Развитие искусственного освещения в г. Саратов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сегодня Саратов известен как «город золотых огней». Однако, как показывает история, таким он стал вследствие долгого и не всегда благополучного развития в нем искусственного освещения. Наиболее раннее упоминание об искусственном освещении, встреченное в ходе исследования, датируется 1775 годом

В то время наружное освещение не рассматривалось еще не как необходимый аспект городского благоустройства, а используется в качестве эффектного декорирования улиц в честь памятных событий.

Отношение к наружному освещению поменялось всего через 10 лет. В утилитарных, а не декоративных уже целях, в 1825 году было выписано из Москвы 200 фонарей на конопляном масле. Ими освещались подъезды присутственных мест и домов «начальствующих лиц». Стоит отметить, что фонари зажигали только в осенне-зимне-весенний период, с 15 сентября по I мая.Функциональные преимущества освещения улиц в темное время суток уже начинали осознаваться, однако в то время еще не существовало возможности качественно и круглогодично осветить город. Причиной были не только финансовые трудности, но и отсутствие необходимого оборудования. Фонари на конопляном масле светили тусклым и неровным светом, и служили скорее светящимся ориентиром, чем осветительным прибором.

Применение же декоративной функции света по-прежнему было характерно только для торжественных дней и праздников. В эти дни устраивалось дополнительное освещение с помощью глиняных плошек с зажжённым в них маслом или салом, расставленных по краям тротуаров на расстоянии около метра друг от друга. В народе это называлось «гулянием по плошкам».

Следующим шагом к совершенствованию вечерней световой среды стало появление в городе уличных керосиновых фонарей. Саратовский архивист Гусакова З. Е. относит его ко второй половине 1860-х годов. Эпоха керосинового освещения продлилась еще на несколько лет.

Дальнейшее развитие уличного освещения было заторможено несколькими годами споров властей, разделившихся на сторонников газового и электрического освещения. Стоит упомянуть, что тогда ещё ни один город России, в том числе и столицы, не имел электрического освещения.

Первый эксперимент по освещению улиц Саратова электрическим светом состоялся 19 ноября 1883. Осветили участок Большой Кострижной перед зданием Александровского училища и Скобелевской перед домом Санина.

В дальнейшем были предприняты еще несколько попыток по внедрению электрического света в город, однако к концу 1909 г. Саратов был еще плохо освещен.

В 1934 году для уличного освещения города было установлено 1708 фонарей суммарной максимальной мощностью 500 кВт при общей протяженности воздушной сети низкого напряжения – 150 км. В 1950 году число установленных светильников города достигло 3000 общей мощностью до 1500 кВт.

С начала 60-х годов в городе Саратове все больше внимания уделяется вопросам благоустройства, особенно бурное развитие и реконструкция сетей уличного освещения ведется в 70 – 80 годы. За эти годы все районы города Саратова с привлечением средств и ресурсов промышленных предприятий установили на улицах города тысячи круглых металлических опор с современными консольными светильниками с ртутными и натриевыми лампами. До начала 70-х годов на сети уличного освещения использовалось около 20 типов светильников различной модификации с лампами накаливания мощностью от 100 до 500 Ватт. С 1 мая 1978 года в городе было установлено 24000 светильников, общая протяженность сети уличного освещения составляла 729 км, в том числе 100 км кабельной сети.

В советские годы наружное освещение в историческом центре Саратова развивалось в своем утилитарном аспекте, с точки зрения функциональной необходимости.

 

Анализ места проектирования

Выбор места

 Для разработки световой дизайн-концепции необходимо было учитывать следующие характеристики при выборе места:

● Выбранное место должно быть одним из проходных мест города

● Иметь достаточно обширную площадь

● Являться одной из его визитных карточек

● Испытывать недостаток в освещенности территории или отдельных значимых объектов

 К рассмотрению были выбраны несколько территорий и объектов. подходящие под эти критерии. Так, одним из вариантов стала площадь перед консерваторией вместе с прилежащими к ней историческими памятниками. Однако, в ходе обдумывания применимой концепции к данному месту и его анализу, занимаемая им площадь оказалась недостаточной для создания полноценной дипломной работы, поэтому было решено рассматривать еще и близлежащюю территорию, а именно парк Липки. Но в связи с редким посещением лично мной этого места в течении жизни, было принято решение о смене места на более часто посещаемое и масштабное. Так выбранной территорией, отвечающая всем критериям, стала Набережная Космонавтов г. Саратова.

 

 

Анализ территории

 

Та набережная, что мы видим сейчас была спроектирована в 1959 году институтом Гипрогор, а, точнее, инженером В.С. Делиникайтесом и архитектором Э.М. Петрушенко. Точный год завершения строительства не известен, но уже в 1962 году набережную назвали в честь космонавтов.

Здесь устроены четыре яруса на участке от Обуховского до Бабушкиного взвоза, и два — до улицы Московской . На четвёртом, самом верхнем, ярусе установлено несколько скамеек и пару смотровых площадок. Этот ярус граничит с домами, выстроенными в духе сталинского ампира, где устроены жилые квартиры, а первые этажи арендуются заведениями и  банками.

Третий ярус Набережной Космонавтов представляет собой аллею со скамейками, газонами, игровой зоной для детей и площадкой со спортивным оборудованием. Здесь же несколько лет назад был установлен памятник «Одноклассники»:

Второй ярус Набережной Космонавтов похож на третий, но здесь уже гораздо меньше деревьев. На этом участке установлены памятники Алексею Шибаеву и Юрию Гагарину.

И, первый, самый нижний ярус. От второго он отделен высокой стеной, на которой располагаются звёзды, посвященные известным саратовчанам.

Часть первого яруса(в сторону моста) занята кафе, которые работают, в основном в тёплое время года. Дальше, так же в сторону моста, первый и второй яруса занимает здание Речного вокзала, где давно уже нет самого вокзала, зато есть кафе, офисы и магазин.

Значительная часть первого яруса составляют голубые парапеты, вдоль которых устроены пешеходная зона и велодорожки, по которым катаются роллеры, скейтеры, велосипедисты и бегают дети. В летнее время здесь часто можно увидеть рыбаков и свадебные церемонии.

Так называемая “старая” набережная заканчивается ротондой и памятником влюблённым. Он был открыт в 2000 году и теперь во время бракосочетания есть сложившаяся традиция в виде привязывания свадебных ленточек к скульптуре в знак вечной любви. Неподалёку на Крещение устраивают прорубь для верующих и “моржей”.

 

Новая набережная представляет собой двуярусную территорию, переходящую в одноярусную прямую, идущую вплоть до ротонды.
Новая часть набережной не отличается обилием растительности, а также развитой инфраструктурой. На всей ее протяженности имеются посадки молодых хвойных деревьев и газонов,а также лавочки для отдыха. Помимо вышеуказанного, новая набережная обладает велодорожками, скейтерско-роллейской и спортивными площадками для занятий спортом и проведения активного времяпровождения.

 

Что касается освещения, то набережная освещена ярусами, верхний и средний старой части набережной освещены высоки мачтами с натриевыми лампами, нижний – торшерами так же теплого света. Есть, однако, участки где фонари не работают вовсе, а поскольку расположены они довольно далеко друг от друга, то пространства под ними погружены во тьму, как например на самом верхнем ярусе, где проходит автомобильная дорога и располагаются подъезды жилых домов. Новая же часть набережной полностью освещается фонарями теплого света на всей ее протяженности.

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.