Предмет и метод природоресурсного права.
Природоресурсное право - правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.
Предмет ПП- совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов.
Центральное место среди них занимают ресурсные отношения.
Ресурсные отношения - отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ.
Групп отношений:
1) предшествующие ресурсным;
- с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов.
- по лицензированию ресурсопользования (выдачи лицензий).
2)отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования;
Цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче;
б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека.
3) отношения собственности на природные ресурсы;
4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием;
5) отношения, связанные с привлечением субъектов ПП к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.
Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения.
Правовое регулирование природоресурсных отношений осуществляется с использованием общеправовых и межотраслевых методов.
Общеправовые методы правового регулирования (методы запрета, императивных предписаний, возложения обязанностей и др.) используются в каждой отрасли права.
Межотраслевые методы применяются в двух и более смежных либо комплексных отраслях законодательства.
1. метод учета природного происхождения природных ресурсов и компонентов окружающей среды. Он требует, чтобы природопользователи не нарушали естественных законов саморазвития и самовосстановления природных ресурсов. Сущность этого метода проявляется в виде нормирования объемов пользования природными ресурсами, установления предельных размеров антропогенного воздействия на природные объекты.
2. обязательное использование различных видов экологического контроля за соблюдением требований законодательства о рациональном использовании и сохранении природных объектов.
Межотраслевыми методами регулирования выступают также целевое и разрешительное использование природных объектов
Подзаконные нормативные акты в области использования и охраны природных ресурсов.
Содержание права собственности на природные ресурсы.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.
Право собственности на имущество, приобретенное унитарным предприятием, государственным объединением или учреждением по договорам или иным основаниям, приобретается собственником имущества этого унитарного предприятия, государственного объединения или учреждения.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и защищаемые законом интересы других лиц.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Право собственности бессрочно.
Общее природопользование
Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав.
Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.
Временное пользование
- На срок до 10 лет;
- гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до 10 лет;
- гражданам РБ для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей – на срок до 10 лет;
- юр.л. РБ - для добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- концессионерам на основании концессионных договоров – на срок до 99 лет.
32. Аренда (субаренда) земельных участков.
Предоставляется – гр-м, ИП, юр.л. РБ, ин-м юр. л., ин-м гос-м, дип. предст-м и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям.
Находящихся в государственной собственности – гос-е органы. администрации СЭЗ.
Наход-ся в частной собственности: при сохранении их целевого назначения и с учетом ограничений. Переданных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) – запрещается до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения).
Срок:
– для ведения сельского хозяйства не менее 10 лет.
- для целей, связанных со стр-м и (или) обслуживанием кап. строений, не менее нормативного срока строительства (только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок).
- для целей, связанных с использованием переданного в аренду водного объекта - не должен превышать его срока аренды.
На находящихся в гос. собств-ти и предост-х в аренду - допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений (если это соответствует целевому назначению).
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, с расположенными на них кап.строениями и т.д. только вместе с ними.
В случае наследования несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду законными представителями наследников по согласованию с исполкомами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме.
Типовая форма договора аренды - утверждается СовМином.
Правовая охрана недр.
Основные требования по охране недр :
• полное и комплексное изучение недр
• регистрация и учет работ, связанные с использованием недр, запасов полезных ископаемых
Правовые меры охраны:
• обязанности недропользователей по безопасному ведению работ
• соблюдение порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых.
За нарушение законодательства о недрах установлены следующие виды ответственности:
1)
• административная ответственность за самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающие право … (10.1 КоАП)
• нарушение правил охраны недр (ст. 15. 2)
• нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 15. 18)
• невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых выработок и буровых скважин (ст. 15.19)
2) уголовная ответственность применяется в связи с нарушением правил охраны недр, совершенным в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 271 УК).
3) Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о недрах.
Правовая охрана вод.
Водный кодекс под правовой охраной вод понимает совокупность законных способов, направленных на сохранение, восстановление, улучшение состояния природных запасов вод и водных объектов.
Все водные объекты подлежат охране от засорения, загрязнения и истощения.
Загрязнение поступление в водный объект посторонних загрязняющих веществ, растворимых в воде или задерживаемых в воде в виде взвесей, а также микроорганизмов тепла, нарушающих состав и свойства воды (сбросы сточных вод, отходы производства, отходы животноводческих комплексов).
Засорения попадание в водные объекты посторонних, нерастворимых веществ и их накопление (сброс строительного мусора, бытовых отходов).
Истощение устойчивое уменьшение воды в водном объекте (нарушение правил забора воды из водных объектов).
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные полосы более строгий правовой режим (ограниченный режим хозяйственной деятельности):
- распашка земель;
- садоводство и огородничество;
- размещение и хранение минеральных удобрений;
- размещение баз отдыха и палаточных городков;
- строение зданий и сооружений;
- тех. обслуживание машин и транспорта;
Мониторинг лесов
Мониторинг лесов - систему регулярных наблюдений за состоянием лесов, оценки и прогноза изменения состояния лесов.
Мониторинг лесов является видом мониторинга окружающей среды и проводится в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды. Осуществляется в пунктах наблюдений государственной сети мониторинга лесов.
Порядок проведения устанавливается СовМином.
Предмет и метод природоресурсного права.
Природоресурсное право - правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.
Предмет ПП- совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов.
Центральное место среди них занимают ресурсные отношения.
Ресурсные отношения - отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ.
Групп отношений:
1) предшествующие ресурсным;
- с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов.
- по лицензированию ресурсопользования (выдачи лицензий).
2)отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования;
Цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче;
б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека.
3) отношения собственности на природные ресурсы;
4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием;
5) отношения, связанные с привлечением субъектов ПП к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.
Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения.
Правовое регулирование природоресурсных отношений осуществляется с использованием общеправовых и межотраслевых методов.
Общеправовые методы правового регулирования (методы запрета, императивных предписаний, возложения обязанностей и др.) используются в каждой отрасли права.
Межотраслевые методы применяются в двух и более смежных либо комплексных отраслях законодательства.
1. метод учета природного происхождения природных ресурсов и компонентов окружающей среды. Он требует, чтобы природопользователи не нарушали естественных законов саморазвития и самовосстановления природных ресурсов. Сущность этого метода проявляется в виде нормирования объемов пользования природными ресурсами, установления предельных размеров антропогенного воздействия на природные объекты.
2. обязательное использование различных видов экологического контроля за соблюдением требований законодательства о рациональном использовании и сохранении природных объектов.
Межотраслевыми методами регулирования выступают также целевое и разрешительное использование природных объектов
Дата: 2019-05-28, просмотров: 228.