Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@ gmail . com

Содействие развитию познавательной активности: особенности и этапы когнитивного развития младенцев и тоддлеров

 (методические рекомендации)

Екатеринбург

2018

Услуги ранней помощи.

Содействие развитию познавательной активности: особенности и этапы когнитивного развития младенцев и тоддлеров

Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.

Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.

 

Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Комиссарчук Евгения, Ермолаева Евгения Евгеньевна, Русанова Юлия Петровна

 

Глоссарий.

Вехи развития – набор навыков, который большинство детей имеет в определенном возрастном диапазоне.

Когнитивные навыки – ментальные навыки или виды поведения, которые помогают детям получать информацию, решать проблемы, размышлять и делать выводы.

Скрининг развития – инструмент, помогающий выявить детей, которые не развиваются ожидаемым образом и которым может требоваться помощь; скрининг могут выполнять педиатры, воспитатели/преподаватели и другие специалисты, которые хорошо знают как ребенка, так и развитие детей.

Тоддлер — англоязычное обозначение детей, которые только начинают ходить. Более часто это слово используют для объединения всех детей от 1 до 3 лет в одну группу. В русском языке подобных терминов нет (хотя некоторые предлагают слово «ходунок»), поэтому понятие «тоддлер» прижилось среди специалистов и родителей.

 

Введение

Что такое когнитивное развитие? Когнитивное развитие – это все, что относится к обучению.

Все это когнитивное развитие:

- когда ребенок подражает взрослому;

- когда ребенок говорит «гав», увидев собаку;

- когда ребенок улыбается звуку знакомого голоса.

    Когнитивное развитие происходит все время, и на него влияют как наши гены, так и опыт. Согласно Dodge, Colker, and Heroman (2002): «Когнитивное развитие относится к сознанию и тому, как оно работает. Оно касается того, как дети думают, как они видят мир и как используют то, чему научились». Хотя на работу мозга можно повлиять в любом возрасте, но наиболее пластичен он в раннем возрасте.

    Мозг изменяется со временем, и любое воздействие влияет на его рост и развитие. То, кем ребенок становится, полностью зависит от того опыта, который был у них в раннем детстве.

    Когнитивное развитие укрепляется, когда ребенок здоров, находится в эмоциональной безопасности и имеет достаточно социальны контактов. Поэтому родители должны заботиться об:

- здоровье ребенка, поддерживая чистоту в его окружении и прививая полезные привычки

- эмоциональной безопасности ребенка, отвечая на его сигналы и обеспечивая его нужды и потребности без промедлений, в заботливой форме

- наличии у ребенка социальных взаимосвязей, способствуя возникновению взаимоотношений между ним и другими людьми во время игр и рутин.

    Ранний опыт имеет большое значение. Дети, получавшие негативный опыт в раннем возрасте, сталкиваются с его последствиями на протяжении всей жизни. Помните, что пока вы меняете подгузники, собираете игрушки, поете песенки, убираете пролитое молоко и делаете все то, чем вы занимаетесь ежедневно, вы также влияете на развивающийся мозг.

 

Вехи развития.

    Мыслительные способности младенцев и тоддлеров нарастают, когда они взаимодействуют с миром и людьми вокруг них. Последовательные, богатые впечатления и опыт помогают младенцам и тоддлерам прочувствовать и понять мир. Этот опыт буквально создает архитектуру мозга. В процессе развития младенцы и тоддлеры начинают понимать и предсказывать, как устроены различные вещи и явления: они открывают и закрывают дверь шкафа раз за разом, они наполняют чашку и выливают воду обратно, они стучат ложкой по стульчику, чтобы послушать звук.

 

    Наблюдать за ребенком, делающим новые открытия – по-настоящему волнующе. Представьте себе, как это захватывает, когда младенец впервые составляет башню из кубиков (и рушит ее) или когда тоддлер впервые делает вид, будто «читает» вам книгу. Ниже приведены основные вехи когнитивного развития младенцев и тоддлеров. Имейте в виду, что есть индивидуальные развития в том, в каком возрасте дети достигают этих вех, и что каждый ребенок уникален. Вехи помогают ориентироваться в том, к какому возрасту ожидать появления определенных навыков или поведения. Воспринимайте вехи как направляющую, которая поможет вам понять и распознать типичную картину роста и развития или которая поможет узнать, когда и за чем наблюдать в процессе взросления ребенка.

