/п Задача исследования Важность задачи по результатам опроса (человек) Важность задачи по результатам опроса ( %)
1 Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту 32 72,73

 

2 Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС 28 63,64
3 Информация о прибытии ТС к остановочному пункту 26 59,09
4 Информация о прибытии к нужной остановке 22 50,0
5 Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС 21 47,73
6 Обнаружение валидатора ТС 18 40,91
7 Обнаружение остановочного пункта 17 38,64
8 Обнаружение ТС на остановке 15 34,09
9 Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты 11 25,0
10 Обнаружение поручней ТС 11 25,0
11 Обнаружение дверей ТС при входе 10 22,73
12 Посадка в ТС 8 18,18
13 Обнаружение дверей при выходе из ТС 7 15,91
14 Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС 7 15,91
15 Информация о состоянии дверей ТС (открыты/закрыты) 6 13,64
16 Выход из ТС 6 13,64

Выводы

Если признать значительными только те ситуации, которые вызывают затруднения более чем у половины опрошенных людей, то останется список из восьми ситуаций. При этом важными эти ситуации признаются как людьми, использующими тактильную трость (не имеющими остатка зрения, достаточного для ориентирования), так и не использующими трость (имеющими остаток зрения) и представлены в таблице № 4.

Таблица 4. Итоги опроса

№ п/п Задача исследования Важность задачи по результатам опроса (человек) Важность задачи по результатам опроса ( %)
1 Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС 64 72,73
2 Информация о прибытии ТС к остановочному пункту 62 70,45
3 Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту 57 64,77
4 Обнаружение валидатора ТС 49 55,68
5 Обнаружение остановочного пункта 48 54,55
6 Информация о прибытии к нужной остановке 47 53,41
7 Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС 46 52,27
8 Обнаружение ТС на остановке 45 51,14

Приложение «CityBus» — Транспорт России ООО «СОФТ-Центр»

ОС Google Android, версия приложения 1.2.12 от 06.02.2017 г. ОС Apple iOS, версия приложения 1.2.12 от 14.11.2016 г.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушением зрения при использовании программ экранного доступа:

·Информация о дорожной обстановке в городе: наличие и уровень пробок.

·Информация о погоде.

·Информация о количестве общественного транспорта в городе: количество единиц общественного транспорта на всех городских маршрутах.

·Информация обо всех городских маршрутах общественного транспорта; поиск по маршрутам общественного транспорта; информация о маршруте, с помощью которого можно добраться до пункта назначения.

·Информация обо всех и о ближайших остановках общественного транспорта; по остановкам общественного транспорта.

·Информация о приближении пользователя к выбранной остановке.

·Информация о номере дома и улице, ближайшим к пользователю.

Отсутствующие функции:

·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.

·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.

·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

·Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.

Заключение

Для того чтобы воспользоваться функциональностью приложения «CityBus» пользователю необходимо обладать навыками работы с операционной системой Google Android и программами экранного доступа Talkback или Shine Plus, либо операционной системой Apple iOS и программой экранного доступа VoiceOver.

Приложение «CityBus» рассчитано на широкий круг пользователей, разрабатывалось без учёта специфических потребностей пользователей с глубокими нарушениями зрения; имеет недоступные программам экранного доступа элементы.

Приложение «CityBus» не может быть использовано как исчерпывающее решение для обеспечения доступности инфраструктуры городского наземного пассажирского транспорта. Приложение не обладает необходимой для людей с глубокими нарушениями зрения функциональностью, не решает задач, выявленных как «важные» на этапе исследования потребностей людей с нарушением зрения.

Приложение «Moovit»

ОС Google Android, версия приложения 5.11.0.324, от 07.01.2018 г.

ОС Apple iOS, версия приложения 5.12.0 от 28.01.2018 г.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушениями зрения при использовании программ экранного доступа:

·Информация обо всех маршрутах городского общественного транспорта; поиск маршрута.

·Информация о ближайших к пользователю остановках; информация о расстоянии (в минутах пешей ходьбы) до ближайшей остановки.

·Информация о маршруте транспортного средства, прибывающего к выбранной остановке.

