Поскольку ранняя помощь - новая, создающаяся в стране система, ранней помощи необходима поддержка. Методическую помощь и сопровождение осуществляет Региональный ресурсно-методический центр, который выполняет ряд функций, направленых на развитие и функционирование региональной системы ранней помощи.
Региональный ресурсно-методический центр (РРМЦ) по ранней помощи сотрудничает с Межведомственным координационным советом по развитию региональной системы ранней помощи (см. рисунок 1), который задает направление развития всей системы ранней помощи. РРМЦ может быть создан в различных ведомствах, в том числе в НКО. РРМЦ сосредотачивает свое внимание на трех уровнях:
1. на уровне сопровождения региональной системы ранней помощи в целом;
2. на уровне помощи действующим Службам ранней помощи, обеспечивая им методическое сопровождение и сетевое взаимодействие, оказывая им поддержку в вопросах оказания услуг ранней помощи детям раннего возраста с нарушениями развития и их семьям;
3. на уровне помощи семьям, так как родители должны иметь возможность получить независимую экспертную консультацию или разобраться в сложной ситуации получения ранней помощи.
Региональный ресурсно-методический центр может иметь 2 степени подчинения. Первая – по линии своего министерства, и это организационное подчинение ведомству, в котором РРМЦ создан. Подчинение методическое – Федеральному (межрегиональному) методическому центру по РП[1] – это добровольное присоединение к требованиям и нормам, принятым в профессиональном сообществе.
РРМЦ осуществляет методическое управление службами ранней помощи. Он не издает приказов, которые управляют деятельностью СРП. Он может внести предложение министерству и уже министерство принимает решение и рекомендует действия или документы для Служб РП, действующих в учреждениях ведомства (например, утверждает пакет бланков, который будет использоваться в службах ранней помощи).
Региональный ресурсно-методический центр выполняет ряд функций, обеспечивающих поддержку региональной системы ранней помощи:
Организационная. В рамках выполнения этой функции РРМЦ:
- организует обсуждение, проектное планирование системы ранней помощи в регионе;
- инициирует разработку единой Региональной программы ранней помощи;
- организует региональные конференции специалистов РП, на которых обсуждаются вопросы взаимодействия различных ведомств по выявлению детей, нуждающихся в РП и информированию населения об услугах РП и целях РП и прочее.
Координационная. Создание общего банка данных, для того, чтобы семья, переезжая из одного населенного пункта в другой могла продолжить получать помощь, а специалисты понимали на каком этапе оказания помощи она находится и своевременно и качественно продолжить оказание услуги РП для этой семьи. Службы ранней помощи, близко расположенные друг к другу, например, службы расположенные в семи районах города Красноярска, или Службы юга Красноярского края, могли встречаться, обмениваться опытом, обсуждать сложные случаи и различные возникающие вопросы по деятельности СРП. И, в данном случае, службы ранней помощи рассматривают взаимодействие, как партнерство и совместное развитие услуг РП, а не конкуренцию. Использование телекоммуникационных возможностей увеличивает качество координации деятельности Служб ранней помощи в регионе – совместное обсуждение в режиме скайп-конференций сложных случаев, возможность получения более полной поддержки и помощи от коллег в сети региональных служб.
Аналитико-статистическая – сбор, обработка, анализ статистической и иной информации о деятельности служб ранней помощи. Определяется какая информация и с какой периодичностью собирается, что с этой информацией происходит в дальнейшем, как она используется. Информация подается в межведомственную рабочую группу, которая, в свою очередь, может выходить на министерства с предложениями улучшения функционирования региональной системы ранней помощи и улучшения ситуации в территориях.
Это подготовка различных отчетов, рекомендаций, получение обратной связи от команд по образовательным и организационным дефицитам и тогда можно планировать образовательные курсы с учетом потребностей специалистов. Например, потребность в семинарах по альтернативной коммуникации или планирование перехода детей 3-х летнего возраста из Службы ранней помощи в детский сад и обсуждение создания необходимых условий с партнерами из другого ведомства (подготовка педагогов ДОО, условия по доступности в группу детского сада, сопровождающие и т.д.).
Отдельной значимой частью аналитико-статистической функции является получение обратной связи от родителей по удовлетворенности услугами ранней помощи, понимание того, что происходит в Службе ранней помощи и включенности родителей в процесс формирования функциональных навыков в ежедневных жизненных ситуациях. На этапе становления системы ранней помощи именно специалисты РРМЦ разрабатывают и апробируют бланки статистической отчетности для получения необходимо и достаточной информации по деятельности Служб ранней помощи в регионе.
Информационно-методическая – содействие методическим обеспечением поставщиков услуг ранней помощи в виде оценочных, диагностических, развивающих и других программ и методик. Ознакомление специалистов команд РП с новыми оценочными методиками, позволяющими более качественно оказывать помощь семьям. Например, проведение вебинара – ознакомление с новым оценочным опросником «Типичный день», и использованием его, позволило специалистам более точно представить картину ограничений жизнедеятельности в повседневных рутинах и, соответственно, более точно выстроить программу помощи, улучшающую повседневную жизнь семьи.
Проведение информационных семинаров для руководителей учреждений, чтобы они хорошо понимали в чем особенность, условия работы, цель и задачи создаваемых служб ранней помощи. Особенно это понимание и поддержка важны сейчас, когда услуги ранней помощи только внедряются с систему помощи семьи.
