Младенцы и тоддлеры рождаются готовыми обучаться. Они познают и учатся через объятия со взрослым, слушая речь, пробуя издавать звуки, лежа на полу, дотягиваясь до предметов, пробуя еду и исследуя окружающую среду бессчетное количество раз за день. Их мозг изменяется удивительным образом за первые три года жизни.
Вехи развития.
Мыслительные способности младенцев и тоддлеров нарастают, когда они взаимодействуют с миром и людьми вокруг них. Последовательные, богатые впечатления и опыт помогают младенцам и тоддлерам прочувствовать и понять мир. Этот опыт буквально создает архитектуру мозга. В процессе развития младенцы и тоддлеры начинают понимать и предсказывать, как устроены различные вещи и явления: они открывают и закрывают дверь шкафа раз за разом, они наполняют чашку и выливают воду обратно, они стучат ложкой по стульчику, чтобы послушать звук.
Наблюдать за ребенком, делающим новые открытия – по-настоящему волнующе. Представьте себе, как это захватывает, когда младенец впервые составляет башню из кубиков (и рушит ее) или когда тоддлер впервые делает вид, будто «читает» вам книгу. Ниже приведены основные вехи когнитивного развития младенцев и тоддлеров. Имейте в виду, что есть индивидуальные развития в том, в каком возрасте дети достигают этих вех, и что каждый ребенок уникален. Вехи помогают ориентироваться в том, к какому возрасту ожидать появления определенных навыков или поведения. Воспринимайте вехи как направляющую, которая поможет вам понять и распознать типичную картину роста и развития или которая поможет узнать, когда и за чем наблюдать в процессе взросления ребенка.
2 месяца:
- обращает внимание на лица
- начинает прослеживать предметы глазами и различать людей издалека
- выглядит утомленным (плачет, капризничает), когда активность не сменяется
6 месяцев:
- осматривает предметы, находящиеся рядом
- тянет предметы в рот
- проявляет любопытство к предметам и старается дотянуться до предметов, которые находятся вне доступа
- начинает перекладывать предметы из одной руки в другую
12 месяцев:
- исследует предметы различными способами: трясет, стучит, кидает
- легко находит спрятанные предметы
- смотрит на правильную картинку или предмет, когда его называют
- копирует жесты
- начинает использовать предметы по назначению (напр., пьет из чашки, проводит расческой по волосам)
- стучит двумя предметами друг о друга
- складывает вещи в коробку и достает из нее
- самостоятельно выпускает из рук предметы
- дотрагивается до предметов указательным пальцем
- следует простым инструкциям вроде «подними игрушку»
18 месяцев:
- знает назначение бытовых предметов (телефон, расческа, ложка)
- указывает, чтобы привлечь внимание других людей к предмету
- проявляет интерес к кукле или мягкой игрушке – делает вид, что кормит
- указывает верно одну часть тела
- самостоятельно рисует каракули
- может выполнить одношаговую вербальную инструкцию без жестов (например, садится, когда взрослый говорит «Садись!»)
24 месяца:
- находит предметы, даже спрятанные под несколькими слоями
- начинает сортировать предметы по цвету и форме
- заканчивает предложения и рифмы в знакомых ему книжках
- играет в простую игру с притворством
- строит башню из 4 и более кубиков
- может использовать одну руку чаще, чем другую
- следует двух-шаговым инструкциям (например, «Возьми ботинки и поставь их в шкаф»)
36 месяцев:
- справляется с игрушками с кнопками, рычагами и двигающимися деталями
- играет в игры понарошку с куклами, игрушечными животными и людьми
- собирает паззл из 3-4 частей
- понимает значение слова «два»
- срисовывает круг карандашом или мелком
- перелистывает страницы в книге по одной
- строит башни более чем из 6 кубиков
- завинчивает и отвинчивает крышки банок, поворачивает ручки дверей.
Источник Centers for Disease Control and Prevention (2013). Developmental Milestones.
Когнитивное развитие – это уникальный процесс, и он специфичен для каждого младенца, каждого тоддлера и для каждой семьи. Многие факторы влияют на когнитивное развитие, в том числе гены, пренатальные события (то есть до и во время родов) и характеристики окружения, в которой растет ребенок. Семья может интересоваться когнитивным развитием своего малыша и чувствовать себя неуверенной в том, что они наблюдают и чего следует ожидать. У специалиста, работающего с детьми, есть возможность первым узнать о беспокойстве семьи и решить, нужно ли предоставить им дополнительную информацию о развитии ребенка, в том числе о возможных тревожных сигналах.
Тревожные сигналы, на которые нужно обращать внимание:
Младенцы первых месяцев жизни:
- не прослеживает визуально движущиеся предметы
- не тянет предметы в рот
Дети 1-го года жизни:
- не старается дотянуться до предметов, которые находятся в доступе
- с трудом тянет предметы в рот
- не играет в простые цикличные игры по очереди (например, «Ку-ку»)
- не узнает знакомых людей
- не смотрит туда, куда вы указываете
- не перекладывает игрушки из одной руки в другую
- не учится простым жестам вроде махания рукой или мотания головой
- утрачивает навыки, которые когда-то имел
- не ищет предметы, которые вы спрятали у него на глазах
Тоддлеры:
- не повторяет за другими
- не указывает на предметы, чтобы показать их другим
- не знает, как использовать обычные бытовые предметы (например, расческу, телефон, ложку)
- не следует простым указаниям
- не играет с притворством или понарошку (в 3 года)
- утрачивает навыки, которые когда-то имел.
Родители могут самостоятельно провести скрининг когнитивного развития своего ребенка, опираясь на представленные вехи развития и тревожные сигналы. Понаблюдайте за своим ребенком и заполните таблицу ниже:
Какие вехи когнитивного развития вы видите у своего ребенка? | |
Что ребенок пока не может делать? | |
Что он почти может сделать? (т.е. с помощью взрослого) | |
Что Вы делаете для содействия когнитивному развитию ребенка? |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 194.