·Информация о маршрутах, останавливающихся на данном остановочном пункте, направлении их движения.

·Информация о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту.

Отсутствующие функции:

·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.

·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.

·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

Заключение

Для того чтобы воспользоваться функциональностью приложения «Moovit» пользователю необходимо обладать навыками работы с операционной системой Google Android и программами экранного доступа Talkback или Shine Plus, либо операционной системой Apple iOS и программой экранного доступа VoiceOver.

Приложение «Moovit» рассчитано на широкий круг пользователей, разрабатывалось без учёта специфических потребностей пользователей с глубокими нарушениями зрения; имеет недоступные для программ экранного доступа элементы. Доступная функциональность приложения «Moovit» не позволяет в полной мере использовать его как решение, обеспечивающее доступность транспортной инфраструктуры городского наземного пассажирского транспорта. Приложение не обладает необходимой для людей с глубокими нарушениями зрения функциональностью, не решает задач, выявленных как «важные» на этапе исследования потребностей людей с нарушением зрения.

Приложение «Яндекс.Транспорт»

ОС Google Android, версия приложения 5.0.2 от 29.12.2017 г.

ОС Apple iOS, версия приложения 5.1 от 22.12.2017 г.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушениями зрения при использовании программ экранного доступа:

·Информация о маршруте транспортного средства, прибывающего к выбранной остановке.

·Информация о маршрутах, останавливающихся на данном остановочном пункте.

·Информация о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту.

Отсутствующие функции::

·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.

·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.

·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

·Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.

Заключение

Для того чтобы воспользоваться функциональностью приложения «Яндекс.Транспорт» пользователю необходимо обладать навыками работы с операционной системой Google Android и программой экранного доступа Talkback или Shine Plus, либо операционной системой Apple iOS и программой экранного доступа VoiceOver.

Приложение «Яндекс.Транспорт» рассчитано на широкий круг пользователей, разрабатывалось без учёта специфических потребностей пользователей с глубокими нарушениями зрения; имеет большое количество недоступных для программ экранного доступа элементов. Мобильное приложение «Яндекс.Транспорт» не может использоваться людьми с глубокими нарушениями зрения в качестве исчерпывающего решения для доступности городского наземного пассажирского транспорта. Многие элементы приложения «Яндекс.Транспорт» недоступны для озвучивания, а функциональность не удовлетворяет выявленным потребностям людей с проблемами зрения.

Функциональность

Функциональность системы, доступная пользователям с нарушением зрения:

·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.

·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.

·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

Отсутствующие функции:

·Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.

·Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.

·Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.

Специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (далее — Учреждение) с августа по октябрь 2017 года проводилось обучение пользованию устройством «Ориентир» по программе «Индивидуальное абонентское устройство системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город». В процессе обучения осуществлялся мониторинг качества работы системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город» на транспорте и стационарных объектах (далее — Системы «Говорящий город»). В период с ноября по декабрь 2017 года проводился дополнительный мониторинг по использованию абонентского устройства системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город».

Цель исследования

Проведение исследования на основе мониторинга работы абонентского устройства «Ориентир» и Системы «Говорящий город» в части, относящейся к доступности транспортной инфраструктуры и стационарных объектов людям с инвалидностью по зрению.

Результаты исследования

После исключения некорректных данных из общего количества заполненных тестовых бланков, в сводную таблицу была внесена информация о 285 обследованных транспортных средствах (из них: 38 автобусов, 205 троллейбусов, 42 трамвая). Проверка звуковой сигнализации проёма двери производилась не при каждом тестировании. По этой причине оценка срабатывания сигнализации производилась не от общего количества протестированных транспортных средств, а от количества сделанных пассажиром вызовов сигнала динамика (178).

В таблице 5 представлены количественные и процентные соотношения принятых для исследования критериев.

