Законотворческий процесс в РФ СБ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц или непосредственно народа по разработке и изданию, изменению или отмене нормативного правового акта.

Законотворчество – это вид государственной деятельности, посредством которого воля государства выражается в конкретном законе.

Законотворческий процесс непосредственно как деятельность осуществляется законодательным органом - парламентом или главой государства. В определенных случаях в законодательном процессе может участвовать правительство, а иногда, в редких случаях, он осуществляется посредством особой процедуры - референдума.
 Можно выделить четыре основные стадии этого процесса:
1) законодательная инициатива, т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
2) обсуждение (рассмотрение) законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
 3) принятие законопроекта (путем голосования депутатов парламента);

4) утверждение законопроекта (принятые парламентом законы направляются главе государства (президенту), который может наложить на них вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу;
5) опубликование закона (санкционирование, промульгация; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.
 Законодательная инициатива.
Право вносить на рассмотрение Государственной Думой проекты законов называют правом законодательной инициативы.

Между законопроектом и законопредложением существуют различия. Под законопроектом подразумевается текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.); законопредложение же имеет целью лишь идею или концепцию будущего закона.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом законодательной инициативы обладают:

· Президент РФ;

· Совет Федерации РФ; члены Совета Федерации;

· Депутаты ГД;

· Правительство РФ;

· Законодательные органы субъектов РФ;

· Конституционный Суд;

· Высший Арбитражный Суд;

· Верховный Суд РФ;

Гражданин не имеет права законодательной инициативы. Граждане могут обратиться к депутату, а депутат может реализовать пожелания своих избирателей.

4. Обсуждение законопроекта
Обсуждение законопроекта - это работа над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах (комиссиях).  Рассматривается в три этапа, их называют чтениями. Как правило, закон принимается в трех чтениях.  

Смысл первого чтения заключается в том, чтобы решить необходимо ли принятие конкретного закона вообще. Во время первого чтения депутаты вносят предложения или замечания по проекту закона. Затем законопроект дорабатывается с учетом всех высказанных замечаний и предложений.

Доработанный текст законопроекта передают на второе чтение, во время которого подробно обсуждают каждую статью, каждый пункт законопроекта, а также каждую поправку к ним, внесенную во время первого чтения.

Последним этапом принятия законопроекта является третье чтение. На этом этапе депутаты должны проголосовать «за» или «против» принятия законопроекта в целом.

Федеральный закон считается принятым в том случае, если за его принятие проголосует большинство от общего числа депутатов ГД.

4. Принятие закона
1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты,  либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 Совет Федерации не обязан рассматривать все без исключения законы. Право решать вопрос о том, какой закон будет рассмотрен членами Совета Федерации, а какой нет принадлежит самому Совету Федерации. Однако Конституция РФ перечисляет те законы, которые Совет Федерации обязан рассмотреть (ст. 106).

5. Промульгация и опубликование закона
Понятие "подписание" или "промульгация». Промульгация - это официальное провозглашение закона, принятого парламентом. Она означает санкционирование закона главой государства в установленные конституцией сроки, а также опубликование закона в официальном вестнике («Собрание законодательства РФ» и «Российская газета»). Опубликование - это напечатание текста закона в установленном официальном издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона. Устанавливается срок вступления закона в силу (введения в действие), который определяется датой опубликования закона. Нельзя вводить закон в действие с момента его подписания (кроме законов, обращенных к государственным органам и не затрагивающих интересы, права и свободы человека и гражданина).

Ст. 15 Конституции – не опубликованные законы не применяются.
















Гражданство РФ СБ

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством. Одновременно оно может рассматриваться и как правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с юридическими фактами (рождение на территории государства, обращение с просьбой о приеме в гражданство, приобретение второго гражданства, выход из гражданства). Только граждане обладают всеми правами и обязанностями, предусмотренными в законодательстве страны.

Принципы гражданства:

Принципа неограниченности (ограничения в правах запрещены);

Принцип неотъемлемости гражданства (не может быть лишен, выслан, выдан другому гос-ву);

Принцип сохранения гражданами России, проживающими за её пределами;

Принцип единого гражданства (на всей территории всех субъектов);

Принцип равного гражданства.

Приобретение гражданства по рождению:

В основе предоставления гражданства по рождению лежат два принципа: права крови и права почвы. Принцип права крови означает, что ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Принцип права почвы предполагает, ЧТО РЕБЕНОК ПРИОБРЕТАЕТ гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства своих родителей.

В законодательстве большинства государств закрепляются оба принципа. В соответствии с Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации, ребенок приобретает гражданство нашей страны независимо от места рождения, если оба родителя или единственный родитель являются гражданами России (принцип права крови). Вместе с тем гражданином России становится и тот ребенок, который находится на территории нашей страны, если его родители неизвестны и не объявились в течение шести месяцев после его обнаружения (принцип права почвы). Гражданство лиц, не достигших 14 лет определяется по гражданству родителей. То есть при изменении гражданства родителей, изменится и гражданство детей. У детей в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать согласие.

Другие основания приобретения гражданства:

  • Прием в гражданство
  • Восстановление в гражданстве
  • Выбор гражданства при изменении Государственной границы РФ (оптация).

Дата: 2019-05-28, просмотров: 378.