 

2 месяца:

- обращает внимание на лица

- начинает прослеживать предметы глазами и различать людей издалека

- выглядит утомленным (плачет, капризничает), когда активность не сменяется

 

6 месяцев:

- осматривает предметы, находящиеся рядом

- тянет предметы в рот

- проявляет любопытство к предметам и старается дотянуться до предметов, которые находятся вне доступа

- начинает перекладывать предметы из одной руки в другую

 

12 месяцев:

- исследует предметы различными способами: трясет, стучит, кидает

- легко находит спрятанные предметы

- смотрит на правильную картинку или предмет, когда его называют

- копирует жесты

- начинает использовать предметы по назначению (напр., пьет из чашки, проводит расческой по волосам)

- стучит двумя предметами друг о друга

- складывает вещи в коробку и достает из нее

- самостоятельно выпускает из рук предметы

- дотрагивается до предметов указательным пальцем

- следует простым инструкциям вроде «подними игрушку»

 

18 месяцев:

- знает назначение бытовых предметов (телефон, расческа, ложка)

- указывает, чтобы привлечь внимание других людей к предмету

- проявляет интерес к кукле или мягкой игрушке – делает вид, что кормит

- указывает верно одну часть тела

- самостоятельно рисует каракули

- может выполнить одношаговую вербальную инструкцию без жестов (например, садится, когда взрослый говорит «Садись!»)

 

24 месяца:

- находит предметы, даже спрятанные под несколькими слоями

- начинает сортировать предметы по цвету и форме

- заканчивает предложения и рифмы в знакомых ему книжках

- играет в простую игру с притворством

- строит башню из 4 и более кубиков

- может использовать одну руку чаще, чем другую

- следует двух-шаговым инструкциям (например, «Возьми ботинки и поставь их в шкаф»)

 

36 месяцев:

- справляется с игрушками с кнопками, рычагами и двигающимися деталями

- играет в игры понарошку с куклами, игрушечными животными и людьми

- собирает паззл из 3-4 частей

- понимает значение слова «два»

- срисовывает круг карандашом или мелком

- перелистывает страницы в книге по одной

- строит башни более чем из 6 кубиков

- завинчивает и отвинчивает крышки банок, поворачивает ручки дверей.

Источник Centers for Disease Control and Prevention (2013). Developmental Milestones.

 

    Когнитивное развитие – это уникальный процесс, и он специфичен для каждого младенца, каждого тоддлера и для каждой семьи. Многие факторы влияют на когнитивное развитие, в том числе гены, пренатальные события (то есть до и во время родов) и характеристики окружения, в которой растет ребенок. Семья может интересоваться когнитивным развитием своего малыша и чувствовать себя неуверенной в том, что они наблюдают и чего следует ожидать. У специалиста, работающего с детьми, есть возможность первым узнать о беспокойстве семьи и решить, нужно ли предоставить им дополнительную информацию о развитии ребенка, в том числе о возможных тревожных сигналах.

 

Тревожные сигналы, на которые нужно обращать внимание:

 

Младенцы первых месяцев жизни:

- не прослеживает визуально движущиеся предметы

- не тянет предметы в рот

 

Дети 1-го года жизни:

- не старается дотянуться до предметов, которые находятся в доступе

- с трудом тянет предметы в рот

- не играет в простые цикличные игры по очереди (например, «Ку-ку»)

- не узнает знакомых людей

- не смотрит туда, куда вы указываете

- не перекладывает игрушки из одной руки в другую

- не учится простым жестам вроде махания рукой или мотания головой

- утрачивает навыки, которые когда-то имел

- не ищет предметы, которые вы спрятали у него на глазах

 

Тоддлеры:

- не повторяет за другими

- не указывает на предметы, чтобы показать их другим

- не знает, как использовать обычные бытовые предметы (например, расческу, телефон, ложку)

- не следует простым указаниям

- не играет с притворством или понарошку (в 3 года)

- утрачивает навыки, которые когда-то имел.