Таблица 5. Процентные и количественные соотношения основных критериев работы Системы «Говорящий город», полученных в результате проведённого исследования

Параметр Критерий Количество автобусов Количество троллейбусов Количество трамваев Итого %
Определение номера маршрута Номер маршрута не озвучен 0 0 0 0 из 285 0
  Номер маршрута озвучен некорректно 16 28 0 44 из 285 15
  Номер маршрута озвучен корректно 22 177 42 241 из 285 85
Определение направления движения Направление движения не озвучено 18 93 11 122 из 285 43  
  Направление движения озвучено некорректно 4 12 1 17 из 285 6
  Направление движения озвучено корректно 16 100 30 146 из 285 51
Срабатывание звуковой сигнализации Звуковая сигнализация работает 16 89 17 122 из 178 69
  Звуковая сигнализация не работает 14 38 4 56 из 178 31

Количество транспортных средств, принявших участие в тестировании

38 205 42 285 100

Количество транспортных средств с протестированной звуковой сигнализацией

30 127 21 178 100

Табличные данные наглядно представлены на рис. 1, 2, 3.

1. Из таблицы видно, что номер маршрута транспортного средства, оборудованного Системой «Говорящий город», в подавляющем большинстве случаев (85 %) озвучивается верно.



Рис. 1. Корректность определения номера маршрута.
1 — номер озвучен некорректно; 2 — номер озвучен корректно

2. Направление движения транспортного средства очень часто (43 %) не озвучивается вообще, редко (6 %) озвучивается неверно и примерно в половине случаев (51 %) озвучивается верно.



Рис. 2. Корректность определения направления движения.
1 — Направление движения не озвучено; 2 — Направление движения озвучено некорректно; 3 — Направление движения озвучено корректно

3. Звуковая сигнализация проёма двери срабатывает в большинстве (69 %) случаев, и реже (31 %) случаев не срабатывает.



Рис. 3. Срабатывание звуковой сигнализации.
1 — звуковая сигнализация работает; 2 — звуковая сигнализация не работает;

Также из приведённых данных можно сделать заключение, что хуже всего Система «Говорящий город» работает на автобусных маршрутах, а лучше всего — на трамвайных маршрутах. Из 42 исследованных трамвайных маршрутов все 100 % правильно указали номер, из 31 озвученного направления движения только один был озвучен некорректно, что составило лишь 3 %, из 23 звуковых сигналов, прошедших тестирование 4 не сработали (17 %).

В то же время, автобусы, оборудованные Системой «Говорящий город», показали значительно худшие результаты. Из 38 исследованных автобусов неправильно определили номер 22 (58 %), 18 — не озвучили направление движения (47 %), из 30 проверенных звуковых сигналов 14 не сработали (47 %). Троллейбусов было исследовано 205, в 14 % из них не правильно определен номер, в 12 % не правильно определено направление движения, в 30 % (из протестированных 127) не сработали звуковые сигналы.

Для итоговой оценки функционирования Системы «Говорящий город» каждому критерию был присвоен оценочный балл. Сумма баллов дает общую картину качества работы Системы. Соответствие критериев и баллов приведено в таблице 6.

Таблица 6. Соответствие критериев и баллов оценки качества работы Системы «Говорящий город»

Параметр Критерий Баллы
Определение номера маршрута Номер маршрута не озвучен 0
  Номер маршрута озвучен некорректно 0
  Номер маршрута озвучен корректно 1
Определение направления движения Направление движения не озвучено 0
  Направление движения озвучено некорректно 0
  Направление движения озвучено корректно 1
Срабатывание звуковой сигнализации Звуковая сигнализация работает 1
  Звуковая сигнализация не работает 0

В результате обработки сумм баллов были получены четыре уровня качества работы Системы «Говорящий город», наглядно проиллюстрированные на рис. 4.



Рис. 4. Итоги тестирования.
1 — Система не функционирует и не может быть использована (0 баллов); 2 — Система почти не функционирует, какие-то элементы могут быть использованы (1 балл); 3– Система функционирует и частично может быть использована (2 балла); 4 — Система полностью функционирует, может быть использована в полном объеме (3 балла)

Доступная функциональность системы «Говорящий город» полностью совпадает с перечнем задач, выявленных в результате исследования потребностей людей с нарушением зрения. Система разрабатывалась с учётом предложений людей с проблемами зрения и рассчитана на использование незрячими и слабовидящими.