Организация мероприятий по обмену опытом между специалистами: проведение региональной конференции по ранней помощи, позволяет действующим СРП не только обменяться опытом, но и обобщить лучшие практики в сфере оказания ранней помощи, познакомиться командам, действующим в соседних районах и в последующем более тесно сотрудничать, обмениваться опытом, получать поддержку от коллег. Создавать общий банк методических материалов, и новой выпущенной профессиональной литературы по раннему возрасту, которыми могут воспользоваться специалисты.
Образовательная – содействие повышению квалификации специалистов организаций-поставщиков услуг ранней помощи через проведение супервизорской поддержки. Это могут быть супервизии деятельности всей службы (как организована работа, наличие подготовленных специалистов, есть ли и какое взаимодействие с поликлиникой и детским садом) и супервизии командной работы. Супервизии отдельных сложных случаев, когда команда структурировано представляет информацию о ситуации, по поводу которой запрашивает помощь коллег, предоставляет видео, запрос. Участниками супервизорской поддержки, также могут стать и родители ребенка. Ситуация обсуждается, принимается решение, которое учитывается в корректировке программы помощи. Этот вариант поддержки специалистов положительно влияет на повышение компетенций специалистов и запрашивающих помощь и участвующих в супервизии.
Одним из вариантов обучения, повышающим компетенции команды специалистов является работа стажировочной площадки, где новая команда встраивается в работу более опытной службы ранней помощи и «проживает» все этапы работы с семьей и ребенком в течение недели, участвуя в проведении приемов, занятий, планировании и проведении оценочных процедур, обсуждении результатов на консилиуме и составлении программы помощи.
Формы повышения компетенций в ранней помощи могут быть очными и дистанционными. Очно – во время выездных поддерживающих супервизий и консультаций, вовремя стажировочной площадки. Дистанционно - с применением телекоммуникационных возможностей: скайп-консультаций, вебинаров, телефонных консультаций.
Экспертная – содействие аттестации специалистов, работающих в подразделениях ранней помощи. Сотрудники Регионального ресурсно-методического центра могут принять участие в работе ведомственной аттестационной комиссии, при аттестации специалистов служб ранней помощи. Важно ведение реестра организаций и специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи. В рамках ресурсно-методического центра экспертная функция может предполагать формирование базы данных по специалистам, получившим базовые знания и повысившим свои компетенции в области ранней помощи – потенциальный кадровый ресурс. В ситуации замены специалистов в команде, эта база может помочь найти и рекомендовать специалистов для работы в СРП.
Инновационная – исследование современных технологий ранней помощи, внедрение и распространение современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по ранней помощи. Сотрудники РРМЦ занимаются подготовкой и публикацией учебных, методических пособий и рекомендаций по вопросам ранней помощи, разрабатывают информационные материалы (буклеты, стенды) о ранней помощи для размещения их в поликлиниках и перинатальных центрах, для обеспечения доступности информации и для родителей, и для специалистов.
Обмениваются новыми полученными знаниями, привезенными из других регионов и стран, например после участия в конференциях Международной Ассоциации ранней помощи.
Построение региональной системы ранней помощи в Красноярском крае.
В Красноярском крае, система ранней помощи наиболее эффективно формируется на базе учреждений социального обслуживания. Особенностью развития услуг ранней помощи в учреждениях социальной зашиты является сотрудничество Министерства социальной политики Красноярского края с общественными организациями, в частности, с общественной организацией - «Красноярский центр лечебной педагогики», что привело к объединению ресурсов и целенаправленных действий в обеспечении доступности услуг ранней помощи на территории края.
В 2013г. Министерством социальной защиты Красноярского края принято решение о повышении компетенций в области ранней помощи у специалистов учреждений социальной защиты в нескольких территориях края и создании условий для оказания услуг ранней помощи семьям. Из средств программы «Доступная среда» было приобретено оборудование для занятий с детьми раннего возраста, закуплены шкалы развития KID и RCDI для отслеживания динамики развития детей раннего возраста, проведено обучение команд с привлечением специалистов Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства.
Специалисты «Красноярского центра лечебной педагогики», понимая важность развития программ ранней помощи, использовали возможность некоммерческой организации привлекать грантовые средства, которые направили на развитие сети служб ранней помощи в крае. Для сопровождения становления деятельности Служб ранней помощи в районах края, общественной организацией были привлечены дополнительные средства региональной субсидии Минэкономразвития, проекта «Развитие» в рамках конкурса поддержки СОНКО, проект «Развитие. Шаг-2», проект «Ранняя помощь» поддержанный Благотворительным фондом «Ключ», проекты краевой грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития».
Опыт сопровождения новых команд апробирован при создании сети служб ранней помощи (СРП) в Красноярском крае. За основу организации работы с семьями взята модель Санкт- Петербургского Института раннего вмешательства, базирующаяся на концепции функциональной реабилитации
В настоящее время оказывается помощь семьям в городе Красноярске и части районов Красноярского края. Формируется профессиональное сообщество специалистов в области ранней помощи. На базе Региональной общественной организации «Красноярский центр лечебной педагогики» начал действовать Региональный ресурсного-методический центр по ранней помощи.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.