 

    Родители могут самостоятельно провести скрининг когнитивного развития своего ребенка, опираясь на представленные вехи развития и тревожные сигналы. Понаблюдайте за своим ребенком и заполните таблицу ниже:

Какие вехи когнитивного развития вы видите у своего ребенка?  
Что ребенок пока не может делать?  
Что он почти может сделать? (т.е. с помощью взрослого)  
Что Вы делаете для содействия когнитивному развитию ребенка?  

 

 

Игровое взаимодействие

    Играя с детьми, позволяя им быть лидерами и включаясь в их игры, вы укрепляете взаимоотношения с ними. Предоставляйте им контролируемую свободу выбирать во что, где и с кем они хотят играть. Это укрепляет их независимость и социальные навыки, развивает креативность.

 

    Дети хотят и нуждаются в том, чтобы вы взаимодействовали с ними. Они стремятся к взаимодействию. Количество и вид взаимодействий, к которым они стремятся, разнится между тоддлерами и младенцами и в зависимости от деятельности, в которую они включены. Всегда будьте доступны для них. Следите за сигналами, говорящими о том, чего от вас хочет ребенок.

 

    Позволяйте детям быть лидерами в игре. Иногда взрослым может быть сложно включаться в игры, управляемые ребенком. Мы знаем свойства разных материалов и что обычно сочетается, умеем решать проблемы и справляемся с заданиями быстро. Но это не то, что способствует развитию РЕБЕНКА, обучение зависит от процесса, в который ребенок включен, а не только от конечного результата.

 

    Некоторые трудности в процессе игры – это нормально. Взрослые обычно любят упрощать задачи маленьким детям: мы не хотим, чтобы они расстроились или потеряли терпение и не хотим наблюдать, как им трудно, особенно когда мы с легкостью может решить проблему. Позволяя ребенку прикладывать определенные усилия, мы даем им время на решение проблемы, усиливаем их уверенность в своих силах и поддерживаем упорство в решении задач. Однако стоит вмешаться и дать ребенку поддержку, если трудности, которые испытывает ребенок, зашкаливают и делают ситуацию негативной.

 

    Взаимодействие обогащает игру и познание. Если вы следуете воле ребенка в игре, это не значит, что вы – пассивный участник. Ваши вопросы и действия подпитывают его любознательность, что поддерживает продолжительную вовлеченность, а это ведет к новым возможностям для обучения.

 

Третий Учитель.

В Италии после Второй Мировой войны учитель по имени Лорис Малагуцци совместно с родителями из деревень около Реджио Эмилии, которые были разрушены войной, сформировал рабочую группу, чтобы создать новый подход к обучению маленьких детей. Философия Реджио Эмилии основана на принципах уважения, ответственности и общности. Эти принципы реализуются через исследование и открытия в поддерживающей и развивающей среде, которая создается на основе интересов детей. В программах Реджио Эмилии среда известна как Третий Учитель вследствие ее важности для развития и обучения.

 

Культура.

Культура влияет на то, кто все мы видим мир и людей вокруг нас. Каждый раз, когда мы заходим в кабинет, мы привносим в него нашу собственную культуру. Эта культура влияет на то, как мы мыслим и действуем. Понимание нашей собственной, индивидуальной культуры может повысить нашу уверенность в себе и способность работать с другими людьми. Культура влияет на все аспекты нашей жизни. Подумайте о том, как ваша личная история и ценности влияют на то, как вы работаете. Ожидаете ли вы, что члены семьи будут посещать все занятия и помогать вам? Ожидаете ли вы, что в определенном возрасте ребенок будет приучен к использованию горшка? Как вам кажется, в каком возрасте дети должны самостоятельно есть и одеваться? Ответы на эти вопросы могут быть навеяны вашим образованием, культурой и воспитанием.

 

Дети включаются в обучение с их уникальным бэкграундом и опытом. Знание этого бэкграунда и предпочтений ребенка закладывает основу деятельности, соответствующей развитию. Вы можете использовать эту информацию, чтобы посылать сообщение: «Ты здесь свой».

 

Темперамент.

Темперамент описывает, как ребенок взаимодействует с миром и реагирует на него. Другими словами, это его личный «стиль». И хотя темперамент полностью не описывает и не предсказывает поведение младенца или тоддлера, исследования выделили и описали следующие несколько черт темперамента: уровень активности, способность адаптации к ежедневным рутинам, способ реагирования на новую ситуацию, чувствительность к происходящему вокруг, скорость адаптации к изменениям, насколько рассеянны или настойчивы дети, когда включены в активность.