Отсутствующие в системе «Говорящий город» функции являются второстепенными.

Исходя из вышеприведённых данных и наблюдений в процессе тестирования, можно предположить, что качество функционирования Системы «Говорящий город» существенно зависит от человеческого фактора. Об этом свидетельствует заметная разница в качестве её функционирования на автобусных и трамвайных маршрутах. От водителя транспортного средства зависит корректность указания номера маршрута, озвучивание направления движения и его корректность.

С другой стороны, причиной существенного количества (43 %) случаев не озвучивания направления движения также может быть вызвано неисправностью бортового оборудования Системы «Говорящий город». Значительное количество (31 %) случаев отсутствия звукового сигнала над проёмом двери говорит о недостаточном контроле над исправностью бортового оборудования Системы со стороны эксплуатирующих организаций.













Заключение

Таким образом, наличие на линиях транспортных средств с неисправным бортовым оборудованием и влияния «человеческого фактора», то есть некорректной работой водителей по применению Системы «Говорящий город», установленной на наземном транспорте, приводит к следующим выводам:

1.Система «Говорящий город» полностью функционирует только в 48 % случаев.

2.Система «Говорящий город» может быть частично использована еще в 14 % случаев.

3.Лишь какой-то один из трёх протестированных параметров Системы «Говорящий город» работает корректно в 16 % случаев.

4.Система «Говорящий город» не может быть использована совсем в 22 % случаев.

5.По результатам дополнительного мониторинга подтверждается вывод о том, что Система «Говорящий город» полностью функционирует только в 47 % — 48 % случаев. Основной причиной некорректной работы является неисправность оборудования и «человеческий фактор», то есть отсутствие контроля над исправностью бортового оборудования и отсутствие контроля над работой водителей по применению Системы «Говорящий город».

6.Ни одна из обследованных остановок общественного транспорта на маршрутах Системой «Говорящий город» не оснащена.

7.Правильно установленное оборудование Системы «Говорящий город», при условии соблюдения его работоспособности, успешно обеспечивает повышение доступности транспорта и транспортной инфраструктуры для инвалидов по зрению, особенно людей, полностью потерявших зрение.

8.Для правильного пользования прибором необходимо провести обучение инвалидов по зрению по программе дополнительного образования «Новые технические средства реабилитации и современные реабилитационные технологии» «Индивидуальное абонентское устройство системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город». Цель программы — научить инвалидов по зрению использовать абонентское устройство «Ориентир» для определения маршрута следования и поиска проёма дверей транспортного средства.

9.Требуется, по возможности, снизить влияние «человеческого фактора» в работе Системы «Говорящий город».

Приложение «Говорящий помощник» — ООО «СМАРТ-КОМ» Magic Systems

ОС Google Android, версия приложения 1.0.9 от 06.12.2017 г.

ОС Apple iOS, версия отсутствует.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушением зрения при использовании программ экранного доступа:

·Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.

·Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.

·Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

·Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.

Отсутствующие функции:

·Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.

·Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.

В результате поиска оптимального мобильного приложения для инвалидов по зрению Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (далее — Учреждение) заключено соглашение с компанией ООО «СМАРТ-КОМ». Соглашение предусматривает тестирование разработанного компанией ООО «Меджик Системс» программно-аппаратного комплекса «Говорящий помощник» по повышению доступности городского наземного пассажирского транспорта для инвалидов по зрению (далее – комплекс «Говорящий помощник»).

Целью комплекса «Говорящий помощник» является помощь инвалидам по зрению ориентироваться на общественном транспорте с помощью голосовых подсказок. Комплекс «Говорящий помощник» включает в себя мобильное приложение на платформе Google Android и аппаратные устройства — Bluetooth-маячки (iBeacon) с терминалами, устанавливаемые на транспортном средстве и остановочном пункте. Компанией ООО «СМАРТ-КОМ» 3 ноября 2017 в трамвайном парке № 7 Санкт-Петербурга был продемонстрирован прототип комплекса «Говорящий помощник».

