Результаты изучения учебного предмета Биология 5-9 классы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов:

 1.11.1. Личностные результаты:

· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

· знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

· реализация установок здорового образа жизни;

· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;

· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в

группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и

экономических особенностей;                                                                      

· развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

· Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

1.11.2. Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

· умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

· умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

· смысловое чтение;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Познавательные УУД:

· умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

· умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

· умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты о объяснять полученные результаты;

· умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

· умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

· умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

· умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные УУД:

· уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;

· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

· осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;

· умение применять полученные знания в практической деятельности;

· умение эстетически воспринимать объекты природы;

· определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;

· умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

        Регулятивные УУД:

· умение организовывать свою учебную деятельность: определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

· умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

· умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

· владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

· умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

· умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

· умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

1.11.3. Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

- осуществлять элементарные биологические исследования;

- перечислять свойства живого;

- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

- определять роль в природе различных групп организмов;

- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

- составлять элементарные пищевые цепи;

- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;

- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- выделять признаки биологических объектов (отличительные признаки                                                      

живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессы

жизнедеятельности (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);

- приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер

профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами,

 инфекционных и простудных заболеваний;

- классифицировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различать на таблицах части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, съедобные и ядовитые грибы;

- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей;

- овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
 В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями

- освоение приемов оказания первой помощи при инфекционных заболеваниях.

 В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.











Планируемые результаты изучения курса биологии

Учащиеся должны знать/понимать:

· строение и функции клеток;

· сведения о таксономических единицах;

· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека;

· охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

и уметь:

· пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

· вести наблюдения и ставить простейшие опыты;

· соблюдать правила поведения в природе;

· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности.

 

Содержание учебного курса биологии

     2.1. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса биологии в УМК В.В. Пасечника сконструировано следующим образом:

1. Бактерии, грибы, растения (5 класс);

2. Многообразие покрытосеменных растений (6 класс);

3. Животные (7 класс);

4. Человек (8 класс);

5. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание учебников нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.

 2.2. Тематическое планирование

№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов Лабораторные, работы  Проверочные  работы
1 Введение 7 0  1
2 Клеточное строение организмов 6 5  1
3 Царство Бактерии 2 0  0
4 Царство Грибы 5 3  1
5 Царство Растения 9 5  1
6 Обобщение и систематизация знаний 1 0  1
  Резерв 4 ч.    
  Итого 34 ч. 13  5

Введение (7 ч)

Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние явления в жизни растений»

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.