 

Эти черты могут быть сгруппированы в три типа темперамента:

1. Простой, или гибкий: эти дети обычно радостны, постоянны в привычках, связанных со сном и едой, легко адаптируются, спокойны, их не так легко расстроить.

2. Активный, или раздражительный: эти дети могут быть капризны, непостоянны в привычках, связанных со сном и едой, пугливы по отношению к новым людям и ситуациям, легко расстраиваются из-за шума или другой стимуляции, выдают интенсивные реакции.

3. Трудно переходящий, или осторожный: эти дети могут быть менее активными и часто капризными, могут сначала негативно реагировать в новых ситуациях или избегать их; однако через какое-то время они могут становиться более позитивными, когда им предоставили время освоиться с новой ситуацией или человеком.

 

Если вы знаете особенности темперамента ребенка, это помогает вам, как в построении взаимоотношений с ним, так и в планировании обучающей деятельности. Например, во время обучения осторожный ребенок может учиться, сначала осматриваясь и наблюдая за тем, как вы играете; активный ребенок может лучше учиться, вовлекаясь во все активности; ребенок с гибким темпераментом может противостоять отвлекающим сигналам и сосредоточенно удерживаться в деятельности. Когда вы планируете деятельность и виды активности, очень важно необходимым образом изменять свой привычный способ делать что-то или структурировать активность, чтобы это подходило по темпераменту ребенку.

 

Стили обучения.

Помимо темперамента, у любого младенца или тоддлера есть свой собственный стиль обучения, и этот стиль влияет на то, как они учатся. Например, младенцы часто изучают мир при помощи рта, пре-тоддлеры – при помощи рук, а тоддлеры – при помощи ног. Все дети:

- активные исследователи, они учатся через деятельность, то есть ползают, переворачиваются, бегают, стоят, смотрят, сидят, залезают и облизывают

- лучше всего приспосабливаются к игре с открытым концом, без четкого завершения, которая побуждает их к совершению собственных открытий

- сенсорные исследователи, они используют прикосновения, наблюдение, нюхают, слушают, пробуют на вкус

- зависят от своего темперамента.

 

Планирование активностей с учетом индивидуальных стилей обучения детей лучше всего способствует когнитивному развитию.

                                                      

Как вы уже знаете, очень важно подобрать подходящую обучающую деятельность для всех детей. В том числе и для детей с особыми потребностями в обучении. Всем детям нужна хорошая, подходящая по развитию обучающая программа, поддерживающая среда и заботливое отношение взрослых. Тем не менее, для некоторых детей этого недостаточно для успешного обучения. Некоторым детям нужны особые условия. Как специалисту, вам нужно спланировать эти условия, чтобы помочь каждому конкретному ребенку.

 

Изменения в среде.

Возможно, вам нужно будет изменить свой кабинет, чтобы он соответствовал нуждам некоторых детей. Если к вам ходит ребенок в инвалидном кресле, то от вас может потребоваться отрегулировать высоту столов в кабинете, чтобы этот ребенок смогу включаться в любую деятельность и активности. Также могут потребоваться изменения в том, где и на чем ребенок сидит, если ему сложно сидеть на стуле или ковре. Вам может понадобиться добавить липучки на некоторые игрушки, чтобы их проще было удерживать на месте, или ручки для паззлов, чтобы детали было удобнее брать. Также адаптации могут включать использование визуальных подсказок (например, фотографий), визуальных расписаний; обозначения на полу, чтобы детям проще было понять, где им нужно находиться; сенсорные объекты; изменения в освещении и звуках в кабинете.

 

Изменения в активностях.

Детям с особыми потребностями может быть сложно выполнять и заканчивать активности, с которыми другие дети могут легко справляться. В течение дня ребенку может потребоваться больше времени и помощи в одних активностях, и меньше – в других. Поддержка, которую вы оказываете ребенку, скорее всего, будет меняться со временем, когда он будет учиться все лучше и лучше справляться с конкретной деятельностью. Постарайтесь постепенно ослаблять поддержку, чтобы ребенок научался справляться самостоятельно.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»

Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57

E-mail: centrresurs@ gmail . com

Дата: 2019-05-28, просмотров: 214.