Сотрудники Учреждения провели предварительное тестирование комплекса «Говорящий помощник». При этом были поставлены следующие задачи:

·выявить работоспособность комплекса «Говорящий помощник» в реальных условиях и при использовании мобильных устройств с различными техническими характеристиками;

·определить количество и состав участников для организации расширенного мониторинга работы комплекса «Говорящий помощник»;

·организовать расширенный мониторинг работы комплекса «Говорящий помощник» на индивидуальных маршрутах инвалидов по зрению;

·выработать перечень предложений по дальнейшему усовершенствованию комплекса «Говорящий помощник»;

·представить результаты исследований всем заинтересованным лицам;

·участвовать в разработке единой концепции развития вспомогательных средств ориентации инвалидов по зрению с использованием смартфона при участии Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», с учётом современных подходов к обеспечению доступности и степени развития технических средств.

Заключение

Все функции приложения «Говорящий помощник» доступны для пользователей с глубокими нарушениями зрения; приложение разрабатывалось с учётом предложений незрячих и слабовидящих людей. Основная функциональность совпадает с задачами, выявленными в исследовании потребностей незрячих и слабовидящих людей. Отсутствующие функции являются дополнительными, носят второстепенный характер.

Для реализации полной функциональности приложения "Говорящий помощник" требуется дополнительное оборудование, установленное на транспортном средстве и на остановочном пункте.

Вывод

Проведённый анализ существующих решений по повышению доступности городского наземного пассажирского транспорта для людей с глубокими нарушениями зрения показывает, что полнофункциональные и работоспособные решения, удовлетворяющие выявленным потребностям людей с проблемами зрения, на сегодняшний день отсутствуют. Наиболее перспективной разработкой в этой области является приложение «Говорящий помощник» (Magic Systems), при условии дополнительного оснащения транспортных средств и остановочных пунктов вспомогательными устройствами.

Экраны

Экран «Список остановок выбранного маршрута».

После загрузки экрана автоматически озвучивается номер маршрута, тип ТС и направление движения. Фокус устанавливается на ближайшую остановку. Ближайшая остановка становится активной.

Содержание экрана «Список остановок выбранного маршрута».

На первой строке экрана отображается кнопка с номером маршрута, типом транспортного средства и направлением движения (в формате «Начальная остановка — конечная остановка»).

Под кнопкой отображается список всех остановок маршрута, отсортированный в порядке следования ТС. Отображается название остановки и тип ТС, останавливающихся на остановке. У «активной» остановки, на той же строке, отображается время прибытия ближайшего и следующего ТС выбранного маршрута.

В техническом задании присутствуют следующие действия:

·Двойной тап на кнопке — направление движения изменяется на противоположное.

·Двойной тап по неактивной остановке — делает её активной.

·Двойной тап с удержанием на неактивной остановке — вызывает контекстное меню неактивной остановки.

·Двойной тап по активной остановке — делает её текущей, фокус переводится на вкладку «Главная».

·Двойной тап с удержанием на активной остановке — вызывает контекстное меню активной остановки.

Заключение

В рамках проведённого исследования выявлены ключевые потребности людей с глубокими нарушениями зрения в повышении доступности городского наземного пассажирского транспорта с помощью современных программно-аппаратных средств.

Анализ существующих решений показал, что комплексной системы, полностью удовлетворяющей потребностям людей с нарушением зрения, готовой для немедленного массового внедрения, в настоящее время не выявлено. Вместе с тем, прототип технических решений, продемонстрированный компанией «Magic Systems» в наибольшей степени, приближается к реализации, сформулированной совместно с Всероссийским обществом слепых функциональности программно-аппаратных систем. Описанные подходы и решения рекомендовано использовать и в целом, для повышения доступности городской инфраструктуры. Представляется важным продолжить работу по доработке и тестированию представленной ими пилотной версии проекта.

Специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» совместно со специалистами СанктПетербургского государственного бюджетного учреждения «Городской информационно-методический центр «Доступная среда» и экспертами Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» сформулированы рекомендации, в виде описания функций аппаратно-программной системы, обеспечивающей доступность городского наземного пассажирского транспорта для людей с глубокими нарушениями зрения. В результате совместной работы сформулированы основные принципы технического задания на разработку мобильных приложений программно-аппаратных систем в рамках создания «безбарьерной среды» для инвалидов по зрению по созданию доступа к транспортным услугам.

 

Оглавление

·Введение

·1. Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан

·2. Анализ существующих аппаратно-программных решений обеспечения доступности городского транспорта для инвалидов по зрению

·2.1. Приложение «CityBus» — Транспорт России ОО «СОФТ-Центр»

·2.2. Приложение «Moovit»

·2.3. Приложение «Яндекс.Транспорт»

·2.4. Система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город»

·2.5. Приложение «Говорящий помощник» — ООО «СМАРТ-КОМ» ® Magic Systems

·3. Описание функций аппаратно-программной системы обеспечения доступности городского наземного пассажирского транспорта

·3.1. Взаимодействие пользователя с программно-аппаратной системой (пользовательский интерфейс)

·3.2. Основные функции программно-аппаратной системы

·3.3. Информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту

·3.4. Информирование о типе, номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.

·3.5. Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешённой посадке

·3.6. Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство

·3.7. Дополнительные функции Системы

·3.8. Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту

·3.9. Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте

·3.10. Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута

·4. Основные принципы технического задания на мобильное приложение для обеспечения доступности городского наземного транспорта инвалидам по зрению

Сведения об авторах

Азарова Н. В., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», специалист по реабилитации инвалидов, к. т. н.
Александров Л. В., Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского общества слепых, главный специалист отдела по реабилитации и работе с местными организациями.
Довыденков В. Н., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Корнатко Р. Ч., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Латкина И. Н., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Молчанова О. С., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», специалист по реабилитации инвалидов.
Соснов А. Н., Санкт-петербургская региональная организация Всероссийского общества слепых, председатель местной организации «Свет».







Введение

Инвалидность — это ограничения в жизнедеятельности людей, связанные с физическими, умственными, психическими, сенсорными нарушениями, и как результат — невозможность человека, имеющего инвалидность, вести полноценный образ жизни, невозможность наравне с остальными участвовать в жизни общества.

Одним из главных условий для реализации прав людей с ограниченными возможностями на участие во всех сферах жизни является создание «безбарьерной» среды. Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности. Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности.

В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путём применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учётом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введённым в действие ранее утверждения соответствующих нормативов объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае «адаптивной» среды) должны стать:

·во-первых, результаты изучения потребностей инвалидов (в частности, в получении реабилитационных и иных социальных услуг и их доступности) с объективной оценкой этих потребностей специалистами;

·во-вторых, имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства).

«Безбарьерная» среда — это создание таких условий, при которых люди, имеющие инвалидность могут свободно передвигаться и осуществлять жизнедеятельность. В широком смысле слова «безбарьерная» среда предполагает доступность объектов социальной, транспортной инфраструктуры, свободный доступ в получении информации и связи, беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями, беспрепятственное получение инвалидами социальных и транспортных услуг, создание «безбарьерной» психологической среды в обществе. В связи с этим необходимо уделить особое внимание проблеме доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время важное значение уделяется созданию условий по доступности транспорта и инфраструктуры для людей, имеющих инвалидность, в том числе инвалидов по зрению, и их адаптации в общество.

Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан является ключевым элементом в реализации прав людей, имеющих инвалидность по зрению, и занимает важное место в механизме правового регулирования законодательства о социальной защите населения.

Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан

Объектами исследования является транспорт и транспортная инфраструктура. Предметом исследования является повышение доступности городского наземного пассажирского транспорта, обеспечивающего адаптацию людей, имеющих инвалидность по зрению.

Целью исследования является выявление ситуаций и участков городской транспортной инфраструктуры, представляющих особую сложность при использовании людьми с глубокими нарушениями зрения и поиск решений по их преодолению.

Для достижения поставленной цели были определены шестнадцать различных ситуаций, возникающих у пассажиров на различных этапах использования городского наземного пассажирского транспорта, и на их основе сформулированы задачи исследования.

