Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов:
1.11.1. Личностные результаты:
· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
· осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
· знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
· оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
· знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
· реализация установок здорового образа жизни;
· формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к живым объектам;
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
· развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
1.11.2. Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
· умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
· смысловое чтение;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Познавательные УУД:
· умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
· умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
· умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты о объяснять полученные результаты;
· умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
· умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
· умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
· умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД:
· уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и со сверстниками;
· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
· умение применять полученные знания в практической деятельности;
· умение эстетически воспринимать объекты природы;
· определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
· умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД:
· умение организовывать свою учебную деятельность: определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
· умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
· умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
· владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
· умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
1.11.3. Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);
- сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растений и животных;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- выделять признаки биологических объектов (отличительные признаки
живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессы
жизнедеятельности (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
- приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер
профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами,
инфекционных и простудных заболеваний;
- классифицировать — определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различать на таблицах части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, съедобные и ядовитые грибы;
- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей;
- овладеть методами биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить биологические эксперименты и объяснять их результаты.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями
- освоение приемов оказания первой помощи при инфекционных заболеваниях.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемые результаты изучения курса биологии
Учащиеся должны знать/понимать:
· строение и функции клеток;
· сведения о таксономических единицах;
· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека;
· охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
и уметь:
· пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
· вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
· соблюдать правила поведения в природе;
· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности.
Содержание учебного курса биологии
2.1. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Учебное содержание курса биологии в УМК В.В. Пасечника сконструировано следующим образом:
1. Бактерии, грибы, растения (5 класс);
2. Многообразие покрытосеменных растений (6 класс);
3. Животные (7 класс);
4. Человек (8 класс);
5. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебников нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нем процессов и взаимодействия с окружающей средой.
2.2. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Лабораторные, работы | Проверочные работы |
1 | Введение | 7 | 0 | 1 |
2 | Клеточное строение организмов | 6 | 5 | 1 |
3 | Царство Бактерии | 2 | 0 | 0 |
4 | Царство Грибы | 5 | 3 | 1 |
5 | Царство Растения | 9 | 5 | 1 |
6 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | 0 | 1 |
Резерв | 4 ч. | |||
Итого | 34 ч. | 13 | 5 |
Введение (7 ч)
Биология— наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Осенние явления в жизни растений»
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.