1.Обнаружение остановочного пункта.
Поскольку, как правило, остановочные пункты не оборудованы тактильными напольными сигнальными плитками или звуковыми сигнализаторами, самостоятельно определить их расположение для человека с инвалидностью по зрению может оказаться затруднительным. Особенно, когда речь не идёт о регулярно используемой остановке (рядом с домом, местом работы и т.д.). Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению этот этап представляет существенную сложность.

2.Информация о прогнозе прибытия транспортного средства (далее — ТС) к остановочному пункту.
В настоящее время большинство транспортных средств города оснащены датчиками спутниковой навигации. И информация о прогнозе прибытия ТС к остановке доступна либо с помощью мобильных приложений, либо с помощью специальных информационных табло, расположенных на остановках. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению доступ к этой информации представляется важным.

3.Информация о прибытии ТС к остановочному пункту.
Высокий уровень окружающего шума, большое количество прибывающего к остановке транспорта или другие обстоятельства могут помешать человеку с глубокими нарушениями зрения самостоятельно, на слух, определить прибытие необходимого транспортного средства к остановке. Задача исследования — выявить, является ли эта проблема значимой для людей с инвалидностью по зрению.

4.Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС.
Номер маршрута прибывшего к остановке транспортного средства и конечная станция маршрута всегда размещены на транспортном средстве. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению самостоятельное определение номера маршрута и направление его движения вызывает затруднения.

5.Уведомление водителя ТС о намерении инвалида по зрению осуществить посадку в ТС.
Поскольку обнаружение транспортного средства на остановке, поиск дверей и посадка могут занимать у человека с инвалидностью дополнительное время, требуется проинформировать водителя ТС о желании человека с инвалидностью произвести посадку. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению информирование водителя ТС представляется важным.

6.Обнаружение ТС.
Уровень окружающего шума, большое количество транспортных средств, прибывающих к остановке, и другие обстоятельства могут помешать человеку с глубокими ограничениями зрения самостоятельно обнаружить остановившийся транспорт. Задача исследования — выявить, часто ли эта ситуация является проблемой для людей с инвалидностью по зрению.

7.Обнаружение дверей ТС.
Человек с глубокими нарушениями зрения, обнаружив остановившееся транспортное средство, не всегда может точно сориентироваться, с какой стороны находится дверной проём. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация представляет особую сложность.

8.Информация о состоянии дверей ТС (открыты или закрыты).
Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению представляется необходимым дополнительное информирование о состоянии дверей (открыты или закрыты).

9.Посадка в ТС.
Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению посадка в транспортное средство представляет особую сложность и требует дополнительных решений.

10.Обнаружение поручней.
Ориентирование внутри транспортного средства может представлять дополнительную сложность для людей с глубокими нарушениями зрения. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению является проблемой найти рядом расположенный поручень.

11.Обнаружение валидатора.
Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению представляется сложным обнаружить валидатор (устройство для фиксирования оплаты проезда).

12.Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты.
Световой сигнал валидатора (устройства для фиксации оплаты проезда) не дублируется звуковыми сигналами. В связи с этим, информация о статусе срабатывания проездной карты недоступна для людей с глубокими нарушениями зрения. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация представляет дополнительную сложность.

13.Информация о прибытии ТС к нужной остановке.
Часто о названии остановочного пункта, к которому прибыл транспорт, сообщает речевой информатор внутри ТС. Однако нередко информатор по каким-либо причинам отключён и информация о названии остановок недоступна для людей с глубокими проблемами зрения. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация требует дополнительного решения.

14.Обнаружение дверей при выходе из ТС.
Задача исследования — выявить, представляет ли для людей с инвалидностью по зрению дополнительную сложность ориентировка внутри ТС. В частности, обнаружение дверей при выходе из ТС.

15.Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС.
Поскольку поиск дверей и выход из ТС для людей с инвалидностью может потребовать дополнительного времени, необходимо определить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация представляет особую сложность.

16.Выход из ТС.
Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению представляет особую сложность выход из транспортного средства.

















Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.